Идентичность в контексте неформального компьютерного дискурса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 16:13, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования состоит в анализе и исследовании роли идентичности в контексте неформального компьютерно-опосредованного дискурса.

Задачи исследования
Дать определение понятиям “дискурс”, “компьютерный дискурс”, “компьютерная коммуникация”, “идентичность”.
Описать и проанализировать конструирование идентичности в интернет-дискурсе.
Исследовать причины создания новых идентичностей пользователями Интернета.

Работа изложена на 28 листах.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3

ГЛАВА 1. Идентичность в интернет-дискурсе…………………………. …4-14
Определение дискурса …………………………………………..4-5
Компьютерный дискурс и компьютерная коммуникация……6-8

Выводы по главе 1……………………………………………………………15-16



ГЛАВА 2. Анализ влияния гендерной и возрастной принадлежности на различные аспекты интернет-коммуникации и конструирования идентичностей среди подростков.……………………………………….….17-24

2.1. Описание исследования……………………………………...17-18

2.2.Анализ результатов исследования………………………..….19-23

Выводы по главе 2……………………………………………………………….24

Заключение……………………………………………………………………….25

Библиографический список…………………………………………………26-27

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 56.35 Кб (Скачать файл)
y">     И.С. Кон раскрыл сложность проблемы идентичности в диалектике «Я» и «маски». Ее исходный пункт – полное, абсолютное различение: «маска» – это не «Я», а нечто, не имеющее ко мне отношения. «Маску» одевают, чтобы скрыться, обрести анонимность, присвоить себе чужое, несвое обличье. «Маска» освобождает от соображений престижа, социальных условностей и обязанности соответствовать ожиданиям окружающих. Предполагается, что «маску» так же легко снять, как надеть. Однако разница между внешним и внутренним относительна. «Навязанный» стиль поведения закрепляется, становится привычным [Кон 1984].

     Если  в новое время проблема идентичности сводилась к тому, чтобы построить  и затем охранять и поддерживать собственную целостность, то в современном  мире не менее важно избежать устойчивой фиксации на какой-то одной идентичности и сохранить свободу выбора и  открытость новому опыту. Как заметил  великий русский историк В.О.Ключевский, «твердость убеждений – чаще инерция  мысли, чем последовательность мышления» [Ключевский 1968]. Но если раньше психологическая ригидность (жесткость) нередко помогала социальному выживанию, то теперь она чаще ему вредит. Самоидентичность все больше воспринимается сегодня не как некая твердая, раз и навсегда сформированная данность, а как незаконченный развивающийся проект [Гидденс 2002]. В условиях быстро меняющегося социума и растущей продолжительности жизни личность просто не может не самообновляться, и это не катастрофа, а закономерный социальный процесс, которому соответствует новая философия времени и самой жизни.

     Таким образом, идентичностью можно считать осознание личностью своей принадлежности к той или иной социально-личностной позиции в рамках социальных ролей. Определить собственную идентичность требуют от человека условия его внешней жизни. Идентифицируя самого себя и других, человек опирается на уже сложившееся знание.  

     1.4 Влияние Интернет-коммуникации на идентичность пользователей.

     Данные  психологических исследований Интернет-коммуникации позволяют рассматривать Интернет как среду скорее социальную, чем  безлично-информационную. И. Шабшин писал, что особенности Интернет-коммуникации (неопределенность, анонимность, безопасность, невидимость субъекта, значительное разнообразие сред общения и деятельности) позволяют говорить об Интернете как о среде, в которой большинство социальных ситуаций являются «слабыми» - такими, в которых поведение определяется в большей степени личностными, чем ситуационными переменными. Эти особенности Интернета делают его благоприятной средой для исследования личностных детерминант поведения в неопределенной среде [Шабшин 2005].

     Само  создание виртуальной личности обеспечивается возможностью "убежать из собственного тела" - как от внешнего облика, так  и от индикаторов статуса во внешнем  облике, и, следовательно, от ряда оснований  социальной категоризации: пола, возраста, социально-экономического статуса, этнической принадлежности и т.п. В виртуальности  тело полностью освобождается от физического и входит в среду символического. Соответственно, считается, что именно возможность максимального самовыражения вплоть до неузнаваемого самоизменения является одной из распространенных причин виртуальной коммуникации у наиболее активных ее участников [Шабшин 2005].

