Уголовное преследование и превенция коррупции как международная проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2010 в 15:21, Не определен

Описание работы

Важность борьбы с коррупцией признается всеми странами и вызывает озабоченность всех без исключения правительств . Мировое сообщество признало, что коррупция на современном этапе пронизывает все сферы жизни любой страны независимо от уровня демократии и социального благополучия. Она стала транснациональным преступлением, т. е. деянием, ответственность за которое предусмотрена международными договорами. Коррупция посягает на нормальные стабильные отношения между государствами, наносит ущерб мирному со-трудмичеству в различных областях отношений (экономической, политической, социальной), а также организациям и гражданам.

Файлы: 1 файл

КОРРУПЦИЯ И ЕЕ ПРЕСТУПНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ.doc

— 185.50 Кб (Скачать файл)

  а) выполнение представительских функций от имени юри 
дического лица; или

  б) осуществление права на принятие решений от имени 
юридического лица; или

  в) осуществление контрольных функций в рамках юриди 
ческого лица.

  — Ст. 12 Конвенции Совета Европы предлагает государствам-участникам признать в качестве уголовно наказуемых деяний в соответствии с их национальным законодательством преднамеренное обещание, предоставление или предложение, прямо или косвенно, любого неправомерного преимущества любому лицу, которое утверждает или подтверждает, что оно может оказать неуместное влияние на принятие решения любым лицом из числа тех, о которых уже говорилось, за вознаграждение, независимо от того, предоставляется ли неправомерное преимущество ему самому или кому-либо еще, а также испрашивание, принятие или согласие с предложением или обещанием предоставить такое имущество в вознаграждение

132 

за упомянутое влияние, независимо от того, оказано  или нет влияние и был ли получен в результате предположительно оказанного влияния ожидаемый результат («Злоупотребление влиянием в корыстных целях»). Сравнительный анализ этой нормы и нормы, изложенной в ст. 285 УК РФ, показывает, что предлагаемый подход значительно расширил бы диапазон толкования злоупотреблений и при условии четкой и определенной формулировки нормы позволил бы привлекать к ответственности за более широкий круг коррупционных деяний, о чем нами уже упоминалось в главе I.

  — Правонарушениями в области коррупции  Конвенция Совета Европы рекомендует  государствам-участникам признать преступные, связанные с коррупционными злоупотреблениями, преднамеренные действия или бездействие с целью сокрытия или искажения информации:

  а) оформление или использование счета-фактуры или лю 
бого другого бухгалтерского документа или отчета, содержа 
щего ложную или неполную информацию;

  б) противоправное невнесение в бухгалтерские книги све 
дений о платежных операциях1.

  Конвенция определяет ряд критериев, в соответствии с которыми государство-участник должно в отношении указанных деяний установить свою юрисдикцию, которая традиционно основана на принципах территориальности, национальной принадлежности и зашиты национальных интересов. Конвенция предлагает каждому государству-участнику принять такие законодательные и иные меры, которые могут потребоваться для установления его юрисдикции в отношении деяний, когда:

  а) преступление совершено полностью или частично на его территории;

    Ст. 23 Конвенции Совета Европы «Об уголовной  ответственности за коррупцию» предлагает национальным законодательствам присоединившихся стран ограничить банковскую тайну применительно к расследованию фактов коррупции для того, чтобы она не являлась препятствием к осуществлению мер по содействию сбору доказательств и конфискации доходов от коррупции.

133

 

КОРРУПЦИЯ И ЕЕ ПРЕСТУПНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ 

УГОЛОВНОЕ ПРЕСЛЕДОВАНИЕ 
 
 

   б) лицо, совершившее преступление, является одним из его 
граждан, одним из его публичных должностных лиц или чле 
ном одного из его национальных публичных собраний;

  в) в преступление вовлечено одно из его публичных дол 
жностных лиц или член его национального публичного собра 
ния, или любое должностное лицо международных органи 
заций (международных парламентских собраний, междуна 
родных судов), которое при этом является одним из его граж 
дан.

  Конвенция не исключает осуществления государством-участником любой уголовной юрисдикции в соответствии с его национальным законодательством.

