Социальные группы и общности. Виды и сущность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2010 в 10:33, Не определен

Описание работы

Введение
Глава 1. Социальные группы. Их сущность и разновидности
1.1 Понятие «социальная группа»
1.2 Лидер группы. Групповой контроль
1.3 Многообразие социальных групп
1.4 Специфика больших и малых групп. Интеграционные процессы больших и малых групп
Глава 2. Общность. Ее сущность и виды
2.1 Основные виды социальных общностей. Их классификация
2.2 Массовые общности. Виды массовых общностей
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО СОЦИОЛОГИИ 2 курс.doc

— 168.00 Кб (Скачать файл)

      Тип лидерства должен быть адекватен доминирующим типам социальной мотивации, принятой в данной среде, т.е. должен соответствовать социально-исторической, социокультурной ситуации.

      Обладая властью, авторитетом, лидер в немалой степени способен сформировать новые образцы поведения в группе, создать определенную культуру организации общества. Поддерживая людей, поведение которых пусть в чем-то непривычно для группы, но более адекватно новым условиям, формируя во многом культуру группы, лидер тем самым формирует «дух группы, деловую и организационную культуру ее членов».

        Важное условие функционирования группы как системы институализированных солидарных связей — формирование групповых деиндивидуализированных норм солидарных отношений и группового контроля за их осуществлением.

      В различных группах формируются  различные нормы солидарного поведения. Степень реализации взаимопомощи, взаимной поддержки, готовности руководителя защитить своего работника, готовности быть верным своим обычаям и т.д. в решающей степени зависит от уровня группового контроля за личностью, соответствием ее поведения определенным нормам, стандартам.

      Таким образом, для функционирования устойчивой системы солидарных взаимодействий нужен групповой контроль в различных его видах, который с помощью группового «надзора» за поведением членов группы, а также позитивных или негативных санкций становится дополнительным гарантом внутри групповой солидарности, выполнения групповых норм и стандартов поведения, препятствует действиям, разрушающим единство, солидарность участников групп.

      Не  случайно самый высокий уровень  групповой интеграции достигается  при очень высоком уровне контроля (секты, касты, ноинские коллективы, формальная организация).

      Групповой контроль оказывается главным условием развития конформизма (добровольного или принудительного). Групповой контроль на время способен преодолеть дезинтеграционное воздействие малой авторитетности группы для некоторых ее участников.

      Этот  контроль может осуществляться в виде внешнего контроля группы за личностью (общественное мнение): одобрение или критика, уклонение от сотрудничества или поощрение. Он может быть выражен слабо или сильно (выговор, увольнение с работы). Наличие внешнего контроля, его своевременность, функциональная точность — важнейшее условие и свидетельство развитости группы как целостного социального организма.

      Особую  роль играет самоконтроль — видоизмененная форма внешнего контроля группы, ее лидеров, общественного мнения зa своими членами. Основной механизм самоконтроля — это включение своего «Я» в «Мы». Ведущие формы самоконтроля — это чувства совести, вины и стыда перед товарищами, внутреннее раскаяние и т.д.

      Важным  индикатором отношения личности к группе является глубина ее переживаний и раскаяния за сном проступки перед «Мы».

      Однако  люди могут стремиться избегать нареканий  со стороны группы не только потому, что группа для них высокореферентна, высокозначима. Между восторженным отношением к группе и полным пренебрежением ею существует множество промежуточных состояний.

      Вполне  возможно, что для человека более  референтна другая группа, но он не уверен, что будет принят в нее, поэтому  остается в прежней группе где  гарантированы определенные вознаграждения. В результате возникает и определенный уровень самоконтроля — обусловленный скорее не столько чувством совести, а опасением быть выдворенным из группы и лишиться пусть и не самой эффективной, но гарантированной поддержки своих сотрудников. 
 
 
 

      1.3 Многообразие социальных групп 

      Многообразие социальных групп обусловлено, прежде всего, разнообразием задач, для решения которых образовались эти группы. Что объединило, обособило членов этой групповой общности – профессиональные интересы, общая идеология, этнические признаки?

      На  этом основании можно выделить три вида групп:

    • социальные группы, которые образованны по аскриптивному (приписному от рождения) признаку: расовые, этнические группы, территориальные, группы на основании родства, социально – демографические группы и т.п.
    • статусные (и профессиональные) группы, возникшие в |результате

                    социального разделения труда, институализации социальных связей 

                    т.е группы, образованные на основании сходства социального  

                   положения, позиций в обществе: рабочий класс, крестьянство,   

                  инженерно-технические работники, учительство, чиновничество,

                   предприниматели и т.д.;

      • целевые группы (организации), т.е. группы, организованные для

                    решения тех или иных задач — научно-исследовательских,               

      политических, хозяйственных, просветительских и т.д. Преднамеренность создания этих групп обуславливает, как правило, наличие более или менее жесткой форм централизованной системы взаимных прав и обязательств участников группы, контроля за выполнением этих обязательств, наличие официальной структуры, разделения функции статусов и ролей работников организации, наличие руководителя и т.д. Взаимодействия в целевых групп высоко институализированы, что повышает надежное получения групповых эффектов.

      Приведенный перечень групп свидетельствует  об огромном многообразии задач, интересов, целей, ради которых люди могут объединяться в группы. Это особенно необходимо учитывать при изучении конкретных социальных проблем, роли социальных групп в их решении. Иначе говоря, эта классификация групп основана на содержательных аспектах социальных процессов.

