Отличие преступного сообщества от организованной группы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 17:27, курсовая работа

Описание работы

Российские ученые впервые заговорили об организованной преступности в нашей стране в годы горбачевской перестройки, гласности. В 1989 году в Москве был проведен круглый стол на эту тему, в котором участвовали ученые-правоведы и представители силовых структур. Специалисты в области профессиональной преступности предлагали свои подходы в определении понятия организованной преступности, ее признаков, выделяли ряд факторов и причин, сыгравших решающее значение в формировании данного явления в России.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Организованная преступность…………………………………………………5
1.1 Понятие организованной преступности……………………………………..5
1.2 Признаки организованной преступности……………………………………6
2 Организация преступного сообщества……………………………………….13
2.1 Понятие преступного сообщества………………………………………….13
2.2 Состав преступления, предусмотренного ст. 210 УК РФ…………………16
3 Отличие преступного сообщества от организованной группы…………….19
Заключение……………………………………………………………………….22
Глоссарий………………………………………………………………………...25
Список источников………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая - преступное сообщество.doc

— 158.50 Кб (Скачать файл)

       Объектом  преступления, предусмотренного ст. 210 УК, является общественная безопасность, так как совершение тяжких и особо тяжких преступлений не только дестабилизирует социально-экономическую обстановку в стране, но и несет потенциальную угрозу для жизни и здоровья граждан.

       С объективной стороны ответственность  за данное преступление дифференцируется в зависимости от характера и степени участия конкретного лица в совершении деяния и выражается: во-первых, в создании преступного сообщества (организации), а равно в создании объединения организаторов, руководителей или иных представителей организованных групп; во-вторых, в руководстве таким сообществом (организацией) или входящими в него структурными подразделениями; в-третьих, в участии в преступном сообществе (преступной организации); в-четвертых, в участии в объединении организаторов, руководителей или иных представителей организованных групп.

       Субъективная  сторона преступления характеризуется  только прямым умыслом. Сознанием создателей или руководителей сообщества должны охватываться все объективные признаки деяния: создание или руководство  именно преступным сообществом (преступной организацией) либо объединением организаторов, руководителей или иных представителей организованных групп в целях совершения тяжких или особо тяжких преступлений или разработки планов и условий их совершения. Участник сообщества или объединения соответствующих лиц должен сознавать факт своей принадлежности к преступному сообществу (преступной организации), созданному в целях совершения тяжких или особо тяжких преступлений, либо к объединению организаторов, руководителей или иных представителей организованных групп, созданных для разработки планов и условий совершения соответствующих преступлений. Субъективное отношение к конкретным совершаемым в составе сообщества преступлениям может быть в форме как прямого, так и косвенного умысла. Обязательным условием ответственности является также наличие специальной цели - совершение тяжких и особо тяжких преступлений или разработка планов и условий их совершения. Это соответствует и банде. Мотивы, которыми руководствуются виновные лица, могут быть различными и на квалификацию содеянного не влияют.

       Субъект преступления - общий, т.е. вменяемое  лицо, достигшее 16-летнего возраста.  В соответствии с частью 5 статьей 35 Уголовного Кодекса лицо, создавшее преступное сообщество (преступную организацию) либо руководившее им, подлежит уголовной ответственности за его организацию и руководство, а также за все совершенные преступным сообществом (преступной организацией) преступления, если они охватывались его умыслом. Другие участники преступного сообщества (преступной организации) несут уголовную ответственность за участие в нем, а также за преступления, в подготовке или совершении которых участвовали.

       Таким образом, виновным лицам должны вменяться  конкретно совершенные ими действия, охватываемые признаками организации преступного сообщества (преступной организации), а также иные преступления, совершенные в связи с деятельностью сообщества. Однако в последнем случае необходимо, чтобы совершаемые преступления охватывались умыслом организаторов и руководителей сообщества или его структурных подразделений, а участники непосредственно участвовали в их подготовке вне зависимости от их последующего участия в конкретных преступлениях.  

       Законодатель  не предусмотрел в статье 210 такого же примечания, как в статьях 205, 206 и 208 Уголовного Кодекса, согласно которому лицо при определенных условиях могло бы освобождаться от уголовной ответственности за организацию или участие в сообществе, что значительно облегчило деятельность правоохранительных органов по обеспечению доказательственной базы виновности активных и наиболее опасных членов преступного сообщества.

