Создание Международного уголовного суда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2015 в 17:10, реферат

Описание работы

Идея создания данного органа правосудия возникла в связи с тем, что на международной арене в середине 20-ого столетия участились случаи совершения «массовых и грубых нарушений основных прав и свобод человека». Несомненно, данные деяния имели все признаки состава преступления, но их отличительной чертой являлось как раз то, что они носили международный характер. Такие деяния получили в международном праве название «международных преступлений», за совершение которых наступала уголовная ответственность.

Содержание работы

1.Создание Международного уголовного суда…………………………………3
2.Компетенция Международного уголовного суда…………………………….7
Список используемой литературы……………………………………………...10

Файлы: 1 файл

защита прав и свобод человека.docx

— 24.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

1.Создание Международного уголовного суда…………………………………3

2.Компетенция Международного уголовного суда…………………………….7

Список используемой литературы……………………………………………...10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Создание Международного  уголовного суда

Идея создания данного органа правосудия возникла в связи с тем, что на международной арене в середине 20-ого столетия участились случаи совершения «массовых и грубых нарушений основных прав и свобод человека». Несомненно, данные деяния имели все признаки состава преступления, но их отличительной чертой являлось как раз то, что они носили международный характер. Такие деяния получили в международном праве название «международных преступлений», за совершение которых наступала уголовная ответственность. Следовательно, появилась потребность в учреждении такого органа правосудия, который мог бы привлекать к уголовной ответственности за совершение подобных преступлений.

В 1950 году, когда указанная Комиссия, рассмотрев все правовые аспекты вопроса образования международного органа уголовного судопроизводства, пришла к выводу, что «создание Международного уголовного суда представляется желательным и возможным». Это, таким образом, послужило основанием предпринять Организацией Объединённых Наций новые действия по решению имеющегося вопроса. В частности «Генеральная Ассамблея ООН принимает Резолюцию 489 (V), в соответствии с которой в целях разработки конкретных предложений, касающихся создания и статута Международного уголовного суда, учрежден Комитет в составе представителей семнадцати государств - членов ООН».

Дальнейшая деятельность по разработке Статута Международного уголовного суда стала осуществляться лишь в конце 70-х годов, когда, как замечают авторы, «в США был организован Международный фонд по созданию МУС во главе с австралийским юристом Ю. Стоуном, профессором Бостонского университета Р. Войцелем и советским юристом-международником И.П. Блищенко. Фонд провел несколько международных встреч, в ходе которых разрабатывались и обсуждались первые проекты Статута МУС и перечень подпадающих под его юрисдикцию преступлений». Эта деятельность, несомненно, также сыграла, определённую роль в создании окончательного проекта Статута Суда, поскольку при его составлении учитывался весь имеющийся по данному вопросу опыт, все конструктивные пожелания и предложения. Однако, ещё не закончившаяся «холодная война» не позволяла продуктивно решать проблему создания Международного уголовного суда. Каких либо по настоящему действенных мер в этот период не предпринималось, и только 4 декабря 1989 можно считать точкой отсчёта возобновления решения указанного вопроса, т. е. уже по окончании «холодной войны», когда, как свидетельствуют авторы «Генеральная Ассамблея ООН в рамках своей резолюции 44\39 вновь попросила Комиссию международного права «изучить вопрос о создании Международного уголовного суда или иного международного уголовного судебного органа с юрисдикцией, распространяющейся на лиц, обвиняемых в совершении преступлений, которые будут подпадать под действие Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества». Такой Кодекс был принят ещё в 1954 году на 6-ой сессии Комиссии международного права ООН.

Стоит отметить, что особо важную роль в этот период сыграли «трагические события межэтнических и межконфессиональных столкновений в Югославии», а также «преступная практика политического режима в Руанде», прямым образом повлиявшие на учреждение Суда. Данные события ещё раз заставили всё мировое сообщество, а в первую очередь международные организации по безопасности задуматься о том, как важно поскорее создать постоянно действующий Международный уголовный суд, деятельность которого бы под страхом неотвратимости наказания за совершённое международное преступление в области прав и свобод человека, позволила бы значительно уменьшить число таких преступлений. Созданные для расследования преступлений по бывшей Югославии (в 1993 году) и Руанде (1994) уголовные трибуналы (опять же ad hoc) также подтвердили, что учреждение именно международного судебного органа по уголовным делам является просто необходимым и обязательным, поскольку разрешать вопросы, связанные с расследованием международных преступлений и осуждением за них, нужно гораздо более широко и эффективно, не ограничивая себя строгими рамками во времени, как это делают временные суды, и призван это сделать будет как раз будущий Международный уголовный суд.

Теперь уже очень многие государства, как отмечают авторы, «пришли к мнению, что такой суд стоит создать безотлагательно». В этой связи Организацией Объединённых Наций были предприняты следующие меры. Так, было созвано специальное заседание 47-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1992 году, на котором «была принята резолюция, уполномочивающая Комиссию международного права подготовить проект Статута постоянного Международного уголовного суда, который мог бы быть наделён юрисдикцией хотя бы в отношении преступлений, предусмотренных действующими конвенциями (геноцид, расизм и расовая дискриминация и т. д.)».

Спустя еще два года был создан Специальный комитет ООН для разработки окончательного проекта Статута МУС и созыва Дипломатической конференции для его принятия». Итак, наконец-то дело сдвинулось с мёртвой точки, и существовали реальные предпосылки создания международного органа уголовного правосудия. Однако, для этого ещё нужно было соблюсти некоторые условия, а именно государства должны были принять разработанный проект Статута и ратифицировать его. Чтобы выполнить первое условие, как раз и была созвана указанная конференция. Она, по имеющимся историческим данным, начала свою работу 15 июня 1998 г. в Риме в штаб-квартире ФАО, (т. е. продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН) и продлилась до 17 июля 1998 г. В ее работе приняли участие представители 156 стран и около 260 неправительственных организаций». Как видно, данная конференция вызвала интерес у большого числа государств и организаций. И это не удивительно, поскольку проблема создания Международного уголовного суда уже давно являлась насущной, затрагивала интересы большинства стран мира, и соответственно, когда появился шанс к её урегулированию, это вызвало огромный резонанс на межгосударственном уровне.

По итогам проводимой конференции, «за принятие Статута проголосовали 120 государств, включая Россию. Двадцать одно государство воздержалось, и семь проголосовали против».23 Этот факт говорит о том, какая острая необходимость в таком органе, как Международный уголовный суд существовала в мире. Подавляющее большинство государств, таким образом, выразило свою позицию против насилия и преступности на международной арене, подчеркнуло своё отношение к недопустимости совершения уголовно-наказуемых деяний и обязательности их скорейшего расследования, раскрытия, наказания виновных и дальнейшего пресечения их повторения в будущем. Ведь именно такие функции должен выполнять любой орган правосудия, в том числе и вновь создаваемый Суд.

Датой начала работы Международного уголовного суда является 1 июля 2002 года, а отсчёт времени к этой дате начал вестись с 11 апреля 2002 года, когда, как отмечается, число государств, ратифицировавших Римский Статут, достигло 66, т. е. необходимый барьер для вступления в силу Римского Статута, а, значит, и для начала деятельности Суда, был даже преодолён.

 

 

 

 

2.Компетенция Международного  уголовного суда

Международный уголовный суд уполномочен вершить правосудие за совершение наиболее серьёзных преступлений, которые, как указано в ст. 1 Статута вызывают озабоченность «всего мирового сообщества». К таким преступлениям прежде всего относится геноцид.

Геноцид, это в первую очередь «те или иные действия, направленные на уничтожение части или целой группы людей определенной национальной, этнической, расовой или религиозной принадлежности». Применительно к положениям Римского Статута данное понятие необходимо конкретизировать, и определить за какие же именно действия налагается международная уголовная ответственность. Так, статья 6 Статута предусматривает, что к таким действиям относятся «убийство членов группы; причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам группы; предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее; меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде группы; насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую». При этом следует учитывать, что упомянутая группа должна обладать приведёнными выше признаками. Итак, в рамках Статута геноцид будет рассматриваться как «самое серьёзное преступление» только если имеет национальную, этническую, расовую или религиозную направленность.

