Характеристика рынка новаций. Мировой опыт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 16:41, реферат

Описание работы

На современном этапе развития экономики, когда основным фактором и необходимым условием международной конкурентоспособности страны является успешная инновационная деятельность национальных компаний, термин «рынок новаций» прочно вошел в обиход и простых, и деловых людей, и его характеристика стала неотъемлемым элементом анализа экономики страны.

Файлы: 1 файл

Реферат ТИ.doc

— 108.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию 

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Государственный Университет Управления»

Институт  управления в промышленности и энергетике 
 

    РЕФЕРАТ

    по  дисциплине «Теория инноваций»:

    «Характерисика рынка новаций. Мировой опыт» 
 
 

Исполнитель:

Студент группы УИ 2-1

Вахромцев Ф.Б. 
 
 

Москва – 2010г

Оглавление

Введение

 

    На  современном этапе развития экономики, когда основным фактором и необходимым условием международной конкурентоспособности страны является успешная инновационная деятельность национальных компаний, термин «рынок новаций» прочно вошел в обиход и простых, и деловых людей, и его характеристика стала неотъемлемым элементом анализа экономики страны.

    Так как эта работа посвящена мировому опыту, то выбрать объект исследования мне поможет простые статистические данные по инновационной активности всех стран мира.

    Если сегодня взглянуть на рейтинг патентов за вторую половину XX века, можно увидеть следующую картину:

  • Япония - 4 млн. патентов
  • США - 2 млн. патентов
  • Германия и Швейцария - 1 млн. патентов

    Исходя  из этого, наибольший интерес для  этой работы представляет Страна восходящего  солнца - Япония.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Основная  часть

 

    Япония  является наиболее инновационно развитой страной. Число патентов на миллион  населения в Японии составляет 1213,103 единицы. Второе место в списке самых  развитых с точки зрения инноваций  стран занимает Швейцария с 501,797 патента на миллион населения. Тройку лидеров замыкает США с аналогичным показателем в 350,495 патента. Россия в этом списке занимает 37-е место из 38 (1,567 патента), оставив позади лишь Аргентину с показателем 1,512 патента.

    Основной  причиной такого инновационного бума в Японии – гениальный менеджмент. После введения в Японии механизмов поощрения инноваций, сотрудники завалили свои корпорации рацпредложениями, многие из которых были воплощены в жизнь и существенно улучшили потребительские качества японской продукции. Инновации вошли в моду, и в Японии начался настоящий бум рационализаторства. Японцы настолько увлеклись творчеством, что стали буквально жить на работе. У особенно увлеченных рационализаторов подорвалось здоровье, из-за чего стали страдать семьи и работодатели. И когда проблема достигла национального масштаба, правительству пришлось принять законы, по которым те, кто задерживался после окончания рабочего дня, подвергались наказанию в виде серьезного штрафа.

    Как же делают науку и новые технологии в Японии? Этот вопрос будет разобран на основе принципов корпорации RIKEN, одной из крупнейших в Японии.

    Как и в большинстве стран мира, наука в Японии делается в университетах. Но не только в них.

    При всех крупных университетах страны существуют научные лаборатории, которые ведут исследования на средства, получаемые преимущественно в виде грантов. Ведущие сотрудники этих лабораторий обязательно преподают в университетах, а студенты имеют возможность участвовать в исследовательских проектах.

    Второй тип научных организаций — отделы НИОКР частных компаний. Крупные корпорации — Honda, Toyota, Mitsubishi, Hitachi — уделяют значительное внимание научным исследованиям, позволяющим создавать новые технологии и продукты. Например, Honda участвует в разработке нового поколения гуманоидных роботов и проводит исследования по созданию нейрокомпьютеров. В корпорациях, конечно, наука прикладная, но и она опирается на фундаментальные исследования, поэтому корпорации либо прямо финансируют научные лаборатории, либо выделяют специальные гранты на конкурсной основе учёным, работающим в университетах или в независимых научных организациях — это третий тип учреждений, где ведутся масштабные научные исследования.

    Одна  из таких независимых научных  организаций — Институт Мозга корпорации RIKEN.