       Ответственность по статье 210 Уголовного Кодекса наступает  за сам факт организации, руководства  или участия в деятельности преступного  сообщества (преступной организации), поэтому совершение в составе сообщества каких-либо преступлений требует самостоятельной юридической оценки в квалификации по совокупности статьи 210 и соответствующих статей Кодекса, предусматривающих ответственность за данные преступления.  
 

       3 Отличие преступного сообщества от организованной группы

       Современное понимание организованной преступной группы позволяет определять ее как  устойчивую группу из трех или более  лиц, предварительно объединившихся для  совершения нескольких преступлений либо одного преступления, требующего тщательной подготовки. Такая трактовка соответствует нынешним криминологическим реалиям.

       Среди признаков организованной группы обозначаются: устойчивость, тщательная подготовка и планирование преступления, распределение  ролей между соучастниками, жесткая дисциплина, наличие в ее составе организатора и руководителя. Что касается устойчивости как главного конструктивного признака организованной группы, то ее объективное проявление составляет в первую очередь длительный или интенсивный короткий период преступной деятельности, складывающейся из значительного числа преступлений или образующей в своей совокупности единое преступное поведение, осуществляемое участниками такой группы.

       В отличие от организованной группы, преступное сообщество - это в первую очередь более совершенная в организационно-структурном плане форма соучастия, а именно структурированное, состоящее из двух или более организованных групп иерархическое объединение, созданное для систематического совершения преступлений. Согласно закону, такие преступления должны быть тяжкими или особо тяжкими.

       Однако  по этому признаку на практике бывает трудно разграничить преступное сообщество и организованную группу, поскольку  и она довольно часто характеризуется  направленностью на совершение тяжких и особо тяжких криминальных посягательств.

       В большинстве случаев на практике имеет место перерастание организованной группы в преступное сообщество (с  одновременным совершенствованием организационно-структурного уровня), реже - объединение нескольких самостоятельных группировок в целях консолидации, перераспределения сфер влияния. На это обстоятельство обращал внимание и Верховный Суд РФ.

       Важнейшими (уголовно-правовыми и криминологическими) признаками преступного сообщества являются: сложная (многоуровневая) структура преступного формирования; наличие в рамках криминального образования структурных подразделений (бригад, звеньев, блоков и т.д.); руководство преступным формированием сильным, авторитарным лидером; разделение функций управления сообществом и участия в конкретных преступлениях; устойчивость преступной структуры и сплоченность ее участников, достигаемая посредством иерархии подчинения, строжайшей дисциплины, единых и жестких правил взаимоотношений и поведения с санкциями за нарушение неписаного "устава" сообщества, круговой поруки, разработки специальных мер защиты и конспирации и т.д.; установление контактов с должностными лицами государственных и муниципальных, в том числе правоохранительных, органов (коррупционные связи); стремление в максимальной степени обезопасить криминальное формирование от разоблачения и ликвидации, придать противоправной деятельности внешне легальный характер.

       Можно выделить следующую важную закономерность, позволяющую отграничивать организованную группу от преступного сообщества. Если в организованной группе ее лидер - организатор и (или) руководитель - зачастую сам участвует в совершении преступлений, для которых создается криминальное формирование, то в преступном сообществе функции руководства обычно отделены от участия в конкретных преступлениях. Лидер сообщества лишь отдает распоряжения "подчиненным", осуществляет общее руководство преступной деятельностью, обычно через своих приближенных, руководителей соответствующих подразделений (блоков, звеньев, бригад), другими словами, обладает полным объемом организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций по руководству и управлению сообществом.

       Еще одно характерное отличие преступного сообщества от организованной группы - способность последнего к своеобразной "регенерации". Преступное сообщество даже после ликвидации правоохранительными органами одного или нескольких структурных подразделений и привлечения их членов к уголовной ответственности может возобновить криминальную деятельность: в ряды сообщества рекрутируются новые участники; возможно, происходит слияние с другими группировками; одновременно с этим осваиваются и новые пути извлечения преступных доходов. Исключение - лишь нейтрализация руководящего звена ("мозгового центра") преступного сообщества, что, как правило, влечет его полную ликвидацию8.

