Становление и развитие блогосферы в российском сегменте рынка Интернета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 06:05, курсовая работа

Описание работы

Специфика современного информационного общества заключается в том, что подавляющее количество свободного и рабочего времени затрачивается на производство и потребление знаний и информации. Одним из важнейших источников информации сегодня является Интернет, а в рамках интернет-пространства блогосфера. Выполняя функцию источника информации, блогосфера является определенной субкультурой и социальной сетью, представляя собой важную социальную среду.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
РОЛЬ ИНФОРМАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ МЕДИАСООБЩЕСТВЕ
СТАНОВЛЕНИЕ и РАЗВИТИЕ БЛОГОСФЕРЫ
Текущий уровень развития социальных сетей и блогосферы в российском сегменте Интернета
БЛОГОСФЕРА КАК СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИКИ.
ЧИНОВНИКИ И БЛОГОСФЕРА
ОППОЗИЦИОННОЕ ДВИЖЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ БЛОГОСФЕРЕ. КРЕМЛЕВСКИЙ ОТВЕТ БЛОГГЕРАМ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Файлы: 1 файл

курсовая(2).doc

— 4.11 Мб (Скачать файл)

 
Третье место по упоминаемости в российских СМИ принадлежит оппозиционному политику, лидеру «Солидарности» Борису Немцову (12 270 упоминаний), чья персона популярна у прессы, чуть более, чем Ксения Собчак, находящаяся на четвертой позиции рейтинга (11 549 упоминаний). Замыкает ТОП-5 еще один лидер движения «Солидарность» Илья Яшин – 8 912 упоминаний в российских СМИ с января 2012 года. Далее в рейтинге расположились такие оппозиционеры, как Эдуард Лимонов, Илья Пономарев, Владимир Рыжков, Геннадий и Дмитрий Гудковы, Юрий Шевчук и т.д.

 

 

Блогосфера, ставшая в  свое время питательной средой для  виртуального гражданского протеста, давно вылившегося в протест  реальный, сейчас, по-прежнему, остается главным рупором лидеров оппозиции  и гражданских активистов. Жаркие баталии происходят не только на центральных площадях городов, в теле-эфире или на страницах прессы. На площадках социальных медиа ведутся не менее эмоциональные словесные поединки. Появляясь в Интернет-пространстве громкие заявления лидеров протестного движения, комментарии по происходящему или иллюстрации текущих событий моментально отслеживаются и тиражируются традиционными СМИ.  

Рейтинг самых цитируемых в СМИ блогов, которые ведут активисты протестного движения. 

Место в рейтинге упоминаемости в СМИ

Место в рейтинге цитируемости блога

Персона

Количество цитат материалов блога в СМИ

2

1

Алексей Навальный

2980

1

2

Сергей Удальцов

1760

4

3

Ксения Собчак

1410

7

4

Илья Пономарев

510

5

5

Илья Яшин

489

12

6

Дмитрий Гудков

440

15

7

Ольга Романова

320

11

8

Сергей Митрохин

296

16

9

Евгения Чирикова

291

6

10

Эдуард Лимонов

210

3

11

Борис Немцов

110

8

12

Владимир Рыжков

90

10

13

Геннадий Гудков

74

20

14

Оксана Дмитриева

55

14

15

Михаил Касьянов

40

13

16

Борис Акунин

20

19

17

Олег Козловский

15

17

18

Дмитрий Быков

10

18

19

Леонид Парфенов

5

9

20

Юрий Шевчук

1


* В рейтинге учитывались процитированные СМИ сообщения персоны в Твиттере, персональном блоге, ЖЖ, Facebook и т.д.

Несмотря на бо́льший интерес прессы к деятельности Сергея Удальцова, лидерство по цитируемости материалов блога в СМИ, тем не менее, за Алексеем Навальным. Первое место в рейтинге самых цитируемых прессой блогеров, в первой половине 2012 года, принадлежит непримиримому борцу с коррупцией Алексею Навальному – почти 3 000 цитат. Блог Сергея Удальцова традиционные СМИ цитировали почти в два раза реже - около 1 760 раз, ему принадлежит вторая позиция в рейтинге.  
Третье место за Ксенией Собчак. Пресса не только много и с удовольствием пишет о ней, но и цитирует записи ее блога и Твиттера – около 1500 раз. Четвертая и пятая позиции принадлежат, соответственно, Илье Пономареву (510 цитат) и Илье Яшину (490 цитат в СМИ).  
Надо отметить, что не все Интернет-дневники известных персон пользуются популярностью. Например, занявший третью позицию в рейтинге упоминаемости в СМИ Борис Немцов по цитируемости материалов блога не вошел в десятку и занимает 11 место.  
Интернет-реплики Дмитрия Гудкова, Ольги Романовой, Сергея Митрохина, Евгении Чириковой напротив, вызвавшие интерес у прессы позволили им подняться в рейтиге и войдя в топ-10 занять, соответственно, 6, 7, 8 и 9 места.

