Участие защитника на отдельных стадиях уголовного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2015 в 12:25, курсовая работа

Описание работы

В новом Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации значительно расширены права защиты в доказательном процессе. Защитнику предоставлено право опрашивать частных лиц, запрашивать справки, характеристики и иные документы из различных организаций, учреждений, предприятий, необходимые для правовой помощи. К участию в деле в качестве защитника допускаются адвокаты, а по решению суда в качестве защитников также могут быть допущены близкие родственники, законные представители обвиняемого и другие лица. Включено положение о предоставлении подозреваемому права иметь защитника, а также права на свидание с защитником наедине и конфиденциально с момента, предшествующего первому допросу. Расширен перечень случаев обязательного участия защитника.

Содержание работы

Введение 2 стр.

Глава 1 «Процессуальное положение защитника и выполняемые
им функции»
1. Участие защитника в уголовном судопроизводстве 4 стр.

2. Полномочия защитника 7 стр.

Глава 2 «Участие защитника в деле»

1. Случаи обязательного участия защитника в деле 14 стр.

2. Решение проблемы: свидетель получает помощь адвоката 17 стр.

Глава 3 «Участие защитника на отдельных стадиях уголовного
процесса» 20 стр.

Заключение 26 стр.

Библиография

Файлы: 1 файл

21526_1.DOC

— 286.00 Кб (Скачать файл)

 Защитник вправе заявлять  отводы в соответствии с основаниями  и порядком, предусмотренным в главе 4 УПК. При заявлении отвода защитник не может ссылаться на сведения, в заведомой ложности которых он субъективно убежден. Поэтому защитник не вправе заявлять и поддерживать отвод, основанный на таких сведениях. Вместе с тем, защитник может привести утверждения, в истинности которых он до конца не убежден.

Заявляя отвод от своего имени, адвокат обязан согласовать этот вопрос с подзащитным. Заявлять отвод независимо от желания подзащитного адвокат вправе лишь в случаях, когда обвиняемый не способен к самостоятельной защите из-за несовершеннолетия, психических или физических недостатков.

 Защитник вправе приносить  жалобы на действия и решения следователя, прокурора, дознавателя и суда. Важным средством обеспечения законности судебного разбирательства является право защитника заявлять возражения против действий председательствующего. Эти возражения заносятся в протокол судебного заседания.

     Закон, поддерживая доверительные отношения между клиентом и защитником, обязывает последнего не разглашать сведения, сообщенные ему в связи с осуществлением защиты и оказанием другой юридической помощи, а также не использовать их в своих интересах или интересах третьих лиц. Этот запрет распространяется не только на время участия в конкретном деле, работы адвоката в коллегии, но и прекращения деятельности по защите или увольнения (отчисления) из коллегии.

 Адвокат не вправе  оказывать конфиденциальное содействие  органам, осуществляющим ОРД, а эти  органы не должны обращаться  к адвокатам за таким содействием13

 Защитник не подлежит вызову и допросу в качестве свидетеля об обстоятельствах, которые ему стали известны в связи с обращением к нему лиц за оказанием юридической помощи. В свою очередь адвокат не вправе давать показания о подобных обстоятельствах. Сведения, составляющие предмет адвокатской тайны, не могут служить доказательствами в производстве по уголовным, гражданским и административным делам, по которым адвокат оказывал юридическую помощь.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2

 

Участие защитника в деле.

1.Случаи обязательного участия защитника в деле.

 

 Существует круг дел, по которым закон предписывает  обязательное участие защитника. Это дополнительная гарантия  защиты лиц, которые в силу  физических или психических недостатков  либо возрастных особенностей, а  также по иным причинам не  могут сами осуществлять свое право на защиту либо она для них существенно затруднена. Государство заинтересовано в повышенной охране интересов таких лиц, в результате чего оно избавляет себя от возможных ошибок на следствии и в суде. Этой же заинтересованностью объясняется обязательное участие защитника по делам лиц, указанных в п. 5 и 6 статьи 51 нового УПК. В пункте 5 этой статьи  говорится, что участие защитника обязательно, когда лицо обвиняется в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок свыше пятнадцати лет, пожизненное лишение свободы или смертная казнь, в старом же уголовно-процессуальном кодексе обязательное участие защитника предусмотрена, лишь если лицу, совершившему преступление грозит за него смертная казнь. Данное новшество значительно способствует расширению прав обвиняемого, что, несомненно, правильно. В пункте 6 статьи 51 нового УПК говорится о том, что участие защитника обязательно, когда уголовное дело подлежит рассмотрению судом с участием присяжных заседателей. В старом же уголовно-процессуальном кодексе такого случая обязательного участия защитника предусмотрено не было.

