Характеристика признаков субъекта преступления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2010 в 21:39, Не определен

Описание работы

Понятие субъект преступления является одним из ключевых в уголовном праве. Для осуществления стоящих перед уголовным законодательством задач охраны защищаемых уголовным правом интересов необходимо точное определение субъекта преступления. Без данной категории сложно представить существование всей науки уголовного права, так как с помощью него дается ответ на то, в каком случае лицо, совершившее деяние, – преступник

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 142.50 Кб (Скачать файл)

     В соответствии со ст. 28 УК Республики Беларусь медицинский (биологический или психиатрический) критерий представлен наличием четырёх групп психических болезней: 1) хронического психического заболевания; 2) временного расстройства психики; 3) слабоумия; 4) иного болезненного состояния психики. Содержание медицинского критерия должно охватывать самые различные формы болезненных расстройств психики. Однако главное назначение состоит в указании на болезненный характер психических расстройств у субъектов, а не отграничение их друг от друга.

     Как отмечает В.Г. Павлов, «к первой группе хронических психических расстройств в судебной психиатрии и в уголовном праве относятся заболевания психики человека, которые носят продолжительный характер и практически не излечим» [8, с. 66-67]. Ещё одной характеристикой данной группы заболеваний является то, что они имеют тенденцию как к прогрессированию, так и к ослаблению.

     В психиатрии к таким психическим  расстройствам относят: шизофрению, маниакально-депрессивный психоз, эпилепсия, сифилис мозга, прогрессивный паралич, эпидемический энцефалит, старческое слабоумие и некоторые трудноизлечимые или вообще неизлечимые заболевания. Самым распространенным психическим заболеванием является шизофрения (в психиатрической практике около половины лиц, признанным невменяемыми – это больные шизофренией). Положение ухудшается тем, что данная болезнь может не исключать вменяемости лица, и она встречается в любом возрасте. Поэтому «вопрос о вменяемости при совершении больным преступления решается с учётом также юридического критерия, если он имеет место, в каждом конкретном случае и соответствующей ситуации, а также других обстоятельств, оказывающих воздействие на его психическое состояние в данный момент» » [8, с. 67].

     Хронические психические расстройства медицинского критерия как правило носят длящийся характер,  в преобладающей своей массе неизлечимы или трудно излечимы, имеют тенденцию к прогрессированию. Эти и другие особенности данной группы психических расстройств создают дополнительные трудности как для судебной, так и для психиатрической практики.

     Вторую  группу заболеваний медицинского критерия  образуют временные расстройства психики. Они, по сравнению с первой группой  психических болезней, протекают  более короткий период времени и поддаются излечению. В большинстве случаев данные болезни возникают внезапно и, как правило, заканчиваются полным выздоровлением больного.

     К таким расстройствам относятся  так называемые исключительные состояния, возникающие внезапно в связи  с внешней ситуацией. К этим исключительным состояниям относятся: патологическое опьянение, патологический аффект, сумеречные состояния сознания, реакция короткого замыкания, патологическое просоночное состояние, алкогольные психозы. «Данная группа психических расстройств характеризуется именно кратковременным расстройством психической деятельности больного, что не исключает его вменяемость при совершении преступления в каждом конкретном случае и невменяемость при наличии юридического критерия» [8, с. 70].

     Следует отметить, что вопрос вменяемости при наличии временного расстройства психики решается с учётом всех факторов течения болезни и возможности больного правильно оценивать окружающую обстановку и руководить своим поведением.

      Третью  группу медицинского критерия образует слабоумие (олигофрения). Под слабоумием  понимаются различные формы стойкого, малообратимого упадка психической деятельности с поражением интеллекта и необратимыми изменениями личности человека. Слабоумие характеризуется недоразвитием мышления, умственных способностей, памяти, внимания и психических функций человека, не только вследствие органических изменений мозга, но также после всякого рода травм, инфекционных и других заболеваний человека [8, с. 72].

