Социальная стратификация как инструмент социального анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 18:57, курсовая работа

Описание работы

Стратификация – это иерархически организованная структура социального неравенства, которая существует в определенном обществе, в определенный исторический отрезок времени. Причем социальное неравенство воспроизводится в достаточно устойчивых формах как отражение политической, экономической, культурно-нормативной структуры общества. Существование социальной дифференциации можно принять за аксиому. Однако объяснение ее характера, основ исторической эволюции, взаимоотношений конкретных форм остается одной из ключевых проблем социологии. И для того чтобы в этом разобраться, необходимо знать интеллектуальную традицию: теории, в которых освящалась эта проблема.

Содержание работы

Введение..................................................................................................................................3
Глава 1. Подходы к определению понятия “социальная стратификация”........................4
Социальная стратификация в работе Питирима Сорокина «Социальная стратификация и мобильность»......................................................................................................................8
В.В. Радаев, О.Н. Шкаратан о сущности социальной стратификации...........................14
В. Ильин о понятии «социальная стратификация» и о классовой стратификации в рамках советского и постсоветского опыта.......................................................................17
Глава 2. Стратификация современного российского общества.
Исследование "РОМИР-Мониторинг".........................................................................................21
Заключение...........................................................................................................................45
Список литературы..............................................................................................................46

Файлы: 1 файл

Курсовая для меня.doc

— 373.00 Кб (Скачать файл)

    Как В.В. Радаев и О.Н. Шкаратан отмечали особое взаимоотношение между понятиями  «социальная стратификация» и «социальная  структрура», так же и В. Ильин проводит параллель между понятиями «социальная стратификация» и «социальное неравенство». Социальная стратификация не является синонимом социального неравенства. Всякая стратификация – это неравенство, но отнюдь не любое социальное неравенство может быть названо стратификацией. Данный подход понятен, так как социальное неравенство – любые различия в социальном пространстве. Стратификация – это иерархия. Автор говорит о том, что позиции социального неравенства нельзя сравнивать. Это объясняется тем, что нельзя однозначно утверждать, какая из позиций объективно лучше, так как существует множество субъективных мнений и оценок. Стратификация же – всегда иерархия. В иерархии всегда одна позиция располагается объективно выше другой.

    Доказывая тезис о том, что «Иерархическая структура социального пространства накладывает отпечаток на пространство физическое», В. Ильин приводит несколько примеров социальной стратификации, имеющей свое реальное воплдощение в жизни: зал заседаний с возвышающейся над массой кресел сценой, над которой нередко располагается надпись «почетный президиум», театральный зал, где значимость места определяется его ценой, разделение жилых домов в городах на трущобы, новостройки, престижные районы. Автор делает вывод о том, что : «Социальная пирамида объективизируется в пирамиде физической».

    Проблему  социальной стратификации В. Ильин  видит в «не в неравном распределении  способностей, а неравном распределении  власти». Причина неравного распределения  власти в любом обществе состоит в технологии любой совместной деятельности: ее условием является наличие координации, а координация невозможна без концентрации в координирующем центре определенной власти над людскими и материальными ресурсами. Выходом является выделение «главного».

    Неравное  распределение власти проиходит  и государственной сфере в  результате невозможности полного  самоуправления и в информационной сфере, когда общество получает информацию из рук экспертов, которые в свою очередь отдавая информацию держат в своих руках духовную власть в обществе, и в экономической сфере, где экономическая власть – это собственность. 
 

В. Ильин о понятии  классовой стратификации  в рамках советского опыта на примере  рабочего класса и  буржуазии. 

    Классовая структура – это явление, характерное лишь для общества, где производство носит товарный характер, регулируется рынком, в том числе и рынком труда и капиталов.

    Социально-экономическое  пространство делится на два противопложнных, но тесно взаимосвязанных поля, которые  не могут существовать друг без друга: рабочая сила как товар и капитал.

    В данном случае, В. Ильин основой группы рабочей силы считает класс рабочих, основой группы капитала – буржуазию.

    По  мнению автора, рабочий класс и  буржуазия – это не две рядом  стоящие социальные группы, а иерархически упорядоченные социальные страты.

    Но  не каждая рыночная ситуация порождает  классовые отношения, считает автор. Ключевой критерий классовой дифференциации – присвоение прибавочной стоимости. 
 
 
 

Средний класс – остров между двумя полюсами классовой структуры (на примере советского опыта). 

      В определении В. Ильина средние  слои – это классоподобные  группы, формирующиеся в результате  действия тех же механизмов, которые  порождают классовую структуру.

