Участие защитника в следственных действиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2015 в 16:19, курсовая работа

Описание работы

Умение дать грамотную юридическую консультацию или отстоять интересы подзащитного в суде - это целая наука, по - настоящему доступная лишь специалисту. Сложность и особенности гражданского и уголовного процесса, постоянные изменения и дополнения норм права послужили причиной специализации профессиональных адвокатов, в большинстве своем, по определенным группам и даже категориям дел. Этим адвокаты добиваются наиболее благоприятного результата для своего клиента.

Содержание работы

Введение 3-4
ГЛАВА 1. Участие защитника при предъявлении обвинения
1.1. Предъявление обвинения 5-8
1.2. Допрос обвиняемого 9-12
ГЛАВА 2. Участие защитника в следственных действиях
2.1. Следственный эксперимент 13-17
2.2. Предъявление для опознания 18-21
2.3. Обыск 22-29
2.4. Производство судебной экспертизы 30-41
Заключение 42-43
Список используемой литературы 44-47

Файлы: 1 файл

Участие защитника в следственных действиях.doc

— 223.50 Кб (Скачать файл)

Далее необходимо обратиться к обсуждению вопроса о добровольном и принудительном помещении подозреваемого или обвиняемого в медицинский или психиатрический стационар для производства судебной экспертизы.

Согласно ст.28 ФЗ «О государственной судебно - экспертной деятельности в РФ» судебная экспертиза в отношении живых лиц может производиться в добровольном или принудительном порядке. В случае если судебная экспертиза производится в добровольном порядке, в государственное судебно - экспертное учреждение должно быть представлено письменное согласие лица подвергнуться судебной экспертизе. Из данного положения закона следует, что следователь, перед тем как возбудить перед судом ходатайство о принудительном направлении на судебную экспертизу подозреваемого или обвиняемого, обязан предложить лицу добровольно согласиться участвовать в производстве судебной экспертизы. И только после того, как будет получен отказ от подозреваемого или обвиняемого написать заявление о добровольном согласии участвовать в производстве судебной экспертизы, следователь вправе направить в суд соответствующее ходатайство уже о принудительном направлении этого лица на экспертизу. Порядок принудительного направления и помещения подозреваемого или обвиняемого в медицинский или психиатрический стационар для производства той или иной экспертизы регулируется нормами, как уголовно - процессуального законодательства, так и ФЗ «О государственной судебно - экспертной деятельности в РФ».

Из положения ч.1 ст.203 УПК следует, что если при назначении или производстве судебно - медицинской либо судебно - психиатрической экспертизы возникает необходимость в стационарном обследовании подозреваемого или обвиняемого, то он может быть помещен в медицинский или психиатрический стационар. Помещение в один из указанных стационаров различно по своему содержанию в отношении лиц содержащихся и не содержащихся под стражей. Так, на основании ч.2 ст.203 УПК, подозреваемый или обвиняемый, не содержащийся под стражей, помещается в медицинский или психиатрический стационар для производства экспертизы на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном ст.165 УПК. Данная норма закона вытекает из положения п.3 ч.2 ст.29 УПК, согласно которому только суд на стадии предварительного следствия правомочен принять решение о помещении подозреваемого или обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства экспертизы. В связи с чем законом предусмотрена специальная процедура оформления такого помещения, согласно которой следователь должен перед судом возбудить ходатайство о помещении подозреваемого или обвиняемого в медицинский или психиатрический стационар, о чем выносится соответствующее постановление. Данное постановление перед направлением его в суд должно быть в обязательном порядке в силу ч.1 ст.165 УПК санкционировано прокурором31.

Ходатайство следователя о помещении подозреваемого, обвиняемого в стационар для производства экспертизы подается в районный суд по месту производства предварительного следствия и рассматривается судьей единолично не позднее 24 часов с момента поступления указанного постановления. При этом, на основании ч.3 ст.165 УПК, в данном судебном заседании вправе участвовать прокурор и следователь. Для лица, находящегося в статусе обвиняемого и его защитника, такое право также предусмотрено п.16 ч.4 ст.47 УПК. Подозреваемый же вправе лишь ознакомиться с уже состоявшимся судебным решением по данному вопросу и в случае необходимости обжаловать последнее в вышестоящий суд в течение 10 суток, исчисляемых со дня ознакомления подозреваемого с данным судебным решением. Там же

Сторона защиты в лице обвиняемого и его защитника, если судья рассмотрел ходатайство следователя без участия сторон, должна в первую очередь ознакомиться не только с постановлением судьи, но и обязательно проверить, велся ли протокол судебного заседания. Очень часто на практике встречаются случаи, когда суд в случаях, предусмотренных п.п. 4 - 9 и 11 ч.2 ст.29 УПК, при единоличном рассмотрении судьей ходатайства следователя о производстве того или иного следственного действия, не ведет протокол судебного заседания. Поэтому в том случае, если такового не окажется, а решение суда будет не в пользу стороны защиты, обязательно подать кассационную жалобу на указанное постановление, изложив в последней любые доводы к его отмене, кроме ссылок на отсутствие протокола судебного заседания, о котором необходимо будет заявить только в самой кассационной инстанции при непосредственном рассмотрении жалобы, в противном случае судья незамедлительно исправит свою оплошность. Отсутствие же протокола судебного заседания в силу п.11 ч.2 ст.381 УПК является безапелляционным основанием отмены судебного решения32.

