Профессионализм в политической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 20:39, курсовая работа

Описание работы

Что касается сферы политического и государственно-административного управления как профессии, то они в научно-исследовательском и научно-практическом отношениях изучены значительно меньше и оснащены не столь богато. Да дело даже не только в уровне научного анализа. Сфера государственно-политического управления привлекает внимание философов и ученых, быть может, значительно большее время, нежели какие-либо другие сферы профессиональной деятельности.

Содержание работы

Введение.
1. Понятие и функции политической деятельности.
2. Профессионализм как гарантия эффективности политической деятельности.
3. Профессионализм субъектов политической деятельности.
4. Профессионализм как критерий выработки стиля политической деятельности.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

сгу курсовой.doc

— 194.00 Кб (Скачать файл)

Изучение профессионализма в государственно-административной деятельности современной России показало неравномерность его развития и недостаточное продвижение по ряду направлений. В институциональном отношении удалось сформировать систему профессиональной деятельности, кадрового продвижения, подготовки кадров, соответствующую ценностям и нормам демократического общества. Но частично были утеряны профессиональные технологии государственно-аппаратной работы (ротация кадров, система контроля за деятельностью руководителей и специалистов, работа с резервом, нормирование и квотирование кадровых процессов и др.). Заметно проявилась тенденция возобладания групповых интересов над общегражданскими в вопросах работы с кадрами и принятия решений (протекционизм, коррупция, семейственность и клановость и др.), что вносит существенные дисфункции в решение вопросов профессионализации госслужбы и мешает выдвижению на властные позиции наиболее профессиональных и компетентных деятелей.

Анализ  основных факторов, обусловливающих  рост профессионализма в современной (российской) системе госслужбы, и прежде всего на ее элитных этажах, позволил выделить и рассмотреть четыре основных их группы: личностные, культурно-образовательные, мотивационные, институциональные. Рассмотрение механизмов их действия показало, что ныне наиболее востребуемыми выступают институциональные и культурно-образовательные. Однако мировая практика и отечественный опыт свидетельствуют о том, что наиболее важную роль и наибольший потенциал, способствующий профессионализации, связан с действием личностных и мотивационных факторов. Именно ориентация на реализацию личностного профессионального потенциала, канализируемого мотивационными мерами в русло общегосударственных задач и приоритетов, позволяет формировать компактный, инициативный и эффективно действующий аппарат государственного управления.

Данная работа состоит из введения, четырех глав и заключения общим объемом 30 страниц.  

1. Понятие и функции  политической деятельности. 

Историческое  развитие и опыт многих поколений мыслителей, занимающихся исследованием политики и политической деятельности, концентрированно представлен в современном наукознании, в частности, в политологии, социологии, политической психологии и других отраслях обществоведения. В них политика трактуется многогранно, как деятельность, как институт власти, как искусство политического маневрирования, как наука управления государством, как искусство и наука участия в делах государства, а также содержание деятельности государства и др. Политической психологией политика рассматривается как совокупность всех видов деятельности, обеспечивающих достижение групповых целей.

В современных  условиях, с учетом особенностей развития российского общества требуется  системное описание политической деятельности, которое может послужить основой для кардинального повышения ее продуктивности. Все предлагаемые оценки политической деятельности, с политологической точки зрения, исходят из ее предназначения  завоевания и удержания политической власти, не объясняя механизмов политических процессов, с учетом личностного, психологического, нравственного аспектов, которые непосредственно формируют облик политики, ее конкретные формы реализации. По этой причине в качестве исходных не выступают такие принципы политической деятельности, как гуманизм, профессионализм, активный, целенаправленный и системный характер. Следовательно, раскрытие сущности феномена политики как деятельности невозможно, если недооцениваются ее психологические аспекты.

Анализ  современных отечественных и  зарубежных источников свидетельствует о различном понимании сущности политической деятельности. Это обусловлено тем, что основанием научных исследований и анализа служат разные методологические принципы и научные подходы, в основе которых разное понимание феномена политики как деятельности.

