Преступления против общественной безопасности и общественного порядка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 17:33, лекция

Описание работы

Под бандой следует понимать организованную устойчивую вооруженную группу из двух и более лиц, заранее объединившихся для совершения нападений на граждан или организации. Банда может быть создана и для совершения одного, но требующего тщательной подготовки нападения (понятие дано в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17 января 1997 г. № 1 «О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм»)

Файлы: 1 файл

тема 1 семинар угл пр.doc

— 226.00 Кб (Скачать файл)

Массовые беспорядки (ст. 212 УК).

 Общественная опасность массовых беспорядков заключается в том, что преступление совершается большой группой людей (толпой), сопровождается уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, погромами, поджогами, насилием над гражданами, оказанием вооруженного сопротивления представителям власти, может привести к массовым человеческим жертвам, к парализации органов власти и управления, работы организаций, предприятий, учреждений, транспорта, связи, к серьезному экономическому ущербу, моральному вреду как для отдельных граждан, так и для общества и государства в целом.

Дополнительным объектом этого преступления могут выступать: жизнь, здоровье, телесная неприкосновенность, собственность, честь, достоинство, нормальное функционирование органов власти, управления и т.д.

Объективная сторона преступления выражается в действиях — насилии, погромах, поджогах, уничтожении имущества, применении огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, вооруженном сопротивлении представителю власти и состоит из трех самостоятельных составов преступления: организация массовых беспорядков (ч. 1 ст. 212 УК); участие в них (ч. 2 ст. 212 УК); призывы к активному неподчинению законным требованиям представителей власти и к массовым беспорядкам, а равно к насилию над гражданами (ч. 3 ст. 212 УК).

Организация массовых беспорядков состоит: в подстрекательстве и руководстве действиями толпы с тем, чтобы направить ее на указанные в законе действия — совершение погромов, поджогов, уничтожение имущества и выдвижение различных требований к представителям власти; в оказании им вооруженного сопротивления. Организация выражается в различных формах, в частности в планировании, подготовке этих действий, в подборе и  обучении провокаторов массовых беспорядков, в  подстрекательстве группы людей (толпы) к их совершению, в направлении толпы  непосредственно на совершение массовых беспорядков, погромов, поджогов, вооруженного сопротивления представителям власти. Организация и руководство массовыми беспорядками не предполагает обязательное непосредственное участие в них самого организатора или руководителя.

Под насилием при совершении этого преступления понимается физическое и психическое насилие, которое может выражаться в причинении побоев, истязании (ст. 116, 117 УК) или угрозе таких действий, так как в законе не говорится о причинении вреда здоровью. Поэтому причинение вреда здоровью, другие преступления, совершенные при массовых беспорядках, квалифицируются по совокупности со ст. 212 УК в зависимости от обстоятельств конкретного дела.

Под погромами понимаются разрушение и повреждение жилых и иных помещений, транспорта, средств коммуникаций, разграбление магазинов, складов с продовольствием и т.д. Погромами охватывается как тайно, так и открытое завладение имуществом.

Под поджогами — действия, приводящие к воспламенению или горению имущества. Поджог рассматривается как состоявшийся вне зависимости от тог, было имущество повреждено, уничтожено либо нет.

Под уничтожением имущества — приведение его в полную негодность.

Под применением огнестрельного оружия взрывчатых веществ или взрывных устройств — использование их для причинения вреда здоровью человека, гибели людей, уничтожения имущества, а также использование при угрозе совершения таких действий.

Под оказанием вооруженного сопротивления представителю власти — непосредственное применение или угроза применения огнестрельного, холодного или иного оружия к лицу, являющемуся представителем власти, выполняющему свои обязанности, пресекающему массовые беспорядки, в целях воспрепятствования ему восстановлению порядка. Если при этом было совершено посягательство на жизнь работника правоохранительного органа или военнослужащего, то действия виновного лица подлежат дополнительной квалификации по ст. 317 УК.

Под участием в массовых беспорядках понимается непосредственное выполнение виновным лицом любых действий, перечисленных в ч. 1 ст. 212 УК. Совершение других преступлений подлежит квалификации по их совокупности со ст. 212 УК.

