Понятие, формы, принципы, каналы социальной мобильности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2012 в 22:31, доклад

Описание работы

Изучение социальной мобильности было начато П. Сорокиным, опубликовавшим в 1927 году книгу " Social Mobility , Он писал: "Под социальной мобильностью понимается любой переход индивида или социального объекта (ценности) т.е. всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в другую. Существуют два основных типа социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная. Под горизонтальной социальной мобильностью, или перемещением, подразумевается переход индивида или социального объекта из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (4).doc

— 51.50 Кб (Скачать файл)

Понятие, формы, принципы, каналы социальной мобильности 

Изучение социальной мобильности было начато П. Сорокиным, опубликовавшим в 1927 году книгу " Social Mobility , Он писал: "Под социальной мобильностью понимается любой переход индивида или социального объекта (ценности) т.е. всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в другую. Существуют два основных типа социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная. Под горизонтальной социальной мобильностью, или перемещением, подразумевается переход индивида или социального объекта из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне.

Под вертикальной социальной мобильностью подразумеваются  те отношения, которые возникают  при перемещении индивида или социального объекта из одного социального пласта в другой. В зависимости от направлений перемещений существует два типа вертикальной мобильности: восходящая и нисходящая, т.е. социальный подъем и социальный спуск.

Социальная мобильность может быть двух видов: мобильность как добровольное перемещение или циркуляция индивидов в рамках социальной иерархии; и мобильность, диктуемая структурными изменениями 

Имеется по крайней  мере две основные причины существования  в обществе социальной мобильности. Во-первых, общества меняются, а социальные изменения видоизменяют разделение труда, создавая новые статусы и подрывая прежние. Во-вторых, хотя элита может монополизировать возможности для получения образования, она не в состоянии контролировать естественное распределение талантов и способностей. Поэтому высшие слои неизбежно пополняются талантливыми выходцами из низших.  

Выделяют множество  форм социальной мобильности: вертикальную и горизонтальную, межпоколенную  и внутрипоколенную и т.д. Вертикальная мобильность - изменение положения индивида, которое вызывает повышение или понижение его социального статуса. Если автомеханик станет директором завода, это проявление восходящей мобильности, но, если автомеханик станет мусорщиком, такое перемещение будет показателем нисходящей мобильности. Если же автомеханик получит работу слесаря, такое перемещение будет указывать на горизонтальную мобильность.

Горизонтальная  мобильность - изменение социального положения, которое не приводит к повышению или понижению социального статуса.

Социологи различают  также мобильность между поколениями  и мобильность в пределах одного поколения.

Межпоколенная мобильность (интергенерационная мобильность) определяется сравнением социального статуса родителей и их детей в определенный момент карьеры тех и других (например, по рангу их профессии в приблизительно одинаковом возрасте). Исследования показывают, что значительная часть, возможно даже большинство, российского населения перемещается хотя бы немного вверх или вниз в классовой иерархии в каждом поколении.

Внутрипоколенная  мобильность (интрагенерационная мобильность) предполагает сравнение социального статуса личности в течение продолжительного времени. Результаты исследований свидетельствуют о том, что многие россияне в течение своей жизни меняли род занятий. Однако мобильность у большинства носила ограниченный характер. Перемещения на короткое расстояние являются правилом, а на большое - исключением.  

На социальную мобильность могут также оказывать  воздействие более медленные и менее заметные изменения, например перемещение индивидов или групп из бедных аграрных регионов в более богатые, городские. В масштабе истории человечества важным фактором вертикальной мобильности служила международная миграция, например миграция в XIX в. представителей рабочего класса и крестьянства из Европы в Соединенные Штаты; западноевропейская колониальная экспансия, принесшая выгоду некоторым слоям населения и порабощение другим.  

Социальные последствия  мобильности, особенно вертикальной, трудно поддаются измерениям. Одни ученые придерживаются мнения, что крупномасштабная мобильность, направленная как вверх, так и вниз, приводит к разрушению классовой структуры и делает общество более однородным. Другие заявляют, что индивиды, пытающиеся повысить или сохранить свое существующее положение, на самом деле укрепляют классовую систему, поскольку они должны быть заинтересованы в углублении классовых различий. Третьи выдвигают предположение, что классовые различия можно ослабить, но не за счет индивидуальной мобильности, а путем достижения социального и экономического равенства всех членов общества.  