    Два полюса классовой структуры –  буржуа и пролетарии, считает В. Ильин. Традиционные средние слои включают крестьянство, фермерство, ремесленников, мелких торговцев, лиц, занимающихся индивидуальным извозо и т.д.

    Основой для формирования статусных позиций  в социальном поле может быть и  культурный капитал в таких его формах, как образование, навыки работы, опыт, развитые профессиональные способности, талант.

    С давних времен к традиционным средним  слоям относились такие обладатели культурного капитала как юристы (нотариусы, адвокаты), художники, музыканты, служители муз, архитекторы и т.п.

    В. Ильин использует термин «традиционные  средние слои», то есть устоявшиеся, сложившиеся со временем в связи  с культурным укладом.

    Сам автор новыми средними слоями считает  статусные позиции, представляющие рабочие места наемных работников.

    Следует ометить то, что наемные работники  отличаются от рабочих тем, что наемные  работники «продают свою рабочую  симлу по цене, существенно превышающую  ее рыночную стоимость».

    Классовые различия между пролетарияями и  средними слоями состоят не в наборе элементов их дохода, а в их количественных соотношениях. Более четкая грань отделяет новые средние слои от буржуазии. Общественная функция последней – осуществление социальной власти посредством капитала, а ее доход выступает в форме дивидентов на материальный и денежный капитал, в то время как новые средние слои имеют дивиденты на культурный капитал.  
 
 

Глава 2. Стратификация современного российского общества.

Исследование "РОМИР-Мониторинг"

Что представляет собой  современное российское общество? Не будет преувеличением утверждение, что сегодня ответа на этот вопрос не знает никто. Последнее крупномасштабное исследование общественной структуры нашей страны проводилось еще до распада СССР. Конечно, нельзя сказать, что социологические исследования в России не ведутся вовсе. Рынок социологии развит, и в стране регулярно проводится как минимум десяток социологических исследований только по вопросам политической ориентации граждан. А еще изучается их поведение на отдельных рынках, а еще демографические проблемы и т. д. Но большинство этих исследований узкоспециализированны и решают конкретные, часто конъюнктурные (в хорошем смысле слова) задачи.

Другая проблема исследований, прежде всего общественно-политических, - анкета, вопросы, которые задаются гражданам. Как правило, анкета формируется исходя из уже имеющихся в обществе стереотипов, а они в большинстве своем заключаются в том, что российские граждане не одобряют реформ, мечтают о патернализме и ненавидят предпринимателей. Поговорить с людьми широко, ориентируясь на будущее, никто почему-то не решается. И в результате появляются такие удивительные по уровню негатива новости, как совсем свежая из одного из авторитетнейших социологических бюро. Эта новость появилась буквально на прошлой неделе, и она утверждает, что граждане России "более всего боятся резкого падения уровня жизни, вплоть до наступления голода".

К сожалению, легко  предположить, что такая новость  мало кого удивит. Действительно, чего же еще могут бояться граждане нищающей страны? Хотя нищает она как-то парадоксально. Несмотря на то что вот уже седьмой год подряд, согласно статистике, доходы граждан растут темпами 10-12% в год. Ответ на наше возражение насчет темпов роста давно известен, тоже благодаря множеству социологических исследований - от реформ выиграла пренебрежимо малая доля населения страны (одни пренебрегают 1-2%, другие 20%, суть от этого не меняется). Остальная же Россия от наступления капитализма проиграла и желает оказаться если не в прошлом, то по крайней мере там, где она будет окружена всепоглощающей заботой о себе государства.

Мы позволили себе усомниться в этих расхожих тезисах. Собственно, мы давно уже это делаем, но до сих пор не имели хорошей  доказательной базы. Поэтому сейчас мы решили узнать, как по-настоящему устроена современная Россия. Реальная Россия. Вся - от нищего до топ-менеджера, от жителя села до жителя столицы. 

60% социально активного населения страны выиграло от реформ, и живет сегодня в разы лучше, чем жил средний гражданин времен позднего СССР, - к такому неожиданному для современного смыслового пространства страны выводу пришли мы, анализируя результаты исследования "Социальная стратификация российского общества" 

С этой целью Институт общественного проектирования и  компания "РОМИР-Мониторинг" осенью прошлого года провели масштабный опрос жителей страны. Было опрошено более 15 тыс. человек в 408 населенных пунктах. Чтобы было совсем понятно, что охватывали всю страну, перечислим. В выборку попало 2800 представителей мегаполисов, 1400 жителей городов с населением от 500 до 1 млн жителей, 2950 жителей средних городов, 2900 жителей малых городов и 5100 жителей поселков городского типа и деревень. Анкета включала в себя почти 200 вопросов. 

