Стратификация. Классовая структура общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2010 в 08:51, Не определен

Описание работы

Стратификация – результат социального неравенства, обусловленного объективным разделением общества на классы, страты. Стратификация – закономерность экономической формации, общества, основанного на товарно-денежных отношениях. Стратификация – основа социальной структуры современного общества. В демографической, территориальной, национальной, профессиональной и других структурах проявляется стратификация, определяющая социальное взаимодействие. Взаимодействие людей в основе своей определяется тем, к каким классам они относятся

Файлы: 1 файл

РГАТА 8.doc

— 145.00 Кб (Скачать файл)

     В классовой структуре советского общества в период застоя в связи с ослаблением партийно-государственного контроля особое место занял новый социально-классовый слой – коррумпированная бюрократия. Коррупция начинает распространяться среди руководителей торговли, материально-технического снабжения, органов правопорядка, государственных структур, занятых распределением тех или иных благ. В то время, особенно в восьмидесятые годы, активно развивалась теневая экономика, последствием чего стало возникновение нового класса – криминальной буржуазии, смыкавшейся с коррумпированной бюрократией, ибо их интересы во многом совпадали. Они играли и играют довольно значительную роль в смене существовавшей общественной системы в России.

     В схеме (приложение 1) выделены три колонки: начало XX в., середина XX в., конец XX в. В каждой из них отражаются разные классовые структуры, определяемые способами производства: феодальным, государственно-феодальным и формирующимся буржуазным способом производства.  В России  в течение всего ХХ в. основная часть населения относится к низшему классу. К высшему  классу в начале века относились дворяне, в середине – номенклатура ЦК КПСС, в конце – высшее чиновничество и крупная буржуазия. В начале века крупные буржуа и богатейшие купцы не входили в высший класс; для этого они должны были получить титул дворянина, который давал возможность реального участия в осуществлении политической власти. Необходимо обратить внимание на то, что в начале века, как и сейчас в России существовал слой людей свободной профессии,  получающих гонорар: частнопрактикующие юристы, врачи и т.п., свободные работники искусства и литературы. В советское время всех писателей, художников, музыкантов и т. д. сделали государственными служащими, хотя они входили в творческие организации, союзы, но созданные и утверждаемые партократией. Стоит обратить  внимание и на слой « рабочей аристократии», существовавший в советское время. Этот термин использовал В. И. Ленин, когда писал, что английская буржуазия для выражения своих интересов формирует особый слой привилегированных рабочих за счет эксплуатации трудящихся колоний в зависимых странах. Руководители Советского Союза  для выражения своих  интересов также формировали «рабочую аристократию». Из рабочих выдвигались члены ЦК КПСС и КП союзных республик, депутаты Верховных Советов и т. п., которые тоже получали ренту как феодалы.

     Ныне  происходит замена государственно-феодального  способа производства буржуазным. Закономерна  в этих условиях смена господствующего  класса. Так, бывшие государственные  феодалы становятся частью класса буржуазии, руководителями государственных структур новой общественной системы.

     Основными тенденциями социально-классовых  изменений современного российского  общества являются: во-первых, становление  буржуазии. Она в основном формируется  из государственных феодалов, из высшего слоя служащих государственно-общественных структур, включая коррумпированную бюрократию, из представителей криминальной буржуазии. Во-вторых, появление и расширение социального слоя предпринимателей – социальной базы буржуазии. Этот слой складывается большей частью из служащих и рабочих. В-третьих, служащие и рабочие превращаются в работников наемного труда в связи с началом формирования рынка труда, некоторые их них становятся держателями акций, приносящих доходы. В-четвертых, зависевшее от государства крестьянство превращается в свободных тружеников сельского хозяйства, в том числе в фермеров и в их  наемных работников. В-пятых, возник и растет широкий социальный слой безработных.

     Приведенные тенденции изменения классовой структуры представляют собой отражение объективного процесса перехода от государственно-феодального способа производства к буржуазному и соответствуют основному направлению общественного прогресса. Конечно, общественный прогресс в России будет более значителен, если  сохранятся элементы социализма, внедренные в общественную жизнь после 1917 г. Речь идет, например, о социальной защите со стороны государства неимущих слоев, детей из бедных семей и т.п. Сегодня в развитых капиталистических странах в различной степени существуют элементы социализма, которые появляются и как результат выступлений рабочего класса, людей наемного труда. Особенно заметны элементы социализма в Швеции, Швейцарии, Канаде и др., где многие годы у власти находились и находятся социалисты, социал-демократы, придерживающиеся  многих теоретических положений марксизма.

