Общие особенности законодательства древневосточных цивилизаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2015 в 13:31, реферат

Описание работы

Древние судебники являются самыми первыми сводами законов, в свою очередь, их составители - первые люди, попытавшиеся кодифицировать некоторые социальные нормы.
Информация, которую можно получить, изучив тексты древних законодательств, позволяет судить о социально-политическом и экономическом устройстве древних государств. Кроме этого, изучение правовых норм дает информацию о составе населения и политическом строе, о различных категориях зависимых и свободных людей. Также древние судебники позволяют судить об уровни развития государства.

Файлы: 1 файл

3 закона.docx

— 41.65 Кб (Скачать файл)

В случае смерти жены ее приданое становилось собственностью ее детей, а при отсутствии последних возвращалось в дом отца (ст.162-163). С развитием частной собственности в приданое стали даваться земля, строения, скот Законы Хаммурапи .

В случае смерти жены ее приданое становилось собственностью ее детей, а при отсутствии последних возвращалось в дом отца (ст.162-163). С развитием частной собственности в приданое стали даваться земля, строения, скот.

Предусматривалось наследование по закону, а также со свободой завещания, при этом:

· дети, независимо от пола, наследуют отцу и матери, получают равную долю;

· долю умершего сына получают его дети - внуки наследодателя, которые точно так же делят ее поровну;

· усыновленные наследуют на равных основаниях с детьми;

· дети, прижитые наследодателем от рабыни-наложницы, наследуют только в том случае, если отец признал их своими детьми

· (в этом случае они получают часть движимого имущества), если не признал своими, то они получают только свободу;

· если после смерти раба, которому хозяин (дворец или мушкенум) разрешил обзавестись собственным домом и жениться на свободной, оставалось имущество, половина его шла хозяину, а половина (не считая приданого жены) делилась между детьми умершего (они были свободными в силу происхождения от свободной матери).

Допускалось усыновление ради продолжения рода (усыновленный без права наследования имел право вернуться к своим родителям) либо ради приобретения рабочих рук. Так же предусматривалось дарение, как своеобразный эквивалент завещания.

Среднеассирийское законодательство предполагало следующие наследственные права: первые права на вдову принадлежат поколению ее мужа, но это поколение может уступить ее своему отцу, только что вверившему ее представителю указанного поколения (ст.25), другими словами правом первонаследования обладали сыновья мужчины, а в случаи их отсутствия владение переходило в руки братьев умершего, однако, по своему желанию они могли оставить имущество вдове. Кроме этого, раздел имущества между сыновьями проходил по следующей схеме: земля делилась между всеми братьями в порядке старшинства - старший получал две доли, а остальные после него оставшиеся части.

Согласно статье 26 подарки, которые муж дарил жене, в случаи его смерти жена обязана вернуть его сыновьям, и только в том случаи если сыновей нет она их могла оставить себе.

Приемные дети, если не было составлено "таблички" об усыновление не имели права наследования. (ст27).

Приданное жены и подарки свекра переходили в собственность сыновей, однако, если муж прогонял жену, то приданное оставалось у него, и он мог распоряжаться им по своему усмотрению.

Так же Среднеассирийские законы предусматривали право братьев мужа в случаи смерти жениться на его вдове, а сестрам жены выходить замуж за вдовца своей сестры.

Кроме этого, согласно Среднеассирийским законам женщина еще до брака (после того как получила "дары" свекра) несла ответственность за долги будущего мужа и в случаи его смерти она была обязана их выплатить.

Сыновья наложниц получали право наследования только в том случаи, если у человека не было законных сыновей.

Так же по Среднеассирийским законам право наследования могло регулироваться завещанием. Наследства могли лишить из-за совершенного преступления - в этом случаи имущество отходило к пострадавшим Среднеассирийские законы .

Хеттское законодательство предполагало, что в случаи смерти жены ее преданное, в первую очередь должно было делиться между детьми в том случае, если женщина умерла в доме своего отца. Если же смерть наступила в доме мужа, имущество жены сжигалось, а преданное переходило в собственность мужа. Так же согласно данным законам мать могла лишить наследства своих детей.

