Проективные методы исследования личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 20:27, контрольная работа

Описание работы

Проективные методы исследования личности, вероятно, - одна из наиболее сложных и противоречивых областей психологической психодиагностики. Это касается практически всех аспектов: конструирования проективных тестов, их адаптации, апробирования и применения, обучения квалифицированных специалистов для работы с ними. Устойчивый интерес психологов к проективной диагностике сохраняется уже более полувека. Различные проективные методики широко используются в практике исследования личности во всех областях современной психологии. С их помощью не только получают какие-либо знания о личности.

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2

Глава 1. Теоретические основы и практическое применение проективного метода. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

История развития и обоснования проективных методик . . . . . . . . . . . . . ….3

Классификация проективных методик. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …..11

Области применения проективных методик . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …... 16

Возможности и ограничения проективных методик. . . . . . . . . . . . . . ……. 20

Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25

Глава 2. Эмпирическое исследование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .35

Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..37

Файлы: 1 файл

курсовая по психодиагностике.doc

— 228.50 Кб (Скачать файл)

Продуктивность  использования проективных методик  в прикладных психологических исследованиях  не вызывает сомнения, но этапу широкого внедрения их в практику должен обязательно  предшествовать этап теоретической апробации.

Возрастает  применение игровых техник в клинической  диагностике и изучении личностного  развития детей. Субъекту могут быть предъявлены в качестве материалов почти любые игрушки или  игры либо простые деревянные кубики для  свободной игры или выполнения некоего запланированного действия, к примеру, постройки дома, классификации по группам, установки сцены для спектакля или другой организации игровых материалов в определённую конфигурацию, выражающую для субъекта эмоционально значимую модель. Необходимо помнить, что дети меньше прячутся за скрытыми и защитными механизмами и меньше осознают степень своего самораскрытия в игре.

Используются  не только игровые предметы, но также  различные аморфные материалы, такие, как глина для лепки, мука и вода, грязь, а также другие вещества подобной консистенции, позволяющие субъекту, свободно обращаясь с ними, превращать их в различные предметы. В этих игровых ситуациях субъект часто переживает катарсис, выражает эмоции, которые иначе могли оставаться подавленными или замаскированными, либо символическое освобождение от обид и враждебности, которые долгое время перекрывались внешне хорошим поведением. Разборные куклы можно использовать для вызывания подавляемой враждебности и агрессии против родителей и сиблингов. Театральная сценическая игра с игрушечными фигурами и декорациями также служит основанием для выявления субъектом своих личностных трудностей и разрешения многих эмоциональных проблем. Маленькие пациенты лепят из глины фигурки, через которые выражают острейшие тревоги и искажения.

Художественные  средства дают другой ряд богатых  возможностей для проективных методов  изучения личности. Рисование пальцами во многом позволило проникнуть в  сущность личностных особенностей и  сложностей ребёнка. Обнаружена чрезвычайная польза рисования при изучении характера личности и её эмоциональных нарушений. Изображение фигур – превосходный метод изучения мира ребёнка. Рисуночные тесты просты в управлении, не внушают опасений и могут использоваться там, где другие техники ограничены такими факторами как языковой и культурный барьеры и трудности общения. Появление трудностей в развитии ребёнка является комплексным многофакторным процессом, и попытки понять эти трудности через рисунки – лишь первый шаг в стараниях проникнуть в проблему. Они не претендуют на попытку найти универсальное решение детских проблем в рисунках. Авторы используют проективные тесты как приложения к интервью и терапевтическим техникам, которые позволяют более глубоко проникнуть в проблемы ребёнка8.

Кукольные спектакли вызывают у пациентов  из числа детей одновременно и  диагностические, и терапевтические  реакции, поскольку сила драматического переживания побуждает ребёнка  к интенсивному выражению своих  чувств к авторитету и к родителям, а также подавляемых желаний обидеть других. Индивидам дают роли, а затем просят экспромтом их разыграть, выявляя таким образом степень спутанности и сдержанности чувств. Обнаруживается также, что освобождение подавленных эмоций может привести личность к пониманию своих трудностей. В методах тематической перцепции неосознанность даёт возможность вызвать весьма важные проекции у субъектов, которых просят написать или составить рассказ по серии картинок, демонстрирующих персонажей, с кем они могут отождествить себя, и тех, кто имеет к ним непосредственное личностное отношение. Тем же самым образом субъекты проецируют многие аспекты своей личности при завершении рассказов и предложений, при создании аналогий, сортировке и классификации предметов, к примеру, игрушек, и в остальных методиках, где субъект раскрывает то, «что он не сможет или не станет говорить».

