Проблема нарушения мотивационной сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2010 в 21:25, Не определен

Описание работы

контрольная работа

Файлы: 1 файл

контрольная по мед. псих..doc

— 81.00 Кб (Скачать файл)

     Когда потребность становится опосредованной (сознательно поставленной целью), возможно сознательное управление ею со стороны человека. У больных же отсутствует возможность опосредования сознательной целью, поэтому их потребности неуправляемы — они приобретают строение влечений.

     Из  общей психологии мы знаем, что опосредованность потребностей, мотивов связана с  их иерархическим построением. Чем больше опосредован характер мотивов и потребностей, тем выраженное их иерархическая связь.

     Под влиянием алкоголизма у больных  разрушается прежняя иерархия мотивов. Все  побуждения, которые были ранее (из прежней иерархии мотивов)  не носят стойкого характера. Главенствующим мотивом становится удовлетворение потребности в алкоголе, и перестройка иерархии мотивов ярко проявляется в способе и средствах удовлетворения этой потребности.

     Начинает  выделяться ряд вспомогательных  действий. В них отражается новое отношение к окружающему миру; это ведет к новым оценкам ситуаций, людей. Все проблемы начинают разрешаться через алкоголь, с его помощью, и алкоголь становится смыслообразующим мотивом поведения.

     По  мере того как в ходе болезни алкоголь становится смыслом жизни, прежние установки, интересы отходят на задний план. Здесь мы имеем дело с центральным пунктом личностной деградации, а именно с постепенным нарушением прежней, до болезни сложившейся иерархии потребностей мотивов и ценностей и формированием взамен ее новой иерархии. Профессиональная линия больных снижается - это изменение обусловлено не интеллектуальной деградацией, а изменением мотивов личности.

     Изменение иерархии и опосредованности мотивов  означает утерю сложной организации деятельности человека. Деятельность становится импульсивной. Потребность в алкоголизме переходит во влечение.

     Сравнительное экспериментально-психологическое  исследование больных с алкогольной  энцефалопатией  и больных с  травматической энцефалопатией, определил, что характер нарушений познавательной деятельности обеих групп был схож. Однако выступают и различия в поведении обеих групп больных. Больные с травматической энцефалопатией, как правило, интересовались оценкой своей работы, а больные хроническим алкоголизмом, наоборот, в большинстве случаев были равнодушны к исследованию. Нередко поведение больных хроническим алкоголизмом напоминало поведение больных с поражениями лобных долей мозга.

     Проведенный анализ изменений опосредованности и иерархии мотивов показывает, что они не выводятся непосредственно из нарушений мозга, а проходят длинный и сложный путь формирования, при котором действуют механизмы, во многом общие с механизмами нормального развития мотивов. [4, с. 161]

     Cоциальные потребности формируются прижизненно, что для их формирования нужны определенные условия и снятие содержания и социально приемлемых способов их удовлетворения приводит к превращению строения социального мотива в структуру влечения, лишенного характера опосредованности регуляции.

     Описанный выше феномен превращения социальной потребности в патологическое влечение можно проиллюстрировать и при  анализе группы больных нервной  анорексией, у которых резко выражено нарушение физического "образа я".

     Мотивы  собственной деятельности, поступки человека становятся объектом его активного отношения, объектом его сознания, характер которого зависит от специфики реальных связей данного человека с миром, особенностей его деятельностей в нем.

     Изменение самосознания является результатом  нарушения рефлексии, которая может привести к изменению мотивов, менять их смыслообразующую функцию, нарушать эмоциональную реактивность. Искаженное отражение сознания собственной личности может привести к специфическим расстройством, принять характер изменения физического "образа я". Нарушение физического "образа я" описано в психиатрической литературе не только в виде синдрома дисморфобии, деперсонализации, но и нервной анорексии.

     Девушки, которые произвольной длительно  голодают с целью исправления  своей внешности. Стремление к коррекции началось у этих больных в подростковом возрасте. В подростковом возрасте развивается особая деятельность, заключающаяся в установлении личностных отношений между подростками, формируется особая деятельность общения, в которой подросток сравнивает свое поведение и свои возможности с возможностями сверстников, появляется мотив самоутверждения, стремление овладеть формами "взрослого поведения". Именно в процессе этого общения и происходит главным образом формирование самосознания, самооценки. У больных нервной анорексией такие аффективные переживания возникали вследствие несоответствия "идеала красоты" и собственной внешности.