Социальная мобильность  отражает степень реализации различными обществами идеала равных возможностей. Социологические данные указывают  на то, что ни одно из современных обществ не приблизилось к тому, чтобы дать всем своим членам равные шансы для получения желаемого статуса. Во всех индустриальных обществах классовое положение семьи играет важную роль в определении статуса детей. В то же время ни одно современное общество не отказывает мужской части населения в возможности продвижения вверх по социальной лестнице. В каждой стране, о которой имеются статистические данные, значительная часть граждан достигала более высокого или низкого статуса в сравнении с предыдущим поколением. 

В качестве каналов  социальной мобильности рассматриваются те способы — условно их называют «ступенями лестницы», «лифтами», — используя которые люди могут перемещаться вверх-вниз по социальной иерархии. По большей части такими каналами являлись: органы политической власти и общественно- политические организации, экономические структуры и профессионально-трудовые организации (трудовые коллективы, фирмы с встроенной в них системой производственной собственности, корпоративных институтов и др.), а также армия, церковь, школа, семейно-клановые связи (действовали факторы домашнего воспитания, социального авторитета семьи, частной собственности, семейной поддержки в целом). В традиционном обществе перечисленные каналы социальной мобильности использовались весьма широко. В современном обществе роль некоторых из этих структур как каналов социальной подвижности снижается (например, церкви, семьи), но усиливается значение других каналов, в рамках которых отрабатываются новые формы социальной мобильности. Поэтому приведенный список следует конкретизировать, выделив в качестве каналов мобильности финансово-банковские операции, научно-техническую деятельность, активность в области массовой информации и компьютерных технологий. Выделим также действие устойчивого в разные эпохи в разных странах канала повышения статуса представителей определенных слоев

за счет причастности к теневой или криминальной деятельности. Ныне этот канал представлен как в развитом обществе (транснациональные мафиозные ассоциации в области распространения оружия, наркотиков и др.), так и в традиционном обществе (семейно-клановые и бандитские группировки)1. Действие указанных каналов социальной мобильности (за исключением криминального, притягивающего определенные социально-психологические типы людей), как правило, тесно переплетено между собой, т. е. они действуют одновременно. Взятые в целом, каналы социальной мобильности создают систему институционально- правовых требований, организационных возможностей, конкретных правил продвижения людей вверх или вниз по социальной лестнице, образуя, таким образом, сложные механизмы социального отбора людей на те или иные позиции и статусные роли. Совокупное действие этих механизмов на разных стадиях жизни человека обличает ему возможность сохранения или достижения лучшего статуса, но само по себе не гарантирует положительный результат — опираясь на них, человек должен прилагать немалые собственные усилия, чтобы добиться

лучшего. В прошлом ведущими в этих механизмах оставались наследственно- сословные связи, что позволяло подавляющему большинству молодого поколения сохранять статусное положение. При этом сохранение высших статусов сопровождалось выполнением немалого числа социальных обязанностей. Переход из одного сословия в другое, хотя и был затруднен, также оставался возможным. Так, и средневековом императорском Китае, в Российской империи представитель средних слоев (включая зажиточных крестьян, торговцев, детей священнослужителей) мог продвигаться на

государственной службе при наличии высшего образования1. Процесс обучения, овладение ребенком книжной премудростью во многом определялись семейными обстоятельствами. Но во время учебы и затем на службе многое зависело от самого человека — он должен был продемонстрировать лояльность к профессиональной среде, проявлять настойчивость, сообразительность. В других обществах роль школы и образования в смене статуса была ограничена, на первый план по значимости

могла выйти  либо армейская, либо религиозная среда. При этом оставались важными роль семьи, поддержка окружающих, личные качества самого человека. В условиях современного общества основной акцент в механизмах социальной мобильности переносится на образовательно- профессиональную подготовку, при этом повышается роль индивидуальных качеств человека, стремящегося улучшить свое положение. Если каналы и механизмы социальной мобильности представляют собой наиболее устойчивые, массовые способы достижения или утраты нового статусного положения, то факторами мобильности выступают общие — исторические, социально-политические, культурные и другие предпосылки, а также конкретные

