Проблемы квалификации неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2010 в 20:25, Не определен

Описание работы

Актуальность темы исследования обуславливается в первую очередь тем, что насилие, проникая в жизнь семьи, не может не оказывать пагубного воздействия: разрушается нравственность, как следствие, порождается детская безнадзорность и беспризорность

Файлы: 1 файл

Проблемы квалификации неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетних.docx

— 55.08 Кб (Скачать файл)

Справка о несовершеннолетнем или родителе, ненадлежащим образом  исполняющем обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, состоящими на учете в ПДН (если состоит).

Выписка из решения  КДН, если подросток или родитель, а также лицо его заменяющее привлекались к административной ответственности.

Акт обследования жилищно-бытовых  условий.

Свидетельство о рождении (копия).

Копии документов на лиц, на которых законом возложены  обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, подтверждающие данную обязанность (свидетельство  о заключении брака, свидетельство  о рождении, паспорт или документ удостоверяющий личность, а также  иные документы подтверждающие степень  родства и др.).

Характеристика на ребенка.

Характеризующие материалы  на лицо, подлежащее привлечению к  уголовной ответственности (требование о судимости, запросы ОНД, ОПНД, характеристики по месту жительства, месту работы и так далее).

Запросы в центр  занятости населения с целью  выяснения трудоустройства родителя или лица, на которого возложены  обязанности по воспитанию несовершеннолетнего  с целью выяснения принятия мер  к должному материальному содержанию несовершеннолетнего данным лицом, в случае его нетрудоустройства.

Объяснения несовершеннолетнего(них).

Объяснение родителей, либо лиц, на которых возложены обязанности  по воспитанию несовершеннолетнего.

Объяснение соседей, а также возможных свидетелей и очевидцев.

Объяснения сотрудников  детских учреждений, которые посещает несовершеннолетний.

Объяснения сотрудников  учебных учреждений, которые посещает несовершеннолетний.

Объяснения работников медицинских учреждений (какие отклонения в состоянии здоровья и возможные  причины их приобретения) и других лиц, подтверждающих факты жестокого  обращения с детьми.

Справка о состоянии  здоровья несовершеннолетнего, о наличии  причиненного вреда здоровью (следы  побоев, истязаний и т.п.).

Кроме того, на наш  взгляд, необходимым условием успешного  расследования данных уголовных  дел, является кратчайший срок рассмотрения и сбора материалов, а впоследствии и расследование уголовного дела, так как ввиду большого периода  времени рассмотрения или расследования, утрачивается доказательственная база, к примеру, телесные повреждения, имеющиеся  у несовершеннолетнего проходят, свидетели и очевидцы могут отказаться от ранее данных показаний по различным  причинам.

Как мы уже говорили ранее, в связи с неопределенностью  понятия жестокого обращения  с несовершеннолетним, на практике достаточно сложно доказать, что действия совершаемые виновным лицом, относятся  к проявлению жестокого обращения, так как могут рассматриваться  как меры по воспитанию несовершеннолетнего. В связи с чем, решение о  возбуждении уголовного дела принимается  органом дознания только при наличии  полного материала, содержащего  яркие и неоспоримые факту  жестокого обращения с несовершеннолетним. Чаще при передаче материалы в  отдел дознания, как правило, возбуждаются дела по фактам нанесения телесных повреждений несовершеннолетним, так  как лицо, принимающее решение  о возбуждении уголовного дела считает  недостаточно доказанным факт жестокого  обращения с несовершеннолетним.

Трудности возникающие на стадии доследственной проверки, часто возникают и при расследовании уже возбужденного уголовного дела.

Таким образом, причиной неполноты собранных материалов сотрудниками ПДН или другими  должностными лицами, прежде всего, является тот факт, что законодатель четко  не определил понятие жестокого  обращения, а также отсутствие единой разработанной методики сбора и  расследования преступлений данной категории, неопытность должностных  лиц ОВД в выявлении и сборе  материалов по данной категории преступлений.