Выразительные движения – к примеру, почерк – предоставляют другой подход к пониманию личности, так хорошо раскрывающей своё видение жизни в привычных жестах и двигательных паттернах, выражениях лица, позе и походке. Они отвергаются многими психологами, поскольку не удовлетворяют психометрическим требованиям валидности и надёжности, однако их применяют в совокупности с клиническими и другими исследованиями личности, обнаруживая возрастающую обоснованность при сопоставлении результатов одного и того же субъекта при независимом тестировании каждым из этих способов. В эту группу методов необходимо включить наблюдение за всеми видами тиков и технику танца, так как они выявляют напряжённость, тревогу и другие сдерживаемые чувства9.

В России проективные методики, за исключением теста Люшера и отдельных рисуночных тестов, не нашли широкого распространения. Вероятно, это в первую очередь связано с отсутствием традиций, складывавшихся за рубежом не один десяток лет, а также известной сложностью работы с этими методиками.

Учитывая  потребности практики, а также  тенденции развития исследовательского инструментария современной психологии, можно, по-видимому, прогнозировать постепенное  сближение проективных методик  с тестами. Работа в этом направлении, если она будет выполняться совместно квалифицированными клиническими психологами и специалистами в психометрике, позволит расширить сферу применения проективных методик и сделает их достоянием широкого круга исследователей10.

Применение  проективных методик в детской  и подростковой психологии и психиатрии охватывает широкий круг вопросов, выясняющих их роль в решении следующих проблем: особенности протекания детских психозов (аутизм, нарциссизм и др.); мир фантазии; символизация детских страхов и желаний; диагностические и прогностические показатели психического развития детей в норме и патологии; семейное и школьное окружение и др.  В исследовании детей с помощью проективной техники решаются разнообразнейшие задачи: от проблем сексуального насилия (Дж. Хиз-Стаутхамер, А. Бовенхофф, Нидерланды) до трудностей в учебе (В. Кэмпо, Испания). Применение тестов интеллекта и методики Роршаха позволило В. Кэмпо выявить несколько прогностических показателей развития интеллекта. Дж. Сауэр, Р. Крузен (США) используют методику Роршаха с целью отбора детей для групповой психотерапии, а       М. Сендин (Испания) — для изучения влияние психотика — члена семьи на процессы, происходящие в семье.

Изучение  с помощью проективных методик  проблем пожилого и старческого  возраста: специфика психологической  защиты в процессе старения; влияние возраста на креативность; показатели личностных изменений. В этом направлении работают Л. Валенте Торре  (Италия), М. Перюшо, Ф. Вайл (Франция) и др.11.

Возможности и ограничения  проективных методик.

В начале 1940-х гг. «проективное движение» набирает значительную силу. Проективные методики становятся самыми популярными в клинико-психологических исследованиях личности. Разрабатываются новые методики, число их быстро растёт. В различных обзорах, целью которых было установление того, насколько часто используются эти методики, неизменно отмечается их лидирующее положение. Но параллельно с этого времени начинаются ожесточённые, горячие споры о месте проективных методик среди других инструментов исследования личности, споры, продолжающиеся и сегодня. По мнению известного специалиста по тесту Роршаха Дж. Экснера, печальным следствием этих дискуссий явилось образование пропасти между психологами, занимающимися изучением личности, что отразилось в укоренившемся за рубежом делении психодиагностических методик на объективные и проективные. В соответствии с такой классификацией объективные методики считаются созданными на основе фундаментальных принципов измерения, неодократно апробированных в психологии; они стандартизированы, высоконадёжны и валидны. Проективные методики объявляются теми, в которых едва ли не полностью игнорируются принципы измерения, а полученные с их помощью данные подвергаются субъективной, зависимой от личных предпочтений исследователя, интерпретации. Хотя известно, что многие из проективных методик предусматривают не только качественную, но и количественную оценку полученных результатов. Основательная психометрическая проработка сближает их с объективными тестами (к такого рода методикам можно отнести те, в которых предлагают завершить неоконченные предложения, некоторые варианты ТАТ и др.).

Проективные методики всегда были основаны на представлении  крайне неопределённого стимульного  материала. Применение крайне неопределённых стимулов в диагностике представляет собой весьма серьёзную проблему. Испытуемый, чьё восприятие явно отклоняется от нормы, не вызывает у нас затруднений. Например, человек может постоянно составлять насыщенные агрессией рассказы по стимульному материалу ТАТ. Его истории могут постоянно вращаться вокруг семейных скандалов, соперничества сиблингов и подобных тем. Поскольку подобные рассказы встречаются не так уж часто, мы вполне можем начать подозревать, что у данного испытуемого существуют проблемы, связанные с агрессивными потребностями.

