Объективные признаки неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2010 в 08:19, Не определен

Описание работы

В такой ситуации особенно пристальное внимание необходимо уделить разработке законодательной базы, обеспечивающей охрану детства. С точки зрения законодательной техники состав преступления, предусматривающего ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, несовершенен: при создании нарушались правила использования терминологии, построения конструкций состава. В результате действующая норма оказалась непонятна, сложна в применении, в результате чего на практике возникают проблемы.
Одна из многочисленных социальных бед современной России - неисполнение родителями обязанностей по воспитанию и содержанию своих детей. Значительное число детей, учитываемых в соответствии со ст. 122 СК РФ в качестве оставшихся без попечения родителей, не являются сиротами. Они приобретают этот правовой статус при живых родителях, которые пренебрегают своими обязанностями - не обеспечивают детей необходимым питанием, одеждой, не обеспечивают получение ребенком образования.

Файлы: 1 файл

Курсовая для сдачи.doc

— 158.00 Кб (Скачать файл)

 

    1. Объективная сторона преступления
 

      Объективная сторона преступления представляет собой «процесс общественно опасного и противоправного посягательства на охраняемые законом интересы, рассматриваемый с его внешней стороны, с точки зрения последовательного развития тех событий и явлений, которые начинаются с преступного действия (бездействия) субъекта и заканчиваются наступлением преступного результата»14. При этом известно, что не все признаки объективной стороны преступления входят в содержание объективной стороны состава этого преступления. Законодатель отбирает и фиксирует в тексте закона лишь наиболее важные, отражающие общественную опасность деяния признаки. Рассмотрим данные признаки.

      В соответствии со ст. 156 УК РФ уголовная  ответственность наступает за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего  родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним.

      Таким образом, объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 156 УК РФ, состоит  из альтернативных деяний: неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего  совершается в форме бездействия; ненадлежащее исполнение указанных обязанностей представляет собой активное поведение, то есть действие. При этом законодатель не раскрывает смысл используемых терминов.

      В соответствии со ст. 65 СК РФ при осуществлении  родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. Любое отступление от перечисленных правил уже представляет собой ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего.

      Пленум  Верховного Суда Российской Федерации, разъясняя пределы осуществления  родительских прав, отмечает в своем  Постановлении от 27.05.1998 N 10 "О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей", что уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей может выражаться в отсутствии заботы об их нравственном и физическом развитии, обучении, подготовке к общественно полезному труду. Злоупотребление родительскими правами может иметь место при создании родителями препятствий в обучении детей, склонении их к попрошайничеству, воровству, проституции, к употреблению спиртных напитков или наркотиков и т.п.

      Следовательно, под «неисполнением обязанностей»  подразумевается неучастие в  воспитательном процессе в виде полного  отстранения от него либо участие  не в полном объеме, а также частичное  выполнение обязанностей по воспитанию, соединенные с жестоким обращением с несовершеннолетним со стороны лиц, на которых возложены обязанности по его воспитанию (родители, учителя и т.п.). Нельзя вменять в вину несовершение тех действий по воспитанию несовершеннолетнего, которые не входили в обязанности привлекаемого к ответственности лица. «Ненадлежащим исполнением» обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего считается нерадивое, формальное, несвоевременное, а чаще всего преднамеренно неполное их осуществление.

      Следует отметить, что неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего является преступлением только в том случае, если оно соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним.

      Представляется, что понятие «жестокое обращение  с несовершеннолетними» нуждается  в легальном определении. Жестокое обращение как характеристика объективной стороны встречается и в ряде других составов преступлений (например, ст. ст. 110, 245, 356 УК РФ). Применительно к ст. 156 УК РФ А.Н. Игнатов определяет жестокость через «непредоставление несовершеннолетнему питания, в запирании в помещении одного на долгое время, в систематическом унижении его достоинства, издевательствах, нанесении побоев и т.п.»15. Аналогичным образом судит о жестоком обращении с несовершеннолетним С.А. Разумов: «...избиение, издевательство, унижение человеческого достоинства, отказ в питании, ограничение в свободе передвижения и т.д.»16.