     Возникают следующие вопросы:

     1. Какие характеристики личности (реальной) ведут к тому, что человек в  сетевой коммуникации начинает  конструировать непохожие на  него виртуальные личности (иногда не одну, а несколько);

     2. Почему виртуальная личность  наделяется определенными свойствами.

     J. Suler говорил о том, что анализ соотношения особенностей "виртуальной личности" и характеристик Я-концепции и личности пользователя отражает целый спектр возможных мотиваций ее создания:

     - она может представлять собой  реализацию "идеального Я";

     - "виртуальная личность" может  создаваться с целью реализации  свойственных личности агрессивных  тенденций, не реализуемых в  реальном социальном окружении,  поскольку это социально нежелательно  или небезопасно;

     - создание "виртуальной личности" может отражать желание контроля  над собой у пользователей  с наличием ярко выраженных  деструктивных желаний; 

     - "виртуальная личность" может  создаваться для того, чтобы произвести  определенное впечатление на  окружающих, причем в этом случае  она может соответствовать существующим  нормам или, наоборот, противоречить  им;

  1. - "виртуальная личность" может отражать желание власти

    [Suler 1997].

     Фриндте и Келер сделали следующие  предположения. Люди, конструирующие виртуальные личности, либо имеют большое количество референтных групп, из которых они могут свободно выйти (то есть, обладают широкой социальной идентичностью), либо же в их идентичности социальная идентичности вообще не является преобладающим аспектом, и позитивная идентичность в целом поддерживается за счет позитивной личной идентичности. Для людей, которые не склонны конструировать виртуальные личности, может быть характерна высокая степень социальной ригидности и преобладание в идентичности в целом социальной идентичности [Фриндте, Келер 2000].

     Конструирование виртуальных личностей может  носить возрастной характер и быть связана с самоопределением. Многие авторы отмечают существование кризиса идентичности в подростковом возрасте, когда собственное "Я" представляется подростку размытым. При этом виртуальные личности могут выполнять функцию самоопределения [Собкин 2000]. У Келли существует также точка зрения, согласно которой конструирование виртуальных личностей в Интернете - отражение изменений структуры идентичности человека (тенденция к множественности идентичности в реальной жизни), которое является отражением социальных изменений [Kelly, 1997].

     И. Шабшин называет причиной создания пользователями "виртуальных личностей" получение некоего нового опыта как самоценное стремление, как собственно "поиск". (Именно в этом контексте наиболее часто употребляется определение данного вида поведения в Сети как "игры с идентичностью") [Шабшин 2005].

     Более конкретно, можно выделить следующие  проблемы. Во-первых, соотношения "виртуального Я" (т. е. "Я", которое человек использует в телекоммуникации) с реальным и идеальным "Я" этого же человека. Так, например, виртуальная личность подростка (она же - самопрезентация в Интернете) более раскованна, является более эпатирующей и менее социально желательной по сравнению с реальным, и тем более, по сравнению с идеальным "Я".

     Очевидно, что для того, что бы конструировать виртуальные личности, нужно не только быть в принципе способным видеть себя как потенциального исполнителя  различных ролей, но и хотеть исполнять  эти роли. Можно предположить, что  желание конструировать виртуальные  личности может быть связано с  тем, что реальность не предоставляет  возможностей для реализации различных  аспектов "Я", или же, что действительность может быть слишком "ролевой", слишком нормативной. Это порождает у человека желание преодолеть нормативность, что ведет к конструированию ненормативных виртуальных личностей. В частности, это может проявляться в конструировании виртуальных личностей другого пола, нежели их обладатель, или вообще бесполых. В реальном обществе существуют определенные нормы, которые предписывают человеку определенного пола соответствующее этому полу поведение. В виртуальном обществе человек может быть избавлен от того, чтобы демонстрировать социально желательное для своего пола поведение, презентировавшись в сети как лицо противоположного пола. То есть, если реальное общество ограничивает возможности самореализации человека, у него появляется мотивация выхода в сеть и конструирования виртуальных личностей. Если же человек полностью реализует все аспекты своего Я в реальном общении, мотивация конструирования виртуальных личностей у него, скорее всего, отсутствует. В описанном случае общение в Интернете носит характер дополнения к основному общению. Но оно может иметь и компенсаторный, замещающий характер. Это происходит в случае формирования Интернет-зависимости (Internet-addiction). 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Выводы по главе 1

