Психологическая коррекция тревожности детей 5-7 лет средствами семейного консультирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2011 в 16:41, дипломная работа

Описание работы

Цель нашего исследования: снижение уровня тревожности у детей 5-7 лет в ходе семейного консультирования пары (диады) мать – ребенок.

Объектом исследования является стили родительского отношения к детям с высоким уровнем тревожности.

Предмет исследования – методы семейного консультирования, направленные на снижение уровня тревожности у детей 5-7 лет.

Гипотеза: методы семейного консультирования будут способствовать снижению уровня тревожности у детей 5-7 лет и повышению стиля «кооперация» в детско-родительских отношениях.

Задачи исследования:

1.проанализировать психологическую литературу по данной теме;
2.выявить уровень тревожности у детей 5-7 лет;
3.исследовать детско-родительские отношения в семьях детей с высоким уровнем тревожности;
4.провести психо-коррекционные мероприятия по снижению уровня тревожности, средствами семейного консультирования.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………... 3
Глава I Теоретический анализ психологической литературы по проблеме тревожности……………………………………………………
6
1.1 Исследование проблем тревожности в зарубежной психологии …………………………………………...……………
6
1.2 Исследование проблем тревожности в отечественной психологии ……………………………..………………………….
14
1.3 Психологические исследования, посвященные детской тревожности ….…………………………………………………...
19
Выводы……………………………………………………….…………… 27
Глава II Экспериментальная работа по диагностике и коррекции тревожности у детей 5-7лет …………………….……………………….
28
2.1 Организация и методы исследования …..…………………... 28
2.2 Анализ результатов психологических методик …….……… 32
2.3 Анализ консультативной работы ….………………………... 42
2.4 Анализ результатов повторной диагностики ..……………... 52
Заключение..……………………………………………………………… 59
Выводы…..……………………………………………………………….. 61
Литература…………………………..……………………………………. 62

Файлы: 1 файл

Диплом Кирилловой.doc

— 621.50 Кб (Скачать файл)

      На  четвертой встрече паре были даны комплект пуговиц и следующее задание: придумать обозначения для каждой пуговицы, затем выстроить с их помощью распорядок дня ребенка. Анализируя ход сессии, можно предположить, что в семье нарушена иерархия - девочка триангулирована в отношения родителей, а это так же было выявлено при диагностики. В отношениях мамы и Арины очень много напряжения, что было ощутимо во время сессии, когда энергия сильно падала. На психолога можно безопасно скидывать энергию, в связи с чем и была предпринята попытка втянуть его в игру. Домашнее задание было дано в русле проведенной встречи – каждый вечер выстраивать режим дня с помощью пуговиц и проводить обсуждение.

      В конце работы выяснилось, что девочке по-прежнему уделяется не достаточное количество внимания и времени, о чем Арина и сообщила на встрече. Мама же снова проявила свою авторитарность («Вы без меня никто ничего»).  Следует заметить, что по сравнению с началом работы с парой, мама стала больше времени проводить с дочерью. Арина по прежнему втянута в отношения родителей, и на нее уходит все напряжение, которое есть между ними. Девочке не хватает папиного участия в ее жизни.

      2 пара: Владимир и  мама в начале работы показали следующую картину - мама соответствовала правилам, а сын подстраивался под нее.  На 1 встрече было дано задание – играть вместе маме и ребенку в игру, которую предложит Владимир. Было ощутимо напряжение в паре, в связи с чем не хватало энергии во время игры. Выявленная особенность позволила дать данной пары следующее домашнее задание – играть вместе каждый день в течение 20 минут в то, что предложит ребенок.

      Вторая  встреча началась с обсуждения домашнего  задания - выяснилось, что играли мама и Владимир каждый день, а пропустив однажды время игры, на следующий день восполнили. На этом занятии был предложен совместный вид деятельности – рисовать и маме и ребенку на одном листе, не разговаривая (Приложение 2, стр. 67). И были выявлены следующие особенности взаимодействия:  мама соответствовала правилам. Так же можно предположить, что у папы с сыном коалиция, что кроме сессии, так же видно из диагностики. Здесь следует упомянуть о высоких баллах в шкале «отвержение» при маминых ответах на опросник., в связи с чем и было дано домашнее задание на совместную деятельность.

