Исследование причин, последствий и тенденции разводимости в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2011 в 11:07, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – на основе анализа причин и последствий разво-димости, выявить тенденции развития данного социального явления в РФ.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………. 3
1. Теоретические основы разводимости 5
1.1. Определение понятия «разводимость» и его основные
факторы ………………………………………………………………. 5
1.2 Основные показатели расчёта разводимости ………………….. 10
2. Анализ основных показателей разводимости в РФ:
тенденции, причины, последствия
2.1. Анализ брачной структуры в РФ ……………………………… 14
2.2. Анализ разводов в РФ …………………………………………… 17
Заключение ……………………………………………………………. 29
Список использованной литературы ………………………………... 31

Файлы: 1 файл

Разводимость.docx

— 119.39 Кб (Скачать файл)

     2.2. Анализ разводов  в РФ 

     В современном обществе наблюдается  разнообразие причин и мотивов разводов. Сегодня мотивами разводов могут  стать разница в возрасте при  вступлении в брак, уровень дохода и образования, религиозная и  национальная принадлежность. Известно также, что ранние браки чаще всего заканчиваются разводом. Причины разводов можно подразделить на четыре группы:

     1) причины, связанные с неустойчивостью или неразвитостью личности (легкомысленный брак, вредные привычки, грубость, измена и т.п.);

     2) причины, связанные с условиями жизни семьи (жилищными, материальными  и т.п.);

     3) причины, связанные с объективной невозможностью продолжать совместную жизнь (душевное заболевание, бесплодие и т.п.);

     4) массовый алкоголизм, экономический кризис, безработица, чувство нестабильности и депрессии как характерные черты состояния Российского общества.

     Однако  все эти причины разводов являются лишь внешними показателями, сигнализирующими о кризисных процессах, протекающих в институте семьи, о комплексе проблем внутрисемейного взаимодействия, накопившихся за время существования брака. Современные феномены семейно-брачных отношений, такие как малодетность, сокращение количества браков, увеличение количества разводов, демократизация семейной морали, эмансипация женщины, личная свобода в браке привели к формированию у пар, ориентированных на брак, терпимого отношения к тому, что брак может окончиться разводом. Таким образом, в отсутствие направленной семейной политики подготовки к семейной жизни, в брачном поведении закладывается своеобразная готовность к разводу уже на начальной стадии зарождения семьи. И, как отмечают исследователи, наиболее ярко «готовность» к разводу и отсутствие чувства ответственности за будущее брака проявляются в проблемных и конфликтных семьях16. Современный развод в России характеризуется тем, что дети и их количество не удерживают супругов в конфликтной семье от развода. В этом отношении Россия повторяет опыт многих стран Запада, где обратная связь между разводами и рождаемостью практически исчезла.

     Почти весь XX век страна перманентно живет  в условиях реальных и мифологизированных подвигов. Революции и войны, восстановление экономики после военных разрух, изматывающее соревнование с Западом как способ любой ценой утвердиться в качестве передовой державы в мире - все это при соответствующем идеологическом оформлении не оставляло места идее духовного преображения человека не в политически-идеологическом, а в христианском понимании как идее преображения души и возвышения духа на основе евангельских заповедей. Присущий народу идеал православия был практически вытеснен из общественного сознания. Целью жизни стало не преображение естества, а преобразование окружающего материального мира. Слова из песни: «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью, преодолеть пространство и простор...» отразили действительное мироощущение масс.

     Такая абсолютизация человека хотя и мобилизовала его на свершения, но имела и оборотную  сторону. Она полностью «заземляла»  его назначение и смысл жизни. Если человек сводит себя, сущность своего бытия полностью к материальности, телесности, то все в жизни становится подчиненным удовлетворению потребностей тела, его желаний, прихотей. Но, как верно заметил видный русский философ XX столетия И.А. Ильин, «похоть плоти» есть нечто неустойчивое и самовольное17. Она тянет к погоне за новыми и новыми земными благами: удовольствиями, почетом, богатством и т.п. Перед неизбежной грядущей кончиной смертного тела рассыпаются моральные скрепы поведения, девальвируются вечные ценности. Это в полной мере относится и к семейным отношениям. Высшие задачи и функции семьи понимаются все более упрощенно, материально, даже физиологично, с позиций собственного удобства. Таким образом, налицо смена ценностных ориентиров. Вместо традиционных ценностей приходят новые, менее обременительные. Вместо долга, обязательности предпочтение отдается безответственности, совесть уступает место практицизму, рационализм заменяет сердечность и милосердие, любовь превращается в партнерские отношения полов. Практически речь идет о духовном кризисе человека и общества. Бездуховность размывает в такой же мере и семью.