Состоявшееся судебное решение по данному вопросу также будет подлежать отмене, если суд не уведомит обвиняемого и его защитника о дате и времени судебного заседания. Нарушение прав обвиняемого на личное присутствие в суде при рассмотрении ходатайства следователя о помещении обвиняемого в стационар для производства соответствующей экспертизы должно будет являться одним из первоочередных оснований к отмене судебного решения.

Участвуя же в самом судебном заседании, сторона защиты в своих возражениях на решение следователя о принудительном помещении обвиняемого в медицинский или психиатрический стационар для производства судебной экспертизы, должна представить свои доводы, в опровержение позиции следователя, о том, почему ходатайство последнего надлежит суду оставить без удовлетворения. В том случае, если указанное ходатайство будет удовлетворено, то суд в своем постановлении обязан будет мотивировать, почему доводы стороны защиты были отвергнуты. Если последнего не произойдет, то постановление судьи также будет подлежать отмене, как незаконное и необоснованное. Там же

Если обратиться к содержанию ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», то можно обнаружить, что ст.6 этого закона предусматривает положение о том, что содержащиеся под стражей подозреваемые, обвиняемые пользуются правами, свободами и несут обязанности, установленные для граждан РФ, с ограничениями, предусмотренными данным законом и иными федеральными законами. Каких - либо ограничений прав содержащегося под стражей лица, относительно принудительного его направления в стационар для производства экспертизы, данный закон не содержит. На основании ч.3 ст.55 Конституции РФ права и свободы человека могут быть ограничены федеральным законом, а из положения ч.1 ст.46 Основного закона следует, что каждому гарантируется судебная зашита его прав и свобод. Любое принуждение является ограничением прав и свобод лица. И если одно ограничение связано с лишением свободы лица, т.е. с заключением его под стражу на стадии предварительного следствия, что предусмотрено уголовно -процессуальным законодательством, то это не должно означать применение со стороны именно следователя в отношении лица, уже находящегося под стражей, дополнительных ограничений прав и свобод последнего, связанных с принудительным помещением в медицинский или психиатрический стационар, которые могут быть ограничены только судебным решением.

Необходимо также отметить то обстоятельство, что хотя судебная экспертиза может быть назначена и до возбуждения уголовного дела, но помещение лица в медицинский или психиатрический стационар может быть осуществлено исключительно в рамках уже возбужденного уголовного дела, поскольку в ст.203 УПК речь идет о помещении в тот или иной стационар именно подозреваемого или обвиняемого, данный статус которого может возникнуть лишь после вынесения следователем постановления о возбуждении уголовного дела.

На основании п.6 ч.1 ст.198 УПК подозреваемый, обвиняемый, его защитник вправе знакомиться с заключением эксперта. Поэтому следователь при получении из экспертного учреждения заключения эксперта обязан на основании ст.206 УПК реализовать указанное право и незамедлительно ознакомить сторону защиты с поступившим заключением, о чем должно быть составлено соответствующее постановление. А так как заключение эксперта относится к числу доказательств по уголовному делу, то стороне защиты необходимо тщательным образом ознакомиться с таким заключением33.

Поскольку заключение эксперта - это представленные в письменном виде содержание исследования и выводы по вопросам, поставленным перед экспертом лицом, ведущим производство по уголовному делу, то, получив возможность ознакомиться с заключением эксперта, стороне защиты целесообразнее всего ксерокопировать данные материалы уголовного дела. Как показывает практика, наличие на руках копии заключения эксперта позволяет стороне защиты начать работу по опровержению выводов эксперта, содержащихся в заключении, если, конечно, данные выводы по тем или иным основаниям не устраивают сторону зашиты. Однако сторона защиты, при осуществлении права, предусмотренного п.13 ч.4 ст.47 УПК, снимать за свой счет копии с материалов уголовного дела, в том числе с помощью технических средств, может столкнуться с противодействием со стороны следователя при реализации данного права.

Согласно ч.1 ст.88 УПК каждое доказательство подлежит оценке с точки зрения его относимости, допустимости и достоверности. Заключение эксперта должно также подвергаться проверке на предмет его относимости, допустимости и достоверности в качестве доказательства и оцениваться в совокупности с другими доказательствами для решения вопроса о виновности либо причастности лица в инкриминируемом ему преступлении.

