Межличностная аттракция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2009 в 18:50, Не определен

Описание работы

Лекция

Файлы: 1 файл

Межличностная аттракция.doc

— 272.00 Кб (Скачать файл)

     Как биологический подход, так и подход научения, вероятно, содержат зерна  истины. Очевидно, что многие врожденные формы поведения ребенка вносят вклад в формирование привязанности. Ребенку нет необходимости учиться плакать, улыбаться или чувствовать себя хорошо, когда ему комфортно; эти врожденные реакции важны для выработки уз привязанности между родителем и ребенком. С другой стороны, не вызывает сомнений, что вид улыбающегося ребенка или прекращение его плача в ответ на наше появление служат подкрепляющим фактором и что без этого подкрепления мы не смогли бы развить к нему сильной привязанности. Поэтому представляется весьма вероятным, что определенные врожденные формы поведения помогают вырабатывать привязанность, а механизм, посредством которого они функционируют, реализуется на основе взаимного подкрепления родителя и ребенка.

     Данные, полученные в ходе исследований привязанности, свидетельствуют о том, что тенденция к аффилиации имеет, по крайней мере отчасти, биологическую основу. Как представители биологического вида люди могут обладать предрасположенностью к формированию эмоциональной привязанности к тем, с кем они постоянно взаимодействуют, а также склонностью ощущать больший комфорт и безопасность в присутствии близких людей. Способность к эмоциональной привязанности, впервые проявившись в младенческом возрасте, развивается на протяжении всей последующей жизни.

     Выгоды  социальных отношений

     По  мере того как мы растем, наши социальные потребности становятся сложнее  и разнообразнее. Мы формируем взаимоотношения  с людьми, чтобы приятно проводить  время, получать помощь, вести сексуальную  жизнь, ощущать собственное влияние  или достигать признания. Многие теоретики пытались классифицировать основные типы выгод, извлекаемых людьми из взаимоотношений. Роберт Вейсс предложил метод иллюстративного анализа. Он выделил шесть так называемых главных «ресурсов социальных отношений» — типы важных вознаграждений, предоставляемых индивиду взаимоотношениями. (358)

  • Привязанность — чувство безопасности и комфорта, вызываемое самыми 
    близкими взаимоотношениями. Будучи детьми, мы сильно привязываемся 
    к нашим родителям; будучи взрослыми, мы можем испытывать такое чувство к романтическому партнеру, супругу или близкому другу.
  • Социальная интеграция — чувство, что другие люди разделяют наши интересы и установки (аттитюды). Обычно оно обеспечивается взаимоотношениями с друзьями, коллегами, товарищами по работе, людьми, разделяющими наши религиозные убеждения, соседями и так далее. Такие взаимоотношения предлагают дружеское общение и создают ощущение собственной принадлежности к группе.
  • Подтверждение своей значимости обеспечивается поддержкой со стороны 
    других людей нашего чувства собственной компетентности и ценности.
  • Ощущение надежного тыла связано с осознанием существования людей, готовых прийти к нам на помощь в трудную минуту. Когда возникают чрезвычайные обстоятельства, мы часто обращаемся за помощью к членам своей семьи.
  • Руководство обеспечивается воспитателями, учителями, врачами, друзьями 
    и другими людьми, к которым мы обращаемся за информацией и советом.
  • Возможность проявить заботу возникает, когда мы несем ответственность 
    за благополучие другого человека. Забота о ком-то наполняет нас ощущением собственной необходимости и важности.

     Предлагались  и другие типологии выгод, извлекаемых  из социальных взаимоотношений, выделявших несколько иные их функции. Наибольшего  внимания заслуживают исследования, в которых проводится анализ влияния социальных взаимоотношений на психическое и физическое здоровье человека. В них используется термин социальная поддержка, относящийся к межличностным обменам, в ходе которых один человек оказывает помощь или содействие другому. Исследователи выделяют несколько важных типов социальной поддержки. Например, инструментальная поддержка связана с оказанием финансовой помощи и предоставлением других видов благ или услуг. Информационная поддержка связана с обеспечением советом, руководством или полезной информацией.

     Анализ  конкретных выгод, получаемых в результате социальных взаимоотношений, позволяет  выделить два важных момента, касающихся социальных потребностей человека. Во-первых, преимущества человеческих взаимоотношений необычайно многочисленны и разнообразны. Мы без труда могли бы добавить в список, предложенный Вайссом, множество других социальных потребностей. Во-вторых, подобный анализ говорит о том, что не существует какого-то уникального типа взаимоотношений, способного реализовать все наши социальные потребности. Взаимоотношения с любимым человеком могут обеспечить ощущение привязанности, но не ощущение принадлежности к группе. Учитель может предоставить руководство в отношении вопросов учебы или карьеры, но вряд ли одолжит нам денег или отвезет нас в аэропорт. Следовательно, здоровая и полноценная социальная жизнь обеспечивается наличием различных социальных отношений, способных удовлетворить широкое разнообразие человеческих потребностей. Когда наши социальные взаимоотношения становятся неадекватными и неудовлетворительными, мы оказываемся в одиночестве. (359)

     Фундаментальные принципы межличностной  привлекательности

     Почему  нам нравятся одни люди и не нравятся другие? Что определяет наш выбор товарищей и друзей? Пожалуй, наиболее общим ответом на эти вопросы будет следующий: нам нравятся люди, которые воздают нам должное и помогают удовлетворять наши потребности. Одной из важнейших разновидностей вознаграждения является социальное одобрение, и многие исследования показали, что мы склонны симпатизировать людям, которые позитивно нас оценивают. Существует также тенденция к взаимному притяжению: нам нравятся те люди, которым нравимся мы сами, и сила этого эффекта увеличивается по мере продолжительности взаимоотношений.