     Подытоживая все вышесказанное, заметим, что  сегодня объективный переход  от индустриального общества к информационному субъективно представлен в определенной "разорванности" двух разных миров: реального социального бытия и бытия информационного. Первый, социальный мир, традиционно относительно жестко объектен и структурирован, он исходно задает человеку достаточно определенные рамки для самокатегоризации, ограничивая его как социальный объект (границами пола, возраста, национальности, профессиональной принадлежности и пр.). Второй же - информационный - принципиально безграничен, и, следовательно, необходимым условием существования в нем является решение задачи самоопределения, поиска идентичности. В нем установление "границ Я" возможно двумя путями: через перенос в виртуальное пространство уже известных и наработанных в социальном мире символов (пола, возраста и пр.), то есть через виртуальную реконструкцию социальной идентичности; 
через осмысление ценностных ориентиров своей деятельности, через формирование себя в виртуальном пространстве как активного субъекта, т.е. через виртуальную реконструкцию персональной идентичности. Решение именно этой двойной задачи и позволяет человеку стать субъектом не только социального, но и информационного мира. Таким образом, распространение культуры виртуальной реальности заставляет современное общество все более и более структурироваться вокруг противостояния сетевых систем (net) и личности (self) (Castells M., 1998), что в определенном смысле отражает противостояние процессов самопрезентации и идентичности.

     Данные  психологических исследований Интернет-коммуникации позволяют рассматривать Интернет как среду скорее социальную, чем  безлично-информационную. Особенности  Интернет-коммуникации (неопределенность, анонимность, безопасность, невидимость  субъекта, значительное разнообразие сред общения и деятельности) позволяют  говорить об Интернете как о среде, в которой большинство социальных ситуаций являются "слабыми" - такими, в которых поведение определяется в большей степени личностными, чем ситуационными переменными. Эти особенности Интернета делают его благоприятной средой для исследования личностных детерминант поведения в неопределенной среде. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Анализ влияния гендерной и возрастной принадлежности на различные аспекты интернет-коммуникации и конструирования идентичностей среди подростков.

     2.1 Описание исследования

     В своём исследовании я попыталась изучить влияние гендерной и  возрастной принадлежности на конструирование  новых идентичностей подростками в Интернет-среде.

     В качестве метода исследования я выбрала  анкетирование, а так же методику Куна “Кто Я”. Объектами исследования стали случайные интернет-пользователи.

     Пользователям в количестве 30 человек возрастом от 14 до 19 лет был предложен ряд вопросов, анонимность обеспечила высокую степень откровенности и правдивости ответов. Респондентам были предложены вопросы о их поле, возрасте, стаже и причинах пользования интернетом, конструировании новых идентичностей и причин для данного конструирования.

     Методика  “Кто Я”, разработанная Куном, используется для изучения содержательных характеристик  идентичности личности. Вопрос «Кто Я?»  напрямую связан с характеристиками собственного восприятия человеком  самого себя, то есть с его образом  «Я» или Я-концепций.  В течение 12 минут респондентам было необходимо дать как можно больше ответов на один вопрос, относящийся к ним самим: «Кто Я?». Необходимо было дать как можно больше ответов. Каждый новый ответ начинался с новой строки (оставляя некоторое место от левого края листа). Можно было отвечать так, как хочется, фиксировать все ответы, которые приходят в голову, поскольку в этом задании нет правильных или неправильных ответов. Когда респондент заканчивал отвечать, его просили оценить каждую свою отдельную характеристику по четырехзначной системе:

 •  «+» - знак «плюс» ставится, если  в целом вам лично данная  характеристика нравится;

 •  «-»- знак «минус»- если в  целом вам лично данная характеристика  не нравится;

 •  «±» - знак «плюс-минус» - если  данная характеристика вам и  нравится, и не нравится одновременно;

 •  «?» - знак «вопроса» - если вы  не знаете на данный момент  времени, как вы точно относитесь  к характеристике, у вас нет  пока определенной оценки рассматриваемого  ответа.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Анализ полученных результатов

      На  основе полученных ответов, можно выделить три основных вида пользования респондентами Интернета:

Информация о работе Идентичность в контексте неформального компьютерного дискурса