      Как указано в Постановлении Пленума  Верховного Суда Российской Федерации  от 27 мая 1998 г. N 10 "О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей" жестокое обращение – это, прежде всего, физическое или психическое насилие, применяемое в отношении несовершеннолетнего (нанесение побоев, умышленное причинение легкого вреда здоровью, совершенное без хулиганских побуждений, связывание, систематические угрозы причинения вреда здоровью, сексуальные домогательства и т.п.), издевательство над его личностью (лишение пищи, тепла, воды). Жестокое обращение с детьми может проявляться и в применении к несовершеннолетним недопустимых способов воспитания (в грубом, пренебрежительном, уничижающем человеческое достоинство обращении с детьми, оскорблении или эксплуатации детей).

      Однако  следует иметь в виду, что физическое или психическое насилие над  ребенком может являться основанием для привлечения к уголовной ответственности по ряду самостоятельных составов преступлений (например, по статьям 116, 117, 130 УК РФ и др.). Жестокое обращение с ребенком иногда выражается и в бездействии. Так, встречаются случаи оставления без ухода детей в возрасте до одного месяца. В таких ситуациях применима ст. 125 УК РФ, устанавливающая уголовную ответственность за оставление в опасности.

      В результате анализа материалов уголовных  дел по преступлению, предусмотренному ст. 156 УК РФ, рассмотренных мировыми судьями Волгоградской области, Ю.В. Свиридова выделила основные формы жестокости в обращении с несовершеннолетними. В частности, жестокость проявляется:

  • в непредоставлении питания (например: уголовное дело N 1-40-38/2004 в отношении С.В. Бондаревой и Ю.К. Сайко - несвоевременное предоставление ребенку 2003 г.р. пищи, антисанитарные условия, результатом чего стали истощение, акроцианоз, дефицитная анемия тяжелой степени, гипотрофия 3-й степени);
  • в запирании в помещении одного на длительное время( уголовное дело N 1-86-25/2004 в отношении О.И. Епифановой - длительное оставление без присмотра (ребенок 2003 г.р.));
  • в систематическом унижении достоинства несовершеннолетнего( уголовное дело N 1-59-31/04 в отношении Е.Ю. Куриной - мать унижала достоинство дочери, 1991 г.р. нецензурными выражениями, против ее воли обрезала той волосы, обезобразив внешний вид, систематически указывала на неуклюжесть в движениях дочери, в связи с чем несовершеннолетняя испытывала комплекс неполноценности в отношении своего внешнего вида и физических данных);
  • в издевательствах (уголовное дело N 1-16-17/2004 в отношении М.Н. Бугровой - мать запрещала дочери пользоваться обогревательными приборами в холодное время года, связывала веревкой руки и ноги, в сентябре и ноябре 2003 г. запирала в погребе и в сарае в легкой одежде)17.

      Представляется, что в целях уголовного преследования  необходимо, отталкиваясь от представления  о жестоком обращении как о  действии или бездействии, причиняющем  вред как физическому, так и психическому здоровью ребенка, отграничить понятие жестокого обращения от других преступных деяний, за которые Уголовным кодексом предусмотрена ответственность. При совершении родителями ребенка (или лицами, их заменяющими) деяний, отвечающих признакам убийства, неоказания помощи, причинения смерти по неосторожности и некоторых других преступлений против личности, уголовная ответственность должна наступать за соответствующие преступления.

      В настоящее время остается спорным  вопрос об обязательности систематического характера неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего. Большинство представителей науки склоняются к мнению об отсутствии необходимости установления систематического характера неисполнения обязанностей, так как в законе текстуально отсутствует такое требование, то есть криминальным может быть и однократное исполнение указанного деяния18.

      Правоприменитель  имеет на этот счет другое мнение. Испытывая  трудности в связи с неопределенностью  понятия жестокого обращения  с несовершеннолетним, судебная практика исходит из того, что оно должно свидетельствовать об определенной системе, линии поведения виновного. Поэтому, единичные случаи физического насилия, имевшие место в отношении детей со стороны родителей, педагогов и иных лиц, на которых возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетних, не признаются в качестве преступления, предусмотренного ст. 156 УК РФ.