Исходя из вышесказанного, мы можем сделать сравнительный анализ права наследования по Законам Хаммурапи, Среднеассирийским законам и Хеттским законам. Если по Законам Хаммурапи первоочередное правонаследования имели дети, не зависимо от пола, в равных долях, то согласно Среднеассирийским законам наследовать могли только мужчины, при этом старший имел имущественное преимущество. Среднеассирийские законы практически полностью лишали женщин наследства, в то время как Законы Хаммурапи и Хеттские законы были призваны обеспечить жизнь женщин и их детей в случаи смерти мужа.

Брачно-семейное право

Законы Хаммурапи устанавливали следующие нормы брачно-семейного права. Брак заключался по договору жениха и отца невесты. Отец невесты после предварительного согласия на брак дочери и получения выкупа обязывался выдать дочь замуж. Если он нарушал свое обязательство, то принуждался оплатить жениху двойную сумму выкупа. Если дочь, будучи замужем, не приносила наследника и умирала, муж имел право востребовать свой выкуп за невесту с отца, но к отцу возвращалось приданое дочери. Выкуп выплачивался частями, вначале предоставлялся задаток. Жена могла потребовать включения в договор оговорки, лишающей мужа права продавать ее за свои долги (ст.151).

Развод был упрощенным только для мужа. Жену, изменившую мужу, бросали в реку связанной вместе с любовником, если муж ее не прощал (в случае ее прощения царь мог помиловать и любовника). Бесплодную жену муж был вправе покинуть, дав ей выкуп и вернув приданое. Только длящаяся измена мужа, который уходит из дома и очень позорит жену, давала последней право на развод: она уходила в дом отца со своим приданым.

Отец не имел права жизни и смерти над своими детьми. Женщина в Вавилонии, по Законам Хаммурапи, имела более высокий и привилегированный статус по сравнению с более поздними кодификациями (например, Кодексом Наполеона 1804 г.). Если муж избивал жену, унижал ее и изменял ей, то она могла забрать свое приданое и вернуться к родителям. Нарушение брачного договора влекло утрату задатка и выкупной платы. Ни возраст, ни рабское положение не служили мужу препятствием для брака (ст.175-176). Рабыня, родившая детей своему хозяину, не могла быть проданной после этого за серебро, а после смерти хозяина-отца отпускалась на свободу (ст.171).

Если муж попадал в плен или пребывал в безвестном отсутствии и оставлял жену без надлежащего материального обеспечения, то она имела возможность выйти замуж вторично с условием вернуться к первому мужу после его возвращения домой.

Считался возможным брак свободного человека и рабыни, причем дети от такого брачного союза становились свободными. Равным образом с рабом могла жить в браке и свободная женщина, ее дети также считались свободными. Только в случае смерти мужа-раба половина нажитого имущества переходила хозяину раба, а другая половина оставалась жене, от которой она потом переходила по наследству ее детям. Запрещались кровосмесительные браки между близкими родственниками и свойственниками (например, между мачехой и пасынком).

Если жена возненавидит своего мужа и скажет ему не касайся меня, то следует исследовать ее дело среди ее соседей. Если она целомудренна и беспорочна, а ее муж ходит из дома и очень позорит ее, то эта женщина невиновна; она может взять свое приданое и уйти в дом своего отца. (ст.142). Если она не целомудренна и ходит из дома, разоряет свой дом, позорит своего мужа, то эту женщину должно бросить в воду.

Если авилум берет себе жену, которая рожает ему детей, а потом умирает, то ее приданое принадлежит только ее детям (ст.162).

В семье сохранялись многие патриархальные порядки. Отец мог отдать детей в долговую кабалу, дочь в жрицы или блудницы, сына лишить наследства за тяжкие грехи. Жене он мог подарить сад, поле, а ставшая затем вдовой его жена могла все это подарить любимому сыну (ст.150) .