Наверху социальной пирамиды (по крайней мере той ее части, которая оказалась нам доступна, а в наше исследование не попали представители высшего класса, размер которого мы оцениваем в 0,3-0,4% населения страны) располагаются те, кто там и должен располагаться: управляющие и высококвалифицированные интеллектуалы. По уровню дохода и образования "белые воротнички" делятся на две группы: "белые воротнички-1" и "белые воротнички-2".

"Белые  воротнички-1" (1,8%) - это топ-менеджеры, владельцы собственных небольших предприятий и высококвалифицированные специалисты. Здесь с большим преимуществом доминируют мужчины - 68% против 32.

Это самая образованная группа - здесь 63% имеют высшее образование, в то время как, например, в группе интеллигенции таковых 48%. Помимо этого  представители группы без конца  занимаются саморазвитием: 30% имеют либо второе высшее образование, либо окончили курсы повышения квалификации, 20% собираются учиться в ближайшее время. У этой группы и самое "образованное" происхождение - родители 33% респондентов имели высшее образование (в других слоях эта цифра не превышает 15%). 

"Белые воротнички" - самая образованная часть общества. Более того, они и дети самых образованных родителей. Только в этом слое треть родителей имела высшее образование 

Большинство "белых  воротничков-1" работает в частном секторе хозяйства - 69% против 31. На рынке труда эти люди чувствуют себя абсолютно уверенно - лишь 9% говорят, что будут долго искать работу, и более 50% уверены, что найдут ее легко. Обычно предполагается, что люди с большим достатком - это менеджеры огромных нефтяных компаний. Отнюдь нет. 80% представителей "белых-1" работают в компаниях численностью до 500 человек.

Уровень заявленного  дохода респондентов - 25 тыс. рублей в  месяц. Заявленный уровень семейного  дохода - 35 тыс. рублей. Это люди очень  семейные (69% состоят в браке, при том что для других социальных групп этот показатель, как правило, не превышает 60%). В 80% случаев в семье работает не только основной кормилец.

"Белые воротнички-1" - явление не крупных компаний, но крупных и быстроразвивающихся  городов, тех городов, где в полной мере расцвел капитализм. 59% "белых-1" говорят, что их город быстро развивается (норма - 25-30%).

Очевидно, что "белые-1" - весьма обеспеченные люди. 90% из них  имеют сотовый телефон. 70% - компьютер. 60% - автомобиль 1997-2004 годов выпуска. 64% "белых-1" говорят, что они сравнительно легко смогут дать детям платное образование. Фактически уровень жизни этой социальной группы сегодня уже выше, чем у элиты советских времен.

Положение этой группы продолжает улучшаться: 58% говорят, что их положение улучшилось за прошедший год, и всего 6% - что ухудшилось. Почти половина ожидает улучшений и дальше.

Очевидно, что эта  группа целиком одобряет переход  к рынку. 90% относятся к предпринимателям хорошо. 88% говорят, что их знакомые приспособились к условиям рыночной жизни.

Социальная  психология группы - ориентация на состоятельность за счет собственного труда и частной ответственности за частную жизнь. Ключевое высказывание: "Я прилагаю много усилий, чтобы заработать много денег и тем самым обеспечить свое будущее" (как мы увидим ниже, этот принцип разделяет еще очень большая часть общества). Главные ценности: интеллект, трудолюбие и уверенность в себе.  

"Белые  воротнички-2" (5,4%) - это люди, которые определяют свой род занятий как "менеджер среднего звена управления" и "работник интеллектуального труда высокой и средней квалификации". В этой группе мы видим паритет полов: по 50% мужчин и женщин. Это вторая по уровню образования группа - 57% имеют высшее образование, 23% - среднее специальное (прочие - незаконченное высшее). Так же как и "белые-1", менеджеры среднего звена стремятся к повышению своей квалификации, получая разного рода дополнительное образование. Так же как и "белые-1", менеджеры среднего звена имеют самых образованных родителей.

Половина "белых-2" занята в частном бизнесе, половина в госсекторе. 80% представителей этой группы работают на предприятии численностью до 500 человек и 60% - на предприятии  численностью до 100 человек. С точки  зрения отраслевой принадлежности "белые-2" работают прежде всего в торговле и промышленности. Престижность своей работы они оценивают выше среднего.

Информация о работе Социальная стратификация как инструмент социального анализа