условия, стимулирующие  действие указанных механизмов или ограничивающие их. Учет различных факторов позволяет более глубоко охарактеризовать процессы социальной мобильности в той или иной ситуации, определить их характер в различных социальных средах. Иногда значение масштабного фактора накладывает отпечаток на место в социальной иерархии целой социальной группы. Когда говорят о «военном поколении», подразумевают влияние военного времени на жизненные установки и социальную активность определенной возрастной когорты.

На качества социальной мобильности конкретных групп и

индивидов, как  правило, воздействует множество факторов

разного характера  и масштаба: хозяйственно-отраслевые институты,

этническая или  религиозная среда, место жительства, возраст и пол человека, меняющего статус, и др. Например, для мобильности, связанной со вступлением в брак людей современного общества, характерна следующая тенденция женщины чаще заключают брак с мужчинами, имеющими более

высокое образование, профессиональную квалификацию,

работающими на более высокой должности, в то время как

для мужчин эта  ситуация имеет обратный характер1. 

Пути и механизмы, благодаря которым люди поднимаются  наверх, называются каналами вертикальной мобильности. Поскольку вертикальная мобильность существует в любом обществе, даже в первобытном, между стратами существуют различные «отверстия», «лифты», по которым индивиды перемещаются вверх и вниз. Самыми известными каналами является политика, армия, церковь, школа, семья, собственность.

Армия функционирует  в качестве канала вертикальной мобильности  в военное время. Крупные потери среди командного состава приводят к заполнению вакансий из более низких чинов. Солдаты продвигаются по социальной лестнице благодаря таланту и храбрости. Повысившись в звании, они используют полученную власть как канал для дальнейшего продвижения и накопления богатств. Церковь как канал социальной мобильности переместила большое число людей с низов до вершин общества. Школа. Институты образования и воспитания, какую бы конкретную форму они не приобретали, во все века служили мощным каналом социальной циркуляции. Демократические страны относятся к обществам, где школы доступны всем его членам. Большие конкурсы в колледжи и университеты во многих странах объясняются тем, что образование является самым быстрым и доступным каналом вертикальной мобильности. В таком обществе «социальный лифт» движется с самого низа, проходит по всем этажам и достигает самого верха. Собственность наиболее ярко проявляет себя в виде накопленных богатств и денег. Именно они - один из самых простых и действенных способов социального продвижения. В XV-XVIII вв. европейским обществом стали править деньги. Достигали высокого положения только те, кто имел деньги, а не знатное происхождение. Последние периоды истории Древней Греции и Рима были такими же. П.Сорокин установил, что не все, но лишь некоторые занятия и профессии способствуют накоплению богатств. Согласно его расчетам, в 29% случаев это позволяет сделать занятие фабриканта, в 21% - банкира и биржевика, в 12% - торговца. Профессии артистов, художников, изобретателей, государственных деятелей, шахтеров и некоторые другие не дают таких возможностей.

Семья и брак становятся каналами вертикальной мобильности в том случае, если в союз вступают представители разных социальных статусов. В европейском обществе распространенным был брак бедного, но титулованного партнера с богатым, но незнатным. В результате оба продвигались по социальной лестнице, получив то, что каждый хотел. Пример нисходящей мобильности мы находим в античности. По римскому закону, свободная женщина, вышедшая замуж за раба, сама становилась рабыней и теряла статус свободного гражданина. Семья превратилась в главный механизм социального отбора, определения и наследования социального статуса. Происхождение из знатной семьи гарантирует хорошую наследственность и достойное образование вовсе не автоматически. Родители заботились о наилучшем воспитании детей, это стало обязательной нормой для аристократии. В бедных семьях родители не могли дать подобающего образования и воспитания. Их могли дать знатные семьи. Из них рекрутировалась управленческая элита. Семья стала одним из институтов распределения членов общества по стратам. 

Информация о работе Понятие, формы, принципы, каналы социальной мобильности