Однако, несмотря на достаточно высокий интерес СМИ к лидерам  оппозиции и их активность в блогосфере они, все еще мало известны гражданам  своей страны за пределами ее столицы. Так по данным, недавно опубликованного опроса Фонда "Общественное мнение", лидеры упоминаемости в СМИ Удальцов и Навальный не известны почти 65 % граждан различных регионов России, а широко известна лишь Ксения Собчак - о ней не слышали только 8 % респондентов опроса ФОМ в регионах. Возможно, запланированные летние агитационные поездки оргкомитета «Марша миллионов -3», намеченного на осень 2012, послужат исправлению подобного казуса. 

 

Место в рейтинге упоминаемости в СМИ

Место в рейтинге цитируемости блога

Персона

Данные ФОМ. Респонденты не знают персону, %

3

4

Ксения Собчак

8

11

3

Борис Немцов

24

19

18

Леонид Парфенов

34

20

9

Юрий Шевчук

42

10

6

Эдуард Лимонов

53

16

13

Борис Акунин

59

1

2

Алексей Навальный

64

2

1

Сергей Удальцов

65

5

5

Илья Яшин

69

14

20

Оксана Дмитриева

74

13

10

Геннадий Гудков

76

18

17

Дмитрий Быков

79

9

16

Евгения Чирикова

79

6

12

Дмитрий Гудков

79

17

19

Олег Козловский

Нет данных

15

14

Михаил Касьянов

Нет данных

12

8

Владимир Рыжков

Нет данных

8

11

Сергей Митрохин

Нет данных

7

15

Ольга Романова

Нет данных

4

7

Илья Пономарев

Нет данных


Низкий уровень известности  многих из лидеров оппозиции и  гражданских активистов именно в  регионах, в первую очередь, связан с отсутствием в повестке столичных митингов и шествий социального аспекта и предложений по решению конкретных «земных» проблем, что делает протестное движение отстраненным и мало интересным для подавляющего большинства населения российских регионов.  
Оппозиции необходимы не только новые протестные формы, ориентированные на региональный менталитет, но и целевое «вхождение в народ», как силы контролирующей власть, в тех вопросах, которые реально волнуют людей. Социальные инициативы и «истории успеха» в борьбе за интересы граждан могут принести оппозиционному движению, не только популярность, но и реальную поддержку масс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кремлевский ответ блогГерам

 

Российское интернет-пространство выглядит достаточно свободным по сравнению  с китайским, где правительство  блокирует доступ к Facebook, Twitter и независимым сайтам. Блогосфера и социальные сети много лет пользовались неприкосновенностью: власти просто не замечали «Живого Журнала» и социальных сетей. Только в конце 2000-х Кремль предпринял первые попытки поработать в блогосфере, хотя созданием сетевых СМИ занимается с 2000 года. Арабские революции, свергнувшие несколько режимов на Ближнем Востоке, окончательно разбудили Кремль и силовиков, которые начали воспринимать социальные сети как главный инструмент в организации протестов.

Силовики начали формулировать  свою стратегию в блогосфере и  социальных сетях сразу после  «арабской весны», но так и не успели ничего придумать до начала декабрьских протестов в Москве. Привыкшие противостоять традиционным угрозам, они растерялись, натолкнувшись на отсутствие единого центра организации протестной деятельности в соцсетях и нежелание сетевых бизнесменов выполнять нелепые приказы, подрывающие их бизнес.

В августе 2011 года на неформальном саммите ОДКБ (Организации Договора о коллективной безопасности) в Астане, на котором был и Дмитрий Медведев, главной темой стали революции на Ближнем Востоке и роль социальных сетей. Насколько известно, на саммите ОДКБ даже был принят специальный документ, который признал опасность использования социальных медиа для организации протестов в России.

14 сентября 2011 года генпрокурор  Юрий Чайка заявил на заседании  Координационного совета генпрокуроров  СНГ в Минске, что необходимо  установить контроль над социальными  сетями в интернете. Правда, Чайка  сослался не на арабские революции, а на погромы в Лондоне.

 

Однако ни к декабрю, когда в Москве начались массовые протесты, ни к весне, когда волна  митингов продолжилась, никакой стратегии  ОДКБ и Генеральная прокуратура  придумать и внедрить не успели.

На какие методы в отношении соцсетей способны спецслужбы, стало понятно уже в разгар протестов: накануне акции на Болотной площади 10 декабря ФСБ прислала письмо создателю социальной сети "ВКонтакте" Павлу Дурову с требованием закрыть группы, призывающие выходить на митинги. Дуров отказался. На следующий день прокуратура Санкт-Петербурга вызвала Дурова для дачи объяснений. Дуров не пришел, дело получило огласку, и дальнейшего развития история не получила.

27 марта 2012 года первый  замдиректора ФСБ Сергей Смирнов  на встрече Региональной антитеррористической структуры ШОС в Ташкенте тоже сделал громкое заявление о том, как западные спецслужбы используют блогосферу для свержения политических режимов, и что ФСБ собирается «очистить» интернет-пространство от их воздействия, но вновь оговорился, что меры противодействия надо еще наметить, так как они «еще не выработаны».

