Подростковые субкультуры в Вечерних Школах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 19:53, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: выявить особенности подростковой субкультуры учащихся в вечерней школе
Объектом исследования данной работы являются подростки.
Предмет: подростковые субкультуры типичные для обучающихся в вечерних общеобразовательных учреждениях.
Гипотеза: мы предполагаем, что подростковая субкультура учащихся в вечерней школе имеет определенные особенности.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Подростковые субкультуры в Вечерних Школах
1.1 Особенности Работы Вечерней Школы……………………………………..4
1.2 Подростковая субкультура…………………………………………………14
1.3. Типы и виды неформальных подростковых субкультур, наблюдаемые в вечерних школах…………………………………………………………………19

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 121.50 Кб (Скачать файл)

     стремлением к повышению квалификации. Учащиеся этой группы быстро адаптируются к  процессу обучения в любых его  формах.

     Второй  тип объединяет учащихся, имеющих следующие характерные особенности: мотивация к учебной деятельности преимущественно внешнего характера (внешние требования, необходимость); познавательные способности угасшие, но поддаются

     постепенному  восстановлению в процессе возобновления  учебной работы; дидактическая запущенность накоплена ещё до перерыва в учёбе, нормальная коммуникабельность в системе «ученик – группа», пониженная – в системе «ученик – учитель». При чётком педагогическом управлении учащиеся могут быть адаптированы к любым формам процесса обучения вечерней школы.

     Третий  тип  учащихся характеризуется негативным отношением к школьной учебной деятельности и устойчивым сопротивлением внешним требованиям, познавательные способности весьма избирательны, мало связаны с непосредственной учебной работой, с трудом поддаются восстановлению; дидактическая запущенность длительного накопления; недостаточные или специфические коммуникативные навыки. Именно эта группа и составляет основу контингента учащихся современной вечерней школы. Группа работоспособна только в условиях повышенного педагогического внимания, постоянного контроля на начальном этапе обучения. Наиболее эффективна работа в организационных формах процесса обучения, приспособленных к постоянно контролируемой пошаговой учебной деятельности.

     К четвёртому типу относятся учащиеся группы социально-педагогической

     реабилитации  и дидактической коррекции. У  учащихся данного типа демонстративно

     негативное  отношение к учебной деятельности; отрицательная реакция на внешние

     требования; пониженные общие познавательные способности  и неразвитые

     познавательные  умения; коммуникативные навыки на уровне предметных отношений и примитивной манипуляции; длительный опыт асоциального и противоправного поведения. Учащиеся группы могут работать, как правило, в рамках простейших форм учебной деятельности и при условии чёткой координации взаимодействий учителей, школьного психолога, семей учащихся (там, где это целесообразно по возрасту учащихся и социальному портрету родителей). К этой группе относятся учащиеся основной школы (6 – 9 класс).

     Учение  учащихся в вечерней школе проводится как процесс, направленный на становление у них навыков самостоятельной учебной деятельности как проявление в действии последовательно извлекаемых из памяти учащихся определённых команд, обеспечивающих достижение целей, решение задач и ситуаций, исходя из типологии учебных групп, основанной на мотивации, степени адаптации к процессу обучения, степени дидактической запущенности, уровне тревожности, степени адекватности педагогическому влиянию и степени развития коммуникативных свойств.

       Педагогическая поддержка учащихся учителем в процессе адаптации к учебной деятельности в условиях вечерней школы осуществляется как сопровождающее руководство активной познавательной деятельностью, выведение её на индивидуальную образовательную траекторию с учётом движущих сил следующих факторов: стиль общения учителя, других взрослых с учащимися, адекватность самооценки учащихся и оценки учителя, своевременность разрешения учебных проблем и конфликтов в поведении, удовлетворение потребности учащихся в эмоциональной близости с педагогом, создание необходимых и достаточных условий успеха учащихся в самостоятельной познавательной деятельности, удовлетворение потребности учащихся в общении с одноклассниками, поддержка учителем активности учащихся, создание гуманистического окружения в социуме: учитель, учащийся, класс, семья.

     Отличительной особенностью вечерней школы и в  первую очередь работы педагога- психолога школы является обязательное изучение уровня тревожности учащихся на момент его поступления в образовательное учреждение. Учащихся во всех образовательных учреждениях, а также с переходом на подушевое финансирование деятельности общеобразовательных учреждений, дневные общеобразовательные школы удерживают своих выпускников 9-х классов, стараясь открыть как можно больше 10-х классов и сохранить учебную нагрузку педагогическому коллективу. Как известно, в вечернюю школу приходят учащиеся, которые не приняты в дневные школы, и их переход в образовательное учреждение  связан с существенными психологическими переживаниями. Всё это сопровождается активизацией деятельности педагогов дневных школ, направленной на убеждение ребёнка в том, что он не сможет окончить старшую школу с «его уровнем знаний». Именно совокупностью всех этих обстоятельств и можно объяснить в начале учебного года достаточно большое количество учащихся с повышенным, высоким, очень высоким и «чрезмерно спокойным» уровнями тревожности у этой категории учащихся 10-х классов. Причём у большинства учащихся именно этой части контингента чаще выражены повышенный, высокий, очень высокий и «чрезмерно спокойный» уровни школьной и межличностной тревожности . 