2.2Недостатки  и трудности при  расследовании квалификации  преступлений, предусмотренных  ст. 156 УК РФ

Объективное подтверждение  на следствии данных о том, что  образ жизни родителей и применяемые  ими методы воспитания несовершеннолетних детей представляют реальную угрозу для жизни и здоровья последних, далеко не всегда влечет за собой применение к виновным мер уголовной ответственности. Одной из причин такого положения  дел выступают следующие наиболее распространенные недостатки дознания и предварительного расследования  таких преступлений.

1. Неполнота и несвоевременность  дознания и предварительного  расследования. Органы следствия  и дознания не ориентированы  на оперативный комплексный подход  к доказыванию состава преступления  ст. 156 УК РФ, как мы уже говорили  ранее, данный факт влечет потерю  доказательной базы.

К примеру, в ходе работы по материалу проверку по факту розыска  двух несовершеннолетних детей гр. Маланки было установлено, что причиной их самовольного ухода из дома послужило жестокое обращение с ними матерью и бабушкой в качестве меры воспитания. По данному факту ОД было возбуждено уголовное дело, которое по истечении 4месячного срока было передано для дальнейшего расследования в СО. Общий срок расследования уголовного дела составил 6 месяцев. За данный период времени, дети, первоначально изъятые из семьи, были возвращены с согласия Отдела опеки и попечительства матери. В настоящее время на стадии судебного разбирательства, несовершеннолетние отказываются от ранее данных ими показаний, не желают привлекать мать и бабушку к уголовной ответственности, хотят остаться на воспитание в семье. Ввиду отсутствия оперативности при расследовании уголовного дела, вопрос о лишении матери родительских прав не рассмотрен в суде, дети проживают с матерью. Все вышеизложенные обстоятельства, а также иные объективные причины, не позволяют суду должным образом привлечь мать и бабушку, которым предъявлено обвинение, в совершении преступления, предусмотренного ст. 156 УК РФ, к уголовной ответственности.

2. Не во всех случаях проводится обследование материально-бытовых условий жизни неблагополучной семьи, фиксируемое в официальном акте и необходимое для подтверждения фактов антисанитарного содержания жилья, несоблюдения элементарных правил гигиены, отсутствии в доме спальных мест, постельных принадлежностей, одежды, пищи и иных предметов, соответствующих возрастным потребностям детей и необходимых для обеспечения должного ухода за ними.

Хотелось бы отметить, что антисанитарное содержание жилья, несоблюдение элементарных правил гигиены, отсутствие в доме спальных мест, постельных принадлежностей, одежды, пищи и иных предметов, соответствующих возрастным потребностям детей и необходимых  для обеспечения должного ухода  за ними, должно находить отражение  не только при обследовании жилищно-бытовых  условий, но при осмотре места  происшествия, в ходе которого фиксируется  обстановка проживания несовершеннолетнего, отыскиваются и изымаются вещи, предметы, следы, которые могут являться в дальнейшем вещественными доказательствами по уголовному делу. Обследование жилищно-бытовых условий в большей степени направлен на отражение неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, а осмотр места происшествия на обнаружение вещественных доказательств, подтверждающих как факт неисполнения или ненадлежащего обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, так и факт жестокого обращения. Некачественно проведенный осмотр места происшествия, также является одной из причин, по которой возникают трудности с формированием доказательной базы, а в последствии, с квалификацией преступления.

3.В материалах дел  часто отсутствуют документально  зафиксированные результаты опроса  медицинских работников (участковых  педиатров и медсестер, врачей  скорой помощи, травмпунктов, оказывавших первую медицинскую помощь пострадавших детям и пр.), педагогов, воспитателей, располагающих информацией о фактах ненадлежащего исполнения обязанностей родителей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних. Не всегда допрашиваются сотрудники соответствующих подразделений органов внутренних дел, комиссий по делам несовершеннолетних. Собранные из этих источников сведения позволили бы подтвердить или опровергнуть первоначальные данные об образе жизни родителей, о неисполнении (ненадлежащем исполнении) ими обязанностей по уходу, содержанию и воспитанию детей.

