Палестино - израильский конфликт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2015 в 20:15, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в выявлении причин палестино - израильского конфликта и всестороннем анализе взаимоотношений между Израилем и Палестиной.
Достижение цели предполагает решение ряда конкретных задач:
- проанализировать историю палестино - израильского конфликта, выделить основные конфликтогенные факторы и проблемы арабо-израильских отношений в контексте исторического развития;
- выявить основные этапы развития и становления конфликта между арабами и евреями и определить основные структурные элементы их противостояния;

Файлы: 1 файл

В современном мире происходит процесс формирования некого нового типа мирового сообщества всепланетарного масштаба.docx

— 83.15 Кб (Скачать файл)

Многие, особенно арабские исследователи, акцентируют внимание на религиозном характере арабо-израильского конфликта, представляя его как столкновение между евреями и мусульманами. Однако внимательное рассмотрение содержания данного конфликта на разных этапах его развития позволяет сделать вывод о том, что этнический момент в нем гораздо более явственен, чем религиозный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2Предпосылки возникновения «Палестинской проблемы»

На начальном этапе сионистской деятельности в Палестине, то есть с момента создания Всемирной сионистской организации до окончания Первой Мировой войны происходил процесс сращивания интересов международного сионизма и британского империализма. В этот момент цели и предложения сионистов полностью соответствовали стратегическим интересам правящих кругов Англии. В меморандуме британского Генерального штаба подчеркивалось: «Создание буферного еврейского государства в Палестине, хотя само по себе это государство будет слабым, желательно для Великобритании со стратегической точки зрения» 9.

Связь Великобритании с Сионистской организацией явилась предпосылкой для Декларации Бальфура - декларации о доброжелательном отношении Великобритании к сионистским стремлениям евреев. Декларация Бальфура была направлена на имя лорда Лайонеля Уолтера Ротшильда Артуром Джеймсом Бальфуром, британским министром иностранных дел, 2 ноября 1917 г. Декларация гласила: «Правительство Его Величества относится благосклонно к восстановлению национального очага для еврейского народа в Палестине и приложит все усилия к облегчению достижения этой цели. Вполне понятно, что не должно быть предпринято ничего, что может повредить интересам, как гражданским, так и религиозным, нееврейских общин в Палестине или правам и политическому статусу евреев в какой-либо другой стране» 10.

Имя Бальфура тесно связано с Декларацией, поскольку он был ее горячим сторонником, но окончательное решение принадлежало военному кабинету министров, который одобрил ее как продуманный политический акт. Великобритания была единственной среди великих держав, которая еще до Первой Мировой войны на деле проявила свое сочувственное отношение к мировому еврейству. Сионисты в Англии во главе с Хаимом Вейцманом заручились при помощи лорда Герберта Сэмюэла поддержкой сэра Марка Сайкса, одного из наиболее влиятельных советников британского правительства по делам Востока. Последний считал, что для Великобритании весьма важно утвердиться в Палестине и что сотрудничество с сионистами будет способствовать укреплению позиции Великобритании на Ближнем Востоке.

Правительство Великобритании начало активно интересоваться идеей еврейского национального очага или еврейского государства в Палестине под протекторатом Великобритании. Это было вызвано не только желанием помочь евреям, но и мыслью, что настойчивое желание евреев учредить британский контроль над Эрец-Исраэль облегчит правительству Англии отказ от соглашения Сайкса - Пико и заменит предусмотренный в этом соглашении англо-французский кондоминиум другой формой британского управления.

Вопрос, который правительство Великобритании обсуждало осенью 1917 г., состоял не в том, должно ли оно способствовать удовлетворению сионистских стремлений при эвентуальном договоре о мире, теперь вопрос был поставлен в более узком плане - следует ли тут же принять на себя публичное обязательство о поддержке сионистов и таким образом сплотить евреев мира вокруг союзников. Поэтому неудивительно, что Бальфур, рекомендуя военному кабинету принять декларацию и добившись ее окончательного утверждения 31 октября 1917 г., подчеркивал главным образом ее пропагандистское значение.

24 апреля 1920 г. Декларация Бальфура была утверждена на конференции союзников в Сан-Ремо, а 24 июля 1922 г. включена в текст мандата Великобритании на Палестину, утвержденного Лигой Наций. Борьба за практическое осуществление декларации продолжалась на протяжении последующих 30 лет британского правления в Палестине 11.

На тот момент в стране проживали около шестисот тысяч арабов и восемьдесят тысяч евреев. Будущее этой территории было крайне туманным: подмандатная территория не колония, согласно Уставу Лиги Наций, держатель мандата не обладал безраздельной властью над вверенными ему территориями, напротив, ему вменялось в обязанность оказывать местным общинам содействие в управлении страной до тех пор, «пока они не созреют окончательно для обретения независимости» 12.