     Непродуманные и неподготовленные социальные эксперименты 80-х-90-х годов стимулировали нарастание разрушительных тенденций в семейных отношениях. Крушение прежних социальных и духовных ценностей стало естественным следствием отмены коммунистической идеологии на государственном уровне. В бывших союзных республиках СССР на место коммунистической идеологии пришла идеология национализма, опирающаяся на традиционные религиозные ценности. В России же возникший идеологический и духовный вакуум в большинстве своем переживается значительно острее. Идеология национализма в ней объективно не могла стать определяющей в процессе преобразований. Политика национального нигилизма, проводившаяся тоталитарным режимом, в первую очередь была направлена на разрушение национального самосознания русского народа под флагом борьбы с великодержавным шовинизмом. Особенно тяжелые потери в этой борьбе понесла православная церковь. Так, с 1917 по 1936 год число священников сократилось с 50.960 до 5.665, дьяконов с 15.210 до 3.100, епископов со 130 до 2818. Были закрыты тысячи храмов, верующие подвергались шельмованию и осмеянию со стороны властей. Годы гонений не прошли бесследно. Сегодня это очевидно. Десятилетия антицерковной реакции помешали православию стать центром духовного сплочения нации. Вместе с тем деятельность различных религиозных сект, групп, школ, фондов, миссионеров западных и восточных религий препятствуют консолидации русского народа, возрождению традиционных национальных ценностей, национальной идеи.

     Обращает  на себя внимание тот факт, что обострение социальных, экономических, политических и других противоречий совпадает по времени с форсированным втягиванием России в систему отношений, свойственных западной цивилизации. Россия и Запад изначально не были изолированы друг от друга, между ними осуществлялись многосторонние связи. В то же время они составляли принципиально различные, в чем-то даже противоположные цивилизации. Эти противоположности детально проанализированы еще во второй половине XIX века выдающимся русским ученым Н.Я. Данилевским19 и в последующем неоднократно привлекали внимание многих философов, социологов. Западная цивилизация, идейным обоснованием которой стал протестантизм, в основе развития имеет преимущественно материальный прогресс, утилитаристскую мотивацию деятельности. Гонка потребления товаров и услуг делает людей заложниками вещей. Труд, творчество, досуг, семья, любовь - все пропитано рыночными отношениями, все имеет свою цену.

     В противоположность Западу цивилизация  в России носит преимущественно духовный характер. Идея совершенствования души, преодоление греховной природы тела, постижение высшего смысла земной жизни для русского человека всегда были ближе материального благополучия. Архимандрит Иларион (Троицкий) достаточно глубоко, на наш взгляд, подметил: «Идеал православия есть не прогресс, но преображение. ...Новый завет не знает прогресса в европейском смысле этого слова, в смысле движения вперед в одной и той же плоскости. Новый завет говорит о преображении естества и о движении вследствие этого не вперед, а вверх, к небу, к Богу»20. Следовательно, противоречие двух цивилизаций не вызвано частными несовпадениями отдельных сторон жизни. Оно проистекает от разного миропонимания, различных мотивов жизни, систем ценностей. Столкновение двух противоположных идеологий переросло в затяжную борьбу, пронизывающую все сферы жизни. Массовая культура Запада на сознательном и подсознательном уровне переводит отечественную духовную парадигму в примитивный рационализм. Поскольку накопителем духовности, лоном культуры является семья как первичный социокультурный институт, она в первую очередь подверглась тлетворному влиянию современного кризиса. Явления кризисного состояния ее становятся все острее и многомернее. Престиж семьи в ряду социально-ценностных ориентаций опустился до критического уровня.

