Уголовно-правовая характеристика состава преступления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 13:36, реферат

Описание работы

Цель курсовой работы: изучить уголовную ответственность за трансплантацию органов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить историю развития уголовного законодательства в сфере ответственности за трансплантацию органов.
2. Охарактеризовать объективные и субъективные признаки преступления, предусмотренного ст. 114-115 УК КР.
3. Раскрыть квалифицирующие признаки принуждения к изъятию органов или тканей человека для трансплантации.
4. Выявить современные проблемы ответственности за трансплантацию органов.

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 121.00 Кб (Скачать файл)

2.2 Субъект и субъективная  сторона принуждения к изъятию  органов или тканей человека  для трансплантации

Субъект преступного посягательства - физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет. Причем субъектом преступления является физическое лицо, вне зависимости от рода его деятельности.

Субъективная сторона выражается в умысле и специальной цели - принуждение осуществляется для трансплантации, в целях противоправного использования органов или тканей потерпевшего.

Под трансплантацией в медицине понимают пересадку органов и (или) тканей от одного человека к другому. Спасение жизни или здоровья реципиента происходит за счет причинения определенного вреда здоровью донора.

Одним из важнейших условий наступления ответственности по данной норме является отношение виновного к содеянному - в случае, если он сознает, что состояние потерпевшего после изъятия у него органов или тканей будет не совместимо с жизнью, его действия подлежат квалификации как соучастника преступления, предусмотренного п. «м» ч. 2 ст. 105 УК КР.

Мотивы принуждения могут быть разными: помощь близкому или больному, месть, карьеристские побуждения и т.п.

2.3 Квалифицирующие признаки преступления

Уголовная ответственность за данное преступление дифференцирована. В ч. 2 ст. 114 УК КР предусмотрено усиление наказания за описанное в ч. 1 деяние, совершенное в отношении лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии либо в материальной или иной зависимости от виновного.

К числу лиц, находящихся в беспомощном состоянии следует отнести прежде всего тяжелобольных, в том числе послеоперационных, престарелых немощных лиц и малолетних, а также лиц, страдающих такими психическими расстройствами, которые лишают их способности правильно воспринимать происходящее. В беспомощном состоянии потерпевшие не способны в силу физического или психического состояния защитить себя, оказать активное сопротивление убийце, избежать расправы, что осознается виновным. В итоге совершение преступления облегчается, возможность причинения вреда возрастает. В этом неизбежно находят отражение и такие неприглядные стороны личности виновного, как исключительная аморальность и бессердечие, ведь речь идет о лицах, нуждающихся в особой защите, внимательности, заботе9.

Указание на заведомость как субъективный признак рассматриваемого квалифицирующего обстоятельства означает, что виновный не просто осознает, а знает, что:

а) потерпевший находится в беспомощном состоянии, немощен и

б) такое состояние облегчает преступление, благоприятствует ему, используется виновным.

Под материальной зависимостью принято понимать такое положение виновного, когда последний находится на полном или частичном иждивении у потерпевшего, проживает на его жилой площади и т.п. Под иной зависимостью подразумевают ту, которая проистекает из родственных или супружеских отношений, основана на законе или договоре (например, зависимость подопечных от опекунов, попечителей; обвиняемого от следователя и т.д.). Так же под иной зависимостью следует понимать служебную, поскольку ст. 3 Закона «О трансплантации органов и (или) тканей человека» прямо запрещает изъятие органов и тканей для трансплантации у лиц, находящихся в служебной зависимости от реципиента.

Для ответственности по ч. 2 ст. 114 УК КР в каждом конкретном случае необходимо устанавливать зависимость потерпевшего от виновного, поскольку закон выдвигает это как необходимое условие.

2.4 Отграничение  принуждения к изъятию органов  или тканей человека для трансплантации  от сходных составов

Противозаконное изъятие органов или тканей человека предусмотрено уголовным законодательством в виде квалифицирующих признаков составов убийства (п. «м» ч. 2 ст. 105), причинения тяжкого вреда здоровью человека (п. «ж» ч. 2 ст. 111) и торговли несовершеннолетними (п. «ж» ч. 2 ст. 152).

В первую очередь преступление, совершенное ст. 114 УК КР необходимо отграничивать от под. м ч. 2 ст. 105 УК КР: «убийство с целью использования органов или тканей потерпевшего».

Квалифицирующий признак «убийство с целью использования органов или тканей потерпевшего» впервые предусмотрен в уголовном законодательстве. Это вызвано реалиями современной жизни. Впервые на территории КР появились коммерческие организации, занимающиеся приобретением и сбытом человеческих органов и тканей. Источниками их приобретения могут быть неправомерные действия, в том числе и убийства. Если умышленное лишение жизни человека совершается с целью использования его органов или тканей, то оно квалифицируется по п. « м» ч. 2 ст. 105 УК.