 Невыполнение требований статьи 51 УПК РФ влечет обязательно отмену приговора и обращение дела к доследованию. Так, предъявление обвинения несовершеннолетнему без участия защитника признано существенным нарушением уголовно-процессуального закона и явилось основанием для возвращения дела на доп. расследование со стадии назначения судебного заседания14

 Установив, что участие  защитника обязательно, следователь, прокурор, суд должны выяснить, приглашен ли обвиняемым защитник. В противном случае необходимо обеспечить участие защитника в деле через коллегию адвокатов

 Следователь обязан  принять решение об обязательном  участии защитника, если есть документальное подтверждение несовершеннолетия обвиняемого на день совершения преступления; инвалидности, установленной по поводу психического заболевания или физических недостатков, либо если судом вынесено решение о признании обвиняемого недееспособным в результате душевного заболевания или слабоумия.

 Участие защитника  по делам несовершеннолетних  обязательно не только в случаях, когда лицо совершило преступление  до 18 лет, но и тогда, когда к  моменту соответствующего процессуального  действия уже достигло этого возраста, а также когда лицо обвиняется в преступлениях, часть из которых совершена им в возрасте до 18 лет, а часть - после достижения совершеннолетия15.

 Во всех пограничных  ситуациях, связанных с возрастом, к примеру, к моменту производства тех или иных процессуальных действий лицу исполнилось восемнадцать лет, а также когда обвиняемый привлечен по групповому делу или делу, сложному по фабуле или по доказательственному материалу, решение об обязательном участии защитника (в случае отказа обвиняемого от него) принимает сам следователь. Такое решение процессуально должно быть оформлено в виде мотивированного постановления. Подобное решение, если подсудимому к моменту судебного разбирательства исполнилось 18 лет, может принять и судья.

 Понятие "способность осуществлять свое право на защиту" отличается от понятия "вменяемость". Вменяемость означает способность лица в момент совершения противоправного деяния отдавать себе отчет в своих действиях, руководить ими. Способность осуществлять свое право на защиту - это такое состояние высших психических функций (восприятия, понимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы), которое обеспечивает правильное отражение действительности и создает предпосылки для полноценной интеллектуальной деятельности. Признание экспертами обвиняемого вменяемым не означает еще, что он всегда способен осуществлять свое право на защиту.

 Способность самостоятельно  осуществлять право на защиту  относится к числу правовых  вопросов, решение которых составляет  прерогативу следователя и суда. Для этого они разрешают следующие вопросы: есть ли у обвиняемого психические или физические недостатки, препятствующие полному осуществлению познавательной деятельности, и ограничивают ли они его возможности, связанные с реализацией права на защиту16.

 Основанием к возникновению  сомнений относительно психического  состояния обвиняемого может  служить не только непосредственное  наблюдение следователя или состава  суда (судьи), но и характер совершенного  преступления, заявление свидетелей, а также документы о перенесенных этим лицом заболеваниях и травмах17

Основанием для обязательного участия защитника служат документы, подтверждающие, что обвиняемый состоял на учете в психоневрологическом диспансере, обучался в школе для умственно отсталых детей либо признавался хроническим алкоголиком. Как правило, бесспорным основанием является заключение эксперта психиатра о наличии у обвиняемого психических недостатков, в силу которых последний не может самостоятельно осуществить свое право на защиту 18.Такими основаниями являются также ясно выраженные физические недостатки: ослаблены зрение или слух, дефекты речи, создающие помехи в установлении контактов с окружающими и изложении своих мыслей.

 Не владеющими языком  судопроизводства признаются лица, не понимающие либо плохо понимающие обычную разговорную речь на языке судопроизводства, не умеющие свободно изъясняться на данном языке, испытывающие затруднения в связи со слабым знанием языка в понимании тех или иных терминов или обстоятельств. О характере противоречий между интересами лиц, если хотя бы одно из них имеет защитника.

 Требование об обязательном  участии защитника в судебном  разбирательстве, в котором участвуют  государственный и общественный обвинители утратило свою силу, новый УПК такого права не предусматривает.

 По делам лиц, совершивших  общественно опасные деяния в  состоянии невменяемости, а также  лиц, заболевших душевной болезнью  после совершения преступления, участие защитника является обязательным  с момента установления факта  душевного заболевания данного лица 19

  Для лиц, обвиняемых в совершении преступлений, за которые в качестве меры наказания может быть назначена смертная казнь, обязательное участие защитника должно быть обеспечено с момента предъявления обвинения. В новом УПК к вышеозначенному  наказанию добавлена ещё мера наказания в виде пятнадцати лет лишения свободы, либо пожизненного заключения.

 Для лиц, между интересами которых имеются противоречия и если хотя бы одно из них

имеет защитника, новый УПК не предусмотрел обязательного участия защитника.

 Новый уголовно-процессуальный  кодекс предусмотрел и ещё  одно основание обязательного  участия защитника, когда подозреваемый  не отказался от защитника  в порядке, установленном статьёй 52 настоящего кодекса.

 

2.Решение  проблемы: свидетель получает помощь адвоката.

