Исследование феномена маргинальной личности учеными Чикагской школы социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2011 в 07:58, контрольная работа

Описание работы

1.КОНЦЕПЦИЯ МАРГИНАЛЬНОСТИ В РАМКАХ ИССЛЕДОВАНИЙ ЧИКАГСКОЙ ШКОЛЫ СОЦИОЛОГИИ
1.1 Основные представители и изучаемые ими проблемы.
1.2 Понятие маргинальности.
2.ОТРАЖЕНИЕ ТЕОРИИ МАРГИНАЛЬНОСТИ В РАБОТАХ АМЕРИКАНСКИХ СОЦИОЛОГОВ
2.1 Проблемы адаптации в исследовании Ф. Знанецкого и У. Томаса «Польский крестьянин в Европе и Америке».
2.2 Луис Вирт и его основные работы

Файлы: 1 файл

основная часть.docx

— 46.66 Кб (Скачать файл)

  Таким образом, маргинальная личность, по Парку, воплощает в себе новый тип  культурных взаимоотношений, которые  складываются на новом уровне цивилизации  в результате глобальных этносоциальных процессов. «Маргинальный человек – это тип личности, который проявляется в то время и в том месте, где из конфликта рас и культур начинают появляться новые сообщества, народы, культуры. Судьба обрекает этих людей на существование в двух мирах одновременно; вынуждает их принять в отношении обоих миров роль космополита и чужака. Такой человек неизбежно становится (в сравнении с непосредственно окружающей его культурной средой) индивидом с более широким горизонтом, более утонченным интеллигентом, с более независимыми и рациональными взглядами. Маргинальный человек всегда более цивилизованное существо»

  Последователь Р. Парка Э. Стоунквист в своей работе «Маргинальный человек» осуществил анализ маргинального человека с социально-психологических позиций. Прежде всего автор весьма значительное внимание уделяет ситуации относительной культурной стабильности, где нет места маргинальным явлениям. Делается это, вероятно, для того, чтобы уловить самые начальные признаки возникновения маргинальности. Когда человек оказывается носителем и той и другой культуры, то столкновение, конфликт происходит и в его сознании. Кроме того, возникает конфронтация и конфликт между двумя группами – представителями этих двух разных культур. Человек же стремится занять определенную позицию в конфликтной ситуации. Тогда личность, принадлежащая частично к одной, а частично к другой социальной группе, попадает в  психологически безвыходное положение: по системе ценностей, мировоззрению она, в основном, принадлежит к одной группе (как правило, господствующей, белой, т.е. к европейцам), а по расе, по происхождению и кровнородственным связями к подчиненной, цветной туземной группе. Самосознание такой личности не имеет целостности, оно болезненно раздвоено. Стоунквист пристальное внимание уделяет метисам, потому что они, по его мнению, являются наиболее характерными  образцами проявления маргинальности. Социолог выделяет общие черты маргинального человека:

  • повышенные чувствительность и самосознание;
  • обостренное чувство расы и своей расовой принадлежности;
  • двойственная, неустойчивая, колеблющаяся идентификация;
  • болезненное состояние духа;
  • общий комплекс неполноценности и различные компенсаторные механизмы.

    Все это ведет к различным  формам душевного расстройства  и к девиантному поведению. 

  В отличие от Парка, рассматривавшего маргинальную личность как человека на рубеже двух культур и двух обществ, который никогда не будет принят в новое общество, оставаясь в  нем личностью с расщепленным сознанием и расстроенной психикой, Стоунквист считал, что процесс адаптации может привести к формированию личности с новыми свойствами и занимает около 20 лет. Стоунквист выделял три фазы эволюции «маргинального человека»:

  1) индивид не осознает, что его  собственная жизнь охвачена культурным  конфликтом, он лишь «впитывает»  господствующую культуру;

  2) конфликт переживается осознанно  – именно на этой стадии  индивид становится «маргиналом»;

   3) успешные и безуспешные поиски  приспособления к ситуации конфликта.

  Другой  американский исследователь – М. Голдберг, считая, что Р. Парк и Э. Стоунквист дают слишком широкое определение маргинальной личности, предложил свою квалификацию понятия. Он писал, что в ряде случаев личность можно не считать маргинальной, несмотря на то, что она принадлежит одновременно двум культурам, и что она находится в двойственном социальном положении. Личность является маргинальной в следующих случаях:

1) если  индивид существует на границе  двух культур от рождения;

2) если  он разделяет свое положение  с группой таких же как он индивидов;      3) если эта группа осуществляет институциированную деятельность;

4) если  маргинальная позиция индивида  не приводит к фрустрации и     блокированию его основных ожиданий и потребностей.

