Характеристика субъективной стороны преступлений против порядка обращения ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2016 в 00:03, курсовая работа

Описание работы

В Республике Беларусь, как и во всех странах с рыночной экономикой, с помощью ценных бумаг оформляются кредитные, расчетные и многие другие операции. Институт ценных бумаг позволяет привлекать инвестиции, ускорять расчеты между участниками имущественных отношений, вовлекать в кредитно-денежные отношения и товарные обязательства широкий круг лиц, содействуя эффективному удовлетворению их имущественных интересов. Поэтому государство регулирует и охраняет общественные отношения в сфере эмиссии и обращения ценных бумаг с помощью различных средств, в том числе уголовно-правовых.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ, НАРУШАЮЩИХ ПОРЯДОК ОБРАЩЕНИЯ ЦЕННЫХ БУМАГ…………………………….………6
ГЛАВА 2 ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПРИЗНАКОВ ОБЪЕКТА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ПОРЯДКА ОБРАЩЕНИЯ ЦЕННЫХ БУМАГ…10
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, НАРУШАЮЩИХ ПОРЯДОК ОБРАЩЕНИЯ ЦЕННЫХ БУМАГ ПО ОБЪЕКТИВНОЙ СТОРОНЕ………………………………………………………22
ГЛАВА 4 ПРИЗНАКИ СУБЪЕКТА ПРЕСТУПЛЕНИЙ, НАРУШАЮЩИХ ПОРЯДОК ОБРАЩЕНИЯ ЦЕННЫХ БУМАГ ……………………………..........37
ГЛАВА 5 ХАРАКТЕРИСТИКА СУБЪЕКТИВНОЙ СТОРОНЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ПОРЯДКА ОБРАЩЕНИЯ ЦЕННЫХ БУМАГ…44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………51

Файлы: 1 файл

диплом доработан.docx

— 128.35 Кб (Скачать файл)

В качестве потерпевших от подлога проспекта эмиссии ценных бумаг могут выступать только инвесторы, под которыми понимаются физические или юридические лица, приобретшие ценные бумаги, выпуск которых осуществлялся по фальсифицированному проспекту эмиссии. Лица, приобретшие ценные бумаги предшествующих выпусков, потерпевшими от данного преступления не являются даже в том  случае, если им будет причинен ущерб в результате возврата необоснованно привлеченных средств.

Таким образом, вредоносность отклоняющегося экономического поведения на рынке ценных бумаг очень высока: как правило, в обращении ценных бумаг участвует одновременно большое количество лиц (физических и юридических), и недобросовестность хотя бы одного из многочисленных звеньев цепочки причиняет (или способна причинить) ущерб, прежде всего, – материальный, однако – и другой, большому количеству субъектов рынка ценных бумаг.

 

ГЛАВА 4

ПРИЗНАКИ СУБЪЕКТА ПРЕСТУПЛЕНИЙ, НАРУШАЮЩИХ ПОРЯДОК ОБРАЩЕНИЯ ЦЕННЫХ БУМАГ

 

Субъект преступлений ст. 226 и 2261 УК Республики Беларусь – специальный. Круг лиц, которые имеют правомерный доступ к информации о результатах финансово-хозяйственной деятельности эмитента ценных бумаг до ее опубликования в средствах массовой информации либо доведения иным образом до сведения неограниченного круга лиц, является достаточно узким. Перечень лиц, правомерно обладающих указанной информацией, установлен п. 1.6 Указа № 277 28 апреля 2006 г. «О некоторых вопросах регулирования рынка ценных бумаг». Здесь же сформулированы и адресованные этим лицам ограничения и запреты на использование и распространение такой информации. С учетом данных обстоятельств имеются основания для утверждения о том, что субъект рассматриваемого преступления специальный. Это означает, что в качестве исполнителя преступления, предусмотренного ст. 2261 УК, могут выступать лишь лица, которым указанная информация известна в связи с их профессиональной или служебной деятельность [33, с. 103].