      Обсуждая  домашнее задание на третьей встрече  пара рассказала, что делали вместе деревья из бисера для школы, так  же утром вместе делали зарядку. На этой сессии диада рисовала свою семью в виде дома. Это было два отдельных процесса – мамин и Владимира. Затем была устроена выставка рисунков и проведено обсуждение. Сравнительный анализ показал, что у мамы размытые границы семьи, а в глазах ребенка социальные функции выполняют такие родственники, как бабушки, дедушки и крестные. В конце сессии было дано домашнее задание – доводить свои дела до конца, что касается так же и обещаний.

      В ходе четвертой встречи при обсуждении домашнего задания, мама рассказала, что ей сложно давалось его выполнение, однако она старалась исполнять свои обещания. На этой сессии паре были даны комплект пуговиц и следующее задание: придумать обозначения для каждой пуговицы, затем выстроить с их помощью распорядок дня ребенка. Были выявлены следующие особенности взаимодействия: мама проявила авторитарность, исправляя обозначения придуманные сыном. Владимир опирался на мамины рекомендации в выполнении задания. Домашнее задание было дано в русле проведенной встречи – каждый вечер выстраивать режим дня с помощью пуговиц и проводить обсуждение.

      В конце работы пара впервые пришла с невыполненным домашнем заданием, объясняя это тем, что уставали и  была очень насыщенная неделя. Однако мама решила выполнять домашние задания  и после окончания встреч. На этой встрече в ходе беседы в диаде мамы и Владимира произошел выплеск негативной энергии, благодаря обсуждению спорного вопроса. Паре было дано следующее задание – нарисовать свою семью в виде животных. В ходе процесса Владимир сказал: «У меня для мамы не хватает места», но затем нарисовал  ее. Мы предполагаем, что это может свидетельствовать о наличие бессознательно негативных чувств к маме. Подводя итоги, были озвучены такие изменения благодаря нашим встречам, как уборка своей комнаты ребенком, более часта игра с детьми, понимание интересов ребенка.

      3 пара: Клавдия и  мама в начале работы оказали сопротивление вмешательству психолога в жизнь семьи (слова мамы: «У нас нет проблем. Хотя нет, конечно, проблемы есть у всех…»). Поведение девочки напоминало переживание кризиса 3х лет, который видимо не был пережит, когда Клавдия жила у бабушки. Девочка не знает, как себя проявить в игре с мамой – с чего начать и во что играть. Ей необходима поддержка и одобрение поступков и действий. Исходя из выше сказанного было дано домашнее задание – играть вместе в течении 20 минут в то, что предложит девочка.

      На  второй встрече при обсуждении домашнего  задания мама рассказала, что они  играли в конкурс красоты. Трудностью, как считает мама, был тот факт, что девочка изначально хотела выиграть. На этом занятии был предложен совместный вид деятельности – рисовать и маме и ребенку на одном листе, не разговаривая (Приложение 2, стр. 68). И были выявлены следующие особенности: девочке тяжело заниматься продолжительное время одним делом – она начинала отвлекается. Так же по-прежнему девочка нуждается в поддержке и одобрении («Ну как, здорово?», «Вам нравится?» и т.д.). Во время встречи мама ярко отреагировала на испачканную краску, что вызвало у Клавдии расстройство и слезы. После чего мама пригрозила уходом домой, если девочка не перестанет обижаться. Клавдии хотелось скорее закончить работу, мама же наоборот не спешила с завершением. Психологом был замечен тот факт, что мама не отпускает девочку, это наблюдалось в ее рассказе о чистке зубов, мытье и прочем. Можно предположить, что для мамы девочка осталось в том возрасте, в котором они стали жить отдельно. Выявленные особенности позволили дать следующее домашнее задание – давать девочке пространство для самостоятельных поступков.

      На  третьей встрече при обсуждении домашнего задания стало ясно, что девочке необходимо было свободное пространство для самостоятельных поступков, так как она с радостью стала выполнять самостоятельные действия. На третьей встрече диада рисовала свою семью в виде дома. Это было два отдельных процесса – мамин и Клавдии. Затем была устроена выставка рисунков и проведено обсуждение. Сравнительный анализ показал, что и Клавдия и мама увидели довольно мало сходств в рисунках, что может говорить о недостаточной идентификации ребенка с мамой. Так же было выявлено, что для девочки очень значима семья подруги, о которой несколько раз было упомянуто в рассказе. Нет психологического контакта с отцом (что так же видно из первичной диагностики). Выявленная особенность позволила дать домашнее задание на совместную деятельность девочки с папой.