При убийстве, предусмотренном п. «м» ч. 2 ст. 104 УК КР, органы или ткани используются в основном для трансплантации и таким образом выступают в качестве предмета различных сделок, например купли-продажи. В соответствии с Законом КР от 22 июля 1993 года «Об охране здоровья граждан» органы и ткани человека не могут быть предметом купли-продажи и коммерческих сделок. В виде исключения законодательство допускает изъятие органов и тканей человека для трансплантации при соблюдении условий, предусмотренных Законом КР от 22 декабря 1992 года «О трансплантации органов и (или) тканей человека». К таким условиям, в частности, относится наличие согласия как донора, так и реципиента, и если здоровью донора по заключению консилиума врачей-специалистов не будет причинен значительный вред.

Для квалификации по пункту «м» ч. 2 ст. 105 УК КР не имеет значения, удалось ли в дальнейшем виновному использовать органы или ткани потерпевшего. Важно, чтобы смерть была причинена именно с этой целью. Убийство совершается в основном в условиях, близких к стационарным, так как только в этом случае изъятые органы пригодны для дальнейшего функционирования и трансплантации, поэтому данное преступление осуществляется, как правило, с участием медицинского работника и возможно как путем действия, так и бездействия. С учетом специфики такого убийства его совершение путем бездействия представляется более характерным и выполняется путем неоказания сдерживающего воздействия на вредоносные факторы - патологические, физиологические (биологические) процессы в организме больного, неприменение активных мер для сохранения жизни человека. Таким образом, существенное значение приобретает выяснение обстоятельств, характеризующих возможность медицинских работников предотвратить смерть потерпевшего, и причинение смерти путем бездействия в ситуации, когда врач преднамеренно, с целью умерщвления, не оказывает больному необходимой помощи, не применяет должных методов лечения, которые могли бы предотвратить смерть.

С субъективной стороны убийство, предусмотренное п. «м» ч. 2 ст. 105 УК КР, предполагает прямой умысел и специальную цель - использование органов и тканей потерпевшего. Не совершение необходимых в конкретных условиях действий, направленных на спасение жизни больного, можно рассматривать как неоказание помощи больному без уважительных причин лицом, обязанным ее оказывать в соответствии с законом или специальными правилами, повлекшее по неосторожности смерть больного (ч. 2 ст. 124 УК КР). Но в этом случае наличествует иная форма вины - прямой умысел медицинского работника по отношению к неоказанию помощи и легкомыслие по отношению к последствиям. Психическое отношение врача к своему поведению и его результату в качестве сознательного компонента включает возможность предвидеть причинение смерти своим бездействием, а в качестве волевого компонента - расчет без достаточных к тому оснований на предотвращение этого последствия. Если врач или иной медицинский работник сознает, что посягает на жизнь пациента, предвидит, что его бездействие неизбежно приведет к наступлению смерти больного или иного потерпевшего, и желает ее наступления в целях последующего изъятия биоматериалов из трупа, содеянное влечет ответственность по п. «м» ч. 2 ст. 105 УК КР10.

Также необходимо отграничивать состав ст. 114 УК КР от причинения тяжкого вреда здоровью в це;ях ҸспԾльзовذния органа или ткан䐵й потерневшебо (п. «жࢻ ч. 2 ст. 111 УК КР)n