Ранее свидетель допрашивается следователем один на один. И лишь на очной ставке гласность допроса расширялась. Некоторые следователи допрашивали свидетелей в присутствии оперативных работников, других следователей, что, как представляется, вряд ли допустимо и мешает в работе. Иногда присутствующие вмешивались в допрос с целью внушить свидетелю в пользу обвинения какую-то информацию.

С принятием нового уголовно-процессуального кодекса решилась, безусловно, крайне важная проблема-право свидетеля на присутствие адвоката при проведении допросов, которое закреплено в пункте 4 статьи 56 настоящего УПК.

Этот вопрос до принятия нового УПК  очень бурно обсуждался среди видных юристов и адвокатов, которые осознавали необходимость принятия такой поправки.

Ведь ранее при допросе свидетеля без посторонних лиц известны случаи психического воз действия, резкий тон, спешка, а то и нажим. При адвокате вряд ли такое могло быть. В судах можно нередко услышать от свидетелей мотивы изменения ими показаний: следователь сам написал часть показаний, пользуясь материалами уголовного дела; свидетель подписал показания, не читая их из-за невозможности разобрать почерк следователя; подписал протокол допроса, не вникая в суть написанного, доверял следователю и т.п. Впервые оказавшийся в уголовном процессе свидетель, быть может, еще не до конца понимает значение своих показаний и готов подписать что угодно. Такой свидетель не знает, что его показания судом оцениваются как самые правдивые, близкие к событию преступления, а потому достоверные. Но при этом подчас забывается, что на формирование показаний влияет масса объективных и субъективных факторов. Между тем суду весьма желательно, чтобы свидетель дал именно те показания, которые зафиксированы на следствии. Отклонение от первоначальных показаний вызывает зачастую раздражительность суда, прокурора. Неоднократно напоминается свидетелю его обязанность давать правдивые показания, иначе он будет привлечен за лжесвидетельство, или будет вызван для допроса следователь и т.п. Очевидно психическое воздействие на свидетеля, но теперь уже в суде. Принципиальный свидетель стоит на своих прежних показаниях, несмотря на запугивание, а затем сам оказывается по воле суда на скамье подсудимых. Беспринципный свидетель, приспособленец и конъюнктурщик ведет себя по-иному: он даже спрашивает у суда, какие показания от него требуются, такие он и даст. Он готов на все, чтобы самому не стать "лжесвидетелем". А что будет с подсудимым, это никого особенно не волнует, хотя истина по делу в итоге страдает.

Закон не случайно запрещает домогаться показаний свидетеля. Иногда легче поднажать на свидетеля и получить нужные показания, чем законным путем раскрыть преступление. Однако при этом нельзя забывать, что показания, полученные путем психического, физического и иного воздействия, не имеют правового значения и признаются ничтожными. Но ничтожность таких показаний не всегда легко доказать. Поэтому по новому УК РФ не случайно предусмотрена уголовная ответственность за принуждение к даче показаний, чего не было прежде. Предусмотрена ответственность и за фальсификацию доказательств по уголовному делу. Угроза наказанием за этот вид преступления будет способствовать усилению гарантий осуществления объективного правосудия. Таким образом, защищенность свидетеля от всевозможных поползновений на его показания существенно возросла.

С другой стороны оставалась серьезная уголовная ответственность для свидетеля, который намерен отказаться от дачи показаний или дал правоохранительным органам заведомо ложные показания. Известно, что основная масса свидетелей - это законопослушные граждане. К сожалению, случаи лжесвидетельства в новых экономических условиях, когда почти все продается и покупается, участились. Если свидетель после допроса разглашает данные предварительного следствия, от этого страдает проблема установления истины. В действительности все подробности следствия предаются огласке свидетелями, потерпевшими, адвокатами и другими лицами. В результате идет подгонка доказательств в нужном направлении, наблюдается отход от события преступления.

Необходимость участия адвоката при допросе свидетелей вызывалась не только усилением уголовной ответственности, как было сказано. Существует множество других ситуаций, когда помощь адвоката свидетелю просто необходима. Сложилась порочная практика допроса в качестве свидетелей будущих подозреваемых и обвиняемых. Изначально подозреваемый (обвиняемый) неоднократно допрашивается в качестве свидетеля, а когда уже от него необходимые сведения получены, тогда его допрашивают как подозреваемого. В качестве свидетеля гражданин обязан под страхом уголовной ответственности сообщить всю требуемую информацию. Затем допрашиваемый имеет право давать показания. Но он уже их дал, и теперь отказаться от них не так просто. Первоначальные свидетельские показания, даже если они и ложные, будут всегда серьезно уличать это лицо. Эта "ловушка" законом не предусмотрена, на протесты адвокатов можно слышать: что не запрещено, то разрешено. О таком внепроцессуальном положении известно всем, но опять-таки "для пользы дела" закон можно нарушать и обходить. Очевидно, что будущий подозреваемый первый раз должен быть допрошен именно в этом качестве, а когда он имеет адвоката - с его участием.

Информация о работе Участие защитника на отдельных стадиях уголовного процесса