Массовые  беспорядки являются  преступлением с формальным составом; оконченным оно признается с момента совершения действий, образующих признаки организации массовых беспорядков или участия в них, поэтому наступление каких-либо общественно опасных последствий не требуется.

Субъективная сторона преступления выражается в прямом умысле. Если массовые беспорядки совершались членами экстремистского сообщества по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, то содеянное квалифицируется по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 212 и 2821 УК.

В части 3 ст. 212 УК предусматривается ответственность за призывы к активному неподчинению законным требованиям представителей власти и к массовым беспорядкам, а равно призывы к насилию над гражданами.

Под призывами понимаются публичные обращения с целью возбудить агрессивное поведение группы лиц (толпы) по неподчинению законным требованиям представителей власти или к массовым беспорядкам, а также насилию над гражданами. При- зывы могут быть однократные и  многократные, в письменной форме (плакаты, транспаранты, надписи на стенах домов, листовки и т.д.), в устной форме (выступления перед толпой, в том числе с использованием технических средств, радио, телевидения). Важно, чтобы такие призывы были направлены не на граждан-кое неповиновение, а на вовлечение толпы в активные действия, перечисленные в ч. 1 ст. 212 УК, и чтобы требования представителей власти были законными. Если призывы к насилию были сопряжены также с  подстрекательством на совершение других преступлений, например на убийство граждан, причинение вреда здоровью, то такие действия квалифицируется по ст. 212 УК по совокупности преступлений.

Призывы по указанному в законе содержанию считаются  оконченным преступлением с момента их распространения.

Субъект преступления — лицо, достигшее 16-летнего возраста. Участники массовых беспорядков в возрасте от 14 до 16 лет могут нести ответственность за совершение преступлений, перечисленных в ч. 2 ст. 20 УК.

 

Обязательным признаком террористического акта является цель – воздействие на принятие решения органами  власти или международными организациями (желание виновного побудить органы власти  или международные организации действовать в нужном для него направлении).

Субъект преступления – лицо, достигшее 14 лет.

Квалифицированным видом  террористического акта, предусмотренным ч.2 ст.205 УК, признается: 1) совершение преступления группой лиц по предварительному сговору (если в нем участвовало два или более соисполнителей, предварительно, (т. е. до совершения взрыва, поджога или иных действий либо угрозы совершения эти действий) договорившихся о совместном его совершении);

2) с применением огнестрельного оружия (фактическое его использование для причинения вреда здоровью человека. Огнестрельное оружие – это винтовки, автоматы, пулемёты и т. д.).

В ч. 3. ст. 25 УК установлена ответственность за террористический акт:

а) совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) повлекшие по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия;

в)сопряжены с посягательством  на объекты использования атомной  энергии либо с использованием ядерных  материалов, радиоактивных веществ  или источников радиоактивного излучения  либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ.

Террористический акт признается совершенным организованной группой, если он совершен устойчивой группой  лиц, предварительно объединившихся для  совершения одного или нескольких преступлений (ч. 3 ст. 35 УК).

Причинение  по неосторожности смерти  человеку означает наличие преступления с двумя формами вины. Убийство составом террористического акта не охватывается, необходима доп. Квалификация по ст. 105 УК.

Под иными тяжкими последствиями понимается гибель двух или более людей, причинение средней тяжести или тяжкого вреда здоровью хотя бы одного лица, причинение крупного материального ущерба, массовые заболевания людей инфекционными болезнями и т. д.

 

В соответствии с примечанием к  ст. 205 УК лицо, участвовавшее в подготовке террористического акта, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным предупреждением органов власти или иным способом способствовало предотвращению осуществления террористического акта и если в действиях этого лица не содержится иного состава преступления. Учитывая, что здесь говорится о способствовании предотвращению осуществления террористического акта, а не о предотвращении, данное освобождение будет иметь место и при неудачной попытке лица пресечь  террористический акт.

 

Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма (ст. 2052 УК).

Общественная опасность данного преступления определяется тем, что в обществе может насаждаться и морально оправдываться идеология террора, подготавливаться основы его распространения, формироваться общественное мнение об оправдании террористов, терпимости к их действиям и т.д.

Объективная сторона преступления предусматривает два альтернативных самостоятельных действия: публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма.