    Говоря  о структуре современного общества, следует сказать о его социально-классовом  характере. Философия и социология (как наука об обществе) сегодня  исходят из того, что социальные группы – это относительно устойчивые совокупности людей, имеющих общие ценности, интересы и нормы поведения. Большие социальные группы – это: общественные классы; социальные слои; профессиональные группы; этнические общности (нация, народность, племя); возрастные группы(молодежь, пенсионеры). Малые социальные группы, специфический признак которых – непосредственные контакты ее членов, - это: семья, производственная бригада, школьный класс, соседские общности, дружеские компании. Под общественным классом понимается большая социальная группа, отличающаяся отношением к средствам производства и собственности. Классовый характер структуры общества имеет объективные корни, т.к. связан с местом данного класса в производстве. Однако сегодня рассматривать классы и классовую борьбу как главный двигатель истории (как делали это основоположники марксизма-ленинизма), на мой взгляд, совершенно неправильно. Научно-техническая революция, общественный прогресс приводят человечество к постепенному стиранию различий между умственным и физическим трудом, а также людьми разных классов общества.

      В наше время происходят очень  важные изменения в социально-классовой  структуре общества. Здесь играют  большую роль два обстоятельства. Во-первых, более половины населения  нашей планеты перешло к урбанистическому (городскому) образу жизни. Практически во всех странах мира образование считается сегодня важнейшей сферой развития общества. На первый план в жизни современного общества выходит человек, его сознание, мышление и творчество. Во-вторых, вот уже почти пятьдесят лет наблюдается поступательный переход к информационной модели развития человечества, где стирается грань между производством и потреблением, где деятельность человека связана, прежде всего, с информацией и знаниями как основным ресурсом развития.

      Кроме социально-классовой структуры  общества, каждый человек включен  в профессиональную структуру.  Профессиональная структура общества  – это состав занятого в  экономике населения по роду  занятий (в той или иной отрасли) и профессий(с учетом квалификации и образования).

      Любой индивид включен также  в культурную среду, поселенческую  структуру (город, село), семью  и т.д. Таким образом, мы видим,  что создается сложное переплетение  социальной структуры общества. Здесь еще очень важно отметить, что человек в течение жизни может поменять свою классовую принадлежность и профессию. Только половые, этнические и культурные особенности являются устойчивыми элементами современной структуры общества. 
 
 
 
 

Заключение

     Классы – это большие социальные группы, различающиеся по их роли во всех сферах жизнедеятельности общества, которые формируются и функционируют на основе коренных социальных интересов. Классы имеют общие социально-психологические характеристики, ценностные ориентации, свой «кодекс» поведения. Классы как социально-политическая общность имеют общую для всех своих членов программу деятельности, которую вырабатывают его идеологи. Социальные слои при таком подходе представляют собой социальные общности, объединяющие людей на основе каких-то частных интересов.

     Что касается теории социальной стратификации, то она базируются на представлении, что страта, социальная группа, представляет собой реальную общность, объединяющую людей на каких-то общих позициях или имеющих общее дело, которое приводит к конструированию данной общности в социальной структуре общества и противопоставлению другим социальным общностям. В основе теории стратификации лежат объединения людей в группы и противопоставление их другим группам по статусным признакам: властным, имущественным, профессиональным, образовательным и т.д. Социологи считают что понятие «класс» должно быть заменено понятием «страта» или понятием социальная группа, а на смену теории социально-классового строения общества должны прийти теории социальной стратификации, это необходимо потому, что понятие класса, годится для анализа социальной структуры прошлых обществ индустриального капиталистического общества, но в современном постиндустриальном обществе оно не работает. 
 
 

     Задание 2. 

     Социология  возникла, когда немецкий философ и экономист Макс Вебер выдвинул концепцию о социальном действии, положение об идеальных типах, идею «рациональности» как основы функционирования социальных институтов.