Иными словами, полномочия Великобритании носили исключительно временный характер и срок мандатного правления должен был когда-либо завершиться, однако ни в одном из постановлений не было сказано, когда именно.

Ясное понимание того, что британское правление -- явление временное и полная неопределенность относительно конца этого правления были важными факторами, которые дестабилизировали социально-политическую обстановку в Палестине. Обе общины -- и арабская, и еврейская -- знали, что настанет день, когда британцы покинут Палестину, и должны были к этому подготовиться, не имея ни малейшего представления, случится это через год, через десять лет или через полвека 13.

Вопрос о том, какая форма политического устройства возникнет в Палестине после ухода британцев, также оставался открытым. Это могло быть арабское государство, где евреям как национальному меньшинству будут гарантированы те или иные права, либо еврейское государство.

Речь могла идти также и о едином еврейско-арабском государстве, либо унитарном, либо федеративном. Подобная «размытость» представлений об окончательном статусе Палестины провоцировала каждую из сторон на действия, которые должны были бы повлечь необратимые последствия, чтобы, когда вопрос о будущем Палестины окажется на повестке дня, невозможно было с ними не считаться 14.

В Постановлении о мандатном правлении в Палестине ни разу не фигурировало понятие «еврейское государство», а лишь заимствованное из письма министра иностранных дел Великобритании Артура Дж. Бальфура лорду Л. У. Ротшильду понятие «национальный дом для еврейского народа» .

Как известно, в Декларации Бальфура ничего не говорится о том, что такое «национальный дом», каков его статус -- будет ли это еврейское государство, еврейская автономия (политическая или национально-культурная), либо речь идет о некоем «духовном центре», «очаге» развития языка иврит и национальной культуры. Эти различные пути развития страны неодинаковым образом могли затронуть палестинских арабов: если при создании еврейского государства им оставалось довольствоваться ролью национального меньшинства, то в «духовном центре» им вполне мог принадлежать и политический суверенитет. Кроме того, Декларация Бальфура никак не определяла территориальные границы будущего «национального дома для еврейского народа», и оставалось совершенно неясным, идет ли речь о всей территории Палестины или только о какой-либо ее части.

Таким образом, ни евреи, ни арабы, ни даже англичане не представляли себе в начале 1920-х гг., какое политическое будущее ждет Палестину. В этих условиях каждая из сторон прикладывала все возможные усилия для того, чтобы максимально увеличить свои шансы на обретение политического суверенитета в послемандатный период. Сами британские власти также не имели ясного и четкого видения желаемой для них будущей политической ситуации: понимая важность Палестины не только как страны на карте, но и как региона, находящегося на пересечении торговых путей между Европой, Азией и Африкой, как «ворот» от Средиземного моря к нефтяным полям Среднего Востока, британцы не знали, сколько они планируют пробыть в Палестине и на каких условиях они будут готовы уйти из нее.

Постановление о мандатном правлении в Палестине было сформулировано таким образом, что явно не предполагало межнациональную напряженность между населяющими страну общинами. Так, статья первая этого документа гласила, что «страна -- держатель мандата будет нести ответственность за создание в Палестине таких политических, административных и экономических условий, которые наилучшим образом обеспечат создание национального дома для еврейского народа», а также «обеспечит защиту гражданских и религиозных прав всех жителей Палестины, независимо от расовой и религиозной принадлежности». Предполагалось, что создание «национального очага еврейского народа» совместимо с защитой прав жителей Палестины иной расовой и религиозной принадлежности. Статья третья декларировала, что администрация «будет обеспечивать наиболее благоприятные условия для еврейской иммиграции, при этом усилия будут положены на защиту прав и статуса других групп населения» 15.

На практике же британские власти почти сразу же обнаружили, что возложенные на них обязанности не совместимы между собой. Политические лидеры палестинских арабов выступали против еврейской иммиграции и создания в стране еврейского государства, рассматривая и британцев, и евреев как «крестоносцев ХХ века», которых необходимо как можно быстрее изгнать с арабского Ближнего Востока. Надежды еврейских лидеров договориться с палестинскими арабами о мирном сосуществовании и совместных действиях против британских властей оказались тщетными.

В конце 1920-30-х гг. арабы Палестины провели серию антиеврейских демонстраций, которые сопровождались многочисленными вспышками насилия. Палестинцы в речах и лозунгах выступали за арабский суверенитет и против сионизма. В 1920-е - 1930-е гг. при помощи насилия арабы добились значительных результатов в политической сфере, однако так и не смогли выработать конструктивную позицию, адекватную региональной политической ситуации 16.