     1.2 Подростковая субкультура

     Под культурой понимаются убеждения, ценности и выразительные средства, которые  являются общими для определённой группы людей  и служат для упорядочения опыта и  регулирования  поведения  членов  этой группы. Воспроизводство  и  передача  культуры  последующим  поколениям лежат в основе  процесса  социализации-усвоения  ценностей,  верований, норм, правил и идеалов предшествующих поколений.

     Система  норм  и  ценностей,  отличающих  группу  от  большинства обществ, называется субкультурой. Она формируется  под  влиянием  таких факторов, как возраст, этническое  происхождение,  религия,  социальная группа или  местожительство. Ценности субкультуры не означают отказа  от национальной культуры, принятой  большинством,  они  обнаруживают  лишь некоторые отклонения от нее. Однако большинство, как правило, относится к субкультуре с неодобрением или недоверием.

     Иногда  группа активно вырабатывает нормы или ценности, которые явно противоречат господствующей культуре, ее содержанию и формам. На основе таких норм и ценностей формируется контркультура.  Известный пример  контркультуры - хиппи 60-х годов или "система"  в России  80-х годов.

     Элементы, как субкультуры, так и контркультуры обнаруживаются в культуре современной молодёжи в России. Под  молодежной  субкультурой  понимается  культура   определенного молодого  поколения,  обладающего  общностью  стиля  жизни,  поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов.

     Ее  определяющей характеристикой в  России является феномен  субъективной "размытости",  неопределенности,  отчуждения  от  основных  нормативных  ценностей (ценностей большинства).

     Так, у  немалого  числа  молодых  людей  отсутствует  четко  выраженная личностная   самоидентификация, сильны  поведенческие стереотипы, обусловливающие деперсонализацию установок. Позиция отчуждения  в его экзистенциональном  преломлении просматривается  как  в  отношении   к социуму,  так  и  в  межгенерационном  общении, в   контркультурной направленности молодежного досуга.

     Социальное  отчуждение проявляется чаще всего  в апатии,  безразличии к политической жизни общества,  образно говоря,  в  позиции "стороннего наблюдателя".  На уровне самоидентификации  проявление  каких-либо  определенных  политических установок   минимально.  Вместе с тем эмоциональность,  легковерность и психологическая  неустойчивость молодых людей умело используются политическими  элитами  в  борьбе  за  власть. "Участие  в  политической   жизни"   в   шкале   ценностных   суждений, предложенных в ходе анкетного опроса среди учащихся старших классов петербургских школ, заняло последнее место (это занятие привлекает лишь 6,7% опрошенных). Только каждый четвертый из  старшеклассников  (25,5%) готов жить  для других,  даже  если   придется   поступиться   своими интересами, в то же время почти половина выборки (47,5%) полагает,  что "в любом деле нельзя забывать о собственной выгоде". "Политикой" интересуется лишь 16,7% опрошенных, отсюда  закономерно проистекают и  неопределенные  политические  позиции  старшеклассников: лишь треть из них (34,4%) имеет сложившиеся политические убеждения  (по самооценке), в то время как вдвое большее  число  либо  вообще  ими  не обладает, либо никогда не задумывалось об этом (соответственно  29,5  и 37,1%)

     Существует  мнение,   что   аполитичность   молодежи   закономерный результат  чрезмерной идеологизации воспитания прошлых лет,  а  активная политизированность граничит с социологией. Вряд ли можно  согласиться  с подобной позицией: если в стабильном обществе приоритеты частной  жизни закономерны и естественны, то в ситуации системного кризиса  социальная индифферентность  молодых  чревата   необратимыми   последствиями   для будущего страны. Не менее тревожно  и  то,  что  политизация  отдельных групп  молодежи  приобретает  черты   политического   и   национального экстремизма.

     Противопоставление  образа  "мы"  и  "они"  традиционна,  достаточно вспомнить  хотя бы хрестоматийный роман И. С. Тургенева "Отцы и дети". Однако  сегодня у молодого  поколения нередко выливается  в полное отрицание всех  "папиных"  ценностей,  включая историю   собственного государства. Эта позиция особенно  уязвима,  если   иметь   в   виду собственную аполитичность молодых людей, их устраненность от участия  в решении социальных проблем для общества, а не только для себе. Особенно явственно это противопоставление прослеживается на уровне культурных (в узком смысле) стереотипов молодежи: есть "наша"  мода,  "наша"  музыка, "наше"   общение,   а   есть   -   "папино",    которое    предлагается институциональными  средствами  гуманитарной  социализации.   И   здесь обнаруживается третий аспект отчуждения молодежной  субкультуры – это культурное отчуждение.

