Общая психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 00:01, контрольная работа

Описание работы

Личность – это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как человека того или иного общества или общности. Личность появляется только с возникновением сознания и самосознания.

Содержание работы

1. «Первое» и «второе» рождение личности по А.Н. Леонтьеву.
2. Генез высших психических функций.
3. Что такое неосознаваемые автоматизмы сознательных действий.

Файлы: 1 файл

Контрольная по общей психологии.doc

— 87.00 Кб (Скачать файл)

                                                           ЧВУЗ

               Донецкий институт психологии  и предпринимательства 
 
 
 

                                                                               Кафедра психологии 
 
 
 
 

Контрольная работа

по общей  психологии

Вариант  14 
 
 
 

                                                                                          Выполнила

                                                                                         Проверил 

Сдала_____________

Оценка___________ 
 
 
 

Донецк-2008 

Содержание

1. Вопрос 1______________________________________________с. 3

2. Вопрос 2______________________________________________с. 5

3. Вопрос 3______________________________________________с. 9

4. Задача № 17___________________________________________с.13

5. Литература____________________________________________с.16 
      1. «Первое» и «второе» рождение личности по А.Н. Леонтьеву.

  Личность  – это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как человека того или иного общества или общности. Личность появляется только с возникновением сознания и самосознания.

  Индивид формирует свой внутренний мир путем  освоения, интериоризации исторически сложившихся форм и видов социальной деятельности и, в свою очередь, выражает, экстериоризует, свои психические процессы.

  Критерии  формирования личности.

     Первый  критерий: человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия в одном определенном смысле, а именно если он способен преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого. В таких случаях говорят, что субъект способен к опосредованному поведению. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы. Они социальны по своему происхождению и смыслу, то есть заданы обществом, воспитаны в человеке.

      Второй критерий – способность  к сознательному руководству  собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов-целей и принципов. Оно предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности.

      Рассмотрим этапы формирования личности. По образному выражению А. Н. Леонтьева, личность «рождается» дважды.

  Первое ее рождение относится к дошкольному возрасту и знаменуется установлением первых иерархических отношений мотивов, первыми подчиняемыми непосредственных побуждений социальным нормам. Иными словами, здесь зарождается то, что отражено в первом критерии личности.

  А. Н. Леонтьев иллюстрирует это событие примером, который широко известен под названием «эффект горькой конфеты».

  Ребенок-дошкольник получает от экспериментатора практически  невыполнимое задание: достать удаленную вещь, не вставая со стула. Экспериментатор выходит, продолжая наблюдать за ребенком из соседнего помещения. После безуспешных попыток ребенок встает, берет привлекающий его предмет и возвращается на место. Экспериментатор входит, хвалит его и предлагает в награду конфету. Ребенок отказывается от нее, а после предложений начинает тихо плакать. Конфета оказывается для него «горькой».

  Анализ  событий показывает, что ребенок  был поставлен в ситуацию конфликта  мотивов. Один его мотив – взять интересующую вещь (непосредственное побуждение); другой – выполнить условие взрослого («социальный» мотив). В отсутствие взрослого верх взяло непосредственное побуждение. Однако с приходом экспериментатора актуализировался второй мотив, значение которого еще усилилось незаслуженной наградой. Отказ и слезы ребенка – свидетельство того, что процесс освоения социальных норм и соподчинения мотивов уже начался, хотя и не до конца.

  Тот факт, что именно в присутствии взрослого  переживания ребенка начинают определяться социальным мотивом, очень знаменателен. Он служит ярким подтверждением общего положения о том, что «узлы» личности завязываются в интерперсональных отношениях и лишь затем становятся элементами внутренней структуры личности. Вполне можно сказать, что здесь наблюдается ранняя стадия «завязывания» таких узлов.

  Первые  ярко выраженные идентификации происходят у дошкольников с родителями. Дети подражают родителям во всем: в манерах, речи, интонациях, одежде, занятиях. Одновременно они усваивают и внутренние черты родителей – их вкусы, отношения, способы поведения и чувствования.

  Второе рождение личности начинается в подростковом возрасте и выражается в появлении стремления и способности осознавать свои мотивы, а также проводить активную работу по их подчинению и передподчинению. Заметим, что эта способность к самосознанию, саморуководству, самовоспитанию и отражена во втором признаке личности, разобранном выше.

  В подростковом возрасте начинается осознание «духовного Я», т.е. своих психических способностей, характера, нравственных качеств. Этот процесс стимулируется активной ассимиляцией того слоя культурного опыта, который находится над слоем конкретных социально-ролевых норм, и выражает обобщенную работу поколений в решении духовных и нравственных проблем.

   Именно  в этом возрасте начинает формироваться  «идеальное Я», т.е. осознанный  личный идеал, сопоставление с  которым часто вызывает неудовлетворенность собой и стремление себя изменить.

   Самосознанию, особенно нравственному самосознанию, предстоит еще долгий путь развития. Это развитие происходит в условиях конфликтов, порождаемых как внешними условиями, так и собственными мотивами личности.

  2. Генез высших психических  функций.

  Высшие  психические функции – сложные психические процессы, прижизненно формирующиеся социальные по своему происхождению, опосредствованные по психологическому строению и произвольные по способу своего осуществления. Важнейшей характеристикой высших психических функций является их опосредствованность различными «психологическими орудиями» - знаковыми системами, являющимися продуктом длительного общественно-исторического развития человечества. Среди «психологических орудий» ведущую роль играет речь; поэтому речевое опосредствование высших психических функций представляет собой наиболее универсальный способ их формирования.

  Основные  характеристики высших психических  функций – опосредствованность, осознанность, произвольность – представляют собой системные качества, характеризующие высшие психические функции как «психологические системы». Неизменными в них являются исходная задача и конечный результат; средства же, с помощью которых реализуется данная задача, весьма вариативны и различны на разных этапах онтогенеза и при разных способах и путях формирования функций.

  Закономерностью формирования высшей психической функции  является то, что первоначально она  существует как форма взаимодействия между людьми и лишь позже – как полностью внутренний процесс.

  Л.С. Выготский  – автор концепции, которая возникла в советской психологии на ранних этапах ее становления, и наметил пути научного решения проблемы о природе психики человека. Л.С. Выготский назвал ее культурно-исторической теорией психики человека. Он показал, что у человека возникает особый вид психических функций, которые полностью отсутствуют у животных. Эти функции составляют высший уровень психики человека, общественно называемым сознанием. Они формируются в ходе социальных взаимодействий и благодаря им. Иными словами, высшие психические функции имеют социальную природу.

  В рассуждениях Л.С. Выготского на тему природы, строения и развития высших психических функций  можно выделить три логических части.

  Первая  часть – «Человек и природа». В этой части содержится два основных положения.

  Первое  положение опирается на мысль, неоднократно высказывавшуюся классиками марксизма о том, что при переходе от животных к человеку произошло кардинальное изменение взаимоотношений субъекта с окружающей средой.

  На протяжении всего существования животного  мира среда действовала на животное и видоизменяла его; животное приспосабливалось  к среде, и это обусловило биологическую эволюцию животного мира. С появлением же человека начался процесс противоположного смысла. Человек ознаменовал свое появление тем, что начал действовать на природу и видоизменять ее. Л.С. Выготский приводит следующее высказывание Ф. Энгельса: «…все планомерные действия всех животных не сумели наложить на природу печать их воли. Это мог сделать только человек».

  Второе. Человеку удалось наложить на природу «печать  своей воли», благодаря использованию  орудий, а обобщенно говоря, благодаря  развитию материального производства. Легко понять, что это действительно  так, если представить себе, что именно материальное производство привело к эволюции средств воздействия на природу: от неотесанного камня или копья-палки до современных станков и атомных двигателей.

  Вторая  часть – «Человек и его собственная  психика».

  Первое  положение. Способность к овладению природой не прошла бесследно для человека в одном очень важном отношении: он научился также овладевать собственной психикой. Появились произвольные формы деятельности, или высшие психические функции.

  Самый нижний этаж в структуре деятельности занимают психофизические функции: сенсорная функция, моторная, мнемическая и др. Л.С. Выготский называет их низшими или натуральными, психическими функциями. Они есть и у животных.

  У человека же появляются произвольные формы таких  функций, которые Л.С. Выготский и называет высшими: человек может заставить себя запомнить некоторый материал, обратить внимание на какой-то предмет, организовать свою умственную деятельность.

  Возникает вопрос: каким образом появление  высших психических функций связано с овладением природой?

  По мнению Л.С. Выготского, здесь имеет место  двусторонняя связь: указанные изменения в психике человека выступают одновременно и как следствия его измененных отношений с природой, и как фактор, который обеспечивает эти изменения. Ведь если жизнедеятельность человека сводится не к приспособлению к природе, а к изменению ее, то его действия должны совершаться по какому-то плану, подчиняться каким-то целям. Ставя и реализуя внешние цели, человек с какого-то момента начинает ставить и осуществлять внутренние цели, то есть научается управлять собой. Таким образом, первый процесс стимулирует второй. В то же время прогресс в самоорганизации помогает более эффективно решать внешние задачи.

  Итак, овладение  природой и овладение собственным  поведением – параллельно идущие процессы, которые глубоко взаимосвязаны.

  Второе  положение. Подобно тому как человек  овладевает природой с помощью орудий, он овладевает собственным поведением тоже с помощью орудий, но только орудий особого рода – психологических.

  Психологические орудия, по мнению Л.С. Выготского, - это  знаки. Возьмем для примера произвольную память. Предположим, что перед субъектом стоит задача запомнить какое-то содержание, и он с помощью специального приема это делает. Человек запоминает иначе, чем животное. животное запоминает непосредственно и непроизвольно. У человека же запоминание оказывается специально организованным действием.

  Человек, для запоминания использует внешние  средства – это знаки какого-то содержания. Иногда такие средства просты, как например завязывание узелка «на память», и могут быть связаны с любым содержанием; иногда более дифференцированы ( система различных зарубок, узлов) и более тесно связанны с запоминаемым содержанием, представляя собой зачатки письменности. Но это различия, так сказать, второго порядка. Главное и общее состоит в том, что подобные средства-знаки фактом своего появления и использования порождают новую структуру запоминания как психического процесса.

  Третья  часть – «Генетические аспекты».

  Человек стал обращать слова-приказы на самого себя. Из внешнекомандной функции слова родилась его внутренняя реннеорганизующая функция. Человек говорит себе «встань» - и встает; он говорит себе «я должен это сделать» - и делает.

Информация о работе Общая психология