Убийство в состоянии аффекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2009 в 16:10, Не определен

Описание работы

Понятие аффекта,субъект,объект преступления,

Файлы: 1 файл

Афект.doc

— 170.50 Кб (Скачать файл)

      Таким образом, понятие аффекта является родовым по отношению к таким его видовым разновидностям, как физиологический аффект, кумулятивный аффект и аффект на фоне простого алкогольного опьянения.

      4. Эмоциональное возбуждение, оказывающее существенное влияние на сознание и поведение. Здесь наблюдается известная вариативность возникновения и развития эмоциональной реакции, но, как правило, на первой стадии происходит кумуляция эмоционального напряжения. Среди таких индивидуально-психологических особенностей можно назвать исходный низкий уровень эмоциональной устойчивости, нетипичность форм реагирования в конфликтных ситуациях, высокий уровень опосредованности поведения, робость, нерешительность, склонность выражать агрессию (когда это необходимо). Указанные личностные особенности обусловливают в условиях  затяжного течения конфликтной ситуации и в ситуациях, блокирующих прямые проявления агрессии (например, в сфере семейных отношений), накопление эмоционального напряжения длительностью до нескольких лет.

      5. Эмоциональное напряжение, оказывающее существенное влияние на сознание и поведение. Первая стадия протекает аналогично первой фазе эмоционального возбуждения - происходит кумуляция эмоциональной напряженности. Однако эмоциональное напряжение после каждого воздействия не сбрасывается, а все более нарастает и переходит во вторую фазу, которая не носит взрывного характера, а представляет собой как бы "плато" интенсивного эмоционального напряжения. Третья стадия характеризуется выраженным физическим и психическим истощением.

    Общепризнанным  является деление аффектов на физиологический  и патологический, у каждого из которых существуют свои, характерные только этому виду аффекта симптоматические проявления. (См. приложение №1).8 Но, несмотря на общепризнанность данного деления предметом дискуссий до настоящего времени являются критерии подобного разграничения. Так, некоторые авторы в основу приведенной классификации ставят личностные особенности субъекта, переживающего аффективный взрыв. Предполагается, что физиологический аффект может возникнуть в ситуации конфликта у психически здорового человека, а патологический - у лица, имеющего психотические нарушения различной степени тяжести.9 В связи с тем, что подобные нарушения могут иметь слабо выраженный характер, правомерным признается выделение так называемого аномального аффекта (аффекта на патологической почве), субъектом которого являются лица, страдающие психопатией, истерией, алкоголизмом.10 Таким образом, сторонники данного подхода, по существу, сводят установление состояния, в котором находился субъект во время совершения преступления, к выяснению его психической полноценности

§1. Отличие физиологического аффекта от патологического 

       Для того чтобы понять природу  аффекта, а значит и сущность  самого убийства, совершенного в этом состоянии необходимо рассмотреть физиологический аспект в сопоставлении с иными явлениями психической деятельности человека.

        В психологии и психиатрии  общепризнанным считается деление  аффектов на патологический и  физиологический. Критерий их разграничения зависит не от того, у кого он возник, а от того, насколько выражены симптомы аффекта, имеются ли нарушения сознания, истощение и другие признаки, характеризующие качественное отличие патологического аффекта от физиологического. И тот, и другой вид аффекта развиваются по трем основным стадиям: подготовительной, стадии активных аффективных действий (взрыва) и заключительной. Однако за внешним сходством динамических особенностей двух видов аффекта стоят  различные механизмы возникновения и развития этих состояний.

       Итак, начнем с первой стадии - подготовительной. Патологический  аффект возникает в ответ на  неожиданный сильный раздражитель,11 а в некоторых случаях - без повода. В то время как физиологический аффект возникает в ответ на сильный раздражитель или в результате аккумуляции аффективных переживаний.