У современных  отечественных психологов политическая деятельность не получила системного описания Опыт исследования этой проблемы в предшествующие годы указывает  на то, что она рассматривается  как следствие материальной деятельности, как производная по отношению к экономической, но сохраняющая значительную самостоятельность. Характерно, что мнения политологов-практиков и ученых-теоретиков совпадают. Экспертный опрос специалистов в области политики свидетельствует о том, что две трети опрошенных политологов исследуют политическую сферу в традиционном контексте властных отношений. Они придерживаются мнения, что основным содержанием политики являются отношения между социальными группами по поводу завоевания, удержания, использования государственной власти. Остальные (одна треть) предпочитают рассматривать политические вопросы преимущественно через призму проблем формирования, согласования и предъявления общественных интересов.

Политологи-теоретики определяют характер политической деятельности, ее “социальность” и направленность сложившимся типом общественных отношений. Политическая деятельность как особая, специфическая сфера общественной деятельности в самом общем виде представляет собой, по их мнению, совокупность общественных групп (социальных слоев, народов, наций) конкретных субъектов политики по реализации своих политических интересов по поводу завоевания, использования и удержания власти.

Одним из главных рычагов реализации политической деятельности, ее “внутренней пружиной”  является комплекс интересов  личности, коллективов, классов, нации, народностей, социальных и профессиональных групп.

Западная  методология объединяет социологический (Г. Роберте, Г. Понтон, П. Джилл, К. Марлетти, Л. Лаот), личностный (А. Ориу, П. де Леспинас, Г. Лассуэл), групповой (А. Бентли. Дж. Курвартис, В. Добрац, Э. Култер, Дж. Сартори) и формальный (К. фон Бойме, Д. БергШлоссер) подходы. Кроме того, американскими учеными используется прагматический подход, французскими - конституционально-институциональный, немецкими -философский. Используя, например, методологию немецкого социолога М. Вебера, некоторые исследователи сводят всю политическую систему к государству; другие, согласно теории Т. Парсонса, рассматривают ее как совокупность лиц, выступающих в определенных ролях; третьи  как совокупность индивидов и институтов, действующих совместно, чтобы найти решение проблемы. Используя личностный подход, французский государствовед А. Ориу отмечает, что политика связана с поведением человека, живущего в обществе. Американский политолог Г. Лассуэлл считает, что главное в политике  распределение ценностей (власть, образование, богатство) среди людей; важно при этом определить, кто и что получает, когда и как.

Групповой подход к политической деятельности в западной науке идет от А. Бентли. Американские политологи Дж. Курвартис, В. Добрац, Э. Култер считают, что политика возникает из факта существования различных групп людей внутри одного общества; она помогает одной группе получать что-то за счет другой, служит для урегулирования конфликтов. Итальянский исследователь Дж. Сартори полагает, что политика вырастает из групповых интересов. Все характеристики политики, отмечает К. фон Бойме, “лежат между, двумя основными полями определений: интеграционно упорядочивающей моделью политики и теорией конфликтов”.

С учетом отмеченных и других положений исследование сущности политической деятельности позволяет сделать вывод, что политика  многомерный феномен, проявляющийся в двух постоянно взаимодействующих измерениях: объективном и субъективном. При рассмотрении политики как деятельности есть все основания признать ее и наукой, и искусством управления (государством, людьми), выстраивания отношений, реализации интересов, а также завоевания, удержания, использования политической власти и проведения линии поведения субъекта политики. Политика при этом выступает для субъекта деятельности как “призвание и профессия”.

Политическая  деятельность, как исторически сложившийся  вид общественной деятельности, сущность которой имеет свои гносеологические корни, не является застывшим образованием. Она подвержена противоречивым изменениям.

Предметом политической деятельности всегда являются проблемы жизнедеятельности людей, владения государственной (политической) властью и участия в ее осуществлении, определение перспектив и направлений общественного движения, управление общественно-политическими, социально-экономическими процессами обществе. При этом следует подчеркнуть, что содержание политической деятельности определяется целями и задачами развития общества на каждом новом этапе его переустройства и развития.

