Психоаналитические теории развития личности ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2009 в 03:15, Не определен

Описание работы

Психоанализ (или глубинная психология) является одним из первых психологических направлений, появившихся в результате разделения психологии на разные школы

Файлы: 1 файл

курсач@.docx

— 150.03 Кб (Скачать файл)

Фрейд выдвинул постулат, согласно которому у ребенка, который получал чрезмерную или  недостаточную стимуляцию в младенчестве, скорее всего, сформируется в дальнейшем орально-пассивный тип личности. Человек с орально-пассивным типом личности – веселый и оптимистичный, ожидает от окружающего мира «материнского» отношения к себе и постоянно ищет одобрения любой ценой. Его психологическая адаптация заключается в доверчивости, пассивности, незрелости и чрезмерной зависимости.

В течение второй половины первого года жизни начинается вторая фаза оральной стадии – орально-агрессивная, или орально-садистическая фаза. Теперь у младенца появляются зубы, благодаря чему кусание и жевание становятся важными средствами выражения состояния фрустрации, вызванной отсутствием матери или отсрочкой удовлетворения. Фиксация на орально-садистической стадии выражается у взрослых в таких чертах личности как любовь к спорам, пессимизм, саркастические «подкусывания», а также часто в циничном отношении ко всему окружающему. Людям с этим типом характера, кроме того, свойственно эксплуатировать других людей и доминировать над ними с целью удовлетворения собственных нужд.

Кроме того, так  как оральная стадия соответствует  времени почти полной зависимости  ребенка от матери в плане выживания  – она его укачивает, нянчит и защищает от дискомфорта, – в этот период возникает чувство зависимости. Чувство зависимости сохраняется на всю жизнь, несмотря на развитие Я, и выходит на первый план, когда человек чувствует тревогу и опасность. Фрейд полагал, что самый яркий симптом зависимости – стремление вернуться в материнскую утробу.

Анальная  стадия.

Анальная стадия начинается в возрасте около 18-ти месяцев  и продолжается до третьего года жизни. В течение этого периода маленькие дети получают значительное удовольствие от задерживания и выталкивания фекалий. Они постепенно научаются усиливать удовольствие путем отсрочки опорожнения кишечника (то есть, допуская небольшое давление, вызывающее напряжение в области прямой кишки и анального сфинктера). Хотя контроль над кишечником и мочевым пузырем является в основном следствием нервно-мышечной зрелости, Фрейд был убежден в том, что способ, каким родители или заменяющие их фигуры приучают ребенка к туалету, оказывает влияние на его более позднее личностное развитие. С самого начала приучения к туалету ребенок должен учиться различать требования ид (удовольствие от немедленной дефекации) и социальные ограничения, исходящие от родителей (самостоятельный контроль над экскреторными потребностями). Фрейд утверждал, что все будущие формы самоконтроля и саморегуляции берут начало в анальной стадии.

Фрейд выделял  две основные родительские тактики, наблюдаемые в процессе преодоления  неизбежной фрустрации, связанной с  приучением ребенка к туалету. Некоторые  родители ведут себя в этих ситуациях  негибко и требовательно, настаивая, чтобы их ребенок «сейчас же сходил на горшок». В ответ на это ребенок  может отказаться выполнять приказания «мамочки» и «папочки», и у него начнутся запоры. Если подобная тенденция «удерживания» становится чрезмерной и распространяется на другие виды поведения, у ребенка может сформироваться анально-удерживающий тип личности. Анально-удерживающий взрослый необычайно упрям, скуп, методичен и пунктуален. У этого человека также наблюдается недостаточная способность переносить беспорядок, неразбериху и неопределенность. Второй отдаленный результат анальной фиксации, обусловленной родительской строгостью в отношении туалета – это анально-выталкивающий тип. Черты данного типа личности включают склонность к разрушению, беспокойство, импульсивность и даже садистическую жестокость. В любовных отношениях в зрелом возрасте такие индивидуумы чаще всего воспринимают партнеров в первую очередь как объекты обладания.

Некоторые родители, наоборот, поощряют своих детей к  регулярному опорожнению кишечника  и щедро хвалят их за это. С точки  зрения Фрейда, подобный подход, поддерживающий старания ребенка контролировать себя, воспитывает позитивную самооценку и даже может способствовать развитию творческих способностей.

Фаллическая стадия.