      В то же время существует и другая классификация групп – на основе тех свойств, которые характеризуют социальные группы независимо от того, идет ли речь о рабочем классе, предпринимателях, молодежи, пенсионерах и т.д. В этом случае социальные группы различаются на основании того, как взаимодействуют участники группы — непосредственно или опосредованно.

      Так, для некоторых социальных групп характерно наличие непосредственных личных солидарных взаимодействий, которые могут сложиться лишь среди небольшого числа партнеров. Соответственно, они называются малыми группами. Наличие прямого общения сказывается на внутригрупповых взаимодействиях — их персонифицированном характере, возможности более полной идентификации индивида с «Мы».

      Большие группы — это многотысячные группы людей, разбросанные на обширных пространствах, ввиду чего для них характерны опосредованные солидарные взаимодействия. Большая группа (а это прежде всего классовые, территориальные, национальные общности), как правило, включает малые группы (бригада paбочих, национально-культурная община и др.).

      Группы могут быть формальными и неформальными, что особенно важно для малых групп. В больших группах, которые имеют сложную макроструктуру, формализованные подгруппы (профсоюзы, партии) могут составлять лишь своеобразный костяк общности. 
 

      1.4 Специфика больших и малых групп. Интеграционные процессы больших и малых групп 

      Роль  малых групп в жизни простого человека, да и всего общества трудно переоценить. Как и всякая социальная группа, малая группа — это постоянная, самовозобновляющаяся система взаимодействий между ее участниками, не случайный набор людей, а устойчивое объединение.

      Основные  черты социальных групп характерны и для малых групп. Во-первых, в малых группах обязательно  прямое взаимодействие, хорошее знакомство партнеров друг с другом. Во-вторых, в малой группе относительно небольшое число участников (это и позволяет им знать друг друга и находиться в определенной возобновляемой системе непосредственных связей) — от l до 20—25 человек.

      Эти особенности обусловливают ряд отличительных черт внутригрупповых взаимодействий в малой группе:

      • они носят персонифицированный характер;
      • у участника группы легко формируется «Мы-сознание», ибо «Мы» легко и персонально осязаемо. Любой участник группы легко соотносит себя с ней;
      • в малой группе эффективно может осуществляться групповой контроль (и самоконтроль). Человек постоянно на виду, он постоянно мысленно проигрывает вероятную реакцию на свои поступки со стороны партнеров, имеет достоверные ожидания относительно возможной реакции каждого партнера;
      • структура малой группы, выработанные в ней статусно-ролевые стандарты поведения, традиции, групповые нормы в значительной мере неповторимо индивидуализированы, т.е. адекватны конкретному составу участников, их психологическим, нравственным, профессиональным особенностям. Это характерно и для неформальной малой группы, и формальной (в меньшей степени). Но в любых малых группах групповые нормы и стандарты поведения в значительной части формируются методом проб и ошибок, «подгоняются» под индивидуально-личностные особенности конкретных индивидов. Поэтому групповые нормы имеют низкую способность к самовоспроизводству.

      Синтез  данных особенностей составляет неповторимость атмосферы малой группы. Здесь кипят истинные страсти и предпочтения, нормы поведения здесь не воображаемые, а ощутимые. Это реальная, легко воспринимаемая и глубоко переживаемая среда социальных действий. Этим объясняется особая роль малых групп в формировании личности, ее социализации: именно в малых группах человек получает наиболее впечатляющие жизненные уроки, индивидуальный опыт, приобщается к коллективному опыту поколений.

      Связь «личность — общество» осуществляется преимущественно через десятки малых групп, в которые вовлечен индивид. Реальное, эмпирически осязаемое общество обязательно репрезентируется через малые группы, предстает в связях, нормах поведения ее членов. Любые макропроцессы реализуются в той мере, в какой в них оказались вовлечены малые группы, т.е. прокладывают себе путь через процессы, происходящие в малых группах.

      Среди малых групп принято выделять первичные и вторичные. Первым на наличие первичных малых групп указал американский социолог Ч. Кули. Подчеркивая значение первичных отношений между людьми, в которых реализуется подлинная человеческая природа (речь идет о таких чувствах, как любовь, негодование, тщеславие, привязанность, честолюбие и т.д.), Ч. Кули впервые обратил внимание на роль тех социальных групп, которые строятся на основе межличностной интеграции.

      Под первичной группой (точнее, группой, основанной на первичных отношениях) принято подразумевать малую группу, интегрированную на основе таких исходных (первичных) признаков, как родственно-семейная близость, симпатия, эмоциональная привязанность, доверительность. Отношения в первичных группах (семья, сверстники, друзья и др.) наиболее эмоционально скрашены и, как правило, не имеют для их участников какой-либо утилитарной ценности, чем и привлекательны. Взаимодействия в первичных группах в наименьшей степени «огрублены», обусловлены социально-рациональными соображениями выгоды, корысти, карьеры. Большинство первичных групп создается на основе добровольного согласия, личной привязанности.

      Вследствие  этого первичная группа характеризуется:

      •   эффектом нерасторжимости «Я» и  «Мы»;

         •   достаточно высоким уровнем признания каждым ее участником мнения

             членов группы (родителей, друзей), их глубоким переживанием;

         •   высоким уровнем признания принятых в группе норм, правил, стиля

              поведения, моды, вкусов.

      В результате первичная группа играет огромную роль в формировании у личности базовых ценностных ориентации, нравственных принципов, вкусов, предпочтений и т.д. и осуществляет соответствующий социальный контроль, который носит хотя и неформальный, но достаточно глубокий характер.

Информация о работе Социальные группы и общности. Виды и сущность