      По  степени глубины врожденного  или приобретенного недоразвития различают  три вида слабоумия:

    • легкая форма – дебильность;
    • менее глубока – имбецильность;
    • глубокая – идиотия.

     Дебильность – самая легкая и самая распространенная форма слабоумия. При данной форме  слабоумия вменяемость лиц, при  совершении ими самых различных преступных деяний не исключается, так как они могут осознавать характер своего поведения и руководить им в соответствующей обстановке.

     Имбецильность является наименее распространённой формой слабоумия. Чаще всего у лиц, страдающих данным расстройством психики, отсутствует осознание и понимание общественно опасного и противозаконного характера своих действий.

     Идиотия – наиболее тяжёлая форма врождённого  слабоумия. А при данном заболевании  у лиц, как правило, полностью отсутствует речь и другие психические функции. Действия больных на данной стадии олигофрении в период возбуждения и воздействия на них внешних раздражителей склонны привести к ярости по отношению к окружающим и самому себе, а также совершению преступлений. Как правило, данная категория больных по заключению судебно-психиатрических экспертиз признаётся невменяемой.

     В четвертую группу психических заболеваний  медицинского критерия входят психические  расстройства, которые в законе отнесены к иным болезненным состояниям психики. При этом в данную группу включаются не любые виды болезненных состояний, а только те, которые связаны с болезненным состоянием психики лица и могут быть причиной или являться основанием для признания больного лица невменяемым. Как правило, данные болезни сопровождаются различными временными нарушениями психики, не являются хроническими или временными психическими расстройствами, но по своим психопатологическим признакам и свойствам могут быть приравнены к ним.

     К таким заболеваниям относятся: некоторые  формы психопатий, различные психические расстройства после перенесённых тяжёлых инфекционных заболеваний, нервно-психические расстройства у наркоманов в период наркотического голодания, психические изменения личности, связанные с глухонемотой или полной слепотой и др. 

    Исходя  из анализа психических болезней, составляющих содержание медицинского критерия можно сделать вывод, что  при определении психического состояния  преступника на момент совершения общественно  опасного действия (бездействия) судебная психолого-психиатрическая экспертиза должна проводить полное, комплексное, всестороннее и объективное исследование всех внутренних и внешних факторов и обстоятельств дела.

    Из-за трудностей в разграничении психических  состояний личности на практике зачастую допускаются ошибки в определении вменяемости и невменяемости. Например, определением суда Партизанского района г. Минска к Т. в связи с совершением в состоянии невменяемости общественно опасного деяния, предусмотренного ч. 4 ст. 205 УК Республики Беларусь, применены принудительные меры безопасности и лечения. Вышестоящей кассационной инстанцией постановление судьи было оставлено без изменений. Свои выводы о совершении Т. общественно опасного деяния в состоянии невменяемости суды обосновали заключением   комплексной стационарной судебной психолого-психиатрической экспертизы, согласно которому в момент совершения инкриминируемых Т. деяний он страдал психическим расстройством в форме ограниченного расстройства личности. В данном случае решение судов является неправомерным, так как «это заболевание не относится к категориям хронического временного расстройства психики, слабоумия или болезненного состояния психики, исключающим возможность лица сознавать фактический характер и общественную опасность своих действий или руководить ими» [2, с. 27].

    Для определения медицинского критерия необходимо учитывать все уголовно-правовые явления, связанные с психическим  состоянием субъекта преступления. Эта  совокупность психических состояний  называется уголовно-релевантными психическими состояниями. «Юридическая значимость уголовно-релевантных состояний психики, как отмечает Г.В. Назаренко, проявляется в правовых последствиях, которые законодатель связывает с особенностями психических состояний, характеризующих субъективную сторону преступления» [6, с. 20].

    Таким образом «медицинский критерий вменяемости  включает не только здоровое состояние  психики, но и практически все  виды её нарушений, встречающихся как у невменяемых, так и у ограниченно вменяемых лиц. Это обстоятельство позволяет сделать вывод о том, что медицинский критерий вменяемости значительно шире, чем тот же критерий невменяемости» [11, с. 9]. Вследствие этого по медицинскому критерию отграничить вменяемость от невменяемости возможно не всегда. Процесс разграничения данных категорий должен опираться на рассмотрение каждого из критериев.

