Понятие и сущность фобии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2009 в 13:40, Не определен

Описание работы

общее представление о фобиях и об их лечении

Файлы: 1 файл

ФОБИЯ.doc

— 77.50 Кб (Скачать файл)

ФОБИЯ 
 
 
 

Фобия (от др.-греч. φόβος — страх) — иррациональный неконтролируемый страх, устойчивые проявления различных страхов. Фобиями называют также иррациональные отношения  неприязни и ненависти к чему-либо — страх как эмоция в этом случае присутствует в завуалированной форме. 

В психиатрии фобией принято называть патологически  повышенное проявление реакции страха на тот или иной раздражитель. Фобия  — это сильно выраженный упорный  навязчивый страх, необратимо обостряющийся  в определённых ситуациях и не поддающийся полному логическому объяснению. В результате развития фобии человек начинает бояться и соответственно избегать определенных объектов, видов деятельности или ситуаций. Например, при наличии айхмофобии человек старается всеми силами избегать острых предметов, которыми он боится пораниться или поранить других людей. В случае развития аквафобии он боится плавать, а при клаустрофобии поднимается вверх исключительно по лестнице, так как ему страшно находится в закрытом лифте. Фобический страх относительно легко можно победить в начале его возникновения, но он может закрепляться в психике человека и усиливаться со временем. 

В специальном, медицинско-психиатрическом смысле слова только очень небольшая  часть из приведённых ниже терминов может быть названа фобией как клиническим состоянием, требующем психологической коррекции. В частности, когда страх выходит из-под контроля человека и препятствует его нормальной жизнедеятельности, тогда может быть поставлен диагноз из разряда «панические расстройства». 

Самый распространенный метод лечения фобий — постепенная экспозиция пациента объекту его страха, с использованием методов релаксации и когнитивно-поведенческой терапии. Эта техника известна как «систематическая десенсибилизация» . Проще говоря, если человек боится, скажем, собак — то необходимо постепенно приближать к нему собаку, сначала — в наморднике и на поводке, потом — без намордника, а потом и без поводка. Конечно, процесс экспозиции можно начинать только после того, как психолог установил причину страха, провел комплекс корректирующих мероприятий и обучил пациента навыкам релаксации. 
 
 
 
 

В ЧЕМ ПРИЧИНА СТРАХА? 
 
 

В 1925 году после 30 лет кропотливых исследований и клинических наблюдений основатель психо анализа Зигмунд Фрейд  сделал странный вывод, который и по сей день не принимают ни психологи, ни врачи - вывод, состоящий в том, что у страха вообще нет никакого объекта. "Страху присущи неопределённость и безобъектность" - говорил он. 

Однако ни у  кого не возникает сомнений, в том, что страх действительно существует, как говорит сам Фрейд в той же работе, "страх - это всегда нечто ощутимое" и недвусмысленное, чувство страха нас никогда не обманывает. 
 

Начиная с 1894 года, то есть с момента рождения психоанализа, вопрос о страхе оставался и остаётся в центре внимания практикующих аналитиков, которые за это время, конечно, не пришли к единому и окончательному решению этого вопроса. Зато сумели задать его таким образом, чтобы дать повод для дальнейшего размышления, а не поставить в нём точку. 

Психоанализ различает страх и фобию (боязнь). Бояться можно темноты или пауков, уколов или серебристых питонов с острова Суматра, а вот причина страха нематериальна; страх вызван не тем или иным объектом или событием, а неизвестной опасностью, "которую ещё предстоит обнаружить". Когда мы имеем дело со страхом, то нельзя однозначно сказать, чего именно мы боимся, поскольку возникает он безо всякой видимой причины. Тем не менее, это не значит, что причина отсутствует вовсе, и никакого спасения от страха не существует. 

В отличие от фобии, страх не выполняет никакой позитивной охранительной или предупредительной функции. Если фобия напоминает об объекте опасности, от которого нужно либо защищаться, либо нападать на него, либо спасаться бегством, т.е. активизирует наш потенциал и заставляет принимать правильное решение, то страх, напротив, являет полный ступор, "беспомощность перед лицом опасности". Он парализует нашу волю, вводит в оцепенение тело, и не позволяет верно оценить ситуацию и принять правильное решение, а в ряде случаев ставит под угрозу и саму жизнь. Этот механизм хорошо известен голливудским режиссёрам, которые заставляют героя стоять соленым столбом именно в тот момент, когда на него на бешеной скорости несётся грузовик. 