Политическая  деятельность дифференцируется на теоретическую  и практическую. Являясь относительно самостоятельными, они взаимообусловлены. Политическая теория приобретает действенность  и эффективность тогда, когда опирается на практический опыт и совпадает с потребностями и интересами тех групп, которые представляет субъекте политики.

Если  для характеристики теоретической  политической деятельности вполне достаточно основных определений, соответствующих любым формам духовной деятельности: познавательная, прогностическая, ценностно-ориентировочная, то практическую политическую деятельность характеризует обширный спектр особенностей, отражающий ее специфику. Из них можно выделить следующие:

- активное взаимодействие сознательно действующего субъекта с объектом;

- направленность на предметы, способные удовлетворить общественные или индивидуальные потребности;

- продуктивно-преобразующее воздействие на предметы, антиципация результатов деятельности (целеполагание) и ее хода (разработка программ действия соответственно целям и условиям);

- является источником познания мира, самопознания и развития личности;

заключает в себе единство предметности и общественности.

В структуре  политической деятельности в рамках политической психологии целесообразно выделять три компонента:

- мотивационно-целевой, который предполагает определение перспективных и ближайших целей, постановку принципиальных задач и обеспечение заинтересованности субъектов политики в их реализации;

- операционально-деятельностный, обеспечивающий выработку методов, средств, форм действий, с помощью которых поставленные цели могут быть достигнуты оптимальным образом;

- результирующий, характеризующий успешность реализации намеченных политических целей и задач благодаря активности и профессионализму политических кадров.

Большинство западных политических психологов представляют структуру политической деятельности как совокупность свода правил и  действий. При этом содержание политической деятельности определяется как совокупность решений, принимаемых политическим деятелем или группой, относящихся к выбору целей и методов их достижения в зависимости от конкретной ситуации. В деятельностной цепи выделяются такие элементы, как:

1) выбор  целей, что предполагает знание творца политики о ценностях и их иерархии;

2) методы  достижения целей, которые должны  включать поведение людей;

3) ситуация, характеризуемая таким взаимодействием  между политическим процессом  и социальной и физической  средой, которое ограничивает достижение целей, в результате чего для этого требуется применение политических средств;

4) контроль, который политический деятель  может осуществлять посредством  власти, убеждения, насилия. 

По мнению английских исследователей Г. Понтона  и П. Джилла, политика включает три аспекта: способ, посредством которого люди понимают социальные вопросы и распоряжаются ими, особенно при ограниченных ресурсах принципы, лежащие в основе этого средства, путем которых отдельные лица или группы людей приобретают и удерживают больший контроль над ситуацией, чем другие.

Выделение западными исследователями в  структуре политической деятельности процесса реализации ее целей и задач, включение в него таких моментов, как наличие конкретных ситуаций, держание контроля над ними и прогнозирование результатов, значительно больше свидетельствует о переводе теоретического уровня политической деятельности на практический. Следовательно, правомерно рассматривать политическую деятельность как технологический процесс.

В свою очередь, это предполагает соответствующую, способность субъектов политической деятельности реализовать политическую теорию посредством специальных механизмов.

Интеграция  конструктивных результатов исследований политической деятельности, полученных отечественными и зарубежными учеными, указывает на то, что технологический процесс политической деятельности следует рассматривать вне субъективных факторов ее протекания. Иначе говоря, без применения деятельностного подхода к анализу структуры политической деятельности как технологического процесса, феномен политика недостаточно полно раскрывает сущностные характеристики политической деятельности и ее специфические особенности. Поэтому основополагающим принципом дальнейшего анализа сущности, структуры и функций политической деятельности является сформулированный С.Л. Рубинштейном закон психологии о взаимодействии личности и деятельности, а также выдвинутый А.Н. Леонтьевым тезис о единстве личности, сознания и деятельности.

Информация о работе Профессионализм в политической деятельности