Социальное неравенство и стратификация общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2011 в 21:45, курсовая работа

Описание работы

Еще древний философ Платон размышлял над расслоением людей на богатых и бедных. Он считал, что государство представляет из себя как бы два государства. Одно составляют бедные, другое - богатые, и все они живут вместе, строя друг другу всяческие козни. Платон был “первым политическим идеологом, мыслившим в терминах классов”, - считает Карл Поппер. В таком обществе людей преследует страх и неуверенность. Здоровое общество должно быть иным.

Содержание работы

Введение.

1.Социальная стратификация и ее слагаемые.
2.Различные взгляды на социальную стратификацию.
3.Типы стратификационной системы.
4.Социальная мобильность.
5.Стратификация советского общества.
6.Своеобразие российской стратификации.
7.Стратификация постсоветской России.
Заключение.

Список литературы.

Файлы: 1 файл

Социальное неравенство и стратификация.doc

— 148.00 Кб (Скачать файл)

      Большинство современных обществ далеки от этой модели. Им присущи концентрация власти и ресурсов у численно небольшой  элиты. Концентрация у элиты таких  статусных атрибутов как власть, собственность и образование препятствует социальному взаимодействию между элитой и другими стратами, приводит к чрезмерной социальной дистанции между нею и большинством. Это означает, что средний класс немногочислен и верх лишен связи с остальными группами. Очевидно, что такой социальный порядок способствует разрушительным конфликтам. 

 

      2. Различные взгляды на социальную  стратификацию.

     В своем труде “Государство” Платон утверждал, что правильное государство  можно научно обосновывать, а не искать ощупью, страшась, веря и импровизируя.

     Платон  предполагал, что это новое, научно спроектированное общество будет не только осуществлять принципы справедливости, но и обеспечивать социальную стабильность и внутреннюю дисциплину. Именно таким он представлял общество, руководимое правителями (блюстителями).

     Аристотель  в “Политике” также рассмотрел вопрос о социальном неравенстве. Он писал, что ныне во всех государствах есть три элемента: один класс - очень  богат; другой - очень беден; третий же - средний. Этот третий - наилучший, поскольку его члены по условиям жизни наиболее готовы следовать рациональному принципу. Именно из бедняков и богачей одни вырастают преступниками, а другие мошенниками.

     Реалистически размышляя о стабильности государства, Аристотель отмечал, что необходимо думать о бедных, ибо у государства, где множество бедняков исключено из управления, неизбежно будет много врагов. Ведь бедность порождает бунт и преступления там, где нет среднего класса и бедных огромное большинство, возникают осложнения, и государство обречено на гибель. Аристотель выступал как против власти бедняков, лишенных собственности, так и против эгоистического правления богатой плутократии. Лучшее общество формируется из среднего класса, и государство, где этот класс многочисленнее и сильнее, чем оба других, вместе взятых, управляется лучше всего, ибо обеспечено общественное равновесие.

     По  мнению социологов всех идейных направлений, никто в истории общественной мысли столь определенно как  К. Маркс не подчеркивал, что источником социального развития выступает борьба между антагонистическими общественными классами. По Марксу, классы возникают и противоборствуют на основе различного положения и различных ролей, выполняемых индивидами в  производственной структуре общества.

     Но  сам К. Маркс справедливо отмечал, что ему не принадлежит заслуга открытия существования классов и их борьбы между собой. И действительно со времен Платона, но, конечно, особенно с тех пор, как буржуазия властно вступила в XVIII веке на сцену истории, многие экономисты, философы, историки прочно вводят в обществоведение Европы понятие социального класса ( Адам Смит, Этьен Кондильяк, Клод Сен - Симон, Франсуа Гизо,Огюст Минье и др.).

     Однако  никто до Маркса не давал столь  глубокого обоснования классовой  структуры общества, выводя ее из фундаментального анализа всей системы экономических отношений. Никто до него не давал столь всестороннего раскрытия классовых отношений, механизма эксплуатации в том капиталистическом обществе, которое существовало в его время. Поэтому в большинстве современных работ по проблемам социального неравенства, стратификации и классовой дифференциации в равной мере и у сторонников марксизма, и у авторов, далеких от позиций К. Маркса, дается разбор его теории классов.