       Верховный Суд РФ в качестве атрибутов преступного  сообщества выделяет и иные обстоятельства, которые позволяют разграничить его и организованную группу. В  частности, таким обстоятельством, которому высший судебный орган придает обязательное значение при квалификации содеянного по ст. 210 УК, выступает наличие общей денежной кассы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Заключение

       Для борьбы с таким явлением, как организованная преступность, необходимо осуществление  в рамках единой государственной комплексной программы соответствующих политических, экономических, правовых, социальных, идеологических, административных мер. Приоритет должен быть отдан социально-экономическим. Нельзя недооценивать правовые средства, и, в частности, уголовно-правовые, направленные на борьбу с организованной преступностью.

       Существует  большое количество форм деятельности, характерных для организованной преступности. Подход к их юридической  оценке должен быть следующим. Во-первых, возможность применения действующего законодательства. Во-вторых, предлагаемой нормы об организации, руководстве или участии в преступном сообществе с позиции того, что соответствующие действия могут охватываться понятиями ''организация'', ''руководство'' или ''участие''. Для этого, конечно, необходимо учитывать результаты научных исследований и правоприменительную практику. Особую роль, на наш взгляд, здесь должен играть Пленум Верховного Суда РФ, имеющий возможности давать нормативное судебное толкование. Поскольку закон на все случаи жизни создать невозможно, то в указанных выше, а также могущих возникнуть в будущем ситуациях, целесообразно опираться на складывающуюся практику правоприменительной деятельности как на надежный критерий истины.

       Развитие  причин организованной преступности в Российской Федерации повторило путь большинства стран: разложение бюрократических структур государства, нарушение принципов социальной справедливости, девальвация нравственных ценностей, выход из примитивного состояния “безналоговой” теневой экономики.

       Возрастающие  масштабы организованной  преступности  представляют реальную угрозу безопасности государства и общества, так как  она усиливает свои позиции через  монополизацию многих видов противоправной деятельности, используя отсутствие надежных механизмов защиты  нарождающихся рыночных отношений, активно  внедряется  в  новые  экономические структуры, стремится сохранить господствующее положение в  распределительной  сфере, заблокировать  процесс  реформ. В  ряде  мест  преступных формирования, пользуясь безнаказанностью, а  подчас  и  попустительством правоохранительных органов, действуют всё более нагло и вызывающе, превращая обширные территории в свои вотчины. Они контролируют такие доходные виды противоправной деятельности, как наркобизнес, проституция, азартные игры, нелегальная торговля оружием, спекуляция, вымогательство и др. Примитивные преступления уступают место крупномасштабным преступным акциям, глубокому проникновению  через  коррумпированные  связи  в экономику и финансовую систему, попыткам оказывать прямое влияние на политику государства в этой сфере.

       Преступные  формирования, располагающие крупными суммами денег, завоевывают сильные  позиции на внутреннем рынке, осуществляют  противозаконные  крупномасштабные  преступные  операции  по  вывозу  из  страны сырья, товаров и других средств. Противоправный бизнес стремится приобретать либо иметь контрольный пакет акций различного рода предприятий и организаций, создавать собственные производства (банковские и всякого рода  посреднические  организации), внедрятся  во  внешнеэкономические структуры и таким образом выходить на формирование преступных международных организаций.

       Организованная  преступность становится одним из основных факторов политической и социально–экономической  нестабильности в Российской Федерации. Организованная  преступность  породила новую криминальную ситуацию, которая требует для её разрешения неотложных законодательных, организационно–управленческих  мер, значительных  материальных  ресурсов на оснащение правоохранительных  органов  и  обучение сотрудников методам борьбы с организованной преступной деятельностью. Одной из причин сложившейся ныне в сфере борьбы с организованной преступностью ситуации является  недостаточно  научная  проработка  проблем, отсутствие  ясных представлений о стратегии и  идеологии  этой  борьбы, а  также  правовой, криминологической, криминалистической  и  оперативно–розыскной концепции и соответствующих научных рекомендаций по выявлению, раскрытию, расследованию и предупреждению организованной преступной деятельности. Теоретическому познанию организованной преступности как социально–правового явления в нашем обществе предшествовала оперативно–розыскная, следственная и судебная практика.

Информация о работе Отличие преступного сообщества от организованной группы