Преступления против порядка прохождения военной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 17:35, Не определен

Описание работы

Целью данной работы является исследование преступлений, связанных с уклонением от прохождения военной службы, а именно: ст. 337 УК РФ «Самовольное оставление части или места службы»; ст. 338 УК РФ «Дезертирство»; ст. 339 УК РФ «Уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иными способами». Так же целью данной работы является изучение проблем, связанных с применением этих норм уголовного законодательства.

Файлы: 1 файл

Диплом черновик.doc

— 328.50 Кб (Скачать файл)
 
    1. Отличия преступлений против порядка прохождения  военной службы от смежных преступлений
 

       Давайте разберем, чем именно отличается группа военных преступлений против порядка прохождения военной службы, а именно: самовольное оставление части или места службы (ст. 337 УК РФ); дезертирство (ст. 338 УК РФ); уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иными способами (ст. 339 УК РФ).

       Видовым объектом данной группы преступлений является установленный действующим  законодательством Российской Федерации  порядок пребывания на военной службе, в соответствии с которым военнослужащий должен проходить службу в установленном для него месте и выполнять служебные обязанности в полном объеме.

       Военнослужащий, исключенный (временно выведенный) из сферы воинских правоотношений в  связи с применением к нему меры пресечения в виде заключения под стражу, не может нести ответственность по названным статьям. Например: Военным судом Уфимского гарнизона Ануфриев, совершивший побег с гарнизонной гауптвахты, на которой он находился в связи с избранием в отношении него с санкции военного прокурора меры пресечения по уголовному делу в виде заключения под стражу, был осужден по ч.2 ст.313 и ч.1 ст.338 УК Российской Федерации. Действия Ануфриева суд первой инстанции расценил как побег из-под стражи и дезертирство. Военный суд Приволжского военного округа, рассмотрев дело в кассационном порядке, пришел к правильному выводу о том, что с момента избрания с санкции военного прокурора меры пресечения в виде заключения под стражу и помещения его в связи с этим на гарнизонную гауптвахту, Ануфриев был выведен из сферы воинских правоотношений, в связи с чем он не мог быть признан субъектом преступления, предусмотренного ч.1 ст.338 УК Российской Федерации. По данным основаниям суд второй инстанции отменил приговор в отношении Ануфриева в части осуждения за дезертирство и дело прекратил.14

       Применение  меры пресечения в виде заключения под стражу, действительно, временно выводит лицо из сферы воинских правоотношений. Вместе с тем, продолжая оставаться военнослужащим, это лицо, вопреки утверждению в кассационном определении, в полной мере обладает всеми признаками субъекта преступления против военной службы.

       Совершая  побег из места предварительного заключения, виновный посягает не на установленный  порядок прохождения военной  службы, а на другие охраняемые законом  отношения (в сфере правосудия).

       Необходимо  также отметить, что применение к военнослужащему в связи с уголовным делом любой другой, кроме заключения под стражу, меры пресечения не влечет перечисленных выше последствий. Поэтому уклонение такого лица от военной службы следует квалифицировать по соответствующей статье главы 33 Уголовного кодекса как воинское преступление.

       С объективной стороны преступления, предусмотренные ст. 337 и 338 УК, выражаются в самовольном оставлении части  или места службы либо в неявке в срок без уважительных причин на службу при увольнении из части, при назначении, переводе, из командировки, отпуска или лечебного учреждения.

       Самовольное оставление части и дезертирство - длящиеся преступления. Начальным  моментом совершения, как первого, так  и второго преступления считается  время убытия военнослужащего из части или с места службы без соответствующего разрешения. Причем для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, этот уход считается незаконным только в случае совершения его в течение служебного времени, установленного распорядком дня.

       Началом неявки в срок без уважительных причин на службу и дезертирства, совершенного тем же способом, для военнослужащих обеих категорий считается истечение  времени, указанного в соответствующем  документе: увольнительной записке, отпускном билете, командировочном удостоверении, предписании и т.д., а для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, - и неприбытие на службу в установленное распорядком дня время.

       При этом следует иметь в виду, что  дезертирство считается оконченным преступлением с момента оставления части или неявки на службу с целью вовсе уклониться от военной службы. Длительность последующего уклонения от службы на квалификацию содеянного не влияет, однако учитывается при назначении виновному наказания.

       По  смыслу закона окончанием названных преступлений следует считать время, когда виновный добровольно прекратил преступное пребывание вне службы (возвратился в часть, явился в органы военного управления или государственной власти и т.д.), либо когда это преступление было пресечено военным командованием или органами власти.

       Некоторыми  судьями данные положения до конца  не усвоены.

       С целью временно уклониться от военной  службы рядовой Джаппуев 23 сентября 2003 года самовольно оставил часть, однако 26 октября того же года был задержан и доставлен в военную комендатуру гарнизона.

       Желая продолжить уклонение, Джаппуев 29 октября  2003 года самовольно оставил расположение военной комендатуры, после чего проводил время по своему усмотрению до момента его задержания 8 ноября того же года.

       Правильно признав Джаппуева виновным в  уклонении от военной службы в  период с 23 сентября по 26 октября и  с 29 октября по 8 ноября 2003 года, Безреченский гарнизонный военный суд все содеянное осужденным квалифицировал по ч. 4 ст. 337 УК РФ.

       Такое решение является ошибочным. Судом в данном случае не учтено то обстоятельство, что задержание Джаппуева 26 октября 2003 года прервало его незаконное пребывание вне части. Поэтому уклонение названного лица в первом случае продолжительностью свыше месяца, а во втором - не более десяти суток следовало квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 337 и ч. 1 ст. 337 УК.