Показания вышеуказанных  лиц, как правило, носят решающий характер, при квалификации преступления, так как при первичных беседах, дети, находясь в стрессовом состоянии рассказывают лицам вышеуказанному должностным лицами больше информации и с большими подробностями, чем при допросах.

К примеру, при расследовании  уголовного дела в отношении гр. Маланки, о котором указывалось ранее, при установлении местонахождения ее детей, они были помещены в СРЦ Ивановской области, где производился осмотр детей врачом и имеющиеся следы в результате причиненных телесных повреждений были зафиксированы на фото, а с детьми проводилась работа психологом. Впоследствии, врач, проводивший лечение детей, а также психолог, были допрошены в качестве свидетелей, а фотографии были приобщены к материалам уголовного дела в качестве вещественного доказательства и в настоящее время при судебном рассмотрении уголовного дела, показания данных свидетелей являются неоспоримыми доказательства фактов жестокого обращения с несовершеннолетними.

Последние две причины  возникают, прежде всего, из-за отсутствия единой разработанной системы расследования  данной категории дел, и как следствие, из-за отсутствия знаний и опыта  по их расследованию у должностных  лиц.

Часто допускаются  ошибки в квалификации преступлений, предусмотренных ст. 156 УК РФ, имеет  место неправильная и неполная квалификация.

Следует отметить, что  ошибки в применении ст. 156 УК РФ в  определенной мере обусловлены неудачной  конструкцией самой нормы, осложняющей  ее разграничение с другими, смежными составами преступлений (ст.ст. 115, 116, 117, 124, 125, 131 УК РФ). В связи с отсутствием  законодательного или иного легального толкования признаков состава преступления (прежде всего самого понятия «жестокое  обращение») на практике возникают  серьезные затруднения в определении  предмета доказывания и круга  источников доказательственной информации. При создании доказательственной базы и формулировании обвинения не всегда учитываются особенности конструкции  объективной стороны состава  ст. 156 УК РФ, содержащей два обязательных признака: неисполнения (или ненадлежащего  исполнения) обязанностей по воспитанию детей и жестокого обращения  с детьми. Доказыванию и вменению в вину подлежат оба эти признака, которые в ходе следствия и  дознания, как правило, смешиваются, не квалифицируются должным образом, не подвергаются самостоятельной правовой оценке. Пристанская О.В. Проблемы применения уголовно-правовых норм, направленных на предупреждение жестокого обращения с несовершеннолетними//Журнал Российского права, 2001 г. № 8// www.juristlib.ru

Зачастую уголовные  дела по ст. 156 УК РФ не возбуждаются при  отсутствии телесных повреждений у  несовершеннолетнего, что в корне  неправильно.

К примеру, в производстве ПДН ОВД Фрунзенского района г. Иваново  имелся материал проверки по заявлению  гр. Кузнецовой В.Д. с просьбой лишить родительских прав ее зятя - гр. Чертищева В.И. в отношении его несовершеннолетней дочери Чертищевой О.В. В ходе доследственной проверки был выявлен факт, что гр. Чертищев в воспитательных целях закрыл свою дочь в подполье частного дома на 30 минут, при этом высказывал в ее адрес оскорбления, кроме того гр. Чертищев В.И. неоднократно наносил побои матери несовершеннолетней в присутствии дочери. Последнее обстоятельство не учитывалось при анализе материалов, так как и мать и отец девочки злоупотребляли спиртными напитками и часто распивали их вместе. Ввиду того, что гр. Чертищев и его дочь проживали отдельно, систематичность действий сопряженных с жестоким обращением установлена не была, отделом дознания в возбуждении уголовного дела было отказано, при принятии решения по данному материалу проверки было решено о его направлении СО СУСК для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по ст. 127 ч. 2 п. «д» УК РФ, а именно незаконное лишение свободы, не связанное с его похищением в отношении несовершеннолетнего. Однако, в ходе предварительного следствия были добыты дополнительные доказательства (неисполнение гр. Чертищевым обязанностей по воспитанию, содержанию несовершеннолетней дочери, антисанитарные условия проживания, антиобщественный образ жизни гр. Чертищева В.И.) , которые позволили квалифицировать действия гр. Чертищева В.И. по ст. 156 УК РФ, которая поглотила ст. 127 ч. 2 п. «д» УК РФ, так как действия, предусмотренные вышеуказанной статье подпадают под состав преступления, предусмотренный ст. 156 УК РФ. Чертищев В.И. был признан виновным в совершении вышеуказанного преступного деяния и осужден к 8 месяцам исправительных работ. Данный пример является положительным результатом деятельности следователя, который получил дополнительные доказательства с целью привлечения виновного лица к уголовной ответственности. В случае большей заинтересованности органов дознания и следствия в привлечении к уголовной ответственности виновных в совершении данной категории преступлений лиц, более профессионального подхода к расследованию подобных уголовных дел, большее количество родителей или лиц их заменяющих были бы привлечены к уголовной ответственности и было бы предотвращено больше фактов нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних.