Кроме этого, достоверность заключения эксперта должна оцениваться исходя из полноты проведенного исследования, примененной экспертом методики исследования, конкретики и определенности выводов на поставленные перед экспертом вопросы.34.

В любом случае, с каким бы заключением эксперта не столкнулась сторона зашиты, необходимость проведения сравнительного анализа заключения эксперта с другими собранными, как стороной обвинения, так и стороной защиты по делу доказательствами должно иметь место, поскольку нередки случаи, когда само заключение эксперта безупречно с точки зрения его процессуального оформления в уголовном деле, но выводы эксперта противоречат другим доказательствам, также надлежащим образом оформленным в рамках производства по уголовному делу. Поэтому заключение эксперта не должно иметь никаких преимуществ перед другими доказательствами, собранными по делу, а должно подвергаться обязательной проверке и оценке по правилам, установленным ст. ст.87 - 88 УПК РФ.

Сторона защиты должна выявлять нарушение закона в оформлении доказательств, собранных по делу стороной обвинения и добиваться признания таких доказательств недопустимыми и особенно в тех случаях, когда такое доказательство необходимо исключить в пользу стороны защиты.

Сторона защиты в лице адвоката, в силу п.3 ч.1 ст.53 УПК, также вправе привлечь специалиста, в соответствии со ст.58 УПК, для участия в уголовном судопроизводстве, но адвокат будет вправе разъяснить лицу, привлекаемому в качестве специалиста до момента совершения последним каких - либо действий, лишь его статус и права, предусмотренные только ч.1, п.1 ч.3 ст.58 УПК. А поскольку адвокат на основании п.4 ч.3 ст.6 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» вправе привлекать специалиста лишь на договорной основе и вне рамок производства следователем каких - либо следственных действий, то, соответственно, правомочия специалиста и его ответственность, предусмотренные п.п. 2 - 4 ч.3 и ч.4 ст.58 УПК при взаимоотношениях с адвокатом отсутствуют35.

Из чего следует, что адвокат, заключая соглашение с лицом, которое выбрано в качестве специалиста, вправе предусмотреть в таком соглашении определенные права, обязанности для специалиста и его ответственность. Но последняя не будет носить уголовно - правового характера, а будет ограничиваться только гражданско-правовыми отношениями.

Статусом специалиста, исходя из смысла п.3 ч.1 ст.53 и ч.1, п.1 ч.2 ст.58 УПК, лицо, обладающее специальными познания-ми, станет обладать лишь после подписания соответствующего договора с адвокатом - участником уголовного судопроизводства по конкретному уголовному делу.

После получения заключения специалиста по интересующим адвоката вопросам, последнее, путем заявленного следователю ходатайства, может быть приобщено к материалам уголовного дела. В этом случае целесообразнее всего адвокату в ходатайстве указать не только просьбу о приобщении заключения специалиста к материалам уголовного дела, но и просьбу о допросе специалиста следователем под протокол следственного действия. В случае удовлетворения заявленного стороной зашиты ходатайства и приобщения следователем заключения специалиста к материалам дела, последнее, с этого момента, будет являться официальным, в силу п.1 ч.1 ст.74 УПК, доказательством по делу. При этом следует особо отметить то обстоятельство, что к заключению специалиста закон не выдвигает каких - либо особых требований, как это предусмотрено к заключению эксперта. В связи с чем вопрос о допустимости заключения специалиста в качестве доказательства по делу может возникнуть лишь при рассмотрении вопроса о правильном его процессуальном приобщении следователем к материалам дела. Из чего следует, что для того, чтобы заключение специалиста было допустимым доказательством по делу, в материалах уголовного дела должно находиться постановление следователя о приобщении заключения специалиста к материалам уголовного дела в качестве доказательства, представленного стороной защиты в порядке ч.3 ст.86 УПК РФ.

Показания специалиста, зафиксированные в протоколе его до-проса, также не будут лишними, поскольку в силу п.3 ч.1 ст.74 УПК являются доказательством по делу.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Заканчивая данную тему мне кажется целесообразным сказать в заключении о том что вопрос о привлечении адвокатов к ответственности был изъят из компетенции тех конкретных работников правоохранительных органов, с которыми данный адвокат сталкивается по конкретному делу. Целесообразно ввести в законодательство в качестве гарантии профессиональной независимости адвоката норму, запрещающую органу, в непосредственном ведении которого находится дело, по которому адвокат осуществляет защиту, проводить в отношении этого адвоката проверку и возбуждать против него административное или уголовное преследование. Если же в действиях адвоката содержится административное или уголовно наказуемое правонарушение, то вопрос о привлечении его к ответственности необходимо согласовывать с президиумом коллегии адвокатов, без согласия которой привлечение к ответственности не должно иметь место.

Информация о работе Участие защитника в следственных действиях