      В стадии взрыва для патологического  аффекта характерно сумеречное состояние  сознания, происходит полное помрачнение  сознания не на реальных травмирующих переживаниях, а на замещающих представлениях. При патологически суженом сознании вся психологическая деятельность субъекта концентрируется не на действительно окружающих его людях и объектах, а на представлениях, имеющих бредовую окраску. Болезненные переживания, как правило, сводятся к ощущению преследования и большой опасности для жизни. Отсюда возникают агрессивные, субъективно защитные действия лица. В то время как для физиологического аффекта характерно лишь сужение сознания, которое концентрируется на реальных травмирующих переживаниях, а не на представлениях о них, как при патологическом аффекте.

        В заключительной стадии патологический  аффект приводит к истощению  нервной системы, т.е. связан  с огромным внутренним напряжением,  значительной тратой сил. У  лица появляется вялость, общая расслабленность при безразличном отношении к содеянному и окружающему, т.е. состояние близкое к прострации. Для состояния физиологического аффекта не является характерными столь выраженные истощение и прострация, для него в большей степени свойственны чувства облегчения, раскаяния, вялость.

         Однако основное и наиболее  существенное различие этих состояний  заключается, прежде всего, в  степени их воздействия на  сознание человека, переживающего  аффект, поэтому именно анализ  сознательной сферы является важным основанием для разграничения патологического и физиологического аффектов.

       Таким образом, патологический аффект представляет собой кратковременное психическое  расстройство, для которого характерны частичная или полная амнезия  и полное помрачение сознания. Физиологический аффект не является временным болезненным расстройством психики, его возникновение не связано с психическим заболеванием, а протекание определяется психологическими законами развития нормальных психических процессов. В основе сужения сознания при этом лежат физиологические, а не патологические механизмы.12

       Волевой характер аффективных действий служит субъективной предпосылкой уголовной  ответственности лица за эти действия в той степени, в какой в  них проявилась его свободная воля. К тому же состояние физиологического аффекта сохраняет способность осознания, оценки значения собственного поведения и руководства им в границах нормального течения эмоциональных процессов здорового человека. Проявляясь внешне как импульсивные, автоматизированные движения, аффективные действия сохраняют свою сознательно-волевую основу и с полным основанием могут быть отнесены к разряду волевых поведенческих актов».

        Поэтому лицо, совершившее преступление  в состоянии физиологического  аффекта, признается вменяемым и подлежит уголовной ответственности.

        В связи с этим наличие только  объективных признаков «особой  жестокости», «мучений или истязания»  при совершении аффектированного  убийства, не исключает применение  статьи 141 Уголовного кодекса Республики Беларусь.

        Вопросы разграничения аффектированного  убийства и убийства, совершенного  при превышении пределов необходимой  обороны, вызывают еще более  серьезные затруднения в судебной  практике, чем рассматривавшиеся  до этого вопросы разграничения преступлений. К сожалению, суды не всегда обращают должное внимание на эти вопросы.

         Нередко случается так, что  преступление, начавшееся в состоянии  необходимой обороны (или с  ее превышением) перерастает в  преступление в состоянии аффекта и требует квалификации по статье 141 Уголовного кодекса Республики Беларусь. А также встречаются случаи, когда насилие со стороны нападающего, носящее характер опасный для жизни и здоровья обороняющегося или другого лица, способно вызвать и вызывает состояние аффекта и приводит к превышению пределов необходимой обороны.

         Все это свидетельствует о  сложности разграничения данных  составов, поэтому этот вопрос  в юридической литературе вызывает  к себе большое внимание и  в настоящее время достаточно  хорошо изучен учеными.

        Насилие со стороны потерпевшего - наиболее распространенный повод  аффектированных убийств, в то  время как в преступлениях,  связанных с превышением пределов  необходимой обороны, оно выступает  в качестве обязательного условия.  Поэтому тщательная и глубокая оценка этого насилия играет важную, если не основную роль в установлении истинных целей ответных действий виновного.

        Насилие потерпевшего - это непосредственный  повод аффектированного убийства, оно выглядит как «провокация» преступления. Само же убийство в состоянии аффекта является результатом фактически учиненного и уже оконченного насилия.13

        При совершении преступлений  с превышением пределов необходимой  обороны в содержание мотива  входят такие побуждения, как  сознание морального долга, жалость и сочувствие жертве нападения, чувство самосохранения. В содержание мотива при совершении аффектированного убийства входят чувство обиды, оскорбленной чести и достоинства и т.п.