      Обсуждая  выполнение домашнего задания в ходе четвертой встречи, мама рассказала, что папа впечатлившись рассказом жены о ходе прошедшей сессии, стал больше времени проводить с дочерью. На этой встрече паре были даны комплект пуговиц и следующее задание: придумать обозначения для каждой пуговицы, затем выстроить с их помощью распорядок дня ребенка. В процессе наблюдалась тревожность мамы, когда Клавдия вела себя не спокойно во время занятий (не хотела что-либо делать, вредничала, обижалась). В течение встречи Клавдия по-прежнему требовала к себе много внимания и одобрения. Домашнее задание было дано в русле проведенной встречи – каждый вечер выстраивать режим дня с помощью пуговиц и проводить обсуждение.

      В конце работы было дано задание – нарисовать свою семью в виде животных. Клавдия совершенно отказалась от самостоятельной деятельности, прося о помощи и подсказках психолога и маму, не смотря на то, что все умела делать сама, по словам мамы. Анализируя сессию и опираясь на рассказ мамы, стало ясно, что для девочки фигура отца стала ближе. Появилось больше совместного времяпрепровождения.

      Из  анализа сессий 4 пары, Нины и ее мамы, было выявлено следующее: маме не хватает психологической устойчивости и поддержки в ее роли, что выражается в отсутствии определенного стиля воспитания, в четком следовании правилам. Возможно, это обусловлено первой сессией, однако из диагностики видна воспитательная неуверенность родителя. Было дано домашнее задание – играть в игры, предложенные ребенком, каждый день в течение 20 минут.

      На  второй встрече при обсуждении домашнего задания, оказалось, что мама не воспринимает игру с ребенком, как выполненное задание, если это происходит не в специально отведенное время и место. На этом занятии был предложен совместный вид деятельности – рисовать и маме и ребенку на одном листе, не разговаривая (Приложение 2, стр. 68). И были выявлены следующие особенности: мама по-прежнему четко следует правилам. Девочке не выделяется достаточное количество обязанностей в семье, в связи с чем было дано домашнее задание - дать Нине больше свободы и пространства для самостоятельной активности.

      На  третьей встрече диада рисовала свою семью в виде дома. Это было два отдельных процесса – мамин  и Аринин. Затем была устроена выставка рисунков и проведено обсуждение. Сравнительный анализ показал, что в восприятии мамы границы семьи размыты, что так же видно из первичной диагностики. Нина видит коалицию мамы с сыном, что заметно из рассказа девочки о цветах (цветки мамы и брата стоят рядом, а цветок девочки поодаль). Во время сессии мама говорила девочке о наказаниях за непослушание, но не исполняла их, в связи с чем было дано домашнее задание – доводить до конца как поощрения, так и наказания.

      На  четвертой встрече при обсуждении доведенных до конца дел выяснилось, что наказания чаще осуществлялись, чем поощрения. На этой сессии паре были даны комплект пуговиц и следующее задание: придумать обозначения для каждой пуговицы, затем выстроить с их помощью распорядок дня ребенка. Анализируя ход сессии, можно сказать, что мама по-прежнему следует правилам. При обозначении пуговиц мама затруднилась ответить на вопрос, какие хорошие дела совершает Нина, возможно это обусловлено гипопротекцией, которая была выявлена в ходе первичной диагностики. Домашнее задание было дано в русле проведенной встречи – каждый вечер выстраивать режим дня с помощью пуговиц и проводить обсуждение.

      На  последней встрече было дано задание  – нарисовать свою семью в виде животных. Нина не сразу нарисовала всех членов семьи, а снова, как и при первичной диагностике, остановилась на прорисованных родителях. Однако в этот раз в итоге были нарисованы все члены семьи. В ходе беседы мама рассказала, что стала чаще играть с дочкой, проводить вместе больше времени.