  Суживая понятие маргинальной личности, Голдберг вводит понятия «маргинальная территория» и «маргинальная культура». Маргинальная территория – это регион, где две культуры частично перекрываются, и где население заимствует черты обеих культур. Маргинальная культура – синтез элементов двух разных культур. Согласно концепции Голдберга, человек, рожденный на маргинальной территории и воспитанный в маргинальной культуре, сам уже не является маргиналом, поскольку не обнаруживает главных признаков маргинальной личности - болезненной раздвоенности между двумя культурами. Маргинальная культура является для него родной и целостной культурой, какие бы внутренние противоречия она не содержала. Главное то, что она выполняет все функции культуры, обеспечивает индивида нормами, стандартизованными паттернами поведения, определяет его ситуацию как и любая «оперившаяся», традиционная культура. Маргинализация же личности происходит только тогда, когда сформированные первичной группой в раннем детстве понятия и установки вступают в конфликт с ценностями другой культуры.

  Через некоторое время после публикации статьи М. Голдберга на страницах американской социологической литературы появилось понятие «маргинальная ситуация». По определению его автора, А. Антоновского, сущность маргинальной ситуации заключается в следующих положениях и процессах:

  1) две культуры претерпевают длительное  взаимодействие;

   2) одна из них является доминирующей, ее представители обладают силой,  престижем и не подвержены  маргинализации;

  3) представители подчиненной культуры  имеют свободный доступ в господствующую  культуру;

   4) образ жизни и образ мысли  представителей контактирующих  культур малосовместимы;

  5) члены маргинальной группы, приобщаясь  к господствующей культуре, надеются  на поощрение со стороны ее  представителей, хотят быть приняты  в их среду как равные;

  6) барьеры между двумя культурными  группами не исчезают из-за  дискриминации, с одной стороны,  и факторов удерживания в прежних  социально-культурных рамках, с другой  стороны; 

  7) конфликт, продолжаясь из поколения  в поколение, усиливает и закрепляет  маргинальную ситуацию [4,р.57.].

  Маргинальная  ситуация не возникает, по мнению Антоновского, если: а) взаимодействие культур происходит между относительно независимыми друг от друга представителями этих культур; б) этнические границы остаются, преимущественно, прежними; в) ассимиляция одной культуры другой происходит быстро и полностью.

  Всех  социологов, взгляды которых были изложены выше, можно объединить в  одну группу на основе их определения  маргинальности, ее причин и сущности. Все они сходятся в том, что предметом рассмотрения является результат столкновения двух различных рас и их культур.

  Вместе  с тем, другие исследователи пытались взглянуть на проблему шире, определить маргинальность и ее причины не столь однозначно. К их числу относится Д. Головенский, который считал, что культура – явление сложное и неоднозначное, имеющее немало своих внутренних конфликтов, противоречивых элементов, сталкивающихся в сознании личности. Особенно ярко это проявляется в американской культуре, поскольку она является результатом слияния и взаимовлияния множества элементов самого разного и весьма отдаленного происхождения. Этот фактор накладывается на современную социальную жизнь. Все это проявляется во внутриличностном столкновении противоречивых устремлений, страстей, ценностей и целей. Маргинальная личность не обязательно является порождением исключительно двух отдаленных культур, она может быть результатом одной сложной культуры. Д. Головенский обращал внимание на особое значение социальных факторов как источника общественного противостояния и, соответственно, внутриличностного разлада и напряжения. Нередко личность оказывается не на рубеже культур, а на рубеже социальных сил. Социальное неравенство и социальные конфликты, по мнению Д. Головенского, должны рассматриваться как отдельный, самостоятельный фактор порождения маргинальной ситуации и маргинальной личности – личности, в данном случае, принадлежащей двум разным социальным группам, имеющим разные ценности, цели, уровни жизни [6,р.333-339.].

  Американские  социологи Алан С. Керкхофф и Томас МакКормик затронули вопрос о взаимосвязи между статусом маргинальной личности и ее личностными характеристиками [7,р.48-55.]. Проанализировав понятие маргинальности в работах своих предшественников, эти авторы пришли к выводу о необходимости переформулировки обсуждаемых терминов. За основу они предлагали взять позицию Чайлда, который указывал на необходимость рассмотрения не только социального положения, статуса индивида и его личностно-психологической характеристики, но и наборы его социальных аттитюдов. Степень маргинальности, по Чайлду, зависит от трех факторов: 1) реального социального положения; 2) социальных установок, отношения к ситуации; 3) психологических личностных характеристик.

  А. Керкхофф и Т. МакКормик высказали предположение, что «в любой маргинальной ситуации доминантная группа определяет «правильную» позицию для подчиненной группы» [7,р.50.]. Это значит, что жизненное и психологическое благополучие подчиненной группы обеспечивается в той мере, в какой психологические и поведенческие установки этой группы не противоречат установкам и интересам доминантной группы.