Тем не менее возникают особые трудности с выводами относительно личностных динамик на основе ответов по проективным методикам, если мы обнаружим протоколы, которые не выходят за рамки интра-и интериндивидуальных норм. При таких обстоятельствах трудно сделать вывод, что у человека данная область не является проблемной. Всегда существует вероятность того, что отсутствие враждебных настроений и эмоций в ответах является следствием действия защитных эгомеханизмов человека, которые функционируют ради избегания враждебности12.

Но в  то же время, предъявление неопределённого  стимульного материала позволяет  без труда обнаружить случаи, когда  значимые интерпретации появляются сами по себе, без всякой связи со стимульным материалом. Мысли и фантазии с ярко выраженным агрессивным уклоном имеют тенденцию проявляться в быстрых и часто встречающихся агрессивно окрашенных реакциях. Нежелательные агрессивные импульсы, которые подавляются при помощи механизмов вытеснения, скорее всего, найдут отражение в том, что агрессивно окрашенные ответы будут встречаться редко, несмотря на прямую агрессивную направленность стимульного материала или преобладание ответов такого рода у большинства испытуемых. Отсутствие напряжения в отношении определённой потребности должно выразиться в отсутствии девиаций реагирования, то есть интерпретациях. Они не отличаются ни повышенной частотой упоминаемости определённых областей, ни чрезмерным избеганием и искажениями. Стимульный материал проективных методик может быть предъявлен для перцептивного распознавания либо для заучивания и воспроизведения. Важно то, что стимулы могут быть как высокоструктурированными, так и крайне неопределёнными по своему характеру, и что о большом количестве испытуемых можно собрать значительный объём нормативной информации. В отношении любой требуемой переменной, например, агрессии, потребности в достижении успеха, зависимости от других в решении проблем, применение хорошо отработанного многозначного стимульного материала приведёт к более точному определению силы потребности и характера защитных механизмов эго.

Проективные методы имеют высокую диагностическую  валидность, а также валидны при  исследовании содержания фантазий, но при их использовании возникают  некоторые проблемы, связанные с  прогнозированием. Почему же на основании  проективных методов так сложно делать прогнозы? Каковы теоретические и практические факторы, обуславливающие низкий процент правильных прогнозов? Этот фактор опять же выводится из того положения, что эти тесты выявляют главным образом образцы поведения, на основании которых строятся предположительные заключения. Строго говоря, предположения не являются исключительной прерогативой проективных методов, они присущи психиатрии и психодинамической теории личности в целом. То есть выводы, которые может делать интерпретатор, зависят не только от степени его знакомства с психодинамическими принципами, но и от современного состояния данной науки13.

В связи  с возрастающей потребностью в прикладных психологических исследованиях  личности проективные методики стали  широко использоваться во многих областях психологической практики. Однако не всегда их применение оправдано задачами конкретного исследования, а полученные результаты интерпретируются в категориях, адекватных представлениям о личности, сложившимся в отечественной психологии. Отсюда следует, что прямое заимствование зарубежных методов личностной диагностики без критического осознания их теоретической базы может повлечь за собой серьёзные трудности как теоретического, так и практического характера. Всё это обусловливает необходимость длительного и кропотливого труда по разработке теории проективного метода на основе положений отечественной психологии.

Проективный метод ориентирован на изучение неосознаваемых (или не вполне осознанных) форм мотивации. Его преимуществом в этом своём качестве является то, что он – едва ли не единственный собственно психологический метод проникновения в наиболее интимную область человеческой психики. Реальность бессознательного значительно богаче по своей феноменологии, а также и по возможности её содержательной интерпретации, чем это представлялось, например, в классическом психоанализе. «Значащие переживания», «личностные смыслы» и другие образования, в которых проявляется пристрастность психического отражения, не будучи презентированы сознанию, могут не выявляться и при непосредственном обращении к данным самоотчётов или наблюдении поведения. Проективные методики позволяют опосредованно, моделируя некоторые жизненные ситуации и отношения, исследовать эти личностные образования, выступающие прямо или в форме различных личностных установок. Если большинство психологических приёмов направлено на изучение того, как и за счёт чего достигается объективный характер отражения человеком внешнего мира, то проективные методики ставят целью выявление своеобразных «субъективных отклонений», личностных «интерпретаций», которые всегда личностно значимы.

Информация о работе Проективные методы исследования личности