    Институт  Мозга был создан в структуре RIKEN десять лет назад. Постепенно он разросся, сейчас в его структуре  насчитывается 51 лаборатория. Ежегодный  бюджет, составляет 9 миллиардов йен (2 миллиарда рублей), что довольно много даже для Японии.

    С самого начала институт был нацелен  на активную интеграцию в международную  научную среду. Всю научную документацию было решено вести на английском языке, для организации лабораторий  были приглашены ведущие мировые  эксперты, около 20% сотрудников института — выходцы из других стран.

    Институт  ведёт исследования в широком  диапазоне нейронаук, отделы сгруппированы  по четырём темам: исследование мозга (базовых механизмов его функционирования), защита мозга (исследования заболеваний  мозга), создание мозга (нейрокомпьютерные программы) и развитие мозга (в основном изучается возрастная эволюция мозга).

    Исторически система RIKEN развивалась независимо от университетской, поэтому исходно  в Институте Мозга RIKEN образовательных  программ не было и даже сотрудники лабораторий должны были иметь научную степень PhD, примерно соответствующую нашей степени кандидата наук. Официально приглашать работать студентов или аспирантов руководители лабораторий не могли. Таким образом, обязанности были разделены — университеты занимались образованием и делали науку на гранты, а Институты RIKEN получали хорошее базовое финансирование исключительно для научных исследований.

    Сейчас  ситуация меняется. Институт налаживает сотрудничество с ведущими университетами — как японскими, так и зарубежными. В своей области Институт Мозга RIKEN — один из лучших в мире, поэтому и соглашения подписываются с университетами уровня Гарварда, Университетского колледжа Лондона, Массачусетского технологического института, Калифорнийского университета, шведского Каролинска института и т.д.

    Кстати, в России договор о намерениях был подписан только с Нижегородским  университетом и Институтом прикладной физики РАН.

    Исследовательские кадры в Институт Мозга отбираются на конкурсной основе. Причём система отбора действует в отношении как руководителей научных групп, так и рядовых сотрудников.

    Конкурс для руководителей новых лабораторий  проводится следующим образом: выбирается направление, которое необходимо развивать, после чего в ведущих научных  журналах, в электронных СМИ, на web-сайте института и т.д. публикуется объявление, в котором чётко указывается срок, когда заинтересованные люди могут подать заявку.

    Как правило, на одну позицию приходит несколько  десятков заявок, после предварительного отбора этот список сокращается. Критерии отбора предельно объективные: весомые публикации, научная степень, опыт. Кандидаты также должны представить план исследований и перечень необходимого им оборудования.

    Отобранные  кандидаты приглашаются на интервью — они должны приехать в Японию и рассказать о своей работе в форме публичной лекции. Каждый претендент проходит собеседование с «поисковым комитетом», который состоит из заведующих лабораториями и отделами института. Члены поискового комитета пытаются понять, насколько тот или иной кандидат соответствует предлагаемой позиции. Собеседование является ключевым моментом, именно в ходе собеседования отбирается победитель или выносится решение о продлении конкурса. Отбор новых заведующих лабораториями проводится самим институтом.

    В отношении рядовых научных сотрудников  — постдоков, студентов и аспирантов, отбор не столь строгий, но, тем  не менее, он тоже проводится, главным  образом, на уровне заведующих лабораториями. Подробно останавливаться на его  процедуре не буду, скажу лишь, что в плане научной карьеры работающие в Институте Мозга студенты или аспиранты имеют довольно существенный бонус — по результатам своих исследований они могут получать степени в тех вузах, где учатся. Прежде чем начать работу в лаборатории, будущие аспиранты должны выбирать университет, в котором они официально получат научную степень.

    Оценка  научной деятельности той или  иной лаборатории, а точнее отдела Института  Мозга RIKEN, проводится каждые пять лет. Для этого создают «рецензионную  комиссию», в которую приглашают иностранных экспертов, специалистов в области исследований каждой лаборатории.