      5 пара: Серафим и мама. В начале работы с этой парой, наблюдалось следующее: мама не давала сыну свободы в проявлении себя, и возможно для того, чтобы ее получить, ребенок одел на маму наручники. Так же наблюдалось соперничество мамы с сыном, она хотела включить в игру элементы учебы, а Серафим сопротивлялся. Анализируя данную встречу, можно сказать о повышенной чувствительности мальчика к своим неуспехам. А так же можно предположить, что авторитарная гиперсоциализация, которую транслирует мама, вызывает высокий уровень тревожности ребенка. Возможно, мама не видит своего реального сына, а реализуется за его счет. Для данной пары было дано домашнее задание – играть вместе каждый день в течение 20 минут в то, что предложит ребенок.

      На  второй встрече при обсуждении домашнего задания выяснилось, что оно не выполнялось по причине желания ребенка играть именно в конструктор, которого дома нет. На этом занятии был предложен совместный вид деятельности – рисовать и маме и ребенку на одном листе, не разговаривая (Приложение 2, стр. 69). И были выявлены следующие особенности взаимодействия: мама додумывает и договаривает за Серафима, активно вмешивается в беседу психолога с мальчиком. Анализируя сессию, можно предположить, что мама начинает видеть своего сына только, когда у него появляется сильная эмоциональная реакция – слезы. Выявленная особенность позволила дать следующее домашнее задание - не вмешиваясь в процесс, давать свободу действиям и самовыражению мальчика.

      На  третьей встрече диада рисовала свою семью в виде дома. Это было два отдельных процесса – мамин и Серафима. Затем была устроена выставка рисунков и проведено обсуждение. Анализируя ход сессии можно предположить, что свой социальный статус мама привносит в семью. Это выражается в следующем: маме сложно отпускать Серафима, в связи с чем она командует и контролирует, объясняя это тем, что на работе директор и дома тоже. Было выдвинуто предположение, что маме необходимо показать взросление ребенка, что у него есть свое видение. Так же маме необходима поддержка в ее роли хорошей мамы. В ходе работы было видно, что у мальчика размытые границы семьи, от этого так же может возрастать уровень тревожности. Выявленные особенности позволили дать следующее домашнее задание – интересоваться мальчиком, спрашивать подробно о его любимых делах.

      На  четвертой встрече Серафим сопротивлялся маминым рассказам, что домашнее задание было выполнено, он настаивал на обратном. В ходе этой сессии были даны комплект пуговиц и следующее задание: придумать обозначения для каждой пуговицы, затем выстроить с их помощью распорядок дня ребенка. Анализируя ход сессии, можно предположить, что мальчик готов сепарировать, однако мама не отпускает и все еще желает активно участвовать в жизни сына. При возможности Серафим берет всю инициативу на себя и не впускает маму в деятельность. Домашнее задание было дано в русле проведенной встречи – каждый вечер выстраивать режим дня с помощью пуговиц и проводить обсуждение.

      В конце работы пара впервые пришла с выполненным домашнем заданием, аргументируя это тем, что в этот раз надо было ставить цели и их контролировать. На этой встрече было дано задание – нарисовать свою семью в виде животных. Анализируя ход сессии, можно сделать предположение, что чувствительность мальчика в семье не принимают, в связи с чем «ближе всего к нему стал компьютер» (из слов Серафима). Подводя итоги, мама заметила, что они стали больше общаться.

      2.4. Анализ результатов  повторной диагностики

      Для повторной диагностики были выбраны: тест определения детской тревожности Р.Тэммла, М.Дорки, В.Амена; методика диагностики родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столин; проективный тест «Семья  животных», с целью выявления качественных изменений, произошедших в диаде мать и дитя за период проведенных встреч. Таким образом, мы можем сравнить результаты первичной и повторной психодиагностики. 

      В паре Арина и мама анализ результатов  теста «семья животных», выполненного девочкой позволил выявить следующее: размер изображенных в виде животных родителей выражает их субъективное значение для девочки и показывает, что для нее они оба значимы в данный момент времени. Брат же нарисован самым маленьким, хотя фактически является старшим ребенком, что может говорить о сиблинговой ревности. Можно предположить, что папа вызывает у Арины наибольшую тревогу, так как на рисунке сильно заштрихован. Мама изображена с большими глазами, что можно интерпретировать как тревожность, беспокойство. У папы же наоборот глаза нарисованы точками – внутренний «запрет на плач», боязнь просить о помощи.

Информация о работе Психологическая коррекция тревожности детей 5-7 лет средствами семейного консультирования