Под публичными  призывами следует понимать  воздействие на сознание и волю людей, призываемых к осуществлению террористической деятельности. Форма воздействия может быть различной, устная, письменная, аудио- и видеозаписи, плакаты, транспаранты и т.д., но обязательно публичная, то есть предлагаемую в призывах информацию должны слышать, видеть, читать, воспринимать какое-то количество людей (группа, толпа, неопределенный широкий круг лиц).

В отличие от подстрекательства к осуществлению терроризма и от содействия террористической деятельности, публичные призывы не имеют конкретной практической направленности, не предполагают склонение конкретного лица или группы лиц к совершению конкретного преступления или преступлений тер- рористического характера.

Легальное толкование понятия публичного оправдания терроризма дано в примечании к ст. 2052 УК и определяется как публичное заявление о признании идеологии и практики терроризма правильными, нуждающимися в поддержке и подражании. Подобные действия могут выражаться как в прямой, так и в завуалированной форме, например, в литературных произведениях, кинофильмах, в которых с приведением различных доводов политического, социального, религиозного, националистического характера идеологи- чески обосновывается допустимость терроризма, а террористы представляются в образе положительных героев, заслуживающих поддержки, подражания и уважения и т.д.

Преступление имеет формальный состав и является окоченным с момента совершения хотя бы одного публичного призыва к совершению любого преступлении террористической направленности или публичного оправдания терроризма.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

Субъект преступления — лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Часть 2 ст. 2052 УК в качестве квалифицирующего обстоятельства публичных призывов или публичного оправдания терроризма предусматривает использование средств массовой информации (периодическую печать, телевидение, радио, Интернет).

 

Угон судна воздушного или водного транспорта либо же- лезнодорожного подвижного состава (ст. 211 УК).

Деяние относится к преступлениям международного характера.

Опасность преступления в том, что ставятся под угрозу жизнь и здоровье граждан, в первую очередь пассажиров и экипажа судна воздушного или водного транспорта либо пассажиров и членов бригады железнодорожного подвижного состава, а также сохранность указанных судна, транспорта, состава или груза.

Поэтому дополнительным объектом преступления могут выступать жизнь, здоровье, отношения собственности, коммерческие интересы владельцев груза, транспорта.

Предметом преступления являются воздушные и водные суда, железнодорожный подвижной состав независимо от ведомственной принадлежности и целевого назначения.

К судам воздушного транспорта относятся летательные устройства, приводимые в движение двигателями — самолет, вертолет, дирижабль, мотодельтаплан и др., а также воздухоплавательные аппараты — планер, воздушный шар и др., предназначенные для перемещения по воздуху людей, грузов, проведения научных исследований, спортивных мероприятий и т.д.

Согласно Конвенции о  борьбе с  незаконным захватом воздушных судов (Гаага, 16 декабря 1970 г.)1 угон воздушного судна является одной из наиболее опасных форм международного терроризма.

К судам водного транспорта относятся плавательные средства, приводимые в движение двигателями морские, речные, озерные суда (кроме маломерных судов) — теплоходы, корабли, самоходные баржи, паромы, плавучие сооружения, подводные лодки, буксиры, спортивные,  научные и другие суда, или силой ветра — яхты, парусники, катамараны и другие, предназначенные для перемещения по воде или под водой людей, грузов, буксировки, добычи полезных ископаемых, проведения строительных, технических работ, научных исследований, спортивных, культурных мероприятий и т.д.

Безопасности  морского судоходства посвящена Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства (Рим, 10 марта 1988 г.)2 .

К железнодорожному подвижному составу относятся средства передвижения по рельсам для перевозки людей, грузов, проведения строительных работ — электро-, тепло-, мото-, паровозы, вагоны и поезда, авто- и электродрезины и др.

Объективная сторона рассматриваемого деяния выражается в угоне судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, а равно в захвате такого судна или состава в целях угона.

Угон предполагает незаконное самовольное перемещение судна воздушного, водного транспорта либо железнодорожного состава. Расстояние, на которое они при угоне перемещены, не имеет значения. Кроме того, состав преступления, предусмотренный ст. 211 УК, может иметь место и в случаях, когда соответствующее  транспортное  средство передается виновному (по его требования) как условие освобождения захваченного им заложника, и в таких случаях деяние квалифицируется по совокупности со ст. 206 УК.

Информация о работе Преступления против общественной безопасности и общественного порядка