  Кроме того, авторы дают свое определение  маргинальной личности: «По существу, маргинальный человек, как здесь определено, тот, кто использует группу, членом которой он не является, как референтную группу, группу, в которую он стремится быть принятым и в которой хочет утвердиться» [7].  С другой стороны, указывают авторы, маргинальный человек может быть еще рассмотрен как тот, чья социализация не подготовила его играть роль в социальной сфере в соответствии с реальным положением в ней. Существуют силы и обстоятельства, препятствующие вхождению индивида в референтную для него группу. При таком положении роль индивида в различных жизненных ситуациях будет предполагать постоянный выбор той или иной позиции в зависимости от особенностей отношения к нему тех или иных людей в тех или иных случаях, поэтому он будет страдать от неопределенности, амбивалентности, склонности видеть дискриминацию и отвержение даже там, где их нет.

  Сила  внутренней психологической маргинальности зависит, по мнению А.Керкхоффа и      Т. МакКормика, от двух факторов: от степени стремления и идентификации, с одной стороны, и от степени неприятия, отторжения, с другой. Причем между ними нет прямой зависимости.

  В целом, психология маргинальности складывается в результате влияния трех факторов: 1) маргинальный статус; 2) социальные установки, идентификация; 3) отношение референтной группы. Керкхофф анализирует также разные степени проницаемости барьера между индивидом и группой, в которую он стремится, и соотносит этот показатель с уровнем психологической маргинализации в разных случаях. В связи с этим, исследователь выделяет шесть позиций. Главные же заключаются в следующем: 1) все маргинальные статусы лежат между двумя группами на различных уровнях престижа в обществе; 2) наиболее престижная группа классифицирует такие маргинальные статусы либо как принадлежащие низшим престижным группам, либо промежуточной по престижу группе; 3) практически нет барьера между индивидом и низшей по престижу группой. Вместе с тем, Керкхофф указывает, что «использование этой формулировки не отрицает факта, что многие личностные проблемы, вызванные маргинальным статусом, возникают из связей индивида с низшей по престижу группой» [7,р.54.].

  Таким образом, в американской социологической  литературе утвердилось понимание  маргинальной личности как личности, испытывающей чувство внутренней раздвоенности, которая возникла в результате причастности к двум или более противоречащим друг другу реалиям и вызванный  этим пограничным состоянием комплекс социально-психологических последствий: дисгармонию, потерю самоидентификации.

                                                  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.ОТРАЖЕНИЕ ТЕОРИИ МАРГИНАЛЬНОСТИ В РАБОТАХ АМЕРИКАНСКИХ СОЦИОЛОГОВ

2.1 Проблемы адаптации в исследовании  Ф. Знанецкого и У. Томаса «Польский крестьянин в Европе и Америке».

 Эмпирические  социологические исследования диктовались  общественными потребностями. Большое  место в них занимают проблемы  социализации различных социальных  групп, адаптация к новым для  людей социальным и культурным  условиям. В этом плане наибольшее  влияние на разработку социологии  в США оказало вышедшее в  1918 г. двухтомное исследование  Ф. Знанецкого и У. Томаса «Польский крестьянин в Европе и Америке», где рассматривались проблемы адаптации эмигрантов к условиям США. В этой работе были вычленены основные принципы методологии и методики конкретно-социологических исследований.

Уильям  Исаак Томас (1863-1947). В 1895 г. У. И. Томас  стал сотрудником Чикагского отделения  социологии, где в 1896 г. написал свою диссертацию. Благодаря тому, что  Томас подчеркивал необходимость  проведения научных исследований по социологическим вопросам ,его влияние на социологию не ослабевало долгое время. Хотя он много лет защищал эту позицию, главное его слово прозвучало в 1918 г., когда была опубликована книга «Польский крестьянин в Европе и Америке», соавтором Томаса по которой стал Флориан Знанецкий. Эта книга стала результатом восьмилетнего исследования, проводившегося в Европе и Соединенных Штатах и явилась, прежде всего, анализом социальной дезорганизации среди польских переселенцев. Сами данные вскоре потеряли свое значение, однако в первую очередь была важна методология. Она включала разнообразные источники, в том числе автобиографический материал, выписки об оплате, письма родственникам, газетные подшивки, официальные документы и деловую корреспонденцию. Хотя «Польский крестьянин» был, главным образом, макросоциологическим исследованием социальных институтов, по мере продвижения в своей профессии Томас стал тяготеть к микроподходу, социально-психологической ориентации. Пятитомная работа Уильмана Томаса и Флориана Знанецкого, посвященная изучению положению польских иммигрантов крестьянского происхождения в условиях американской цивилизации.

Информация о работе Исследование феномена маргинальной личности учеными Чикагской школы социологии