Подобное антиеврейское отношение стало отчетливо проявляться и в политике Великобритании. . Так продолжалось в течение всего мандатного периода: арабские волнения приводили к созданию комиссий по расследованию, выводы которых заставляли Лондон корректировать свою палестинскую политику, все дальше и дальше отходя от принципов Декларации Бальфура.

Тем временем, среди палестинских арабов очевидно доминировала резко конфликтная идеология, подстрекавшая арабов к бунту против еврейского народа, а в более поздний период - ко всеобщей арабской мобилизации против сионизма и Государства Израиль. В конце апреля 1936 г. Верховный арабский комитет предъявил мандатным властям три требования: запрет еврейской иммиграции, запрет продажи земель евреям и создание арабского национального правительства. Для выяснения положения в Палестине английское правительство назначило комиссию во главе с лордом Пилем.

Комиссия пришла к выводу, что еврейские и арабские чаяния несовместимы, а потому порекомендовала разделить Палестину на два государства: арабское и еврейское, между которыми должна была сохраниться сравнительно небольшая, но крайне важная территория под британским контролем.

В предложениях Пиля содержались две важнейшие составляющие, десять лет спустя ставшие интегральной частью резолюции Генеральной Ассамблеи ООН: в них говорилось и о невозможности арабо-еврейского сосуществования в рамках единого государства и, как следствие, о необходимости раздела Палестины, и о передаче района Иерусалима под внешний контроль. При этом предложенный план раздела до крайности сокращал территорию будущего еврейского государства, потому что предусматривал создание арабского на более чем 80 % территории Палестины. Однако, сионистские лидеры приняли этот план. Лидеры палестинских арабов заняли крайне негативную позицию по плану раздела, настаивая на передаче под свой контроль всей территории Палестины 17.

В сентябре 1937 г. в сирийском городе Блудане состоялся Панарабский конгресс, участники которого высказались за борьбу до полной ликвидации еврейского и британского присутствия в Палестине. Подобный, крайне максималистский, подход отличает руководство палестинских арабов на протяжении многих лет, очень затрудняя шансы на поиск взаимоприемлемого мирного урегулирования в ближневосточном регионе.

Во время второй мировой войны сионистские лидеры убедились, что страна - мандатарий уже не в силах держать в своих руках контроль над событиями в Палестине и ликвидировать антагонистические противоречия между арабами и евреями в пользу последних. Мировому сионизму нужен был новый союзник, который практически помог бы создать еврейское государство в Палестине. Ставка на Великобританию закончилась. Появился новый, более могущественный и перспективный союзник - Соединенные Штаты Америки. Теперь уже сионистские руководители не скрывали своих истинных намерений и открыто и настойчиво требовали создания вместо «скромного еврейского очага» еврейского государства. Нельзя сказать, что политика сионистских организаций в отношении США была односторонней. К этому времени сами американцы стали придавать большое значение Ближнему Востоку, понимая военно - стратегические возможности и учитывая там огромные запасы нефти 18.

 

 

Глава 2. Палестино - израильский конфликт в современной системе международных отношений

2.1 Национально - освободительное движение  палестинского народа под руководством  Ясира Арафата

Палестинская Автономия - административно-политическое образование арабского населения Иудеи, Самарии и сектора Газы, созданное в результате соглашения, заключенного израильской и палестинской делегациями в Осло 20 августа 1993 г. и ряда других международных соглашений. В подписанном 26 марта 1979 г. мирном договоре между Израилем и Египтом Израиль признал «законные права палестинского народа». Обе стороны согласились с тем, что арабскому населению Иудеи, Самарии и сектора Газы будет предоставлена автономия сроком на пять лет, до окончательного определения их политического статуса, но Организация освобождения Палестины отвергла этот план. 15 ноября 1988 г. на заседании в Алжире Палестинский национальный совет провозгласил создание «палестинского государства» во главе с Я. Арафатом в качестве президента. В декабре 1988 г. в Стокгольме Я. Арафат выступил с заявлением о прекращении террористической деятельности, которое не предполагало прекращения массовых беспорядков - интифады и отказа от совершения терактов за пределами Израиля19 .

30 октября 1991 г. открылась Мадридская  мирная конференция под сопредседательством США и Советского Союза (после распада Советского Союза его место на конференции заняла Россия), в которой участвовали делегации Израиля, Ливана, Сирии и совместная иордано-палестинская делегация, в которую вошли представители арабов Иудеи, Самарии и сектора Газы. В ходе переговоров израильское правительство выдвинуло программу достижения соглашения, предусматривавшую введение автономии. На Мадридской конференции соглашение заключено не было, но контакты между представителями Израиля и палестинцев активизировались.

Информация о работе Палестино - израильский конфликт