     Решающее  значение для складывания современных представлений о сущности, формах и функциях социального неравенства, наряду с  Марксом, имел Макс Вебер (1864 - 1920 гг.) - классик мировой социологической теории.

     Учитывая  его методологические принципы и  обобщая его исторические, экономические и социологические работы, можно следующим образом реконструировать веберовскую типологию классов при капитализме:

     1. Рабочий класс, лишенный собственности.  Он предлагает на рынке свои  услуги и дифференцируется по уровню квалификации.

     2. Мелкая буржуазия - класс мелких бизнесменов и торговцев.

     3. Лишенные собственности “белые  воротнички”: технические специалисты  и интеллигенция.

     4.  Администраторы и менеджеры.

     5. Собственники, которые так же  стремятся через образование  к тем преимуществам, которыми владеют интеллектуалы.

     5.1 Класс собственников, т.е. те, кто  получает ренту от владения  землей, шахтами т.п.

     5.2 “Коммерческий класс”, т.е. предприниматели.

     Вебер утверждал, что собственники - это  “позитивно привилегированный класс”. На другом полюсе - “негативно привилегированный класс”, сюда он включал тех, кто не имеет ни собственности, ни квалификации, которую можно предложить на рынке.

 

     3. Типы стратификационной системы.

     Существует  множество стратификационных критериев, по которым можно делить любое  общество. С каждым из них связаны особые способы детерминации и воспроизводства социального неравенства. Характер социального расслоения и способ его утверждения в своем единстве образуют то, что мы называем стратификационной системой.

     Когда заходит речь  об основных типах стратификационных систем, обычно дается описание кастовой, рабовладельческой, сословной и классовой дифференциации. При этом принято отождествлять их с историческими типами общественного устройства, наблюдаемыми в современном мире или уже безвозвратно ушедшими в прошлое. Мы же придерживаемся несколько иного подхода, считая, что любое конкретное общество состоит из комбинаций различных стратификационных систем и множества их переходных форм.   

     Поэтому мы предпочитаем говорить об идеальных  типах даже тогда, когда используем элементы традиционной терминологии.

     Ниже  предлагается девять типов стратификационных  систем, которые, по нашему мнению, могут  быть использованы для описания любого социального организма, а именно:

           - физико - генетическая;

           - рабовладельческая;

           - кастовая;

           - сословная;

           - эктаратическая;

           - социально - профессиональная;

           - классовая;

           - культурно - символическая; 

           - культурно –  нормативная.

           В основе первого  типа  физико - генетической стратификационной системы - лежит дифференциация социальных групп по “естественным” социально - демографическим признакам. Здесь отношение к человеку или группе определяется полом, возрастом и наличием определенных физических качеств - силы, красоты, ловкости. Соответственно, более слабые, обладающие физическими недостатками считаются ущербными и занимают приниженное общественное положение.

     Неравенство в данном случае утверждается существованием угрозы физического насилия или  его фактическим применением, а  затем закрепляется в обычаях и ритуалах.

     Эта “естественная” стратификационная  система господствовала в первобытной  общине, но продолжает воспроизводиться и по сей день. Особенно сильно она  проявляется в сообществах, борющихся  за физическое выживание или расширение своего жизненного пространства. Наибольшим престижем здесь обладает тот, кто способен осуществлять насилие над природой и людьми или противостоять такому насилию: здоровый молодой мужчина - кормилец в крестьянской общине, живущей плодами примитивного ручного труда; мужественный воин Спартанского государства; истинный ариец национал - социалистического воинства, способный к производству здорового потомства.

     Система, ранжирующая людей по способности  к физическому насилию - во многом продукт милитаризма древних и современных обществ. В настоящее время, хотя и лишенная былого значения, она все же поддерживается военной, спортивной и сексуально - эротической пропагандой. 