Между тем, отсутствие четко  сформулированной стратегии не означает, что в критической ситуации силовики не прибегнут к блокированию доступа  к сервисам, которые, по их мнению, могут представлять угрозу политическому режиму.

Стратегия Администрации  президента

Администрация президента хотя и раньше, чем силовики, разглядела возможности блогосферы и социальных сетей, но активно там cтала действовать  с большим опозданием. Опрошенные нами эксперты, среди которых Глеб Павловский, бывший руководитель Фонда эффективной политики (ФЭП), обслуживавший Кремль, Марина Литвинович, курировавшая до 2002 года направление блогов в ФЭП, а сейчас главный редактор агрегатора блогов BestToday, Антон Носик, медиадиректор компании SUP Media, которая отвечает за самый популярный в России сервис блогов «Живой журнал», — сходятся в том, что Кремль заинтересовался блогосферой не раньше 2007 года.

По мнению Антона Носика, который участвовал в интернет-проектах Кремля еще в 1999 году, изначально власть предполагала, что в Сети будет иметь дело только с юридическими лицами, владеющими сайтами и СМИ, и «блогосфера как фактор не была учтена». Кремль надеялся тогда на то, что с помощью давления на главных редакторов интернет-СМИ сможет решить любые проблемы с неправильным освещением событий. Такая тактика успешно применялась к традиционным СМИ. Кроме того, при финансовой поддержке Кремля были созданы несколько интернет-медиа, такие как Strana.ru и Vesti.ru, которые должны были формировать общественное мнение в Сети.

Вскоре выяснилось, что  эта схема не работает, а финансируемые  государством интернет-СМИ проигрывают  по аудитории и влиятельности  независимым медиа и ньюс-агрегаторам, таким как gazeta.ru и newsru.com. (Определенную роль сыграло то, что прокремлевские сетевые медиа создавали интернет-активисты без опыта работы в большой прессе, а в независимых онлайн-изданиях собрались профессиональные журналисты, вытесненные из традиционных СМИ под давлением Кремля.)

В конце 2000-х Администрация  президента вплотную занялась «Живым журналом» и социальными сетями. И оппозиция, и те, кто тогда  работал на власть, подтверждают, что  с самого начала куратором политики Кремля в этой сфере был Владислав  Сурков, тогда занимавший пост первого заместителя главы президентской администрации. Для борьбы за общественное мнение в Сети решили обратиться к простому и примитивному методу.

Его суть — агрессивное  вторжение на дискуссионные площадки, где выступают либеральные комментаторы, использование ненормативной и грязной лексики, личных оскорблений и угроз с целью запугать участников и даже полностью уничтожить площадку. Ставка делалась на то, что на форум, где используются такие методы дискуссии, уважающие себя люди просто перестанут приходить.

Для реализации этой стратегии  были задействованы ресурсы, имеющиеся  в распоряжении: сотрудники Росмолодежи, активисты движения «Наши» и других прокремлевских молодежных организаций, изначально созданных для противодействия  распространению оппозиционных идей, а также подконтрольные политтехнологи и интернет-подрядчики.

До сих пор не ясно, был ли такой способ изначально избран Кремлем, а потом для реализации этой идеи привлечены соответствующие  активисты или качество человеческого  ресурса, который был в распоряжении прокремлевских движений (в основном малообразованная молодежь из провинции) определило выбор стратегии.

В любом случае, этот подход не является исключительно российским изобретением. Так считает Итан Цукерман, директор Центра гражданских СМИ Массачусетского технологического университета (Center for Civic Media, MIT): «Такой подход включает попытки повлиять на кибер-пространство, поощряя активность в онлайн таких групп, как «Наши», и заставляя замолчать другие голоса с помощью DDoS-атак. Я не могу сказать, что это уникальное российское явление — в Китае The 50 Cent Party, группа хакеров, которые получают плату за то, что постят проправительственные сообщения, заняты тем же. Кроме того, Сирия и Бахрейн, кажется, используют тот же подход в Twitter, атакуя международных комментаторов. Однако техника запугивания в Сети очень хорошо разработана в России».

Варварским набегам  троллей подвергались «Живые журналы» многих оппозиционных блогеров, например, борца с коррупцией Алексея Навального, журналиста Андрея Мальгина и политолога Владимира Прибыловского. Одновременно аккаунты многих оппозиционеров и либерально настроенных пользователей взламывались, в большинстве случаев с использованием технологии фишинга.

Жертвы утверждали, что  за атаками стоит Кремль, но чаще всего установить виновников не удавалось, поскольку действовали они анонимно через сети фальшивых аккаунтов, задействуя программы-боты, автоматически рассылающие спам и оскорбления.

Информация о работе Становление и развитие блогосферы в российском сегменте рынка Интернета