Это может быть:

  • лицо, которому указанная информация известна в связи с его профессиональной или служебной деятельностью:
  • руководящий работник эмитента (директор, главный бухгалтер и др.);
  • лицо, входящее в состав коллегиальных органов управления и контроля эмитента (член совета директоров (наблюдательного совета), член ревизионной комиссии хозяйственного общества и др.);
  • работник аудиторской организации (аудитор), осуществляющей аудит эмитента. Аудитор – физическое лицо, имеющее высшее экономическое и (или) юридическое образование и стаж работы по соответствующей специальности не менее трех лет, а также отвечающее квалификационным требованиям, установленным законодательством к аудиторам, и имеющим  квалификационный аттестат аудитора [9, с. 22];
  • другое лицо, имеющее доступ к информации о результатах финансово-хозяйственной деятельности эмитента ценных бумаг в силу служебного положения, трудовых обязанностей или гражданско-правового договора (например, сотрудник органа внутренних дел в связи с проверкой заявления о преступлении, следователь в связи с расследованием уголовного дела, работник эмитента ценных бумаг, осуществлявший внутренний аудит, участник хозяйственного общества — эмитента ценных бумаг, получивший указанную информацию в порядке, предусмотренном законодательством о хозяйственных обществах).

Если в совершении вышеназванных действий совместно со специальным субъектом принимали участие иные лица, не обладающие указанными признаками специального субъекта, то в силу правила квалификации преступлений, сформулированного в ч. 7 ст. 16 УК Республики Беларусь, они подлежат уголовной ответственности по ст. 2261 УК Республики Беларусь со ссылкой на ч. 4, 5 или 6 ст. 16 УК Республики Беларусь в зависимости от их роли в совершении преступления (соответственно, организатор (руководитель), подстрекатель или пособник [65, с. 74].

Характеризуя субъект преступления, предусмотренный ст. 2262 УК Республики Беларусь, В.В. Марчук пришел к выводу, что при совершении сделки с необеспеченным векселем субъектом преступления является лицо, выдавшее вексель (векселедатель, трассант), индоссировавшее его или выдавшего аваль. Такими лицами по общему правилу являются индивидуальные предприниматели и должностные лица юридических лиц [35, с. 97].

Выдавая, индоссируя либо авалируя вексель не совсем понятно, кто является субъектом преступления. По смыслу части 1 статьи 2262 УК Республики Беларусь субъектом этого преступления является лицо, не способное обязываться по векселю либо действующее от имени такого лица. В статье 7 Закона Республики Беларусь «Об обращении переводных и простых векселей» употребляется термин «лицо, не способное обязываться по переводному векселю», но его сущность не разъясняется [37].

Необходимо отметить, что в части 1 статьи 11.59 КоАП Республики Беларусь использован несколько иной термин: «лицо, которое не имеет права на это», т.е. соответствующее лицо не имеет права, в частности, выдавать, индоссировать или авалировать соответствующий вексель [25].

Подпунктом 1.1 Указа Президента Республики Беларусь от 28 апреля 2006 г. № 277 «О некоторых вопросах регулирования рынка ценных бумаг» установлено, что на территории Республики Беларусь вправе выдавать, акцептовать, оплачивать простые и переводные векселя, а также индоссировать и давать аваль:

  • от имени Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц – Президент Республики Беларусь или Совет Министров Республики Беларусь в случаях, установленных Президентом Республики Беларусь;
  • Национальный банк, иные банки, включенные в перечень банков Республики Беларусь, имеющих право обязываться по векселю, утверждаемые Национальным банком по согласованию с Президентом Республики Беларусь;
  • другие юридические лица Республики Беларусь, кроме организаций, финансируемых из бюджета;
  • международные организации, иностранные государственные органы и организации, иностранные граждане и лица без гражданства, не имеющие постоянного места жительства на территории Республики Беларусь [39].

В словарях русского языка слово «способный» определено как могущий что-либо сделать; обладающий каким-либо свойством. Представляется, что под «лицом, не способным обязываться по векселю» следует понимать лицо, которое не имеет права выдавать соответствующий вексель и совершать иные действия с ним [35, с. 97].

Преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 2262 УК Республики Беларусь, не связано с наступлением последствий. Юридически оконченным его следует признавать с момента подделки подписи [35, с. 97].