Между тремя  и шестью годами интересы ребенка, обусловленные  либидо, сдвигаются в новую эрогенную  зону, в область гениталий. На протяжении фаллической стадии психосексуального  развития дети могут рассматривать  и исследовать свои половые органы, мастурбировать и проявлять заинтересованность в вопросах, связанных с рождением  и половыми отношениями. Хотя их представления о взрослой сексуальности обычно смутны, ошибочны и весьма не точно сформулированы, Фрейд полагал, что большинство детей понимают суть сексуальных отношений более ясно, чем предполагают родители. Дети могут оказаться свидетелями полового акта родителей, или, возможно, они рисуют «первичную» сцену в своих фантазиях, основываясь на каких-то репликах родителей или на объяснениях других детей. Большинство детей, по мнению Фрейда, понимают половой акт как агрессивные действия отца по отношению к матери. Следует подчеркнуть, что данное им описание этой стадии оказалось предметом серьезных споров и недопонимания. К тому же многие родители не могут допустить и мысли о том, что у их четырехлетних детей могут оказаться сексуальные побуждения.

Доминирующий  конфликт состоит в том, что Фрейд  назвал Эдиповым комплексом (аналогичный  конфликт у девочек получил название комплекс Электры). Описание этого комплекса Фрейд заимствовал из трагедии Софокла "Царь Эдип", в которой Эдип, царь Фив, непреднамеренно убил своего отца и вступил в кровосмесительную связь с матерью. Когда Эдип понял, какой чудовищный грех он совершил, он ослепил себя. Хотя Фрейд знал, что повествование об Эдипе берет начало из греческой мифологии, он в то же время рассматривал трагедию как символическое описание одного из величайших человеческих психологических конфликтов. В сущности, этот миф символизирует неосознанное желание каждого ребенка обладать родителем противоположного пола и одновременно устранить родителя одного с ним пола. Конечно, обыкновенный ребенок не убивает своего отца и не вступает в половую связь с матерью, но фрейдисты убеждены в том, что у него есть бессознательное желание сделать и то, и другое. Более того, Фрейд усматривал подтверждение идеи комплекса в родственных связях и клановых взаимоотношениях, имеющих место в различных примитивных сообществах.

В норме эдипов комплекс развивается несколько  по-разному у мальчиков и девочек. Рассмотрим вначале, как он проявляется  у мальчиков. Первоначально объектом любви у мальчика выступает мать или замещающая ее фигура. С момента  рождения она является для него главным  источником удовлетворения. Он хочет  обладать своей матерью, хочет выражать свои эротически окрашенные чувства  по отношению к ней точно так  же, как это делают, по его наблюдениям, люди более старшего возраста. Так, он может попытаться соблазнить мать, гордо демонстрируя ей свой половой  член. Этот факт говорит о том, что  мальчик стремится играть роль своего отца. В то же время он воспринимает отца как конкурента, препятствующего  его желанию получить генитальное  удовольствие. Отсюда следует, что отец становится его главным соперником или врагом. В то же время мальчик  догадывается о своем более низком положении по сравнению с отцом (чей половой член больше); он понимает, что отец не намерен терпеть его  романтические чувства к матери. Соперничество влечет за собой страх  мальчика, что отец лишит его пениса. Боязнь воображаемого возмездия  со стороны отца, которую Фрейд  назвал страхом кастрации, заставляет мальчика отказаться от своего стремления к инцесту с матерью.

В возрасте примерно между пятью и семью годами эдипов комплекс разрешается: мальчик  подавляет (вытесняет из сознания) свои половые желания в отношении  матери и начинает идентифицировать себя с отцом (перенимает его черты). Процесс идентификации с отцом, получивший название идентификация с агрессором, выполняет несколько функций. Во-первых, мальчик приобретает конгломерат ценностей, моральных норм, установок, моделей полоролевого поведения, обрисовывающих для него, что это значит – быть мужчиной. Во-вторых, отождествляясь с отцом, мальчик может удержать мать как объект любви заместительным путем, поскольку теперь он обладает теми же атрибутами, которые мать ценит в отце. Еще более важным аспектом разрешения эдипова комплекса является то, что мальчик интернализирует родительские запреты и основные моральные нормы. Это есть специфическое свойство отождествления, которое, как считал Фрейд, подготавливает почву для развития Суперэго или совести ребенка. То есть Суперэго является следствием разрешения эдипова комплекса.