  — По нашему мнению, в российское законодательство обязательно должны быть включены рекомендованные  Европейской конвенцией нормы о защите сотрудничающих с правосудием лиц и свидетелей, меры по содействию сбору доказательств и конфискации доходов, специализации органов и должностных лиц по борьбе с коррупцией, обеспечение сотрудничества правоохранительных органов внутри страны. Вопрос об актуальности таких мер мы уже подробно рассматривали в соответствующих разделах работы. Такие меры потребуют внесения соответствующих изменений в УПК РФ.

  Для европейских стран большое значение при определении мер противодействия  коррупции имеют положения Европейской конвенции «О гражданско-правовой ответственности за коррупцию»1. Государства — члены Совета Европы и иные страны, подписавшие Конвенцию, исходят из того, что коррупция представляет серьезную угрозу принципам господства права, демократии и прав человека, равных возможностей и социальной справедливости. Акцент был сделан на негативные экономические последствия распространения коррупции. Констатировано, что она стала помехой экономическому развитию международного сотрудничества и национальных экономик. Очевидно негативное влияние коррупции на международную торговлю, так как она воспрепятствует применению

    1 ETS № 174. Заключена в г. Страсбурге 4.11.1999 г. Россией до настоящего времени не подписана.

134 

правил  конкуренции, что осложняет функционирование рыночной экономики.

  Странам, присоединившимся к Конвенции, предлагается ввести в национальное законодательство нормы, предусматривающие эффективные меры судебной защиты для лиц, которые понесли ущерб в результате актов коррупции, в том числе предусмотреть возможность получения компенсации за ушерб. В этом документе под коррупцией понимается требование, предложение, дача, принятие, прямо или опосредованно, взятки или иной неправомочной выгоды или обещание таковой, которые искажают надлежащее исполнение получателем взятки, неправомерной выгоды или обещания таковой его любой обязанности или отношения. Предполагается введение гражданской ответственности государства перед лицами, которые понесли ущерб в результате актов коррупции, совершенных должностными лицами при исполнении своих функций, по искам о возмещении ущерба от имени государства или соответствующих органов. Если ущерб причинен несколькими должностными лицами или несколькими государственными органами, государствам-участникам предлагается предусмотреть в национальном законодательстве нормы об их солидарной или долевой ответственности.

  К условиям наступления ответственности  за причиненный ущерб Конвенция относит следующие:

  а) ответчик совершил или санкционировал акт коррупции, 
или не предпринял разумные шаги для предотвращения акта 
коррупции;

б) истец понес ущерб;

  в) существует причинно-следственная связь между актом 
коррупции и нанесенным ущербом.

  В Конвенции также определяются и  другие гражданско-правовые аспекты защиты лиц от коррупции: учет вины потерпевшего; вопросы юридической силы контрактов; защита служащих, которые сообщают об известных им актах коррупции; точность и достоверность отражения финансовых результатов деятельности компаний и аудиторских проверок; отдельные процессуальные вопросы получения судебных доказательств.

135

 

КОРРУПЦИЯ И ЕЕ ПРЕСТУПНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ 

УГОЛОВНОЕ ПРЕСЛЕДОВАНИЕ 
 
 

   Для российской действительности представляется значимым использование в соответствии с данной Конвенцией возможности привлечения к ответственности за коррупцию своих национальных организаций, входящих в состав транснациональных компаний (при условии, что другие страны примут на себя такие же обязательства). При этом, чтобы избежать создания помех для национальных компаний нескольких договаривающихся сторон, осуществляющих по смыслу конвенции надлежащую деятельность, необходима фиксация их полномочий в национальном законодательстве. Чем больше государств одновременно реализует в своем законодательстве нормы конвенции, тем полнее будут обеспечены права национальных компаний, участвующих во внешнеэкономической деятельности.

  Россия  не является участницей этой Конвенции, поэтому пока вопрос о ее применении в нашей стране не стоит. В то же время некоторые элементы ответственности  государства перед гражданами за неправомерные действия своих должностных лиц у нас применяются, например, судебное обжалование действий должностных лиц, опротестование прокурором незаконных правовых актов и др.

  В то же время все перечисленные  международные акты позволяют выражать надежду на то, что законодатель проявит политическую волю и в ближайшем будущем использует возможности унификации национального законодательства. В связи с этим государственные и общественные организации России, оценивая предстоящие изменения в законодательстве, ищут пути наиболее эффективного и разумного формулирования положений антикоррупционных норм.