     С точки зрения М. Вебера, социология должна изучать, прежде всего, поведение  и социальную деятельность человека или группы людей. Однако не всякие их поведение и деятельность являются предметами изучения социологии, а только такие, которые, во-первых, осмыслены ими с точки зрения целей и средств их достижений, во-вторых, ориентированы на других субъектов, т. е. учитывают влияние на них своих действий и их ответную реакцию на это. Если действие рассчитано на ответную реакцию не со стороны других людей, а скажем, со стороны машин или природы, оно не считается Вебером социальным. Не являются таковыми и подражательные действия. Социальные действия составляют, по Веберу, систему их сознательного, осмысленного взаимодействия. В таком качестве они образуют предмет внимания так называемой понимающей социологии.

     Суть  дела в следующем: если действия человека осмыслены и внутренне ориентированы на что-то, то социолог должен разобраться не только в содержании этих действий и в их возможных последствиях для других людей, но прежде всего в субъективных мотивах этой деятельности, в смысле тех духовных ценностей, которыми руководствуется действующий субъект. Другими словами, надо осмыслить, понять содержание духовного мира субъекта социального действия. В данной роли социология выступает как понимающая.

     М. Вебер создал и развил концепцию  понимающей социологии, задачи которой, по его мнению, заключаются в том, чтобы понять и объяснить, во-первых, посредством каких осмысленных действий люди пытаются осуществить свои стремления, в какой степени и по каким причинам им это удавалось или не удавалось; во-вторых, какие понятные социологу последствия имели их стремления для «осмысленно-соотнесенного поведения других людей".

     В своей понимающей социологии Вебер  исходит из того, что понимание  социальных действий и внутреннего  мира их субъектов может быть как  логическим, т. е. осмысленным с помощью понятий, так и чисто эмоциональным. В этом случае оно достигается посредством «вчувствования», «вживания» социолога во внутренний мир субъекта социального действия. Он называет этот процесс сопереживанием. Тот и другой уровни понимания социальных действий, из которых складывается общественная жизнь людей, играют свою роль. Однако более важно, по Веберу, логическое понимание социальных процессов, их осмысление на уровне науки. Их постижение на уровне «вчувствования» он характеризовал как подсобный метод исследования.

     В своей социологии понимания Вебер  не мог обойти проблему ценностей, в  том числе моральных, политических, эстетических, религиозных. Речь идет, прежде всего, о понимании сознательных установок субъекта на указанные ценности, которые определяют содержание и направленность его поведения и деятельности. В то же время социолог сам исходит из определенной системы ценностей, что неизбежно сказывается на ходе и результатах его исследований.

     М. Вебер предложил свое решение  проблемы ценностей. В отличие от Риккерта и других неокантианцев, рассматривающих указанные выше ценности как нечто надысторическое, Вебер трактует ценность как «установку той или иной исторической эпохи», как «свойственное эпохе направление интереса». Тем самым ценности из области надысторический переносятся в историю. Эта трактовка ценностей имеет важное значение для реалистического объяснения сознания людей, их социального поведения и деятельности. Она сыграла важную роль в развитии Вебером теории социального действия.

     Важнейшей составляющей данной теории является концепция идеальных типов. Вебер  трактовал идеальный тип как  «интерес эпохи, выраженный в виде теоретической  конструкции». Это некая идеальная модель того, что наиболее полезно человеку, что объективно отвечает его интересам в современной ему эпохе. В этом отношении в качестве идеальных типов могут выступать моральные, политические, религиозные и другие ценности и вытекающие из них установки поведения и деятельности людей, правила и нормы их поведения, а также традиции социального общения.

     Идеальные типы Вебера характеризуют как бы сущность оптимальных общественных состояний - состояний власти, межличностного общения, индивидуального и группового сознания и т. д. В силу этого они  выступают как своеобразные критерии, исходя из которых, необходимо вносить изменения в духовную, политическую и материальную жизнь людей. Поскольку идеальный тип не совпадает полностью с тем, что есть в обществе, и нередко противоречит действительному положению вещей (или же последнее ему противоречит), он, по словам Вебера, в той или иной мере несет в себе черты утопии.

     И все-таки идеальные типы, выражая  в своей взаимосвязи систему  духовных и иных ценностей, выступают  как социально значимые явления. Они способствуют внесению целесообразности в мышление и поведение людей и организованности в общественную жизнь.

     Учение  М. Вебера об идеальных типах не потеряло своей актуальности. Оно служит для  его последователей своеобразной методологической установкой социального познания и  решения практических проблем, связанных, в частности, с упорядоченностью и организованностью элементов духовной, материальной и политической жизни.

Информация о работе Стратификация. Классовая структура общества