        Это далеко не все отличия  между рассматриваемыми преступлениями

        Как уже отмечалось мною, понятие  аффекта в рассматриваемой уголовно-правовой  норме является центральным понятием, которое определяет содержание  всех элементов состава преступления, поэтому установление аффективного  состояния в момент совершения преступления имеет решающее значение по делам данной категории.

        Проблемы, возникающие при квалификации  преступного деяния, во многом  объясняются несовершенством той  или иной уголовно-правовой нормы.  Поэтому задача законодателей при написании (составлении) Уголовного Закона заключается в том, чтобы сделать эти нормы более совершенными в плане их применения на практике. Однако, стремление законодателя сделать закон более удобным для его применения практическими работниками следствия и суда, стремление перевести норму закона на более понятный для широкого круга язык, играет не положительную, а наоборот, подчас затрудняет правильное и единообразное применение таких норм. Такое стремление упростить уголовно-правовую норму привело к неточному истолкованию известного психологического понятия - аффекта практическими работниками. В связи с этим в теории уголовного права и судебной практике нет единства в понимании физиологического аффекта, хотя последний представляет конкретное психологическое понятие, которое имеет свои ощутимые границы, присущие только этому психическому состоянию признаки. Понятие физиологического аффекта достаточно хорошо разработано в психологии известными учеными в этой области. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Состав преступления, совершенного в состоянии аффекта 

 Объектом всякого убийства, в том числе и аффективного убийства, является жизнь человека. Однако в рассматриваемом случае объектом посягательства является жизнь ни какого-нибудь человека, а человека, который играет в структуре преступного деяния отнюдь не последнюю роль. Такая роль, которую уголовный закон (ст.141 Уголовного кодекса Республики Беларусь) отводит поведению потерпевшего как обстоятельству, вызывающему состояние «оправданного» аффекта виновного в процессе совершения преступления, обязывает более глубоко, чем по любой другой категории дел, исследовать личность самого потерпевшего. Именно на жизнь этого субъекта посягает виновный, причиняя ему смерть.

      Аффект, в состоянии которого совершается  данное преступление, непосредственно связывается с определенным неправомерным или аморальным поведением потерпевшего: насилием, издевательством или тяжким оскорблением либо другими противоправными или аморальными действиями, а также длительной психотравмирующей ситуацией, которая возникает в связи с систематическим противоправным или аморальным поведением потерпевшего. Такие действия должны быть совершены лицом, на жизнь которого посягает преступник, именно такие действия потерпевшего являются необходимым обязательным условием возникновения аффекта виновного в рассматриваемом преступлении.

       Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что в рассматриваемом преступлении имеется особый потерпевший, ни какой-нибудь случайный по своему характеру или выбранный в качестве такого преступником по каким-либо своим соображениям, а субъект, который из-за своего определенного поведения в отношении виновного становится потерпевшим (жертвой) преступного посягательства.

        Именно потерпевший, вернее его неправомерное или аморальное поведение, провоцируют ответные действия виновного, который в аффективном состоянии причиняет первому смерть.

       Соответствующее поведение потерпевшего в таких ситуациях снижает степень вины преступника, так как оно инициирует состояние аффекта, в котором виновный совершает убийство.

       Другими словами можно сказать, что лицо, которому причиняется смерть, в рассматриваемых случаях становится жертвой своего же злонамеренного и провокационного поведения. Подводя итог, можно отметить, что преступление, предусмотренное статьёй 141 Уголовного кодекса Республики Беларусь имеет в качестве объекта посягательства - жизнь человека, схожего по своей природе с объектами остальных преступлений против жизни; однако лицо, на жизнь которого посягает преступник и которому в результате этого посягательства причиняется смерть (потерпевший) отличается от других категорий потерпевших тем, что сам провоцирует преступное посягательство своим противоправным (или аморальным) поведением.

Информация о работе Убийство в состоянии аффекта