      Вторая  стратификационная система - рабовладельческая - так же основана на прямом насилии. Но неравенство людей здесь детерминируется не физическим, а военно - физическим принуждением. Социальные группы различаются по наличию или отсутствию гражданских прав и прав собственности. Определенные социальные группы этих прав лишены совершенно и, более того, наравне с вещами превращены в объект частной собственности. Причем положение это чаще всего передается по наследству и таким образом закрепляется в поколениях. Примеры рабовладельческих систем весьма разнообразны. Это и античное рабство, где число рабов порою превышало число свободных граждан, и холопство на Руси времен “Русской правды”, это и плантационное рабство на юге Североамериканских Соединенных штатов до гражданской войны 1861 - 1865 гг., это, наконец, работа военнопленных и депортированных лиц на немецких частных фермах в период Второй мировой войны.

     Способы воспроизведения рабовладельческой  системы тоже характеризуются значительным разнообразием.   Античное рабство держалось в основном за счет завоеваний. Для раннефеодальной Руси более было долговое, кабальное рабство. Практика продажи собственных детей при отсутствии возможности их прокормить существовала, например, в средневековом Китае. Там же обращали в рабов разного рода преступников (в том числе, и политических). Эта практика была практически воспроизведена много позднее в советском ГУЛАГе (хотя частное рабовладение осуществлялось здесь в скрытых вне юридических   формах).

       Третий тип стратификационной  системы - кастовая. В ее основе лежат этнические различия, которые, в свою очередь, закрепляются религиозным порядком и религиозными ритуалами. Каждая каста представляет собой замкнутую, насколько это возможно, эндогамную группу, которой отводится строго определенное место в общественной иерархии. Это место появляется в результате обособления особых функций каждой касты в системе разделения труда. Существует четкий перечень занятий, которыми члены этой касты могут заниматься: жреческие, воинские, земледельческие. Поскольку положение в кастовой системе передается по наследству, возможности социальной мобильности здесь крайне ограничены.

     И чем сильнее выражена кастовость, тем более закрытым оказывается  данное общество. Классическим   примером     общества   с господством кастовой системы  по праву считается Индия (юридически эта система была отменена лишь в 1950 г.). Сегодня, хотя и в  более сглаженном виде, кастовая система воспроизводится не только в Индии,  но , например,  в клановом строе среднеазиатских государств. Явные черты кастовости утверждались в середине двадцатого столетия политикой фашистских государств (арийцам отводилось положение высшей этнической касты, призванной к  господству над славянами, евреями и пр.). Роль скрепляющих теологических доктрин в данном  случае берет на себя националистическая идеология.

     Четвертый тип представлен сословной стратификационной системой. В этой системе группы различаются юридическими правами, которые, в свою очередь, жестко связаны с их обязанностями и находятся в прямой зависимости от этих обязанностей. Причем последние подразумевают обязательства перед государством, закрепленные в законодательном порядке.  Одни  сословия обязаны нести ратную или чиновничью службу, другие - “тягло” в виде податей или трудовых повинностей.

     Примеры развитых сословных систем являются феодальные западноевропейские общества или феодальная Россия. Сословие, это, в первую очередь, юридическое, а не, скажем, этническо - религиозное или экономическое деление. Важно также и то, что принадлежность к сословию передается по наследству, способствуя относительной закрытости данной системы.

     Некоторое сходство с сословной системой наблюдается в представляющей пятый тип эктаратической системе (от французского и греческого - “государственная власть”). В ней дифференциация между группами происходит, в первую очередь, по их положению во властно государственных иерархиях (политических, военных, хозяйственных), по возможностям мобилизации и распределения ресурсов, и так же как и ощущаемый ими престиж, связаны здесь с формальными рангами, которые эти группы занимают в соответствующих властных иерархиях.

     Все прочие различия - демографические и религиозно - этнические, экономические и культурные играют производную роль. Масштабы и характер дифференциации (объемы властных полномочий) в  эктаратической системе находятся под контролем государственной бюрократии. При этом иерархии могут закрепляться формально – юридически, посредством чиновничьих табелей о рангах, военных уставов, присвоения категорий государственным учреждениям, а могут оставаться и вне сферы государственного законодательства (наглядным примером может служить система советской партноменклатуры, принципы которой не прописаны ни в каких законах). Формальная свобода членов общества (за исключением зависимости от государства), отсутствие автоматического наследования властных позиций также отличают этакратическую   систему от системы сословий.

Информация о работе Социальное неравенство и стратификация общества