К уголовной ответственности за манипулирование рынком ценных бумаг может быть привлечено любое физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. При манипулировании рынком ценных бумаг субъектом преступления выступают профессиональные участники рынка ценных бумаг. Профессиональные участники рынка ценных бумаг – это юридические лица, которые осуществляют следующие виды деятельности: брокерская деятельность; дилерская деятельность; деятельность по управлению ценными бумагами; депозитарная деятельность; деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг; деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг.

Все виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг осуществляются на основании специального разрешения-лицензии, выдаваемой республиканским органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг или уполномоченными ею органами на основании генеральной лицензии. Органы, выдавшие лицензии, контролируют деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг и принимают решение об отзыве выданной лицензии при нарушении законодательства Республики Беларусь о ценных бумагах [8, с. 24].

Если преступление, предусмотренное ст. 2263 УК Республики Беларусь, совершает должностное лицо юридического лица, то содеянное им не подлежит дополнительной квалификации по статьям о преступлениях против интересов службы. Исключение составляют случаи, когда совершаемые должностным лицом деяния по манипулированию рынком ценных бумаг являются более тяжким преступлением, чем преступление, предусмотренное ст. 2263 УК Республики Беларусь (например, манипулирование рынком ценных бумаг, совершенное с превышением служебных полномочий из корыстной или иной личной заинтересованности, подлежит дополнительной квалификации по ч. 2 ст. 426 УК Республики Беларусь) [32, с. 39].

При подлоге проспекта эмиссии ценных бумаг с субъектом данного преступления не так все однозначно. Внесение в проспект эмиссии ценных бумаг заведомо недостоверных сведений возможно на стадии его подготовки. Такое деяние может совершить как руководитель, так и любой работник эмитента, которому поручено подготовить проспект эмиссии ценных бумаг. Недостоверные сведения могут содержаться в любом разделе проспекта эмиссии ценных бумаг, их внесение связано с желанием лица любым способом отразить в проспекте эмиссии эти сведения. Заведомо ложная информация может представлять собой сообщение вымышленных данных о государственной регистрации юридического лица, завышение или занижение объема выпуска и количества ценных бумаг, завышение размера уставного капитала организации,  занижение размера просроченной кредиторской задолженности и т.д. При этом утвердившие отчет лица (члены совета директоров, наблюдательного совета, участники общего собрания) могут быть введены в заблуждение и ошибочно полагать, что содержащиеся в проспекте эмиссии ценных бумаг сведения достоверны [59, с. 50].

При анализе ст. 227 УК Республики Беларусь обратим внимание: заведомо ложные сведения в проспект эмиссии ценных бумаг должно внести именно должностное лицо юридического лица, ответственное за достоверность данных проспекта эмиссии. Однако кто относится к таким лицам, не совсем ясно.

Эта неопределенность связана еще и с тем, что вторая разновидность подлога проспекта эмиссии ценных бумаг – удостоверение проспекта эмиссии, содержащего заведомо недостоверные сведения. В правовой литературе вопрос о субъекте преступления при данной форме подлога также решается неоднозначно. Например, НА. Бабий указывает, что проспект эмиссии удостоверяют уполномоченные работники центрального органа, осуществляющего контроль и надзор за рынком ценных бумаг. Поэтому субъектом преступления, по сути, является уполномоченный на удостоверение проспекта эмиссии служащий данного органа [36, с. 498].

A.И. Лукашов, напротив, полагает, что ответственность за совершение преступления в виде внесения в проспект эмиссии ценных бумаг заведомо недостоверных сведений несет должностное лицо юридического лица, а в виде удостоверения проспекта эмиссии, содержащего заведомо недостоверные сведения, – должностное лицо юридического лица, а именно руководитель эмитента, его главный бухгалтер и должностное лицо профессионального участника рынка ценных бумаг, если его услуги использовались при подготовке эмиссии ценных бумаг [54, с. 296].

Сложность определения субъекта преступления состоит еще и в том, что в большинстве случаев по национальному законодательству решение о выпуске ценных бумаг утверждает коллегиальный орган управления юридического лица, а сам проспект эмиссии подписывает эмитент. Статья 9 Закона Республики Беларусь «О ценных бумагах и фондовых биржах» содержит перечень сведений, которые должны быть включены в проспект эмиссии.