В тех случаях, когда  сам способ совершения преступления, предусмотренного ст. 156 УК РФ, образует самостоятельный состав преступления (истязания - ст. 117 п. «г» ч.2, оставления в опасности - ст. 125, причинения вреда  здоровью - ст. 111, 112, 115, сексуальных  посягательств - ст.ст. 131-135 УК РФ и др.) следователями не всегда ставится на разрешение вопрос о применении совокупности преступлений. Тем самым незаслуженно облегчается участь виновных, смягчается их правовое положение и расширяются возможности освобождения их от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям за совершение якобы нетяжких преступлений. Пристанская О.В. Проблемы применения уголовно-правовых норм, направленных на предупреждение жестокого обращения с несовершеннолетними//Журнал Российского права, 2001 г. № 8// www.juristlib.ru

В некоторых случаях  дела по фактам нанесения родителями побоев своим несовершеннолетним детям, несмотря на наличие признаков жестокого  обращения, возбуждаются лишь по ст.ст. 115 или 116 УК РФ.

К примеру, сотрудником  ПДН был собран материал проверки по заявлению 17-летней девочки с  просьбой привлечь к уголовной ответственности  отца, который систематически наносит  ей побои, какого-либо участия в ее воспитании не принимает, причиняет  ей психические страдания, учиняя дома скандалы и применяя физическое насилие в отношении ее матери. Мать девочки от привлечения мужа к уголовной ответственности по тем или иным основаниям отказалась. В собранном материале имелись достаточные данные, указывающие на наличие признаков состава преступления, предусмотренного ст. 156 УК РФ. Однако, отделом дознания было возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного 116 УК РФ. Хотя в материале, имелись сведения о системности совершенных отцом противоправных действий, данные основания были недостаточными для квалификации действий по ст. 156 УК РФ.

Иногда недостаточная, неполная квалификация содеянного влечет за собой необоснованное освобождение лица, виновного в жестоком обращении  с ребенком, от уголовной ответственности  в связи с недоказанностью  в содеянном им состава более  тяжкого.

В тех случаях, когда  сам способ совершения преступления, предусмотренного ст. 156 УК РФ, образует самостоятельный состав преступления (истязания - ст. 117 п. «г» ч.2, оставления в опасности - ст. 125, причинения вреда  здоровью - ст. 111, 112, 115, сексуальных  посягательств - ст.ст. 131-135 УК РФ и др.) следователями не всегда ставится на разрешение вопрос о применении совокупности преступлений. Тем самым незаслуженно облегчается участь виновных, смягчается их правовое положение и расширяются возможности освобождения их от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям за совершение якобы нетяжких преступлений. Пристанская О.В. Проблемы применения уголовно-правовых норм, направленных на предупреждение жестокого обращения с несовершеннолетними//Журнал Российского права, 2001 г. № 8// www.juristlib.ru

Информация о работе Проблемы квалификации неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетних