Психологические особенности материнской и отцовской любви

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 01:03, реферат

Описание работы

Родительство (материнство и отцовство) является базовым жизненным предназначением, важным состоянием и значительной социально-психологической функцией каждого человека. Качество этих проявлений, их социально-психологические и педагогические последствия имеют непреходящее значение. То, от чего оно зависит и как можно вмешиваться в процесс формирования родительства, на наш взгляд, представляет собой значимую социально-психологическую проблему. Характер родительства отражается на качестве потомства, обеспечивает личное счастье человека и его бессмертие. Можно утверждать, что будущее общества — это сегодняшнее состояние родительства.

Содержание работы

Введение……………………………………………………..…………………..........

1. Теоретические подходы к пониманию психологической сущности феномена родительства........................................................................…………………........….
2. Психологические особенности отцовской любви..................................................
3. Психологические особенности материнской любви …………………………….
4. Различие материнской и отцовской любви............................................................
Заключение……………………………………………….…………………...............
Список использованной литературы……………………… …………………..........

Файлы: 1 файл

Психологические особенности.doc

— 69.00 Кб (Скачать файл)

Это и культ матери, выражающийся в формуле “Родина  – мать”, генетически, сознательно  и бессознательно присутствующий у  русских людей. И то, что мать опекает  сына значительно сильнее, чем дочь; любит сына материнской безусловной  любовью и тогда, когда он совершает хорошие поступки, и тогда, когда он оказывается не на высоте. Третья причина заключается в том, что в России мужчин всегда меньше, чем женщин, и рождению мальчика радуются больше.

Что же делать матери, чтобы  обойти эту опасность взаимозависимости с сыном, воспитать его сильным, самостоятельным и взрослым?

  • Быть с сыном женщиной-матерью: слабой, женственной, ласковой и любящей. Придерживаться принципа: “Слабая мать – сильный сын”, и, наоборот, “Сильная мать – слабый сын”.
  • Стараться активно привлекать отца (отчима, деда, родственника, друга) к общению с сыном.
  • С началом подросткового возраста (8–9 лет) необходимо постепенно отпускать сына от себя: признавать его интересы, давать больше свободы и самостоятельности. Чаще повторять фразу: “Решать тебе самому. Я могу что-то посоветовать. Но жить тебе, и ты сам должен определиться”.
  • Если мать воспитывает сына одна, без мужа, ей очень важно иметь собственные интересы и привязанности вне дома, жить своей личной жизнью, отдельной от жизни сына.

 

Мать и дочь.

Опасность подавления матерью  своего ребенка существует не только с мальчиками, но и с девочками. Как часто рядом с “яркой”  и “цветущей” мамой мы видим  “невзрачную” и “серенькую” девочку. Подавление дочери может выражаться и в противоположной картине: мать жертвует своей жизнью для дочери, старается во всем ей угодить, а дочь становится капризной и своенравной. В обоих случаях мать делает дочь зависимой от себя. Девочка не может стать счастливой в любви из-за комплекса неполноценности: “Кто меня полюбит, я такая некрасивая” или “У меня никогда ничего не получится”. Или же проявление строптивого характера девушки в отношениях с мужчиной может нарушить гармонию ее личной жизни.

 

Что же делать?

Первое. Отношения с дочерью строить по принципу “золотой середины”: любить, холить, баловать и в то же время ожидать и требовать помощи в семье. Для девочки важно чувствовать себя “маленькой хозяйкой”, что поможет сформировать навыки ведения домашнего хозяйства. Такая девушка будет относиться к домашней работе как необходимой стороне семейной жизни и не будет видеть в ней “домашнюю каторгу”.

Второе. В некоторых семьях встречаются отношения матери и дочери, которые строятся по принципу “подружек”. Хорошо это или плохо (вопрос родителям)? Давайте подумаем и подискутируем вместе.

 

Возможное резюме:

Отношения матери и дочери как двух “подружек” оправданны только в той степени, в какой мать может напрямую транслировать девочке  свой положительный жизненный опыт. Но излишне открытые отношения могут  повредить девочке, если мать подробно рассказывает дочери о своих отношениях с мужем или близким мужчиной.  Мать может в определенной степени программировать будущие отношения дочери с мужчинами, лишая ее возможности построить свою личную жизнь по другим законам, нежели это удалось матери.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Различие  материнской и отцовской любви

Основы материнской  привязанности закладываются вскоре после появления младенца на свет и имеют под собой нейрофизиологические механизмы. Вскоре после родов происходит мощный выброс эндорфинов в кровь матери. Сосание груди младенцем стимулирует высвобождение окситоцина, способствующего сокращению матки, отторжению плаценты и останавливающего послеродовое кровотечение. Но на этих физиологических аспектах функции окситоцина не заканчиваются. Окситоцин ответственен за развитие тесной эмоциональной привязанности матери к ребенку, и некоторые исследователи даже окрестили его химическим проводником любви.           

 В свою очередь, привязанность младенцев к матери формируется в считанные часы после появления на свет и носит избирательный характер. Высокая скорость развития привязанности объясняется контактами матери и плода, когда тот находится еще в утробе. Неродившийся ребенок слышит голос матери и ощущает ее эмоциональное состояние. Поэтому новорожденный способен узнавать голос матери и отдавать ему предпочтение перед другими женским голосами уже через несколько часов после появления на свет. Буквально через считанные часы после рождения новорожденные могут также узнавать лицо матери и предпочитают его другим лицам. А через несколько недель младенец уже четко различает материнский запах. В короткие сроки происходит синхронизация циклов сна матери и младенца в условиях кормления по первому требованию. Ребенок может сосать материнскую грудь, даже когда мать не пробуждается полностью ото сна.           

 Любовь между матерью и ребенком имеет выраженный адаптивный смысл: природа нашла надежный способ гарантии заботы о медленно развивающемся беспомощном ребенке. Тысячами лет происходил отбор на матерей, обладающих более выраженными нейрофизиологическими механизмами формирования эмоциональных связей мать-ребенок. Отбирались гены, ответственные за материнское поведение. Чем лучше были развиты эти механизмы, тем больше шансов на выживание получали дети. Матери, любящие своих детей, поддерживались отбором.           

 Несмотря на популярные среди феминисток взгляды на отсутствие каких-либо принципиальных врожденных различий между полами, нужно заметить, что природа отцовской любви существенно отличается от материнской. Разумеется. Отцы также любят своих детей, но в основе этого не лежат врожденные нейрофизиологические механизмы, аналогичные материнской любви. Мужчины не вынашивают ребенка в течение 9 месяцев, не рожают его и не кормят грудью. Матери физиологически и психологически находятся в тесной связи с еще не родившимся ребенком и с первых месяцев его жизни оказывают на него ощутимое воздействие (материнский эффект). Формирование привязанности к ребенку у мужчин более длительный и противоречивый процесс.                   

 Уникальность женской любви к ребенку состоит в том, что она частично определяется секрецией гормона прогестерона. Прогестерон даже назвали гормоном родительского инстинкта. Доказано, что прогестерон секретируется в организме женщины при одном взгляде на ребенка. Младенческая схема, запускающая женское родительское поведение имеет гормональную базу. Пухлое тельце, коротенькие ножки и ручки, большая голова и большие глаза – стимулируют мощный выброс прогестерона у женщин. Ничего подобного при контакте с младенцами у мужчин не происходит. Предрасположенность к гормональному ответу на младенческую схему у женщин столь сильна, что механизм этот запускается даже тогда, когда женщина видит котенка, щенка или просто игрушечного мишку. Именно особенностями женского восприятия, связанными с врожденными материнскими инстинктами объясняется тот факт, что многие девушки и молодые женщины приходят в восторг от игрушек с пропорциями младенческого тела, тогда как длинные и тощие игрушки не вызывают у них никакой положительной реакции. У мужчин не вырабатывается прогестерон и им просто непонятны взрывы умиления, которые их избранница, взрослая женщина, исторгает при виде маленькой плюшевой зверушки.           

 Эволюция отцовской любви у человека входит в некоторое противоречие с эволюцией мужских репродуктивных стратегий и отчасти противоречит генетической предрасположенности к большему вкладу в поиск новых партнерш. Эта любовь сопряжена с развитием устойчивых связей между мужчинами и женщинами в процессе человеческой эволюции. Возможно, любить детей мужчины научились, наблюдая за взаимодействиями мать-ребенок. Такая стратегия должна была закрепляться отбором, поскольку рождение беспомощного ребенка и удлинение периодов младенчества и детства вынуждало женщин выбирать партнеров с учетом их отцовских качеств. Избирательность женщин способствовала нарастанию в популяции генов «заботливого отца». Усиление отцовской любви в современном обществе может быть частично связано с некоторой эстрогенизацией мужского населения постиндустриальных стран.           

 Возникает вопрос, откуда взялись гены заботливого отца у мужчин? При одной версии любовь и забота о жене и детях является производной привязанности к братьям, которых можно наблюдать у шимпанзе, и которая была типичной для сообществ австралопитековых. Вместе с тем, любовь к детям у мужчин могла быть производной репродуктивных стратегий: забота о детенышах и подростках у многих видов приматов обеспечивает самцу большую вероятность сексуальных контактов с их матерью. Такая стратегия могла оказаться выигрышной в эволюции гоминин и по мере того, как значимость заботы со стороны мужчины по отношению к женщине и ребенку возрастала, постепенно формировались и генетические основы отцовской любви.            

 Мать – это «олицетворение дома», из которого мы выходим, это наша природа, а отец не ассоциируется с таким «домом». Но отец представляет для малыша другой полюс человеческого существования: мир разума, предметов – творений человеческих рук, мир порядка, дисциплины, путешествий и приключений. Отец – это тот человек, который учит ребенка, указывает ему дорогу в мир. Любовь отца – обусловленная любовь. Его принцип гласит: «Я люблю тебя, потому что ты оправдываешь мои ожидания и выполняешь свой долг, потому что ты такой же как я».            

 В зависящей от многих условий отцовской любви мы находим отрицательные и положительные стороны. Негативным является то, что отцовскую любовь необходимо заслужить и ее можно потерять, если не оправдаешь ожиданий. Отцовская любовь основана на истине, что послушание ребенка – его главное достоинство, а непослушание – главное прегрешение, оборачивающееся потерей любви отца. С другой стороны – это положительный момент, поскольку отцовское чувство зависит от каких-либо условий, то в моей власти, если я постараюсь его заслужить, ведь любовь отца, в отличие от материнской, можно завоевать усилием воли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Материнство, отцовство и родительская любовь, неразделимые понятия, как для детей, так и для взрослых людей. Недолюбленные дети вырастают во взрослых с нездоровой психикой, подорванным здоровьем и искаженным взглядом на жизнь. Любовь к детям самое главное в этой жизни. Тем боле к своим детям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Александрина  Е. В. Денисов А. Г. Коррекция психологического состояния перед родами в условиях акушерского стационара: Сб. трудов ВМА. Т. 53, вып. 4. — Волгоград, 1997.

 

2. Агеев В. С. Атрибуция  ответственности за успех или  неудачу группы в межгрупповом  взаимодействии // Вопросы психологии, 1982. — № 6.

 

3. Акивис Д. С. Отцовская  любовь. - М., 1989.

 

4. Актуальные проблемы  современного детства. — М., 1992.

 

5. Алмазов Б. Н. Особенности  деятельности специалиста по  социальной работе в сфере  социальной реабилитации // Социальная  работа. М., 1992, вып. 1.

 

6. Андреева Г. М. Социальная  психология. — М., 1996.

 

7. Анохин П. К. Эмоции // Психология эмоций: Тексты. — М., 1984.

 

8. Антология социальной  работы. — М., 1995.

 

9. Антонов А. И. Проблемы  методологии и методики исследования  репродуктивного поведения семьи. — М., 1973.

 

10. Антонов А. Российская  семья и потенциал домашней  экономики: кризис социальной  политики. — М., 1983.

 

11. Антонов А. И. Социология  рождаемости. — М, 1980.

 

12. Астапов В. М., Лебединская  О. И., Шапиро Б. Ю. Теоретико-методологи-

 

ческие аспекты подготовки специалистов социально-педагогической сферы для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. — М., 1995.

 

13. Афанасьева Т. М. Семья.  — М., 1985.

 

14. Байярд Д. и Р. Ваш  беспокойный подросток. — М., 1991.

 

15. Баландина Л. Л. Психологические особенности межличностных отношений и индивидуальные характеристики младших школьников из многодетных семей // Сборник научных трудов: Психологическое сопровождение личности в педагогическом процессе, ч. 2. - Курган, 2002.

 

16. Бассин Ф. В., Бурлакова  М. К., Волков В. Н. Проблема  психологической защиты // Психологический  журнал, 1988. — № 3.

 

17. Батуев А. С. Психофизиологическая  природа доминанты материнства  // Психология сегодня. Ежегодник  Рос. психол. об-ва. Т. 2, вып. 4, 1996.

 

18. Берн Ш. Тендерная  психология. — СПб., 2001.

 

19. Берн Э. Игры, в которые  играют люди. Люди, которые играют  в игры. - М., 1990.

 

20. Берне Р. Развитие  «Я-концепции» и воспитание. —  М., 1986.


 

 

 


Информация о работе Психологические особенности материнской и отцовской любви