     Вначале способы коррекции своей внешности  носили адекватный характер (девочки  исключали из своего пищевого рациона определенные продукты). Окружающие стали отмечать, что девочки стали "изящнее", но на этом так и не останавливались, а в дальнейшем они стали прибегать к более изнурительной диете. Из этого следует, что у девушек сложилась направленность, ранее это было лишь стремлением, но когда эта цель опредметилась (достижение по их меркам «нормального» веса) это стало вполне осознаваемым мотивом к деятельности.

     В это время практически у всех больных появился интерес к приготовлению  пищи.

     Мотив к похуданию не носил первоначально патологического характера. Однако в дальнейшем эти действия по похуданию вступают в противоречие с органической природной потребностью в пище. При этом антивитальные действия не только не прекращаются, но сами преобразуются в мотив (сдвиг мотива на цель действия). Более того, этот мотив становится доминирующим, смыслообразующим в иерархии мотивов.

     Нарушение опосредованности поведения наблюдаются  не только при хроническом алкоголизме, но и при других психоневрологических заболеваниях. Нарушение опосредованной деятельности наблюдается так же и у больных эпилепсией.

     У больных эпилепсией при длительном и неблагоприятном течении болезни  проявляются определенные черты, которые  им ранее были не свойственны. Больные  становятся очень эгоистичными, придирчивыми к другим, педантичными, появляется стремление всех поучать.

     На  начальных стадиях болезни педантизм, аккуратность больных эпилепсией выступает  как бы компенсацией идущих от биологических  особенностей болезни дефектов. При  помощи тщательного и последовательного выполнения всех  элементов стоящего перед ним задания больной может компенсировать нарастающую инертность, тугоподвижность мыслительных процессов и прийти к правильному решению. А это способствует тому, что больной отвлекается от конечной цели своей деятельности и чем труднее для него выполнение данного действия, тем больше это отвлечение, пока само выполнение действия не становиться самоцелью

     Такой процесс ведет конкретности восприятия и трудности выделения главного от второстепенного. Со временем больным эпилепсией становится труднодоступным не только сложные действия, но и прежде отработанные навыки.

     Вследствие  нарастающей инертности дезавтоматизация захватывает всю его деятельность, что вызывает значительную перегрузку сознания. В результате чего каждая операция может стать сама по себе целью, а затем и сознательным мотивом больного.

       Сложная и опосредованная деятельность  теряет смысл для больного, а  главным становиться выполнение  отдельных действий, т.е. перенесение  мотива из «широкой» деятельности на выполнение «узкой».

     В отличие от больных страдающих хроническим  алкоголизмом, где нарушение опосредованности формируется, прежде всего, в одном  виде деятельности (деятельности по удовлетворении потребности в алкоголе), то при  эпилепсии эти нарушения могут затрагивать одновременно различные виды деятельности субъекта. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Нарушение мотивационной сферы наблюдается  при различных психических заболеваниях личности. Постепенно происходит разрушение старой иерархии мотивов. Мотивация становится все менее опосредованной, от развернутых способов удовлетворения потребности, человек постепенно прибегает все к более простым (как например, при хроническом алкоголизме). Потребность превращается в цель, другие важные для каждой личности мотивы, постепенно отодвигаются назад, становятся менее важными. У человека появляется новая направленность, как например, до заболевания, а остальные увлечения отодвигаются назад. Человек становиться более узким, главной целью является удовлетворение его потребности, которая при сниженной опосредованности становится неуправляемой.

     Изменение иерархии и опосредованности мотивов  означает утерю сложноорганизованной деятельности человека. Хотя эти нарушения  не вытекают непосредственно из нарушений деятельности мозга, а проходят длительный путь формирования.

     Нарушение смыслообразующей функции приводит к тому, что человек придает  смысл намного меньшему количеству вещей, чем до заболевания. У человека уменьшается количество формируемых  мотивов, а редукция мотивов ведет к отсутствию деятельности, что неизбежно влечет к деградации личности.

     Таким образом, из работы видно, что любые  нарушения мотивационной сфера  приводят к деградации личности, изменению социальных и культурных ценностей, потребностей и направленности. 
 
 
 
 
 
 
 

   Список  литературы: 

  1. Братусь Б.В. Психологический анализ изменений  личности при алкоголизме. МГУ, 1974.
  2. Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. МГУ, 1980, Очерки V,VIII.
  3. Зейгарник Б.В. Личность и патология деятельности. М., 1971,  стр. 40-97.
  4. Зейгарник Б.В. Патопсихология: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 208 с.
  5. Коченов М.М., Николаева В.В. Мотивация при шизофрении. МГУ, 1976
  6. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – М.: Просвещение: Владос, 1994. – 576 с. – ISBN 5-09-005103-8

Информация о работе Проблема нарушения мотивационной сферы