Среднеассирийские законы были весьма жестоки по отношению к женщинам. Так же как и в Законах Хаммурапи брак считался действительным при заключении брачного договора. Жена была обязана принести в дом мужа приданное, а муж в свою очередь должен был принести в дом отца жены свои дары. Процедура развода так же была упрощена, при желании мужчина мог оставить жене свои подарки, однако он не имел права забрать брачные дары.

Среднеассирийские законы поддерживали воинов, так например, жена должна была ждать мужа из плена не менее двух лет, а если муж вернулся позже, то он имел право забрать свою жену обратно.

Вдова могла на свое усмотрение поселиться либо в доме своего отца, либо в доме одного из своих сыновей. Если она второй раз выходила замуж и повторно овдовела, а своих сыновей у нее нет, то она могла поселиться в доме одного из сыновей своего второго мужа .

В Ассирии XV-XI вв. до н.э. также четко проявлялся патриархальный характер семьи. Власть отца мало отличалась от власти хозяина над рабом. Жена приобреталась путем покупки, уплаты брачного выкупа, который рассматривался как доход главы семьи Законы Вавилонии, Ассирии и Хеттского царства. Перевод и комментарий под ред. И.М. Дьяконова.Ч. 2. § VI-VII. /Ассирийские законы // Вестник древней истории. 1952. № 4.С. 205-253. . Источники показывают, что в тот период был распространен обычай левирата, согласно которому жена после смерти мужа переходила к его брату, отцу или даже собственному пасынку. Только в случае отсутствия в семье мужчин старше 10 лет, она объявлялась "вдовой" и могла обладать некоторой правоспособностью .

Таким образом, мы можем говорить о том, что семейное право Ассирии было достаточно сурово к женщинам, они практически были бесправными.

Хеттские законы XIV века до н.э. также некоторым образом регулировали вопросы брачного права. Законоположения, выписанные в первой таблице, позже подвергнувшиеся переработке, устанавливали ограничения возможности брака раба со свободной женщиной: несмотря на наличие двух статей, допускавших брак между свободной женщиной и рабом, здесь же имеются две статьи, которые должны были препятствовать сожительству свободной женщины с рабом Законы Вавилонии, Ассирии и Хеттского царства. Перевод и комментарий под ред. И.М. Дьяконова. Ч. 2. § VIII-IX / Хеттские законы. Пер. И.М. Дунаевской // Вестник древней истории. 1952. № 4.С. 254-308. . Естественно, что рабы, от сожительства с которыми стремились удержать свободных женщин, были не рядовыми, а рабами, занимавшими привилегированное положение. Простой раб не смог бы заплатить требующуюся "цену жены" Законы Вавилонии, Ассирии и Хеттского царства. Перевод и комментарий под ред. И.М. Дьяконова. Ч. 2. § VIII-IX / Хеттские законы. Пер. И.М. Дунаевской // Вестник древней истории. 1952. № 4. С. 297, что являлось обязательным условием заключения брака.

Таким образом, по Законам Хаммурапи, Среднеассирийским законам и Хеттским законам обязательными условиями заключения брака являлись: уплата брачного выкупа, согласие отца невесты. Согласие лиц, вступающих в брак, не требовалось. В древнем Вавилоне еще одним обязательным условием являлось заключение брачного договора. Развитие покупного брака привело к широкому распространению механизмов его замены, одним из которых был левират - брак вдовы с родственником ее умершего мужа, который особенно был распространен в древней Ассирии. Другим условием, однако, не везде нашедшим законодательного закрепления, было условие сохранения социального статуса: браки с представителями низшего сословия не приветствовались. Но если в ряде законоположений древних царств это не нашло широкого применения, то в последующем развитии древних обществ это положение уже стало проявляться достаточно ярко.

Заключение

Подводя итог, еще раз отметим, что основным источником права древневосточных государств на протяжении веков оставались обычаи, которые, являясь продуктом общинного творчества, в течение длительного времени не записывались, а сохранялись в устной традиции и памяти соплеменников.