Особенность умышленного причинениᑏ уяжкого вредѰ здотовьюȠв целях 䒸спользования†орУанов или ూканей (п. «ж»!ч. 2 ст. 111 УК) заключаетсяĠв том, что вопреви воле пѾтерпевшего첷尔ㅷ᎓0*ᖻ㔨嫁ꤦ犦⨘ꁷ숸筍歕肕*᾽彈펟褤심ۂ솝粄Ú๥뢫㖊뭺ᚑ愎螟떷拉ഛ籭崣ᠪ၌剙隈陖眄쪥홥魍鳐⡉亻嚗滶恍煉儐仺끽*䗻䕿뉵꙽掠퓄狾Ѡ鎶뫑蝭쒟毶ꮕ㊅櫛㹶镭軃ĺ敽孏괪掠ꎀ犴臠昁坌鹊賌繽䄺粌ᐒ閪뎨ꅰ约ꇵ쐾︃ᡠ鏙ፄ鞴攈钜ﻀᵾ鋌و신烵삼弱쨙⏍澪釬䩌鰳㰤ຊ冿␡ᷮ䰿㶭ྟܲ籾㽰廀칭㖪஘꙲*輫붬₏༚̬繵㑾燒嘫侞虆ℯ옼㡷゘묘֒⨶ﰾ⣢წ뉒뀔⯽끫阋積潔鋤铙縒恜畛圫䋽鉬琞잣桖㜃눍ㇹ*勫꘩㮍㧿衤ﳣ볳똛䒿툕ﹱ톩졹䣬°꾦᧼苁䙢荁㑕鄟䁊녈묀ᒛ椀ꒅᯰﲃ杯냵㮇*锰힛莛훧⎠줄*蠖毺퟇궻뚘⎰杽痙操鎲非첱帚ㅷ᎕?*ᆩㅈ嫍꥖犣⸀ꁲ쉌缯漷胭*ᾶ὇펞贽웳ێ솟粄®੸뢩㖌묌ᛤ愁螓뇛暯ई籣奄᳃၄嘲銔雖猇캰홥魎飀ⱞ䪷劖檅摘煑兆䫧끙*䗲䅌눪ꑾ掠풺狶ѥ鎳뻏蜔쓪毰꿺㊄檫㨝镧軆ō慠孊괯掫Ꞟ盬臢晿坍騭賆繽䅌糳Ѩ醷돖ꄇ纩ꗯ쐾ﹰᡭ韉ፋ鋔愕铪ﺊ᥮鋆ذ웷璗삺彅칷◒濛醟乗鱂㰡ઔᄵ⑕ᷥ䰹㷙࿣̬米㼀廅침㖦⾌ꙴ*輽붧⃾༖޵穭㑹營刿䟤蘺℧옼㡴㒆㼉ƍ⸦ⱼႚ뛙둳⮂둽阋繚潞銚郇筼恍煐医䋤鉊瀎잮桞㜈눈㖗*勦ꙟ㮍㧾蠞茶볼눃䓄혋ﹳ헅챪梛Ïꮶ᧼苭䙦荀㐨酭䁏땕뭹ᒙ洛ꒄῠﲁ本낉㮇*镅힝菬횗⎡섄*ꁤ뛍锰㩥ⅹ쎎霖띎輵怃᠊첵帖ㅲ៪G*ᖻㅈ廌꥔皻⸆ꁼ숽筍歔肛*Ά彃폧赈웳䛇쇧碑¨๠뢣㖆묀ᚙ愡螝뇔拁ൠ灳夹᳃၂噌銜鋎眖캵혓魅颥Ⱛ䫆嚆櫿摖煒唪䫢뀦*䇬䄾뉜ꘂ掬퓅犉Б鞫뫑蝬쓮殊꾈㛦櫟㸆锝諘ō敺孂괩揟Ꞟ皫臡昃坁鹍賋繵䄽糹Ѯ釴럅ꔲ纏ꆏ쐰︂ᡠ韆ጶ韌攁钝ﺍᥦ銹ى싥烻삿弲칷◒濘醐䩏鱆㱑ຊᄰ⑐ᶑ䰵㷔ྞܱ簇㼅嫝칦㗛⿙꘏*輸뷝⃳༚̬繲㑻燐刻䟫蘷ℭ옱㠌ゔ묐ת⹚ࡩღ뛗둷⮂둷鉠掜縮漤銞郎穳摟畆圫䊟鉈瀅쎶找栮㜉눃ㆋ*劚ꈼ㯽㶞衭臨볺끴䒸혋﹵헄챦䢕É꿔ᷫ苍䙮荎㐨鄒䑒땖뭲ᒖ椋꒍΅ﲎ挱낏㮉*镇힓莓훡⎧줄*鬖藈튕ว傤⍌橥Ꞽ갞̬砗﹦탡채帛ㅱ᎛B*ᖵᔮ嫊꤮皷⸅ꁱ쉂罯漷肐*᾵ὅ펚赇슚ۉ솞糳¨๭뢣㖅묌ኄ愅螟뇗暪䵥码夾᳊၃嘼틦鋆猌컇협魏鳐⡉䪕틦櫿恍煐儴䪚뀬*䆔䄹눮ꈜ採퓋狺О鎽뫛蜙쓠殂꿺㊃滇㸂镥軍Ŏ攂嬱괫推ꎋ皩臧晴協鸹賊繿䄱粊ѥ釈돞ꄄ络ꇲ쐾塚ᡤ韋ፆ韏攅铬ﺈᤘ鋃ᘼ슝炂타弲칷◗澨閊䩆鱄㱘૫ᅅ⑒ᷯ䰻㷟ஈܳ硢㭢婖칢ㅞ⮘긋*謨릮⒒ཪ̢穭ぴ痚嘾䏼號℅숡㡮ゖ묐Գ⸬౹რ뛗뀕⯺듵鉪繑漥鋤邶稊摝煟匷䋠鉃琗쎼桓㝸뉴ㇴ*勠꘩㯲㦆蠞﷣볽눅䓋툞️톥챸䣠°꿔᧼芲䙢荌㐠酪䁇땕묌ႅ椉ꂐᾖﲉ未냸㯷*镄힖莕횘⎩줄*外翙徘祐ބ⾙뷅㍊㩙ꃐʃ폃쐰첿帔ㅷ᎞F*ᖺ㕖᪰ꥣ狛⸍ꁽ쉋罞欩蒏*᾵᭝폤贺싨ڰ쇥粏๬뢥㗷뼒ᛦ慿螑놪暠ഛ硸夳᲼း嘿銞雘眆캗혚鬸飂ⱗ䪼力檌恍煒唪䫢끚*䇧䄴뉞ꘇ掦탏盫ѧ鎻뫒蜑쓥残꾅㋽櫟㸊错諔ԯ敿孌괯掭ꎌ皪臦扡地鸸貶繸䅇粉ѡ閦띋ꄇ绑ꇰ쐾︋᠒韎ፈ韆攍钕ﺈᥫ雛ػ싫炌삼彈쨐◘濙醒乗鱂㰡ઙᄷ⑝ᷯ䠤㷙ஈݎ籶㽰廀칠㗜⮘꙾*輷뷘₌ལ݄繶⑰燗制䞗蘹┿왇㡵㓷뽵ƃ⨸Ⱳ႕닉㐍⮍둶鈕繓漧銝郂稏搢畊匱䋠鉋灶쎶桔㜁뉶ㆉ*勫꘡㯲㦀蠒﷣볾뉻䓃鈟︎햿찟䢓Êꮴ᧼苌䘜荀㐡鄚䁊녈뭰ᒟ椋ꂍᾥﲅ挱낈㮌*锷힑莐훨➾줄*⌖砶몏醜傧﹝貣硌䷆쐉醃蒕ຫю органов или тканей человека может преследовать и другие цели, например проведение экспериментов или использование эмбриональных тканей (материалов) для изготовления лекарственных препаратов (так называемые стволовые клетки) и т.д. Поэтому уголовно-правовая охрана прав и свобод человека стала бы эффективнее, если в данную норму включить соответствующие изменения и дополнения.

