История шиитских паломнических центров в Ираке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2009 в 10:15, Не определен

Описание работы

Значение шиитских центров в наши дни

Файлы: 1 файл

Шиизм.doc

— 119.50 Кб (Скачать файл)

      В соответствии с этим в догматике  шиизма сложилось представление о святых имамах. Суть учения в том, что предводителем правоверных может быть лишь имам из числа потомков Пророка, точнее – из числа алидов. Такие имамы рассматриваются как единственно законные и полномочные представители Аллаха на земле. В соответствии с шиитской доктриной имамат представляет собой милость Божью, своего рода продолжение пророчества. Имамат существует только в силу “божественного установления”, которое передаётся устами Пророка или предшествующего имама. Признание божественной природы имамата обуславливает веру шиитов в непогрешимость имамов, в авторитет их учительства и необходимость безоговорочнлого им повиновения. В религиозно-философской трактовке имамат предстаёт как важнейшая космическая сила, как эманация предвечного божественного света. Первым его носителем был прочеловек Адам, от него божественный свет перешёл к избранным Богом его потомкам – пророкам, отразился на деде пророка Мухаммада – Абд аль-Мутталибе, затем божественный световой поток разделился на две части и отразился на Абдалле, отце Пророка, ина Абу Талибе, брате Абдаллы и отце Али. После Али божественный свет отражался из поколения в поколение на имамах, потомках Али. Будучи носителями божественной манифестации, шиитские имамы представляются как исполнители предписаний Аллаха, высшие и неприкасаемые авторитеты в делах веры и мирской жизни. Шииты умеренного направления проповедуют веру в “имама данного времени”, без которого невозможно спасение души мусульманина. Наставления и предписания “имама данного времени” должны восприниматься безоговорочно как истина в последней инстанции, поскольку он является носителем сокрального знания, ему ведом скрытый смысл Корана и тайная суть событий человеческой истории вплоть до Судного дня.

      Сторонники  “крайнего” шиизма в своём большинстве проповедовали идею обожествления Али и представителей его рода. Мусульманские теологи и ересиографы различали три формы обожествления людей: зухур (“проявление”) – отражение божественной силы в человеке; иттихад (“единение”) – соединение божественного и человеческого начала в одной душе и хулуль (“воплощение”) – инкарнация божества в человеке, человеческая природа которого при этом изменяется в божественную. Если мнения богословов относительно зухур расходились, то вторая и третья формы обожествления отвергались. В тоже время некоторые шииты ревностно защищали “божественную сущность” имамата и представление об абсолютной непогрешимости и сверхъестественных знаниях его носителей.

         Обычно шииты насчитывают всего  двенадцать святых имамов, должность и благодать котрорых передавались по наследству от Али через Хасана, Хусейна, их детей и внуков, вплоть до некоего Мухаммада бен аль-Хасан, который в возрасте подростка в IX в. якобы исчез в пещере под Самаррой в Ираке.

        В шиитском исламе широкое распространение получили мессианские идеи. Учение о Махди (араб.  руководимый, ведомый Аллахом) – мусульманском мессии, провозвестнике близкого конца света, слилось в шиизме с верой в возвращение “скрытого”(ал-Ка`им) имама, который вернёт попранные права богоизбранному роду Али и восстановит на земле справедливость. В период ожидания Махди посредническую роль между “скрытым” имамом и общиной берут на себя шиитские религиозные авторитеты. Опираясь на эту легитимистско - эманационную концепцию высшей власти, шииты добавили к сунитским "столпам" религии и догмат об имамате. Теоретически его обосновал Джафар ас-Садик (700-765), который считается шестым имамом. Кроме шиитов, признающих законными 12 имамов (их поэтому называют "двунадесятниками", "дюжинниками" - арабское "иснаашарий"), есть семеричники, которые признают семь имамов, а также много других шиитских сект (исмалииты, зайдиты). 

              Идейные вожди шиитов. 