       Следует, однако, иметь в виду, что в  том случае, когда военнослужащий в период самовольного оставления части  задерживается за совершение иного деяния, но в целях уклонения от военной службы скрывает свою принадлежность к армии, совершение данного преступления (уклонения) не может считаться прерванным.15

       Ряд составов носят формальный характер, например, самовольное оставление части или места службы (ст. 337 УК РФ), дезертирство (ст. 338 УК РФ). Обязательным элементом состава неявки в срок на службу (ст. 337 УК) является отсутствие уважительных причин.

       Статьи 337 и 338 УК РФ содержат Примечания, предусматривающие  возможность освобождения от уголовной ответственности лиц, уклонявшихся от прохождения военной службы.

       В соответствии с указанными Примечаниями военнослужащий, впервые совершивший  деяния, предусмотренные в ст. 337 и ч. 1 ст. 338 УК, может быть освобожден от уголовной ответственности, если самовольное оставление части или дезертирство явились следствием стечения тяжелых обстоятельств.

       Таким образом, возможность освобождения от уголовной ответственности по данному основанию ограничена, с  одной стороны, кругом лиц (уклонившихся от службы впервые) и, с другой стороны, перечнем составов, подпадающих под действие этих примечаний.

       Так, если в случае самовольного оставления части положения примечания применимы  к любому из преступлений, перечисленных  в ст. 337 УК, то при совершении дезертирства - только лишь к неквалифицированному составу (ч. 1 ст. 338 УК).

       Лицо  считается совершившим рассматриваемое  преступление впервые, если оно ранее  не совершало данное преступление. Расширительное толкование при этом недопустимо.

       К указанной категории относятся также и совершавшие названные преступления лица, в отношении которых истекли сроки давности привлечения к уголовной ответственности (ст. 78 УК), исполнения приговора (ст. 83 УК), если судимость с них снята вследствие актов амнистии (ст. 84 УК), помилования (ст. 85 УК), либо снята или погашена на общих основаниях (ст. 86).

       Данные  положения закона не всеми судьями  понимаются правильно.

       Органами  предварительного следствия рядовой  Федоров наряду с совершением  другого преступления обвинялся  также в самовольном оставлении части в период с 22 января по 12 марта и с 5 по 23 апреля 2002 года. Эти его действия были квалифицированы соответственно по ч. 4 и ч. 3 ст. 337 УК. Военным судом Свободненского гарнизона при рассмотрении дела было правильно установлено, что уклонение Федорова от службы в обоих случаях было обусловлено применявшимся к нему физическим насилием и неоднократными угрозами расправой со стороны старослужащих. Вместе с тем, прекращение уголовного дела в отношении Федорова на основании Примечания к ст. 337 УК только лишь в связи с тем, что к уголовной ответственности он ранее не привлекался, является неверным. Из определения суда по данному делу усматривается, что Федоров совершил два самовольных оставления части, ни по одному из которых срок давности к моменту рассмотрению дела не истек. Поэтому под категорию лиц, совершивших рассматриваемое преступление впервые, он не подпадал. Что же касается того обстоятельства, что к уголовной ответственности Федоров ранее не привлекался, то оно в качестве условия освобождения от уголовной ответственности в Примечании к ст. 337 УК не указано и в данном конкретном случае юридического значения не имело. Поэтому у суда не было оснований для освобождения Федорова от уголовной ответственности (ни за каждое из совершенных преступлений в отдельности, ни за их совокупность) на основании лишь примечания к ст. 337 УК. Применение насилия к Федорову могло свидетельствовать об оставлении им части под влиянием крайней необходимости и, соответственно, отсутствии состава преступления, что и должно было найти отражение в приговоре.16

       Также следует отметить особенности субъективной стороны данной группы преступлений. Например, для квалификации дезертирства требуется цель - уклонение от прохождения военной службы.

       Итак, можно сделать вывод, что основным отличием преступлений против порядка прохождения военной службы от смежных составов является четкая цель и наличие прямого умысла у преступника. 

     1.3 Предупреждение преступлений  против порядка  прохождения военной  службы 

     Стратегические  меры:

     1. Обеспечение демографической безопасности государства (оздоровление демографической ситуации, стимулирование рождаемости, государственная поддержка семьи).

     2. Управление культурными процессами, развитие здоровых элементов культуры, профилактика патологических культурных тенденций.

     3. Искоренение в военной сфере патологических факторов, формирующих отчуждение военнослужащих и армии (неуставные взаимоотношения, ущемление законных прав и интересов военнослужащих, неполноценное питание, плохая организация быта и досуга).

     Оперативные меры:

     1. Утверждение в обществе идеологии патриотизма, конституционное закрепление обязанности всех граждан содействовать патриотическому воспитанию молодежи.

     2. Четкое формулирование государственной оборонной доктрины. Формирование на этой основе оборонного сознания граждан. Создание в этих целях специальных государственных органов.

     3. Повышение престижности военной службы, усиление материального стимулирования добросовестного исполнения служебных обязанностей военнослужащими, проходящими службу по контракту. Создание в государстве системы льгот и привилегий в получении образования, приеме на государственную службу лицам, прослужившим в армии определенный срок.

     4. Совершенствование системы комплектования вооруженных сил.

     5. Устранение пробелов в правовом регулировании альтернативной службы. Выработка государственной политики в отношении пацифизма.

     6. Совершенствование системы допризывной подготовки молодежи, повышение эффективности ее деятельности.

     7. Развитие системы мер оптимизации нагрузок в воинской сфере (дифференциация нагрузок, диагностика перегрузок и профилактика реактивных психозов, внедрение в войсковую практику системы мер оперативного снятия напряженности, релаксации и быстрого восстановления сил).

Информация о работе Преступления против порядка прохождения военной службы