Уголовная ответственность за бандитизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2010 в 10:24, Не определен

Описание работы

Основным объектом бандитизма является общественная безопасность, поскольку создание вооруженной банды и нападения на учреждения и граждан способны не только причинить серьезный физический и материальный вред организациям и частным лицам, но и противодействовать органам правопорядка, вызвать тревогу среди населения, нарушить нормальную жизнедеятельность региона.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 170.00 Кб (Скачать файл)

    При назначении наказания судебная коллегия учитывала и личности подсудимых: Голованов, Фатхирахманов и Сыгин  преступления совершили во время  отбывания наказания по предыдущим приговорам. Кроме того, Сыгин и  Фатхирахманов были осуждены за корыстные преступления, имеет место особо опасный рецидив; общественно-полезным трудом не занимались, в быту зарекомендовали себя с отрицательной стороны.

    Смягчающих  обстоятельств суд не нашел.

    Судебная  коллегия приговорила: — Фатхирахманова Сергея Алифьевича признать виновным в совершении преступлений, предусмотренных п.п. «а», «б» ч.3 ст.162; п.п. «б», «г» ч.2 ст.158; ч.2 ст.209 УК РФ и назначить по п.п. «а», «б» ч.3 ст.162 УК РФ — 10 лет лишения свободы с конфискацией имущества; по «б», «г» ч.2 ст.158; ч.2 ст.209 УК РФ — 3 года лишения свободы без штрафа и по ч.2 ст.209 УК РФ — 12 лет лишения свободы с конфискацией имущества.

    В соответствии с п.3 ст.69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения определить 14 лет лишения свободы  с конфискацией имущества. На основании ст.70 УК РФ по совокупности приговоров присоединить частично в виде 1 года лишения свободы по приговору Колпашевского городского суда Томской области от 16 февраля 1996 года и к отбытию Фатхирахманову С.А. назначить 15 лет лишения свободы с конфискацией имущества с содержанием в исправительной колонии особого режима с исчислением срока наказания с 19 февраля 1997 года.

— Голованова Гочу Павловича признать виновным в  совершении преступлений, предусмотренных  по п.п. «а», «б» ч.3 ст.162; ч.2 ст.209; по п. «в» ч.3 ст.228; по ч.1 ст.228 УК РФ и назначить:

    — по п.п. «а», «б» ч.3 ст.162 УК РФ — 11 лет  лишения свободы с конфискацией имущества;

    — по п. «в» ч.3 ст.228 УК РФ — 5 лет лишения  свободы;

    — по ч.1 ст.228 УК РФ — 2 года лишения свободы;

    — по ч.2 ст.209 УК РФ — 13 лет лишения свободы с конфискацией имущества.

    В соответствии с п.3 ст.69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения определить 14 лет лишения свободы  с конфискацией имущества.

    На  основании ст.70 УК РФ по совокупности приговоров присоединить частично в виде 1 года лишения свободы по приговору Колпашевского городского суда Томской области от 29 января 1996 года и к отбытию Голованову Г.П. назначить 15 лет лишения свободы с конфискацией имущества с содержанием в исправительной колонии строгого режима с исчислением срока наказания с 18 февраля 1997 года.

    Меру  пресечения Голованову оставить —  содержание под стражей и до вступления приговора в законную силу содержать  его в СИ-1 г. Томска.

    — Карпова Олега Геннадьевича признать виновным в совершении преступлений, предусмотренных пп. «а», «в» ч.2 ст.162; пп. «а», «б» ч.3 ст.162; ч.2 ст.209; ч.1 ст.222 УК РФ; ч.3 ст.144 и ч.2 ст.147 УК РСФСР и назначить наказание:

    — по пп. «а», «в» ч.2 ст.162 УК РФ — 7 лет  лишения свободы с конфискацией имущества;

    — по ч.2 ст.209 УК РФ — к 14 годам лишения  свободы с конфискацией имущества;

    — по ч.3 ст.144 УК РФ — к 5 годам лишения  свободы с конфискацией имущества;

    — по ч.2 ст.147 УК РСФСР — к 3 годам  лишения свободы с конфискацией имущества;

    — по ч.1 ст.222 УК РФ — у 2 годам лишения  свободы без штрафа.

    На  основании п.3 ст.69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения к отбытию Карпову О.Г. назначить 15 лет лишения свободы с конфискацией имущества с отбыванием наказания  в исправительной колонии строгого режима и исчислением срока наказания с 21 февраля 1977 года.

    Меру  пресечения Карпову О.Г. оставить —  содержание под стражей и до вступления приговора в законную силу содержать  его в СИ-1 г. Томска.

    Таким образом все обстоятельства оказались уже включенными в состав бандитизма как его неотъемлемые признаки и не могут быть повторно учтены при назначении наказания за бандитизм.

    Часть 3 ст.209 УК РФ предусматривает ответственность  за квалифицированный состав бандитизма, то есть за совершение перечисленных в частях первой и второй ст.209 УК РФ действий лицом с использованием своего служебного положения. Ранее анализировалось понятие лица, использующего свое служебное положение, при этом отмечалось, что к ним относится определенная категория лиц как обладающая признаками должностного лица, так и не обладающая ими, но в силу выполнения тех или иных профессиональных обязанностей, обладающих возможностью облегчить совершение бандитского нападения.

    Если  рассмотреть случай, при котором  участник банды, выполняющий охранные функции в банке, используя свои служебные обязанности сообщает другим участникам необходимые сведения о работе банка, о времени поступления денег, о системе сигнализации и тому подобные сведения, то это ни что иное как использование доверия, оказанного ему руководством банка, которое принимало его на работу как одного из своих сотрудников, обеспечивающих охрану вверенного ему объекта в силу договора по выполнению определенных служебных обязанностей. Исходя из приведенных рассуждений, упомянутое отягчающее обстоятельство во всех случаях совершения действий, перечисленных в ч.3 ст.209 УК РФ, не может учитываться при назначении наказания.

    Можно сказать, что каждое отягчающее обстоятельство характеризует определенный признак  состава и в то же время отражает и степень общественной опасности совершенного преступления.

    Использование лицом своего служебного положения  образует квалифицированный состав бандитизма, причем служебное положение  может быть использовано и представителем власти, поскольку данное определение является составной частью общего понятия лица, обладающего служебными положениями. Можно сделать вывод, что в том случае когда использование лицом своего служебного положения, связано с использованием им форменной одежды или документов, удостоверяющих его принадлежность к категории «представитель власти», и таким образом облегчает совершение бандитского нападения, то такие деяния полностью подпадают под признаки состава преступления, предусмотренного ч.3 ст.209 УК РФ и не могут рассматриваться в качестве отягчающего обстоятельства, предусмотренного последним пунктом ст.63 УК РФ.

    Так, во второй половине 1993 года на территории Республики Адыгея Башков и другие организовали сплоченную вооруженную  банду и совершили шесть нападений на автотранспорт, граждан и организации с целью завладения чужим имуществом. В ходе одного из нападений банды Башков совершил убийство двух человек.

    В состав этой банды был вовлечен инспектор  поста ГАИ МВД Республики Адыгея Гучетль, который передавал членам банды информацию о грузах, вооружении и количестве лиц в автомашинах, проходивших мимо поста, с тем чтобы облегчить нападения.

    Если  же форменная одежда или документа  представителя власти используются участниками банды для облегчения совершения нападений, не обладающими данными атрибутами в силу выполнения тех или иных служебных полномочий, то такие обстоятельства совершенного преступления должны учитываться как отягчающие. В этом случае их действия должны квалифицироваться по ч.2 ст.209 УК РФ, и с учетом данного отягчающего обстоятельства, необходимо назначать соответствующее наказание.