    Рекомендации  «рецензионной комиссии» бывают весьма жёсткими, на их основании может  быть принято решение о закрытии той или иной лаборатории. По правилам института, каждой лаборатории отводится на исследования два пятилетних цикла, через 10 лет она должна, по сути, закончить свою работу 

    В этом году оценивалась работа отдела, к которому относится подразделение. В отделе 10 лабораторий, для их экспертизы были приглашены 12 ведущих мировых учёных. Из числа экспертов были назначены по два ответственных за детальную рецензию работы каждой лаборатории, хотя каждый эксперт оценивал, в той или иной степени, все лаборатории отдела. Первый этап оценки проводился заочно: рецензентам заранее рассылались письменные отчёты лабораторий, рецензенты готовили свои отзывы. Потом все члены комиссии приезжали в институт, где выслушивали устные доклады о проделанной работе от руководителей лабораторий и наблюдали за ходом самих исследований. По результатам готовились рекомендации для всего отдела и для каждой лаборатории в отдельности.

    Рекомендации  «рецензионной комиссии» бывают весьма жёсткими, на их основании может  быть принято решение о закрытии той или иной лаборатории. По правилам института, каждой лаборатории отводится на исследования два пятилетних цикла, через 10 лет она должна, по сути, закончить свою работу. Как это будет происходить в реальности, пока не ясно. В этом году самому институту исполнилось 10 лет, а многие лаборатории работают не с первого года его создания.

    В Институте Мозга существует и  система индивидуальной отчётности научных сотрудников. По правилам, любой  сотрудник (за исключением руководителей  и сотрудников администрации) может  работать в институте максимум пять лет, причем контракт продлевается ежегодно по согласованию с руководителем лаборатории.

    Системы оценки результативности, похожей на введённые в РАН «Показатели  результативности научной деятельности», то есть прямо влияющей на зарплату, в нашем институте нет. Однако руководителям рекомендовано предлагать сотрудникам изменение оплаты труда в зависимости от результатов их работы. Среди критериев оценки главными являются число публикаций и патентов, а также выполнение плана, который согласуется в начале года.

    Предложения работникам об изменении уровня зарплаты могут быть сделаны раз в год, при продлении контрактов. В конце  года руководитель обязан провести собеседование с каждым своим сотрудником и по итогам беседы оценить его работу по определённой шкале, а затем по суммарному баллу и по договорённости с сотрудником дать администрации предложение о корректировке уровня зарплаты — она может быть повышена, понижена или остаться на прежнем уровне.

    Надо  сказать, что японская практика снижения зарплаты уникальна. В Великобритании, где я прежде работал, зарплаты сотрудников пересматривались только в сторону повышения: здесь сильны позиции профсоюзов, которые стараются добыть больше денег для университетских сотрудников и, кроме того, с каждым годом научный сотрудник «взбирается» вверх по тарифной сетке, в результате зарплата растет, как правило, быстрее цен. Но в Японии до последнего времени инфляции не было, а был период дефляции, что и позволяло использовать практику понижения зарплат. На 2007 год журнал The Economist предсказал в Японии инфляцию на уровне 1,3%. Если потребительские цены действительно начнут расти, вероятно, возникнет необходимость пересмотреть систему оплаты труда.

    Важно отметить, что изменения в оплате труда предлагаются с согласия сотрудника. Пока мне не приходилось снижать заработную плату, и я сомневаюсь, что найдётся кто-то, кто легко согласится на это. Хотя альтернативой может стать изменение условий труда или даже отказ от продления контракта.

    Известно, что создателями японского экономического чуда были, прежде всего, представители послевоенного поколения, дети «бэби-бума».

    Сейчас  эти люди приближаются к пенсионному  возрасту или уже выходят на пенсию. Надо отметить, что пенсия в Японии значительно ниже заработной платы, что не всегда стимулирует людей к завершению карьеры, если у них не сделано достаточно накоплений (а накопления японцы делают всю жизнь, чтобы жить на них после выхода на пенсию). Поэтому в университетах Японии были приняты жёсткие правила в отношении возрастного ценза учёных, например, профессор по достижении определённого возраста более не может занимать эту должность. Хотя в независимых исследовательских центрах, включая RIKEN, это правило соблюдается менее строго, что позволяет именитым профессорам из университетов продолжать работать и после наступления пенсионного возраста.

Информация о работе Характеристика рынка новаций. Мировой опыт