     В условиях высокой разводимости и  отсутствия механизма социального  регулирования этого процесса феномен  разводимости регенерируется детьми, выросшими в распавшихся семьях. В результате дети, выросшие в семье  с одним родителем, в основном с матерью, получают семейный опыт разведенных родителей, который затем переносят в свою собственную семейную жизнь, утверждая его как норму. Если в послевоенные годы говорилось о послевоенном поколении, сиротстве и безотцовщине, то сегодня можно смело говорить о поколении детей разведенных родителей. Общее представление о размерах детской беспризорности дают следующие данные. Если в 1996 г. органы внутренних дел вели профилактическую работу со 182,7 тыс. родителей, не исполняющих надлежащим образом родительские обязанности, то в 2006 г. - уже с 276,7 тыс. родителей. Комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав в 2006 г. были рассмотрены дела 187,6 тыс. родителей, пренебрегающих родительскими обязанностями (в 2008 г. - 183 тыс.). В 2007 г. в центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей поступило более 30 тыс. человек (в 2008 г. - 54,7 тыс.), более 266,2 тыс. безнадзорных детей и подростков прошли реабилитацию в специализированных учреждениях органов социальной защиты населения (в 2008 г. - около 167 тыс.). Ежегодно выявляется свыше 100 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей21. Большинство разводов (30%) в современной семье приходится на ответственный период подростковой социализации детей. Несмотря на то, что развод приобрел массовый характер, существует противоречие между этим фактом и тем, что в обществе не сформированы социальные нормы и стереотипы взаимодействия бывших супругов в нормальном общении и воспитании детей.

     В настоящее время предметом анализа  стали две позиции, связанные  с социальным результатом и последствиями  развода. Очевидно, что развод - это  не патология семейных отношений, и  он может играть положительную роль в случаях, если предотвращает деструктивные процессы между двумя людьми и способствует нормализации самочувствия и самооценки бывших супругов. В конфликтных семьях больше всего страдают дети. Дети в таких семьях чувствуют себя намного хуже и тяжелее переносят стрессовые ситуации, чем дети из разведенных семей. Несчастливые браки отрицательно влияют на эмоциональную жизнь членов семей, поэтому развод можно считать благом для таких браков. С другой стороны, несомненно, что развод наносит вред членам семьи, обществу, психологическая травма от него занимает второе место после утраты умершего близкого родственника, ударяет по имиджу семьи и ее социальной ценности. Разведенные супруги чувствуют себя людьми второго сорта, но гораздо тяжелее переносят развод дети, которые испытывают глубокий психологический дискомфорт. У большинства же детей развод приводит к снижению их самооценки. Наблюдается ухудшение психологического климата и в устойчивых семьях. Резкое увеличение стрессовых ситуаций (отсутствие средств к нормальному существованию, угроза безработицы, неполноценное питание, рост цен на продукты питания, товары, услуги) сказывается в первую очередь на детях. Беспризорность как общественное явление тесно связана с тяжелой экономической ситуацией в стране и обостряющимся демографическим кризисом. Таким образом, социально-экономические преобразования, происходящие в нашей стране, изменили духовный мир личности, ее ценностные ориентиры. Нестабильность, разрушение привычных устоев, социальная дифференциация привели к усилению конфликтности, разобщенности, нередко униженности отдельного человека. Безусловно, в первую очередь это губительно сказалось на подрастающем поколении - наименее приспособленной к жизни и наименее защищенной части общества. В таких условиях создаются опасные предпосылки для формирования отклоняющегося поведения детей, которое имеет многообразие причин возникновения (от генетических до социальных факторов) и многообразие форм проявлений (от незначительных проступков до стойких правонарушений), что, в свою очередь, ведет к деградации общества в целом. Как представляется, именно это можно считать основным последствием разводов.