      Как и все гонимые сектанты, шиты со временем сплачивались вокруг своих  духовных вождей, считая их слово конечной инстанцией. Это привело к резкому возвеличению статуса шиитских улемов по сравнению с суннитскими. Претендуя на право вещать голосом скрытого имама, шиитские улемы и наиболее почитаемые из них – муджтахиды, обладавшие авторитетом знания, набожности и благочестия, становились подчас подлинными вождями, затмевая своим влиянием политическую администрацию. Авторитет такого руководителя не умаляется тем, что он не всегда заметен снаружи. Практика такийи даже увеличивала авторитет того духовног вождя, кто был истинным, хотя и незаметным наставником и обладал, как полагалось, частицей благодати скрытого имама. Это обстоятельство нашло отражение в шиитском шариате: в отличие от четырёх мазхабов суннитского толка шииты выработали собственные приёмы толкования исламского права, причём особое внимание они уделяли малораспространённому у суннитов методу рая (иджтихада), то есть индивидуальному толкованию авторитетного муджтахида.

      Важным  элементом организационной структуры  шиитов были алиды. Причастные к клану пророка, все они обычно воспринимались как представители особого сословия, осенённого высшей благодатью и потому заслужившего специальные права и привилегии. Представители этого сословия, сейиды, выделялись даже внешне (они носили одежду преимущественно зелёного цвета – цвет пророка – и чёрные тюрбаны) и обладали большим престижем. Далеко не все сейиды были духовными вождями и знатоками ислама, но все политические авантюристы и амбициозные предводители шиитов всегда стремились опереться на их авторитет, а то и просто примкнуть к их сословию, доказав своё отдалённое (подлинное или мнимое) родство с алидами. И это имело свой смысл: престиж и влияние каждого, кто был причастен к алидам, во много раз возрастали в глазах шиитов, что имело большое значение для достижения конечной цели, вплоть до создания новых государств на развалинах дряхлевшего Халифата.  

             Ашура – декада траура 

Начало  нового года по лунной хиджре шииты  отмечают не как праздник радости  и надежд, а как дни скорби по имамам Али, Хасану, Хусейну, другим "мученникам за веру". Конкретно это связано с десятидневной осадой суннитами окруженного отряда Хусейна и его гибелью. С тех пор ежегодно в первую декаду года шииты поминают убиенного имама, а заодно и других шахидов (павших за веру). Это и есть ашура - декада траура (от арабского "ашара" - десять). Как и все остальные даты лунного календаря, она наступает каждый год на 10 - 11 дней раньше, чем в предыдущем году, если определять ее по григорианскому (солнечному) летоисчислению. В обрядах ашуры развились мистические, эмоциональные, экстатические черты. Рассказы об убийстве Хусейна обросли легендарными подробностям, стали сюжетами стихотворных повествований и театрализованных представлений. В "шиитских" странах - Ираке, Иране в дни ашуры по улицам городов проходят траурные процессии с черными знаменами. В Иране, где ислам шиитского толка - государственная религия, все дни ашуры - нерабочие и траур по Хусейну отмечается особенно широко. Всюду ощущается атмосфера скорбного экстаза. Радио и телевидение почти все время отводят религиозным передачам. В дни ашуры старики запрещают молодежи улыбаться, не говоря уже о каких либо развлечениях. Ни какие радостные события - дни рождения, свадьбы и т.д. в дни траурной ашуры не празднуют. Следуя обычаям, унаследованным от дедов, некоторые шииты проводят эти дни в непрерывных молитвах и посте. Траурные процессии и мистерии нередко сопровождаются самоистязанием религиозных фанатиков. Одетые в белые халаты, с бритыми головами, они нанося себе удары тяжелыми цепями, острыми саблями и кинжалами, колют тело гвоздями, выкрикивая при этом: <Шах Хусейн, вах, Хусейн!" - "Государь Хусейн, ах, Хусейн!".> По этим восклицаниям, искаженным в русской передаче, самобичевания шиитов иногда называют "шахсей-вахсей". Религиозный экстаз во время "шахсея-вахсея" достигает предела : одежда добровольных мученников становится красной от крови.

Шиитское  духовенство в декаду траура активизирует религиозную пропаганду, усиливает  психологическое воздействие на верующих. Муллы ведут бесконечные  рассказы о страданиях мученников-имамов, призывают верующих обратить все помыслы к Аллаху, Али, Хасану, Хусейну. Нагнетание религиозных страстей среди верующих шиитов имеет особо отрицательные последствия в наши дни. Оно ведет к оживлению старой вражды между приверженцами основных направлений ислама - суннитами и шиитами, которая казалась давно должна стать достоянием истории. 