Вторая группа преступлений, уголовное преследование за которые входит в компетенцию Международного уголовного суда - это преступления против человечности. Данные преступления на основании ст. 7 Статута предполагают совершение действий «в рамках широкомасштабного или систематического нападения на любых гражданских лиц, и если такое нападение совершается сознательно». В данной статье представлен целый перечень деяний, подпадающих под данный вид преступления, в частности к ним относятся «убийство, истребление, насильственное исчезновение людей, преступление апартеида, порабощение, депортация или насильственное перемещение населения, пытки» и т. д.

Третий вид преступлений, на который распространяется компетенция Суда - это военные преступления, т. е. «исключительно серьёзные нарушения законов и обычаев войны». Их характеристика представлена в статье 8 Статута и предполагает применительно к целям Статута что данные преступления совершаются «в рамках плана или политики или при крупномасштабном совершении таких преступлений». Следует отметить, что военные преступления применительно к их пониманию Судом, это во-первых деяния, нарушающие в соответствии со Статутом Женевские конвенции от 12 августа 1949 года, во-вторых, это в соответствии со ст. 8 Статута иные «нарушения законов и обычаев, применимых в вооруженных конфликтах международного и немеждународного характера в установленных рамках международного права».

И, наконец, четвёртый вид преступлений, за который компетентен осудить Международный уголовный суд - это преступления агрессии. Как отмечают авторы «Статут не содержит определения преступления агрессии». Связано это с тем, что государства-участники Статута не смогли дать точную характеристику данному понятию.

Как информируют источники, решение об определении понятия агрессия должно быть принято «на специальной сессии Ассамблеи государств - участников Статута через семь лет после вступления его в силу, то есть в 2009 году». Пока же существует определённый пробел, и Суд, ввиду неопределённости данного понятия не может осудить за него. Как только соответствующее положение будет внесено в Статут «Суд сможет осуществлять свою юрисдикцию в отношении такого преступления».

Следует также отметить, что представленный перечень преступлений, осуждение за которые входит в компетенцию Международного уголовного суда является не исчерпывающим, и допускается расширить данный перечень.

Стоит указать, что уже названные преступления можно дополнить и другими, также не менее опасными и также подлежащими внесению в Статут, а значит и подпадающими под компетенцию Суда. Так, авторы акцентируют внимание, что «предлагалось также предусмотреть юрисдикцию МУС в отношении таких преступлений, как наёмничество, отмывание грязных денег»

Такова общая характеристика составов преступлений, подпадающих или которые возможно в ближайшем будущем будут подпадать под компетенцию Международного уголовного суда (к которым также следует относить и преступления против отправления непосредственно самим Судом правосудия, предусмотренные ст. 70 Статута, но это скорее узкая, чем общая компетенция, подлежащая возможному применению Судом уже в ходе судебного разбирательства, и данные преступления не следует смешивать с вышеохарактеризованными). Как видно, это действительно страшные преступления, и то, что был образован Международный уголовный суд как механизм для борьбы с ними, является, несомненно, верным шагом со стороны мирового сообщества.

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Костенко Н.И. Международный уголовный суд (Юрисдикционные аспекты)/Государство и право № 3, 2000
  2. Международное право: Учебник для вузов/ отв. ред. проф. Г.В. Игнатенко и проф. О.И. Тиунов.-3-е. изд., перераб. и доп.-М.:Норма, 2005.
  3. Сафаров Н.А. Преступления, подпадающие под юрисдикцию Международного уголовного суда и уголовное законодательство стран Содружества Независимых Государств (сравнительный анализ)/Государство и право № 7, 2004
  4. Трикоз Е.Н. Начало деятельности Международного уголовного суда: состояние и перспективы/ Журнал российского права, № 3, март 2005 г. (правовая система Консультант Плюс)
  5. Ходаковский Д.В. Международные институты по контролю за соблюдением прав и свобод человека. Параметры становления и развития в современном миропорядке/Государство и право № 12, 2004-с. 51-59.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Создание Международного уголовного суда