  Участие в международных совещаниях различных  уровней и ознакомление с работами зарубежных ученых позволяет нам сделать вывод о том, что проблемы уголовного преследования коррупции в разных странах в основном идентичны. Во-первых, это высокая латентность, слабая выявляемость, связанные с особой природой коррупции как двустороннего преступления. Во-вторых, сложность доказывания, обусловленная наличием иммунитетов, связей, протекций должностных лиц, которые стараются любой ценой избежать огласки и наказа- 

ния. Американские исследователи отмечают, что коррупционеры не несут на процессе с участием присяжных ауру уголовности, а, напротив, демонстрируют лояльность, на них присяжные проецируют то доверие, которое испытывают к органу,  ими  представляемому.

  Зачастую  уголовные дела о коррупции инициируются политическими противниками. В связи с этим для объективности прокуроры и следователи политически, географически и организационно должны быть достаточно удалены от субъекта своего расследования, чтобы не возникло подозрений относительно наличия у них каких-либо скрытых побуждений, т. е. наиболее целесообразно поручать осуществлять расследование органу, не зависимому от должностного лица.

  Основным  достижением ряда стран, на наш взгляд, является определение в законе понятия коррупции. Так, например, в США должностная коррупция относится к преступлениям, совершенным государственными должностными лицами в процессе их работы. В широком смысле слова государственное должностное лицо — это лицо, работающее в федеральном, местном органе власти или в органе власти штата в одной из трех ветвей власти: исполнительной, законодательной или судебной. Публичным должностным лицом считается гражданин, действующий официально от имени и в интересах правительства США.

  В понятие «должностная коррупция» включено несколько категорий преступлений. Во-первых, взяточничество и связанные с ним преступления, в которых должностное лицо принимает какую-либо ценность в обмен на совершение служебного действия. Во-вторых, так называемые преступления конфликта интересов, т. е. нарушение запрещения, установленного американским коллизионным правом, иметь финансовые интересы в вопросах, которые могут быть затронуты решениями, принимаемыми данным должностным лицом, либо информацией, которую он получает в процессе выполнения своих обязанностей. Это правило распространяется и на лиц, состоящих с ними в родственных отношениях, и продолжает действие в течение, по крайней мере, года после увольнения с государственного   поста.   В-третьих,   правительственное   мо- 

                      137

 

КОРРУПЦИЯ И ЕЕ ПРЕСТУПНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ 

УГОЛОВНОЕ ПРЕСЛЕДОВАНИЕ 
 
 

шенничество — умышленное представление в  ложном свете, искажение и сокрытие важной информации с целью получения денег от правительства или извлечения выгоды. Такие преступления могут совершаться в том числе и лицами, не являющимися государственными чиновниками. В-четвертых, ложные заявления в адрес правительства. Это преступление состоит в представлении ложных устных и письменных заявлений в отношении правительства, независимо от того, направлены они на лишение государства какой-либо собственности или нет. Дача ложных показаний как предоставление ложных сведений под присягой во время формального процесса, например, суда, также относится к категории преступлений, связанных с должностной коррупцией.

  Законодательство  США предусматривает уголовную  ответственность за дачу и получение взятки, например, взяточничество в сфере деятельности публичной администрации; взяточничество, связанное с деятельностью профсоюзов; коммерческое взяточничество; взяточничество в области спорта и др. Как и в России, с должностной коррупцией связан целый ряд преступлений: злоупотребления при распоряжении бюджетными средствами, мошенничество, присвоение и растрата, финансовые злоупотребления и др.

  Положительный опыт начал складываться в Молдове, где 27 июня 1996 г. принят Закон «О борьбе с коррупцией и протекционизмом», в котором коррупция определена как антиобщественное явление, выражающееся в противоправном сговоре двух сторон, одна из которых предлагает или обещает не предусмотренные законом преимущества и блага, а другая, находящаяся на государственной службе, соглашается принять или принимает их в обмен на выполнение или невыполнение определенных связанных со службой действий, что содержит признаки преступления, предусмотренного УК. Под протекционизмом в законе понимается не содержащее признаков преступления действие или бездействие должностного лица по покровительству при устройстве дел заинтересованных лиц, оказание им всяческой поддержки независимо от побуждений покровителя. Соответствующие изменения внесены в Уголовный кодекс, Административный кодекс и другие

Информация о работе Уголовное преследование и превенция коррупции как международная проблема