Учебники по психологии приводят массу классификаций различных фобий, а психотерапия неплохо научилась справляться с некоторыми из них: как в течение двух дней просто смотреть на насекомых, потом подойти поближе, потом потрогать пальчиком, а потом привыкните… Однако к решению вопроса о страхе, который к конкретному объекту не сводится, всё это имеет мало отношения. Ведь можно избавить человека от фобии перед насекомыми или земноводными, но страх, лежащий в самой основе становления субъекта, останется не тронутым. А просто сместится с одного объекта на другой. На освободившееся место всегда приходит новый объект, ведь лучше бояться чего-то определённого, умело избавиться от возможной встречи с этим объектом и таким образом контролировать свои чувства (как Котёнок Гав, который знает, как надо "правильно бояться, чтобы не было страшно"), чем поддаться неопределённому и всеохватывающему страху. По этой причине, психоанализ не видит особой ценности в бытовых рецептах "как избавиться от страха", во-первых, потому что универсальных и годных в любой ситуации советов быть не может, ведь все люди разные, а во-вторых, потому что простая адаптация к тому или иному объекту фобии ещё не избавляет от страха.

Если Фрейд  говорил о том, что "бессознательное  либидо отвергнутого представления  появляется в форме страха" [DasUnbewußte, 1915], это не следует понимать по-житейски и сводить к простому чувству опасности перед тем или иным сексуальным объектом. Все помнят героя Толстого, который был воспитан настолько авторитарной мамашей, что всякое приближение привлекательной женщины вызывало в нём неописуемую панику и желание бежать на край света. Так вот Фрейд имеет в виду совсем обратное: страх является причиной, а не следствием некоторой душевной травмы. 

Травма возникает  в результате того, что не существовало защиты от страха, он не был никак экранирован и неожиданно вторгся во внутренние уделы души. Именно отвергнутое представление, - говорит Фрейд, - трансформируется в страх; он показывает себя в тех прорехах душевного мира, которые субъект не смог залатать. "То, что было отброшено и не принято внутрь душевного пространства, возвращается извне в форме страха", - повторяет французский психоаналитик Жак Лакан в своём семинаре, посвященном страху. [L’Angoise, 1962/63]. Иными словами, всякая травма - это результат вторжения никак неожиданного и необъяснимого страха. 

Страх обнаруживает себя в ситуациях нарушения привычного жизнен- ного ритуала или утраты ценного объекта. Вспомним, например, тот аффект, в котором пребывает  герой Брюса Уиллиса из "Криминального  чтива", когда вдруг не находит в перевезённых вещах часов своего отца, того объекта, без которого его собственная мужская идентичность ставится под вопрос. Заполучить часы, во что бы то ни стало, рискуя жизнью - это и есть его способ справиться со своим страхом. Вернуть часы - значит для него сохранить прежний уклад, удержать жизнь в привычном русле.

Но иногда бывает так, что утраченное в прошлом  уже нельзя вернуть назад, поэтому  Фрейд и сравнивает эффект страха со скорбью по умершему, единст- венным лекарем которой является время. Поэтому для формирования защиты от страха требуется длительная творческая работа по символизации, поиску своего собственного, индивидуального механизма, связывающего страх и препятствующего его вторжению. 

Фобия — устойчивое проявления страха к чему-либо. Зачастую страх испытываемый в результате действия фобии является причиной стресса. С другой стороны пережитый ранее стресс может способствовать возникновению фобии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ИЗБАВЛЕНИЕ ОТ ФОБИЙ 

  

Виноваты в  возникновение фобий зачастую обыденные, повседневные стрессы, которые незаметно подтачивают нервную систему человека и тем самым делают его эмоциональное равновесие неустойчивым, а внутренний, душевный мир — хрупким и уязвимым.  

 Источником  болезненных страхов могут служить  не только проблемы личные, но и проблемы общества, вызывающие у человека отсутствие уверенности в завтрашнем дне, боязнь социальной незащищенности. Именно поэтому распространенность этих расстройств возрастает в периоды общественных перемен, социальных стрессов. Еще один источник фобий — напряженный ритм жизни большого города с его постоянной спешкой, людской скученностью, отрывом чело века от природных корней и «публичным одиночеством».  