      Например, Президиум Кировского областного суда отменил приговор Слободского районного  суда Кировской области в отношении  Тарасовой, осужденной по ст. 156 УК РФ за то, что она, работая педагогом в школе, возмущенная поведением нарушителей учебной дисциплины, ударила ладонью по лицу ученика Карнова, а его товарища Пояркова вытолкнула из класса, пнув его ногой. Президиум областного суда, прекращая уголовное дело за отсутствием состава преступления в действиях Тарасовой, указал, что «в отношении каждого из учеников она допустила единичный случай ненадлежащего исполнения своих обязанностей, что не может быть признано соединенным с жестокостью.

      Несовершенство формулировки ст. 156 УК не всегда позволяет привлекать к уголовной ответственности лиц, на которых возложена обязанность по воспитанию несовершеннолетнего. Для того чтобы в деянии был состав преступления, необходимы доказательства того, что имело место и жестокое обращение с несовершеннолетним, только в этом случае будут основания для привлечения к уголовной ответственности. Между тем неисполнение обязанностей по воспитанию само по себе уже значительно нарушает права и интересы несовершеннолетнего и может составлять самостоятельный состав преступления, в то время как жестокое обращение с несовершеннолетним или применение к нему насилия следует рассматривать как квалифицирующие признаки.

      Для решения данной проблемы предлагается дополнить ст. 156 примечанием, где бы давалось толкование жестокого обращения, в целях недопущения расширительного толкования данного понятия. Так, доктор юридических наук Л.Ю. Михеева предлагает следующее содержание примечания: «Под жестоким обращением с несовершеннолетним в настоящей статье понимаются такие систематические действия или бездействие, которые причиняют вред физическому и (или) психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию, если эти деяния не относятся к преступлениям, предусмотренным главами 16, 17 и 18 настоящего Кодекса»19.

      В последнее время в литературе появляются предложения о дополнении ст. 156 УК частью 2, предусматривающей  квалифицированный состав с более  высокой санкцией. Исходя из задач уголовного законодательства в сфере защиты прав и интересов несовершеннолетних, следует обратить внимание на такую относительно новую форму посягательства, как жестокое обращение с детьми публично либо в присутствии других несовершеннолетних20. Учитывая общественную опасность таких посягательств и их распространенность, законодателю следовало бы предусмотреть этот признак в ст. 156 УК в качестве квалифицирующего.

      Резко возрастает опасность посягательства при совершении этого преступления в отношении двух и более несовершеннолетних. В практике нередко встречаются  факты жестокого обращения сразу с несколькими несовершеннолетними потерпевшими, и этот пробел целесообразно было бы устранить из области уголовного права. В последнее время достаточно часто фиксируются случаи злоупотребления опекунскими обязанностями в корыстных целях. Причем эти факты имеют тенденцию роста, что связано, прежде всего, со становлением рыночных отношений, резким ухудшением материального обеспечения населения, другими негативными явлениями, происходящими в обществе. Следует отметить, что очень высока общественная опасность деяний, направленных на неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии. К ним, в частности, относятся лица, страдающие психическими расстройствами, лишающими их способности правильно воспринимать происходящее. Целесообразно было бы учесть эти обстоятельства в качестве квалифицирующих признаков данного состава.

      Не  меньшее значение имеет и повышение  эффективности уголовно-правовых санкций  за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних. В настоящее время санкции за жестокое обращение с ребенком значительно ниже установленных статьей 245 УК РФ за жестокое обращение с животными. Однако это не означает, что изменить ситуацию можно путем простого увеличения размера санкций, установленных статьей 156 УК РФ.

      Ситуация  сегодня такова, что большинство  лиц, привлекаемых к уголовной ответственности  по ст. 156 УК РФ, в связи с их образом  жизни имеют крайне низкие доходы. Зачастую доход этих лиц не является стабильным и легальным. К сожалению, неисполнение родительских обязанностей, соединенное с жестоким обращением с ребенком, - преступление, совершаемое чаще всего в беднейших слоях российского общества, - идет рука об руку с пьянством, наркоманией, попрошайничеством.

Информация о работе Объективные признаки неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего