Социология семьи и брака

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2009 в 14:28, Не определен

Описание работы

Введение
1.Брак и семья как социальные институты и их функции
2.Социальные, психологические и экономические мотивы брачно-семейных отношений
3. Перспективы развития семьи и брака
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

соц семьиd.docx

— 89.77 Кб (Скачать файл)
В начале 80-х  годов усилилось внимание специалистов к образу жизни семьи, эмоциональным отношениям супругов, конфликтам, распределению обязанностей, отношениям власти и авторитета, государственной помощи семье (включая деятельность служб семьи и семейных консультаций), теоретическим и методическим проблемам, молодым семьям, воспитанию детей в неблагополучных семьях, сексуальному и добрачному поведению. Одновременно сократилось количество публикаций по правовым аспектамбрака, репродуктивным функциям семьи, профессиональной деятельности женщин.  
 
В начале 90-х годов наиболее популярными темами стали проституция, девиантное поведение, дети-сироты, покупной брак, самоубийства, наркомания, гомосексуальное поведение, нравственная подготовка к семейной жизни, городская многодетная семья, до - и послераз-водовая ситуация, женщины - предпринимагели. 
 
Наиболее крупный вклад в развитие социологии семьи внесли: Г. Харчев (теория), М. С. Мацковский (методология и методика), А. Н. Антонов (рождаемость), В. Сысенко (устойчивостьбрака), И. С. Голод (стабильность семьи), В. А. Борисов (потребность в детях), Д. Я. Кутсар (качество брака), Н. Г. Юркевич, М. Я. Соловьев, С. С. Седельников (мотивы и причины развода), Л. Гордон, Э. Клопов (жизненный цикл семьи), И. А. Герасимова (демографическая типология семей), В. Л. Ружже (типология семейных групп), Г. А. Вишневский (исторические типы рождаемости), И. В. Бестужев-Лада (
прогнозирование семьи), А. Г. Волков (ожидаемая продолжительность брака), Н. В. Малярова (типология супружеских конфликтов), Т. Ж. Гурко (молодая семья), Э. К. Васильева (типология видов жизнедеятельности семьи), В. Б. Голофаст (функции семьи), И. С. Кон (сексуальное поведение), 3. А. Янкова (городская семья) и другие. 
 
Исторические изменения семьи 
Вернуться 
 
 
При всем различии точек зрения на движущие силы истории, тем не менее имеется некий набор фактов, характеризующий смену форм общества и семьи. Здесь мы не будем рассматривать изменения семьи в доиндустриальную эру. Наша задача зафиксировать семейные изменения на стадии перехода от доиндустриального общества к индустриальному. 
 
Отметим, что вряд ли можно найти какое-либо 
социальное явление, которое претерпело столь существенные изменения в процессе перехода к современному обществу. Семья в решающей степени видоизменилась, что сказалось и сказывается и, может быть, еще скажется на всем развитии общества. 
 
Обычно в этих целях используется сравнение "традиционной" и "современной" 
модели семьи
 
Во-первых, при "традиционализме" прежде всего бросается в глаза родственно-семейный принцип организации общественной жизни, перевес ценностей родства над максимизацией выгод индивида и над экономической эффективностью. Модернизм, напротив, отделяет родство от социально - экономической и политической жизни, подменяет интересы родства экономическим целям индивида. 
 
Во-вторых, аграрное общество имеет своей основной экономической единицей семейное домохозяйство; как правило, все взрослые работают дома и не за плату, а на себя. Модернистская модель связана с разделением дома и работы, появляется наемный труд на крупных предприятиях с индивидуальной оплатой труда независимо от статуса в семейно-родственных сетях. 
 
Важно подчеркнуть, что семейное производство не исчезает вообще (хотя такая тенденция наблюдается), а перестает быть ведущим, главным элементом экономики, причем в урбанизированных регионах распространяется потребительский тип семьи, где общесемейная деятельность, помимо генетических и физиологических процессов, дополняется потреблением услуг внесемейных учреждений за счет зарплаты, добываемой членами семьи за порогом дома. Однако в силу социокультурного разделения семейных обязанностей женщины, участвующие в наемном внесемейном труде, продолжают вести домашнее хозяйство.  
 
В феминистских теориях подобная двойная занятость женщины интерпретируется как итог господства мужчин, поэтому часто желательное "равноправное" распределение семейных функций между мужем и женой объявляется идеалом "демократизации" семьи, и в угоду этому идеалу даже сочиняются "оптимальные модели" семейного "равенства". 
 
 

Однако методология исследования, разработанная для общесоциального уровня, как абсолютная схема, переносится на уровень первичной группы, что приводит к излишней политизации семейной проблематики, поскольку сама установка ученых на "демократизацию" семьи не согласуется с законами функционирования малых групп. 
 
В-третьих, незначительная психологическая разделенность между семейным домохозяйством и сельской общиной, этническими и другими социальными общностями при традиционализме, контрастируют с резким размежеванием дома и внесемейного мира, семейной близости и стандартности, обезличенности отношений слоев и каст, напряженной конкурентности и опасности внешнего окружения в условиях модернизма. 
 
В-четвертых, 
социальная и географическая мобильность при традиционализме (как правило, сыновья наследуют социальный статус и профессиональную специализацию отца) отличается от высокой мобильности, присущей в условиях модернизма, тем, что проявляет индивидуальную активность. 
 
В-пятых, система ценностей фамилизма, в иерархии которой на первых местах такие блага, как долг, следование обычаям, авторитетам, судьбе, ценность семейной ответственности, детей как вкладов в будущую благополучную старость родителей доминирование родительского авторитета и мужского влияния по мере модернизации становится менее престижным, уступая место ценностям индивидуализма, независимости, прав личности, свободы выбора, ценности личных достижений, самоактуализация и т. п., что вызывается сменой основного типа семьи - расширенной семьи - нуклеарной семьей. 
 
В-шестых, переход от централизованной расширенной семейно-родственной системы, состоящей из трех поколений с доминированием старших, к децентрализованным нуклеарным семьям, в которых брачные узы, супружество становятся выше родовых - родительских, причем в самом супружестве интересы пары подчинены интересам индивида, что относится также к родительским и родственным связям (депривация личности от семьи, изоляционизм). 
 
В-седьмых, от развода по инициативе мужа в связи с бездетностью к разводу, вызванному межличностной несовместимостью супругов. 
 
В-восьмых, от "закрытой" к "открытой" системе выбора супруга на основе межличностной избирательности молодыми людьми друг друга независимо от предписаний родства и традиций обмена приданым и выкупом невесты (хотя и при сохранении имущественных интересов и системы наследования, закрепленных брачным контрактом). 
 
В-девятых, переход от традиционной культуры с жестким табу на применение контрацепции (для компенсации высокой смертности) к индивидуальному вмешательству в репродуктивный цикл, т. с. к предупреждению и прерыванию беременности; этот переход также устраняет необходимость в удлинении репродуктивного периода жизни (посредством приближения к физиологическим границам - срокам начала и конца деторождения, посредством ранней и сплошной брачности, традиций пожизненного брака). 
 
Своеобразной квинтэссенцией и интегральным выражением всех перечисленных выше семейных изменений является, в-десятых, переход от эры стабильной многодетности семьи на протяжении всей человеческой истории к эре непрерывного исчезновения многодетности семьис исторической сцены реальные изменения семейных структур в XX веке на всех континентах позволяют говорить о переходе к эпохе постоянного уменьшения детности семьи (вплоть до массовой однодетности и, возможно, бездетности, поскольку нет никаких биологических защитных механизмов, останавливающих это падение на каком-то безопасном для общества уровне). 
 
Сегодня к числу акутальных проблем можно отнести также: 

·  проблему ранних браков, составляющих категорию риска; 

·  внебрачные дети (1/3); 

·  отказ от детей (типично для 16-17 летних); 

·  патологии.  
 
 
Рост числа разводов - черта техногенных цивилизаций (экономическая самостоятельность женщин, урбанизация и рост 
социальной анонимности, НТР...).  
 
Специалисты выделяют несколько уровней, на которых возникают конфликты: 

·  психофизиологический;  

·  психологический; 

·  социально-ролевой; 

·  духовный.  
 
К числу причин могут быть отнесены: 

·  ранний возраст вступления в брак; 

·  разность в возрасте; 

·  алкоголизм, наркомания; 

·  уровень образования; 

·  несогласие родителей; 

·  брак по принуждению.  
 
Социологические проблемы межличностных отношений в семье 
Вернуться 
 
Взаимоотношения между людьми в группах являются фундаментальными в мире действия, где 
людирассматриваются с точки зрения их поведения под влиянием других людей. Такие взаимоотношения могут устанавливаться в семье, где поведение взрослых членов этой малой группы потенциально влияет на детей. 
 
Такие взаимосвязи в семейных отношениях постоянны, они носят вербальный, физический, эмоциональный и другие черты характера, которые являются важными в дальнейшем развитии жизни человека. 
 
Если учесть учение Форсайта (1983), который под группой определяет 2-х и более индивидов, находящихся под влиянием друг друга через социальную взаимосвязь, то семья и есть такая группа (1). 
 
Процесс взросления человека окончательно завершается примерно к тридцати годам, с этого времени сформировавшаяся у него индивидуальная психология, а также система личностных ценностей и взглядов на окружающую действительность уже существенно не изменяются на протяжении всей остальной жизни. Он занимает более прочное место в 
социальной структуре общества, а свою неудовлетворенность жизнью, социальную мобильность, поиск идеала передает как эстафету будущему поколению. 
 
Социализация на ранних этапах становления и развития личности, которую иначе называют первичной, связана с прямым воздействием на человека, его непосредственным окружением. И главная роль здесь принадлежит родителям - первичным агентам социализации. Будучи первичными, взаимоотношения родителей и детей оказывают решающее воздействие на другие стадии социализации в силу своей близости, ответственности, эмоциональности и продолжительности. На этом этапе ребенок овладевает мыслительными и познавательными навыками, осваивает все более сложные системы правил поведения, начинает знакомство с образцами культурных ценностей и норм, чтится следовать им даже тогда, когда еще не всегда хорошо понимает их смысл и содержание. 
 
Арсенал способов и средств социализации на стадии детства небольшой, хотя это активный период. Эго - имитация, то есть сознательное стремление ребенка копировать определенную модель поведения; идентификация как способ усвоения детьми родительского поведения, социальных установок и ценностей как своих собственных. 
 
По мнению 3.Фрейда, новорожденный является еще беспомощным существом с неуправляемой энергией. Ребенок должен знать о том, что его потребности и желания не могут быть удовлетворены сию же минуту. Для него это болезненный факт. В этот период родители замечают, что у ребенка появляются эротические черты; он отличает себя от представителей противоположного пола, а также наблюдает за взаимоотношениями отца и матери. По мнению Фрейда важно, чтобы в этот период у него не сформировался "эдипов комплекс" - эротическое чувство к матери и антагонизм по отношению к отцу. Ребенок обычно подавляет эти чувства на уровне бессознательного. Это важная стадия формирования личности (2). 
 
Джорд Гербет Мид в своей теории личности главное внимание уделяет тому, как дети учатся использовать понятия "я" и "мы". С его точки зрения, дети младшего возраста развиваются прежде всего как социальные существа за счет имитации действия взрослых. Он полагает, что игра является одним из основных способов социализации ребенка. В игре дети подражают взрослым, переходя от простых имитационных действий ко все более сложным. В возрасте 4-5 лет дети начинают уже играть роли взрослых. Именно на этой стадии ребенок осознает себя, отличает себя от других, свое "я" от "мы". 
 
"Я" - несоциализированный младенец со спонтанными желаниями, а "мы" означает "социальное я" (3). 
 
Следующей стадией развития ребенка является возраст 8-9 лет, и в этом возрасте, по определению Мида, ребенок принимает участие в организованных играх. В это время он познает основные ценности, правила морали, существующие в социальной жизни, а также культуру, в которой он формируется.
 

И здесь отношения  родителей к своим детям являются как бы распределительным пунктом, развивающим одни и подавляющим  иные способности, возможности. 
 
Семья может не выполнять свою социализационную, социокультурную функцию в силу очень низкого культурного уровня и нарушения каких-то жизненно важных внутрисемейных связей. Основы неблагополучия могут быть различны: материальная необеспеченность, алкоголизм, наркомания, отчуждение, нелюбовь и т.д. 
 
Переходное общество, в котором мы живем, характеризуется тем, что в нем численно увеличивается число таких семей, которые не выполняют свои социокультурные функции. 
 