преступление

3. Современные проблемы  ответственности за трансплантацию  органов

 

Проблемы трансплантологии всегда были актуальны: количество людей, нуждающихся в пересадке органов, непрерывно возрастает, дефицит донорских органов не восполняется. «Развитие медицины направлено на то, чтобы новые ее достижения стали обычным методом ее лечения, широко применяемым на практике»12.

Помогая выживанию человека, трансплантология должна пресекать любое неконтролируемое применение достижений медицинской науки, а для этого требуется соблюдение определенных правовых условий: - детального правового регулирования условий и порядка изъятия органов и (или) тканей в лечебных целях; - охраны жизни и здоровья реципиентов (лиц, в организм которых осуществляется пересадка биоматериалов) и живых доноров (лиц, из организма которых изымаются анатомические сегменты для трансплантации).

Основная и главная проблема на сегодняшний день – это подход к юридической регламентации прижизненного согласия или несогласия на изъятие органов и тканей человека после его смерти для их последующей трансплантации. Согласно ст. 8 Закона КР «О трансплантации органов и (или) тканей человека» изъятие органов и (или) тканей у трупа не допускается, если учреждение здравоохранения на момент изъятия поставлено в известность о том, что при жизни данное лицо либо его близкие родственники или законный представитель заявили о своем несогласии на изъятие его органов и (или) тканей после смерти для трансплантации реципиенту. Иными словами, у представителей учреждения здравоохранения есть преимущественное право на решение вопроса об изъятии трансплантата у мертвого донора, если отсутствует заявление о несогласии на трансплантацию. В соответствии с Конвенцией о правах человека и биомедицине от 4 апреля 1997 года, согласно которой любое «медицинское вмешательство может осуществляться лишь после того, как соответствующее лицо даст на это свое добровольное информированное согласие»13.

Разница в определении юридических моделей изъятия органов и тканей у трупа с целью трансплантации заключается в необходимости прижизненного выражения человеком своей воли по поводу трансплантации своих органов после смерти другому человеку. Итак, первая юридическая модель изъятия органов и (или) тканей человека с целью трансплантации - прямое, информированное, фиксированное согласие. Она означает, что без юридически оформленного согласия каждого человека на использование его органов и тканей врач не имеет права производить их изъятие. В этом случае возможный донор «завещает» свои органы. Такая модель действует в США, Англии, Испании. В Испании, в частности, на водительских правах делается отметка, что «против трансплантации органов не возражаю».

Информация о работе Уголовно-правовая характеристика состава преступления