               История раскола 

      Шиизм возник как религиозно-политическое течение в борьбе за власть между феодальными кланами в мусульманском государстве, созданном Мухаммадом. Истоки её уходили ко времени соперничества двух родов племени курайш: хашим и умаййа. В борьбе за право наследовать власть Мухаммада переплелись политические интересы феодальных группировок с родовыми амбициями семейств из племени курайш. Дело в том, что Пророк не оставил прямых наследников мужского пола. Только Фатима (дочь Пророка) оставила двух внуков.

      Фатима  была женой Али, двоюродного брата  и одного из ближайших сподвижников Пророка. Вскоре после смерти Мухаммада часть его сподвижников (Салман ал-Фариси, Абу Зарр ал-Гифари, ал-Мик-дад и др.) выступила за преемство имама Али. Исходя из близкородственных связей с Мухаммадом и будучи одним из его приближённых, Али мог претендовать на должность халифа, но выбор общины пал на другого сподвижника Пророка – Абу Бакра, который тоже имел веские основания стать духовным и светским главой мусульман,так как он был старше Али, был спутником Мухаммада при Хиджире (указано в Коране/9:40/), участвовал в военных походах и руководил общей молитвой при болезни Пророка, то есть практически был назначен имамом и эмиром, кроме того были и родственные связи: его дочь Аиша была третьей женой Мухаммада. Абу Бакр умер после двух лет правления, но успел назначить своим преемником `Умара. В 644 г. `Умар успер назначить шесть человек, которые должны были решить вопрос о преемнике. Им стал `Усман, при нем усилились усобицы и смуты. Завоёванные области управлялись наместниками, следовательно обладали сравнительно большим экономическим и военным потенцилом, поэтому ужесточилась борьба за власть в халифате. В 656 г. `Усман был убит. Халифат находился в состоя нии внутренней борьбы между сторонниками различных феодальных группировок. В это врем возникла идея законности права Али на престол, так как он являлся одним из ближайших сподвижников Пророка, его кузеном и зятем, кроме того обращалось внимание на его личные качества. Кроме того, утверждают шииты, имеется несколько ахбаров с "ясными указаниями" на особую миссию Али, на то что Мухаммад объявил его имамом после себя, "повелителем верующих". В таком смысле они толкуют высказывание пророка, сделанное им яко бы в Гадир уль-Хумме, после его прощального паломничества в Мекку 18 зу-ль-хиджа: " Кому я глава, тому и Али господин". Эта дата мусульманского календаря стала шиитским праздником – “ид уль – газир”( у шиитов арабов) или “кадир-ком” (у персов).  Али был избран халифом, но его поддержала не вся община. Против выступали два сподвижника Пророка Зубайр и Тальха, а также Аиша (вдова Пророка, свояченница Зубайра /племяннк Хадиджи/) и Муавия (наместник Сирии). Али поддерживали мусульмане Египта, жители Мекки и Медины, мусульмане Ирака. Но Зубайр и Тальха решили добиться своих прав силой оружия, в результате состоялась битва под Басрой, в которой победа была на стороне Али. Но халифат был разделён на двое Сирией (наместник – Муавия), поэтому борьба продолжалась. Сначала военные успехи были на стороне Али, однако он вздумал уладить распрю миром. Это вызвало недовольство самых решительных его сторонников, требовавших продолжения боевых действий. Они покинули лагерь Али под Куфой (Ирак) вместе с несколькими тысячами воинов и бали твёрдо настроены против него. (Так выделилось третье течение – хариджиты (араб. хараджа – выступать) – самая ранняя в исламе религиозно-политическая группировка) Следовательно силы шиитов были ослаблены. Они оказались межди двух огней: с одной стороны Муавия, с другой – хариджиты. В 661г. Али был убит, и власть оказалась в руках Муавии(впоследствии была отменена выборность халифов). Это было торжество племееной знати курайшитов, мекканской партии богатых торговцев и сирийской феодальной группировки. После гибели Али иранские шииты провозгласили главой общины его старшего сына Хасана, но он отрёкся от своих прав за вознаграждение от Муавии и удалился в Медину, где вскоре скончался. Хасан после Али стал вторым “мученником за веру”в шиитском мартирологе. Муавия завещал халифат своему сыну Язиду, но шииты выдвинули кандидатуру младшего сына Али Хусейна (626 – 680гг.). Он откликнулся на их просьбу и выступил с небольшим войском, но был окружён войсками Язида и убит в неравном бою у Кербелы. Он тоже стал “мученником за веру”. Так произошёл самый большойт раскол в исламе, и сформирровался культ мученников у шиитов. Гибель Хусейна положила конец честолюбивым амбициям шиитов в их попытках вернуть власть алидам. Эта смерть означала необходимость коренной внутренней организационной перестройки шиизма, переходившего отныне на положение опозиционной доктрины. Конечно, шииты не отказывались от возможности при случае вновь выйти на политическую арену, что не раз было продемонстрировано ими, будь то Египет при Фатимидах, Йемен или сефевидский Иран. Однако вне этих немногих и обычно кратковременных государственных образований шииты продолжали оставаться гонимым меньшинством, и это определило особенности их организационной структуры.