К сожалению, в  последнее время одним из источников болезненных страхов все чаще становятся средства массовой информации, злоупотребляющие освещением массовых трагедий, которые преподносятся чуть ли не в рекламном стиле.  

Последнее естественно  чревато нагнетанием у зрителей (слушателей, читателей) отрицательных  эмоциональных переживаний, стремящихся найти выход, разрядку — в том числе и в форме панических приступов. Но, к сожалению, пагубное влияние на душевное равновесие потока негативной информации не ограничивается только этим.  

Подобная эмоционально насыщенная информация — особенно смакование трагических подробностей стихийных бедствий, катастроф, демонстрация человеческих страданий, в том числе глядящие на зрителей с экрана лица людей, ставших жертвами несчастных случаев или преступлений, — приводит к тому, что невольно срабатывает свойственный каждому из нас психологический механизм отождествления (применительно к теле видению известный как феномен «мыльной оперы»). С помощью отождествления человек мыс ленно переносит себя на место другого, примеряет на себя чужую роль, сознательно или неосознанно рассуждая: «Если бы это случилось со мной, как бы я поступил в подобной ситуации?» Естественно, что подобные «мысленные репетиции», спровоцированные потоком информации с телеэкрана применительно к трагическим ситуациям, приводят к возрастанию внутренней психологической напряженности. Повторяясь изо дня в день, это способствует неосознаваемому «вживанию» чело века в роль потенциальной жертвы, возрастанию его негативных ожиданий и фобий.  

Необходимо еще  раз подчеркнуть, что фобии — не просто минутная слабость, и вопреки распространенному предубеждению, они не связаны со «слабохарактерностью» или безволием. Ведь страх, который составляет их основу, именно болезненный — животный, слепой и безрассудный, не поддающийся сознательному пере убеждению. 

Подобный приступ  страха нельзя остановить просто усилием  воли. И хотя логически человек  понимает необоснованность своих страхов  и опасений, но, увы, ничего не может  с собой поделать. Точнее, бессилен что-либо изменить в момент приступа страха, полностью находясь в его власти.  

Впоследствии, вспоминая  с недоумением, как он мог бояться  таких пустяков, человек может  пребывать в полной уверенности, что уж теперь то эта ошибка не повторится, и эта убежденность сохраняется  до следующего приступа страха. При  чина подобного положения вещей состоит в том, что страх связан не с «сознательной» частью на шей нервной системы, которая отвечает за наше привычное мышление, а с более древней, работающей на бессознательном, инстинктивном уровне, живущей не разумом, а примитивными чувствами.  

И если сознательная часть мозга обладает весьма ограниченными  возможностями влиять на древний, «животный» мозг, то обратное воз действие, напротив, оказывается чрезвычайно мощным. Именно поэтому в момент приступа страха логические объяснения беспочвенности опасений оказываются недейственными — логика просто подавляется инстинктивно-животным началом. Кроме того, инстинктивный принцип работы подсознательной части нервной системы приводит к тому, что она срабатывает автоматически, то есть гораздо быстрее, чем могло бы что либо предпринять наше сознание. Последнее просто не успевает должным образом отреагировать и оказывается в ловушке приступа страха, вынужденно подчиняясь слепым животным инстинктам.  

Собственно, сама болезнь и заключается в том, что подсознательная часть нервной системы, пользуясь временным замешательством сознания, избавляется от его вездесущего контроля и берет власть в свои руки. И чтобы справиться с последствиями такой смены власти, нужно научиться договариваться с собственным подсознанием, иными словами — сознательно взаимодействовать с инстинктивным мозгом. Для этого вначале необходимо заметить те неприятные телесные ощущения, которые стереотипно повторяются во время бурных приступов неконтролируемого страха.  

Как ни удивительно, именно эти ощущения служат в дальнейшем спасительным якорем для избавления от страхов. Предлагаемый

современными  методами психологической самопомощи (упомянем в особенности метод  Ретри, который мы применяем на практике) рецепт спасения прост. Необходимо научиться с помощью приемов саморегуляции (мышечное расслабление, медленное глубокое брюшное дыхание) подавлять сами ощущения, вызванные страхом. По принципу обратной связи это оказывает успокаивающее действие и на связанную с ними часть нервной системы, помогая погасить страх на самом глубоком, рефлекторном уровне. Однако это отнюдь не означает, что ларчик открывается легко и просто.

Информация о работе Понятие и сущность фобии