     Первыми к решению проблемы антиномичного  характера разводов приблизились западные исследователи. К. Аронс22 решение проблемы видит в социальном принятии понятия «благополучный развод», в котором разведенные родители продолжают сохранять отношения друг с другом и с детьми. Такой развод ведет к созданию «бинуклеарной семьи», где разведенные родители создают свои домашние хозяйства, но продолжают быть в союзе в целях взаимодействия с детьми. Данный подход находит широкий отклик в общественном мнении. Характерно, что уровень разводов в США не ниже чем в России, однако благодаря женскому движению, высокой социальной ценности семьи на государственном уровне, культуре семейных отношений развод имеет качественно иную сторону. Дети и сами супруги в таких семьях страдают гораздо меньше от последствий развода. «Благополучный развод» в развитом мире реализуется через создание института семейного посредничества, основной задачей которого является предотвращение семейных конфликтов и помощь в разрешении назревающих или возникших разногласий. Формируя общую семейную культуру и культуру развода, институт семейного посредничества снижает деструктивное психофизиологическое влияние развода на членов семьи, в первую очередь на детей, и приводит к снижению и стагнации общего уровня разводов. Так, в США развод чаше всего - это продолжение общения, соучастие в воспитании детей и взаимопомощь. Программы реабилитации и профилактики супружеских и семейных отношений для конфликтных, разводящихся пар могут способствовать урегулированию семейных отношения или привести к «благополучному разводу» и в России.

     Восстановление  духовных  основ  жизни   сегодня  -  это  проблема  и  семьи,  и общества в целом; семья не в  состоянии преодолеть тот духовный вакуум, который переживает Россия. Государство не имеет четко определенной цели, концепции безопасности, национальной идеи. Стихию дикого рынка, насаждаемого сверху, разрушающего и экономику, и мораль, нельзя принять в качестве национальной идеи. Бесспорно, духовный характер русской цивилизации восходит к православию, которое всегда было неотделимо от государства. Органическая слитность церкви и государства вплоть до 1917 г. - это ключ к пониманию особенностей развития русского менталитета. Игнорирование этой реалии будет неизбежно препятствовать выходу из духовного кризиса. Сближение церкви и государства должно проявляться в восстановлении тех социально-нравственных, духовных приоритетов, которые изначально выделяли среди других русскую цивилизацию. Среди них отношение к человеку как высшему творению Божию, ничем не заменимой самоценности, отношение к семье как важнейшей социокультурной ячейке общества, придание высокого нравственного статуса таким категориям, как совесть, честность, трудолюбие, доброта, милосердие и т.п.

     Формирование  этих качеств немыслимо без самого непосредственного участия семьи. Глубоко был прав А.И. Ильин, говоря: «Мир не только строится в детской, но и разрушается из нее; здесь прокладываются не только пути спасения, но и пути погибели»23. Возрождение столь дефицитных чувств уважения и любви (не в смысле юношеского увлечения, а как определенного способа отношений людей) может начаться в той же детской. Но если человек в детстве не испытал любви к отцу, матери, братьям, сестрам, если не имел счастья слушать бабушкины и дедушкины сказки, то и в отношении к другим людям любовь его редко поднимется выше биологического инстинкта, а дружеское расположение - выше меркантильных интересов. Не потому ли меркантилизм и делячество стали сегодня приметой нашего времени.

     Однако, несмотря на это, в целом народ  не утратил свойственные ему черты  национального характера. Рыночные отношения не смогли окончательно вытравить внутреннюю потребность в вере, в обретении духовного смысла жизни. Напротив, отказ от коммунистической идеологии, кризис атеизма резко активизировали в обществе поиск иных духовных опор и ориентиров. Декларируемая свобода совести и конфессиональный плюрализм выявили растущий интерес россиян к православию с его духовными и социальными ценностями. В то же время стало множиться число иных конфессиональных организаций: религиозно-мистических, теософских, эзотерических школ, сект, собраний. Многие из них учитывают оскудение духовного опыта современной семьи, спекулируя на нерешенных ее проблемах, пытаются использовать модель семейных отношений как органически присущую человеку форму организации личной жизни. Они подменяют уникальные отношения в семье своими правилами и нормами. Подчинение авторитету отца в семье заменяется слепым и неукоснительным подчинением так называемому духовному отцу - гуру (учителю), главе секты. Фактически такие секты под флагом заботы о духовном состоянии человека лишают его всей полноты бытия, которая связана с христианской идеей и может реализоваться в православной семье.

Информация о работе Исследование причин, последствий и тенденции разводимости в России