               Шиизм в Ираке 

Считается, что сближение Шиизм с персидским национализмом произошло довольно рано и одной из причин этого явилась  женитьба сына Али на дочери последнего сасанидского царя. Шиизм умеренного толка установился в Ираке в качестве официальной государственной религии с династии Сефевидов (1502). Вначале власть шахов этой династии, ведших своё происхождение от основателя шиитского суфийского ордена Сефевийя, не оспаривалась духовными лидерами Ирака. Но по мере упадка династии и особенно по отношению к последующим династиям (Каджары и особенно Пехлеви) религиозные лидеры шиитов всё более определённо подчёркивали, что власть шаха – лишь временное правительство, существующее до прихода Махди. Это стало общепризнанным тезисом, нашедшим своё отражение в иранской конституции 1906 г. Шиитскими центрами в Ираке первоначально были Кум и Сабзавар.

Последнее означало, что в случае радикальных  перемен, не соответствующих духу шиитского  ислама, либо обострения политических взаимоотношений в стране позиции духовенства – особенно неофициального, то есть не состоящего на службе, но зато свободного в выражении своих взглядов и к тому же обладающего почти харизматическим авторитетом, - могут оказаться резко антиправительственными. Такая ситуация, практически незнакомая суннитскому исламу, не раз возникала в шиитском Ираке, причём в особенно острой форме – в XX в., в периоды попыток реформ. Сопротивление этим реформам, в которых шиитские лидеры всегда видели угрозу упадка веры, ослабления сложившихся религиозных норм, а также своего влияния, обычно вело к резкому росту религиозно-политической активности улемов и муджтахидов. Наиболее заметные из числа, чьи знания, набожность и авторитет создавали им исключительное положение, приобретали право на почётное наименование аятоллы (знамение Аллаха). Пользуясь огромной поддержкой религиозно активного населения, они поднимали знамя священной борьбы против тех или иных нововведений, против упадка веры и иноземных влияний. Такие заметные на политической сцене Ирака XX в. аятоллы, как Кашани, Боруджери, Хомейни, были способны поднять под этим знаменем народ, что и привело, как известно, к свержению власти шаха.  
 
 
 
 
 
 

                Течения шиизма 

      Шиизм не остался единым, внутри него возникли различные течения. Основная часть  шиитов, наиболее многочисленная в наши дни, принадлежит к числу так называемых имамитов, то есть тех, кто почитает всехдвенадцать имамов, включая скрытого. Предпосылки для зарождения множества течений и ветвей шиизма, а также образования различных догматических школ и сект содержались в раннем шиитском движении (вторая половина VII – начало VIII вв.) С одной стороны, они обуславливались неудачей внутреннего курса самого Али, спровоцировавшего споры в стане своих сторонников, а также отсутствием единства внутри самого рода Али. С другой стороны, раннешиитское движение не обладало собственным идейным источником (роль которого впоследствии стал играть сборник изречений халифа Али “Путь красноречия” и труды создателей шиитской догматики) и опиралось Коран. Единый принцип передачи духовной власти преемникам Али – имамам (араб. руководители общины) изначально не был установлен, что создавало сложные, порой неразрешимые проблемы при определении законного претендента. После кончины каждого шиитского имама возникали разногласия о преемнике, и каждая алидская ветвь отстаивала интересы своего ставленника.

Информация о работе История шиитских паломнических центров в Ираке