    Наступление тяжких последствий в результате совершенного при бандитизме нападения, а равно сопряженного с особой жестокостью, садизмом, издевательством  и мучениями потерпевшего, характеризуя качественную сторону примененного при нападении насилия, тем самым отражает и степень общественной опасности конкретного проявления бандитизма по сравнению с иными возможными его видами и должно во всех случаях выявляться и устанавливаться при определении меры наказания виновным. Тем более имеют место случаи, когда бандитские группировки не применяют никакого физического насилия за исключением высказывания неопределенных угроз.

    Несколько неоднозначное отношение к такому отягощающему обстоятельству, как особо активная роль в совершении преступления, поскольку законодатель как бы уже учел это обстоятельство, специально установив в ч.1 ст.209 УК РФ самостоятельную ответственность для наиболее активных участников бандитской группы — организатора и руководителя. Видимо, это отягчающее обстоятельство применительно к названным участникам банды не должно учитываться в качестве такового, чтобы не было двойного учета. Однако особо активная роль рядовых участников банды как в ней самой, так и в совершаемых ею нападениях, должна учитываться при квалификации их действий по ч.2 ст.209 УК РФ и соответствующим образом влиять на назначение наказания.

    В полной мере и во всех случаях при  рассмотрении уголовных дел о  бандитизме должны учитываться такие  отягощающие обстоятельства, характеризующие потерпевших, как совершение преступления в отношении женщин, заведомо для виновных находящихся в состоянии беременности, малолетнего, другого беззащитного или беспомощного лица; совершение преступления в отношении лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга.

    Необходимо  также устанавливать и принимать  во внимание при назначении наказания  обстоятельств, характеризующих субъективную сторону бандитизма: мотив расовой, национальной, религиозной ненависти или вражды, мотив действия за правомерные действия других лиц, хотя введение последнего обстоятельства в число отягощающих представляется излишним, так как она охватывается мотивом, связанным с выполнением потерпевшим своего служебного долга или общественного.

    Отягощающее обстоятельство, характеризующее цель совершаемого преступления, как сокрытие другого преступления или облегчение его совершения, всегда имеет место  при  совершении убийства при бандитизме. Содеянное в таких случаях квалифицируется по п. «з» ч.2 ст.105 УК РФ в совокупности со статьей УК, предусматривающей ответственность за бандитизм (ст.209 УК РФ).

    Бесспорными отягощающими обстоятельствами при  бандитизме являются: совершение данного  преступления в условиях чрезвычайного положения, стихийного или иного общественного действия, а также при массовых беспорядках; привлечение лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами и не достигших возраста наступления уголовной ответственности.

    Суд может признать отдельные смягчающие обстоятельства или совокупность таких обстоятельств исключительными и назначить в этом случае наказание ниже низшего предела, предусмотренного санкциями соответствующих частей ст.209 УК РФ (ст.64 УК РФ).

    Исключительные  обстоятельства должны характеризовать цель и мотив преступления, роль виновного в совершении общественно опасного деяния, его поведение во время или после совершения преступления, а также активное содействие раскрытию преступления, относящегося к групповому. Последнее обстоятельство имеет непосредственное отношение к бандитизму. В качестве исключительных могут быть учтены и иные обстоятельства, существенно уменьшающие степень общественной опасности совершенного преступления.

    В санкциях частей ст.209 УК РФ предусмотрен только один вид основного наказания — лишение свободы. Однако руководствуясь ст.64 УК РФ, суд может назначить и более мягкий вид наказания, чем предусмотрено в уголовно-правовой норме.

    В качестве дополнительного наказания  за бандитизм в Уголовном кодексе Российской Федерации установлена конфискация имущества, применение которой осуществляется по усмотрению суда и не является обязательной. При решении вопроса о назначении или не назначении конфискации имущества также учитываются все отягчающие и смягчающие обстоятельства, установленные по делу.

Информация о работе Уголовная ответственность за бандитизм