Сегодня при рассмотрении социализации детей в семье необходимо учитывать соотношение
семьи со внесемейными институтами социализации. Долгие годы в нашей стране признавался безусловный авторитет общественного восприятия, отрицающий семейную собственность, наследство, быт, стабильность отношений. 
 
С выделением различных структурных семейных типов в новой ситуации можно говорить о постоянном увеличении удельного веса матерей (а на Западе и отцов), воспитывающих ребенка без мужа (жены). 
 
Н.А.Аитовым в "Моей 
социальной философии" приводятся такие статистические данные, что удельный вес детей "рожденных женщинами, не состоящими в браке, в 1980 году составлял 8,8 %, а в 1985 - 9,1~о, в 1988 году - 10,2 % всех рожденных детей (4). По данным выборочной переписи 1994 года в РФ 20% семей с детьми несовершеннолетнего возраста были "неполными", преимущественно материнскими (5). 
 
Растет и число родителей (отчимов, мачех, приемных), не связанных с воспитываемым ребенком биологическими узами. Вследствие увеличения числа разводов и внебрачных рождений в РФ 19,6% всех детей в 1994 году рождены вне 
брака. За последнее время в Казахстане возросло количество неполных семей, возникновению которых способствует расторжение брака, при котором практически дети после развода остаются с матерью. Также увеличивается число неполных семей за счет внебрачной рождаемости, 10% женщин решились родить ребенка, тем самым биологического отца ребенка принуждая к браку. 
 
Наибольшее число разводов приходится на 1994г.: на семьи с одним ребенком - 38,9% от общего числа разводов, 37,2% - на семьи, где отсутствуют общие дети, 23,9% - распались браки с двумя и более детьми (б). 
 
Надо отметить, что многие отцы не поддерживают никаких контактов с ребенком, так и остаются только биологическими (мы уже не говорим здесь об отцах-донорах, которые пока не получили распространение у нас). Как результат снижения рождаемости, увеличивается число однодетных родителей. 
 
В то же время некоторые матери и отцы сознательно ориентированы на большое число детей. Особенно много таких семей в Казахстане в сельской местности (7). 
 
В таких семьях из поколения в поколение передаются семейные традиции, ценности. Здесь ролевые обязанности воспитателя практически равномерно распределены между всеми членами -представителями разных поколений. Младшие дети ухаживают за еще более юными членамисемьи, подростки трудятся в хозяйстве, обучаются тем или иным навыкам, знаниям по хозяйству. Это вовсе не формальный институт семейных отношений, а своеобразная школа передачи знаний, жизненного опыта. В таких формах воспитания детей и происходит общение между поколениями. 
 
Часто родители, ссылаясь на занятость, обилие проблем в нынешней неспокойной жизни, мало или почти совсем не уделяют времени своим детям. Нет душевности во взаимоотношениях, любые отношения подвержены влияниям психических состояний, все это ведет к душевному одиночеству детей, к дефициту эмоционального контакта. Дети подвержены контактам со сверстниками, с неформальными группами. Их отношения становятся глубоко личными, семейный авторитет компенсируется авторитетом группы равных и авторитетом ее лидера. 
 
Такие дети чаще идут на преступление. 
 
"Почти 90% всех несовершеннолетних преступников - дети из неполных семей. Если прибавить к детям, рожденным вне брака, детей из распавшихся семей, то оказывается, что каждый 5 ребенок воспитывается вне семьи и доля будущих потенциальных преступников растет" (8), Число преступлений, совершенных подростками за последние 5 лет, увеличилось на 30%; 70% подростковой преступности приходится на имущественные преступления, в основном кражи. Устойчиво высоким- 70~о - оставался все эти годы уровень преступлений, совершенных несовершеннолетними в группе.
 

За 5 лет около б0% преступности приходится на 14-15 летних (9). 
 
В это трудное время каждая семья, каждый родитель должен помочь своей семье, своим детям. Чуткость во взаимоотношениях детей и родителей, чистка
отношений, любовь родителей к детям и ответные чувства неподкупны, а даются они нелегко. И здесь уместно напомнить народную мудрость "что посеешь, ю и пожнешь". 
Ж.З.Жаназарова
 

http://socio.rin.ru/cgi-bin/article.pl?id=553&page=13 

jjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjj 

Информация о работе Социология семьи и брака