Общие традиционные черты древневосточного права определялись в значительной мере длительным существованием в странах Древнего Востока таких социальных форм, как община, большая патриархальная семья. Во всех нормах древневосточного брачно-семейного и наследственного права прослеживаются, например, такие традиционные черты, как подчиненное, приниженное положение женщин, детей в патриархальной семье, неравенство наследственных прав женщин с мужчинами.

Законы Хаммурапи, Среднеассирийские и Хеттские законы дают представление о жизни людей в этих государствах, характеризуют социально-экономические и общественно-политические взаимоотношения.

Изучаемые законы устанавливали право наследования и регулировали брачно-семейные отношения. По Законам Хаммурапи первоочередное правонаследования имели дети, не зависимо от пола, в равных долях, то согласно Среднеассирийским законам наследовать могли только мужчины, при этом старший имел имущественное преимущество. Среднеассирийские законы практически полностью лишали женщин наследства, в то время как Законы Хаммурапи и Хеттские законы были призваны обеспечить жизнь женщин и их детей в случаи смерти мужа.

Семейные отношения были подчинены патриархальным устоям. Абсолютно одинаковой чертой для семейного права является заключение брачного договора и необходимость приданного для жены и выкупа со стороны мужа. Во всех законах подчеркивается неравноправие мужчин и женщин, однако при сравнении Среднеассирийские законы являются более жестокими, отсюда можно сделать вывод, что положение женщин в браке в Вавилоне было более благоприятным по сравнению с Ассирией и Хеттским царством.

 

Общественно- экономические отношения в хеттской державе

Важнейшим источником для определения общественных отношении в Хеттском государстве являются законы хеттских царей, ставшие известными историкам на несколько десятилетий позже, нежели законы царя Хаммурапи. В богатой сокровищнице богазкёйского архива едва ли не самыми пенными текстами являются две большие, правда, несколько повреждённые, клинописные таблицы, сохранившие часть законов хеттских царей. Благодаря ряду имеющихся фрагментов параллельных текстов содержание таблиц, в особенности одной из них, было почти полностью восстановлено. Эту таблицу можно датировать примерно концом XIV в., а другую—первой половиной XIII в. до н. э.

Законоположения, выписанные в первой таблице, позже подвергшиеся переработке, трактуют вопросы уголовного права (убийство, преступления против личности, кража скота, кража в домах и закромах, поджоги закромов, бегство и укрывательство рабов, похищение рабов и свободных), семейного права, положения воинов и т. д. Что касается второй таблицы, то она производит впечатление беспорядочной выписки самых разнообразных дополнительных положений с прибавлением обширного тарифа пен на различные товары. К некоторым статьям, выписанным в первой таблице, писец добавлял замечания о том, что внесло новое законодательство в старое право.

Сравнивая хеттские законы, насколько они нам известны по данным табличек богазкёйского архива, с законами Хаммурапи, можно заметить несколько большую детализацию права в хеттских памятниках. Так, например, кражи различных видов скота трактуются, в противоположность законам Хаммурапи, в различных частях хеттского сборника весьма подробно, что, пожалуй, и неудивительно в обществе, в котором скотоводство играло ещё и в это время значительную роль. В других случаях следует искать причину большей детализации законодательства хеттских царей в большей сложности социально-экономических условий Хеттской державы, объединившей в XIV в. дон. э. на сравнительно долгий срок обширную территорию. В одном отношении хеттское право было значительно более совершенным, нежели законы Хаммурапи, а именно в отношении кары за убийство. Хеттский законодатель принимал во внимание наличие злого умысла или отсутствие его у виновного: умышленное убийство каралось двойным штрафом по сравнению со штрафом за такое убийство, когда «грешит лишь рука» убийцы. В позднейшей переработке первой таблицы в случаях убийства купца предусматривались три возможные причины преступления: убийство купца с целью грабежа, убийство из мести, а не из корысти и, наконец, убийство по неосторожности. Что же касается законов Хаммурапи, то в них лишь в малой степени учитывалась злая воля.

Информация о работе Общие особенности законодательства древневосточных цивилизаций