Версия эдипова  комплекса у девочек получила название комплекса Электры. Прообразом в данном случае выступает персонаж греческой мифологии Электра, которая  уговаривает своего брата Ореста убить их мать и ее любовника и  таким образом отомстить за смерть отца. Как и у мальчиков, первым объектом любви у девочек является мать. Однако, когда девочка вступает в фаллическую стадию, она осознает, что у нее нет пениса, как  у отца или брата (что может  символизировать недостаток силы). Как только девочка делает это  аналитическое открытие, она начинает хотеть, чтобы у нее был пенис. По Фрейду, у девочки развивается  зависть к пенису, что в определенном смысле является психологическим аналогом страха кастрации у мальчика. (Нет  ничего удивительного в том, что  Фрейд предан анафеме сторонниками феминистского движения!) Вследствие этого девочка начинает проявлять  открытую враждебность по отношению  к своей матери, упрекая ее в  том, что та родила ее без пениса, или возлагая на мать ответственность  за то, что та отняла у нее пенис  в наказание за какой-то проступок. Фрейд полагал, что в некоторых  случаях девочка может низко  оценивать собственную женственность, считая свой внешний вид "дефективным". В то же самое время девочка  стремится обладать своим отцом, потому что у него есть такой завидный орган. Зная, что она неспособна заполучить пенис, девочка ищет другие источники  полового удовлетворения в качестве заменителей пениса. Половое удовлетворение фокусируется на клиторе, и у девочек  в возрасте пяти-семи лет клиторная  мастурбация иногда сопровождается маскулинными фантазиями, в которых  клитор становится пенисом.

Многие эксперты сходятся во мнении, что объяснение Фрейдом разрешения комплекса Электры  неубедительно. Одно возражение касается того, что матери не обладают такой же властью в семье, как отцы, и поэтому не могут выступать в роли столь угрожающей фигуры. Другое состоит в том, что, поскольку у девочки изначально нет пениса, у нее не может развиться настолько интенсивный страх, как у мальчика, опасающегося увечья в качестве возмездия за кровосмесительное желание.

В ответ на второе возражение Фрейд выдвинул тезис  о том, что у девочек развивается  не столь компульсивное, жесткое  чувство нравственности в зрелом возрасте. Независимо от интерпретации, Фрейд утверждал, что девочка  со временем избавляется от комплекса  Электры путем подавления тяготения  к отцу и отождествления с матерью. Другими словами, девочка, становясь  более похожей на мать, получает символический доступ к своему отцу, увеличивая, таким образом, шансы  когда-нибудь выйти замуж за мужчину, похожего на отца. Позднее некоторые  женщины мечтают о том, чтобы  их первенцы оказались мальчиками –  феномен, который ортодоксальные фрейдисты  интерпретируют как выражение замещения  пениса. Нет нужды говорить, что  сторонники феминистского движения считают взгляд Фрейда на женщин не только унизительным, но и абсурдным.

Эти различия в  природе эдипова и кастрационного комплексов – основа многих межполовых психологических различий.  Фрейд считал, что каждый человек по природе бисексуален: каждый пол привлекателен как для представителей своего, так и другого пола. Это составляет конституциональную базу для гомосексуальности, хотя во многих случаях гомосексуальные импульсы остаются скрытыми. Бисексуальность осложняет Эдипов комплекс побуждением сексуального катексиса родителя своего пола. Соответственно, о чувствах мальчика к отцу говорят, что они не унивалентны, а амбивалентны. Допущение о бисексуальности было подтверждено исследованиями эндокринных желез, показавшими, что у представителя каждого пола присутствуют и мужские, и женские гормоны.

Взрослые мужчины  с фиксацией на фаллической стадии ведут себя дерзко, они хвастливы  и опрометчивы. Фаллические типы стремятся добиваться успеха (успех  для них символизирует победу над родителем противоположного пола) и постоянно пытаются доказывать свою мужественность и половую зрелость. Они убеждают других в том, что  они "настоящие мужчины". Один из путей достижения этой цели –  безжалостное завоевание женщин, то есть поведение по типу Дон Жуана. У  женщин фаллическая фиксация, как  отмечал Фрейд, приводит к склонности флиртовать, обольщать, а также к  беспорядочным половым связям, хотя они могут казаться наивными и невинными в половом отношении. Некоторые женщины, наоборот, могут бороться за главенство над мужчинами, то есть быть чрезмерно настойчивыми, напористыми и самоуверенными. Таких женщин называют "кастрирующими". Неразрешенные проблемы эдипова комплекса расценивались Фрейдом как основной источник последующих невротических моделей поведения, особенно имеющих отношение к импотенции и фригидности.

Латентный период.

В промежутке от шести-семи лет до начала подросткового  возраста располагается фаза полового затишья, получившая название латентного периода. Теперь либидо ребенка направляется посредством сублимации в виды деятельности, не связанные с сексуальностью, –  такие, как интеллектуальные занятия, спорт и отношения со сверстниками. Латентный период можно рассматривать  как время подготовки к взрослению, которое наступит в последней  психосексуальной стадии. Снижение половой  потребности в данном случае Фрейд  относил частично к физиологическим  изменениям в организме ребенка, а частично – к появлению в  его личности структур Эго и Суперэго. Следовательно, латентный период не надо рассматривать как стадию психосексуального развития, потому что в это время не появляются новые эрогенные зоны, а половой инстинкт предположительно дремлет.

Информация о работе Психоаналитические теории развития личности ребенка