    Само  по себе наличие перечисленных в  данном разделе заболеваний у  лица, совершившего общественно опасное  деяние, не является основанием для  признания его невменяемым. Медицинский (биологический) критерий означает наличие болезненного расстройства психики, которое диагностируется комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизой. Медицинский критерий не свидетельствует о невменяемости лица.

    Для того чтобы психическое расстройство стало юридически значимым, обязательно установление юридического критерия, который указывает на такую степень нарушения психической деятельности лица, при которой регуляция им собственного поведения становится невозможной. Следовательно, медицинский критерий, который всегда подразумевается, должен рассматриваться не изолированно, а в совокупности с юридическим критерием, образуя в этом сочетании или данной конструкции саму формулу вменяемости.

Раздел 2.3. Юридический критерий вменяемости

     Как уже было сказано, наличие какого-либо психического расстройства (медицинского критерия) не всегда даёт основание говорить о состоянии невменяемости. Необходимо, чтобы психическое заболевание достигло такой степени, когда при совершении преступления лицо не могло осознавать свои действия (бездействия) либо не могло руководить ими. В данном случае речь идёт о юридическом критерии невменяемости, который и определяет глубину и сущность психических болезней медицинского критерия.

     Непосредственно отражая юридически значимые свойства психических расстройств, юридический критерий подводит всё многообразие психопатологических проявлений к единому знаменателю и делает этот медицинский по содержанию материал сопоставимым с правовыми понятиями и пригодным для решения правовых задач. При помощи юридического критерия судебно-психиатрические термины «переводятся» на язык права, понятный судебным органам.

     Как пишет Р.И. Михеев, «юридический критерий вменяемости характеризует содержание вменяемости как социально-психологическую и психофизическую способность человека сознавать фактический характер и общественную опасность (вредность) совершаемого деяния и способность руководить им во время его совершения» [5, с. 14]. Данный критерий занимает особое место в определении невменяемости, позволяя охватывать любые расстройства в эмоциональной сфере, поскольку деятельность органов чувств непосредственным образом связана с деятельностью как сознания, так и воли человека.

     Юридический критерий невменяемости, закреплённый в ч. 1 ст. 28 УК Республики Беларусь, включает отсутствие у лица способности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) (интеллектуальный момент) либо отсутствие способности руководить ими (волевой момент). Для признания лица невменяемым с точки зрения юридического критерия достаточно одного из этих признаков.

     Важной  особенностью является то, что юридический  критерий сформулирован в законе в прошедшем времен, такая конструкция  имеет принципиальное значение. «Она, во-первых, подчёркивает психическое состояние лица ретроспективно: «во время совершения общественно опасного деяния» и отражает динамику и тяжесть (глубину) имеющихся дефектов психики лица в данное время. Во-вторых, она позволяет отграничить случаи невменяемости, например, от случаев преступной небрежности, когда лицо не предвидело общественно опасные последствия своих действий (бездействия), но должно было и могло их предвидеть» [5, с. 34].

     Таким образом, юридический критерий включает в себя два момента: интеллектуальный (способность осознания фактического характера и общественной опасности своего деяния) и волевой (способность руководить своим действием (бездействием)).

      В соответствии с уголовным законом  интеллектуальный момент означает невозможность  лица осознавать свои действия во время  совершения преступления, то есть неспособность лица, имеющего какое-либо психическое расстройство, в полном объёме осознавать фактический характер и общественную опасность своего преступного поведения в той или иной конкретной ситуации или обстановке. Такое нарушение нормальной мыслительной деятельности не позволяет психически больному или лишает его возможности правильно ориентироваться в объективной реальности и воспринимать окружающую обстановку.

Информация о работе Характеристика признаков субъекта преступления