Проспект эмиссии подписывает руководитель, главный бухгалтер или уполномоченные лица эмитента, а также профучастник, услуги которого использовались при подготовке проспекта эмиссии, и утверждает общее собрание акционеров (при принятии решения об увеличении уставного фонда путем выпуска дополнительных акций, размещаемых путем проведения открытой подписки (продажи)); собственник имущества или уполномоченный орган эмитента (при принятии решения о проведении открытой продажи облигаций) [41].

Удостоверение проспекта эмиссии ценных бумаг не может включать его утверждение. Утверждение – это распорядительный акт уполномоченного органа юридического лица, а удостоверение предполагает регистрацию уже утвержденного и подписанного юридическим лицом проспекта эмиссии ценных бумаг. В связи с этим, как отмечает В.В. Хилюта, уголовная ответственность должна наступать не только для должностного лица, внесшего в проспект эмиссии ценных бумаг заведомо недостоверные сведения, но и для должностного лица (руководителя, главного бухгалтера эмитента), утвердившего (подписавшего) проспект эмиссии, содержащий заведомо недостоверные сведения. При этом удостоверение проспекта эмиссии ценных бумаг, содержащего заведомо недостоверные сведения (информацию), должно оставаться самостоятельным признаком подлога проспекта эмиссии ценных бумаг и означать регистрацию проспекта ценных бумаг [59, с. 50].

Итак, общим для всех составов преступлений, нарушающих порядок обращения ценных бумаг, является наличие специального субъекта – должностного лица, обладающее специальной компетенцией. В нее должны входить нормативно и управленчески определенные полномочия по регистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой организации; выдаче специального разрешения (лицензии); принятию решений, как нормативных, так и правоприменительных, прямо или косвенно регулирующих предпринимательскую деятельность; проведению контрольно - надзорных действий.учае, субъекта преступления на рынке ценных бумаг отличают, те или иные, как легальные, так и нелегальные профессиональные качества, что, безусловно, отражается и на способах совершения этих преступлений, и на последующей уголовно-правовой квалификации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 5

ХАРАКТЕРИСТИКА СУБЪЕКТИВНОЙ СТОРОНЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ПОРЯДКА ОБРАЩЕНИЯ ЦЕННЫХ БУМАГ

 

Говоря о субъективной стороне преступления ст. 226 УК Республики Беларусь, вину следует определять как умышленную. Умысел – прямой. Он заключается в следующем: лицо сознавало, что осуществляет выпуск (эмиссию) ценных бумаг без регистрации в установленном порядке, либо публичное их размещение с нарушением установленного порядка, либо использование заведомо подложных документов для регистрации ценных бумаг, и желало совершить указанные действия [54, с. 285].

В преступлении, направленном на незаконное использование информации о результатах хозяйственно-финансовой деятельности эмитента ценных бумаг (ст. 2261 УК Республики Беларусь) вина также умышленная, а умысел может быть как прямым, так и косвенным. Содержание умысла: лицо сознавало, что незаконно использует либо распространяет информацию о результатах финансово-хозяйственной деятельности эмитента ценных бумаг до ее опубликования в средствах массовой информации либо доведения иным образом до сведения неограниченного круга лиц, предвидело, что в результате этих действий будет причинен ущерб в крупном размере, и желало его наступления или не желало, но сознательно допускало наступление этого последствия либо относилось к нему безразлично [44, с. 36].

Если указанные действия совершены по неосторожности (например, лицо по небрежности утеряло документы, содержавшие указанную информацию), то они не влекут уголовной ответственности по ст. 2261 УК Республики Беларусь.

Рассматриваемые действия влекут более строгую ответственность в случае, если они совершены из корыстной или иной личной заинтересованности. Согласно ч. 2 ст. 2261 УК Республики Беларусь при наличии такой мотивации лица, их совершившие, могут быть осуждены к ограничению свободы на срок от 6 месяцев до 4 лет или к лишению свободы на срок от 6 месяцев до 5 лет (по ч. 1 ст. 2261 установлена менее строгая санкция штраф в размере от 30 до 1 000 базовых величин, или лишение нрава занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок от 1 года до 5 лет, или арест на срок от 1 до 3 месяцев, или ограничение свободы на срок от 6 месяцев до 3 лет, или лишение свободы на тот же срок) [55].

Информация о работе Характеристика субъективной стороны преступлений против порядка обращения ценных бумаг