     Именно  на этом уровне субкультура молодого  поколения  приобретает заметные  контркультурные элементы: досуг,  особенно юношеством, воспринимается   как   основная  сфера жизнедеятельности, и от удовлетворенности им зависит общая удовлетворенность жизнью  молодого человека. Общее образование для школьника и профессиональное  для студента как бы отходят на другой план перед реализацией экономических ("зарабатывать деньги")  и досуговых ("интересно провести  свободное время") потребностей.

     Наряду  с коммуникативной (общение с  друзьями)  досуг  выполняет  в  основном  рекреативную  функцию  (около  одной  трети  старшеклассников отмечают, что их любимое занятие  на досуге -"ничего неделание"),  в  то время  как  познавательная,  креативная  и  эвристическая  функции   не реализуются вовсе или реализуются недостаточно.

     Ценности  национальной культуры, как классической, так  и  народной, вытесняются    схематизированными    стереотипами-образцами    массовой культуры, ориентированными на внедрение ценностей "американского образа жизни"  в  его  примитивном  и  облегченном  воспроизведении.  Любимыми героями и в определенной степени образцами для  подражания  становятся, по данным опросов, героини так называемых "мыльных опер" (для девушек) и видеотриллеров типа Рэмбо (для юношей).   Индивидуального поведения молодых людей проявляются в таких чертах  социального поведения,  как прагматизм, жестокость, стремление к материальному благополучию в ущерб профессиональной  самореализации.  Потребительство  проявляется  как  в социокультурном,  так  и  в  эвристических  аспектах.   Эти   тенденция присутствует  в  культурной  самореализации  учащейся   молодежи,   что косвенно  обусловлено  и   самим   потоком   преобладающей   культурной информации  (ценности  массовой  культуры),   способствующей   фоновому восприятию и поверхностному закреплению ее в сознании.

     Выбор тех или  иных  культурных  ценностей  чаще  всего  связан  с групповыми стереотипами достаточно жесткого характера (не  согласные  с ними легко попадают в  разряд "отверженных"),  а также с престижной иерархией ценностей в неформальной группе общения.

     Групповые стереотипы и престижная иерархия  ценностей  обусловлены половой  принадлежностью,  уровнем  образования,   местожительством   и национальностью реципиента. Культурный конформизм в рамках  неформальной группы проявляется от более мягкого в среде студенческой  молодежи  до более агрессивного в среде учащихся средней школы. Крайним направлением этой тенденции молодежной субкультуры являются так называемые "команды" с жесткой регламентацией ролей и статусов их членов.

     Данные  исследований показывают, что досуговая  самореализация  молодежи осуществляется вне учреждений культуры. Народная культура (традиции, обычаи, фольклор и т. п.) большинством молодых  людей  воспринимается   как   анахронизм. Попытки внесения этнокультурного содержания в процесс социализации в большинстве случаев ограничиваются  приобщением  к  православию,  между  тем  как  народные традиции,  безусловно,  не  ограничиваются  одними  лишь   религиозными ценностями. Кроме того, этнокультурная самоидентификация состоит прежде всего в  формировании  положительных  чувств  в  отношении  к  истории, традициям своего народа, т. е. того, что принято  называть  “любовью  к Отечеству”. Возникновение такой, а не иной, с указанными  особенностями молодежной субкультуры обусловлено целым рядом  причин,  среди  которых наиболее значимыми представляются следующие.

  1. Молодежь, живет в общем социальном  и  культурном  пространстве, поэтому кризис общества и его основных институтов не мог не  отразиться на содержании и направленности молодежной субкультуры. Каково  общество - такова и молодежь, следовательно, и молодёжная субкультура.
  2. Кризис института семьи и семейного воспитания, подавление индивидуальности и инициативности ребенка, подростка, молодого человека как  со  стороны родителей, так и  педагогов,  всех  представителей "взрослого" мира. Это приводит, с одной стороны, к социальному  и культурному инфантилизму, а с другой  -  к  прагматизму  и  социальной неадаптированности и к проявлениям противоправного или экстремистского характера. Агрессивный стиль воспитания порождает агрессивную молодежь.
  3. Коммерциализация средств массовой информации, в какой-то мере и всей художественной культуры, формирует определенный "образ" субкультуры не в меньшей степени, чем основные  агенты социализации - семья и система образования. Ведь именно просмотр телепередач наряду с общением наиболее распространенный  вид  досуговой  самореализации. Во многих своих чертах молодежная субкультура   просто   повторяет телевизионную субкультуру.

Информация о работе Подростковые субкультуры в Вечерних Школах