     Другой  общий принцип основан на теории социального обмена. Люди нравятся нам тогда, когда мы воспринимаем взаимоотношения с ними как выгодные, то есть когда выгоды, которые мы получаем в результате этих взаимоотношений, (362) перевешивают наши затраты. Так, нам может нравиться Стэн потому, что он сильный, веселый человек и хороший спортсмен, и потому, что эти привлекательные качества перевешивают его несносную тенденцию опаздывать. Теория социального обмена подчеркивает также, что мы производим сравнительные суждения, оценивая выгоды, которые мы получаем от одного человека, по сравнению с выгодами, которые мы получаем от другого.

     Не  забывая об этих общих принципах, сейчас мы обратимся к обзору исследований более специфических факторов, также  оказывающих влияние на межличностное притяжение. Четырьмя важными детерминантами притяжения являются пространственная близость, знакомство, сходство и личностные качества индивида. В ходе нашего обсуждения каждого из этих факторов мы будем также указывать на некоторые исключения, отклоняющиеся от общего правила.

     Пространственная  близость

     Пожалуй, наилучшим показателем, позволяющим  предположить, дружат ли два человека, является то, насколько далеко они  живут друг от друга. Если один живет в Бразилии, а другой — в Китае, они почти наверняка не окажутся друзьями. Если один живет в Чикаго, а другой — в Фениксе или даже если они живут на противоположных концах одного и того же города, то маловероятно, что они окажутся друзьями. Фактически если два человека проживают на расстоянии лишь 10 кварталов друг от друга, вероятность того, что они окажутся друзьями, гораздо меньше, чем если бы они жили в соседних квартирах. Пространственная близость — чрезвычайно мощный фактор межличностной привлекательности.

     В 1950-х годах группа социальных психологов изучала эффект пространственной близости в Вестгейт-Весте, одном из крупных жилых комплексов. Вестгейт-Вест состоял из 17 отдельно расположенных двухэтажных домов, каждый из которых имел 10 квартир (по 5 на этаже). Квартиры были практически идентичными. Что еще более важно, жители не выбирали, где им предстоит жить; квартиры предоставлялись им по мере освобождения прежними жильцами. В результате Вестгейт-Вест оказался максимально приближен к требованиям полевого эксперимента со случайно распределенными жителями.

     Всем  респондентам задавался вопрос: «С какими тремя людьми в Вестгейт-Весте  вы общаетесь чаще всего?» Результаты со всей очевидностью показали, что  жители состояли в дружеских отношениях с теми, кто находился в непосредственной близости от них. Люди, жившие на одном этаже, упоминали своего ближайшего соседа чаще, чем соседа через дверь, а соседа через дверь чаще, чем соседа на другом конце лестничной площадки. Ближайшие соседи составляли 41% избранных в сравнении лишь с 22% соседей через дверь и 10% соседей в конце лестничной площадки. Кроме того, люди, жившие на разных этажах, становились друзьями значительно реже, чем жившие на одном этаже, даже когда физическое расстояние между ними оставалось приблизительно одинаковым. Вероятно, это происходило потому, что подняться или спуститься по лестнице требовало больших усилий, чем просто пройти по лестничной площадке. Таким образом, люди на разных этажах ощущали большую психологическую дистанцию, (363) чем находившиеся на одном и том же этаже. Исследователи назвали данное расстояние функциональным, подразумевая, что вероятность возникновения общения определяется, помимо фактического расстояния, также планировкой многоквартирного дома. Чем ближе люди живут друг к другу с точки зрения как физического, так и функционального расстояния, тем выше вероятность того, что они подружатся.

     В ходе исследований последних лет  психологи пытались выяснить, как  физическая планировка общежитий колледжей влияет на социальное взаимодействие. Общежития колледжей обычно строятся по двум проектам. Одни общежития представляет собой комнаты, расположенные вдоль длинного коридора с комнатами отдыха и ванными помещениями, используемыми всеми жителями данного коридора. Второй тип — это квартиры, состоящие из нескольких спален, расположенных вокруг общей гостиной, при этом жильцы совместно используют ванные помещения. Величина доступного каждому жилого пространства в обоих случаях остается примерно одинаковой. Однако эти планировки, по-видимому, оказывают различное влияние на проживающих в общежитии студентов. Проводя исследование, Баум и Дэйвис получили разрешение распределять студенток-первокурсниц в условия проживания случайным образом. Чтобы контролировать окружение в дальнейшем, исследователи выбрали два одинаковых этажа с длинными коридорами в одном и том же общежитии. Планировка одного этажа была оставлена без изменений; другой этаж был переоборудован таким образом, чтобы разделить коридор на небольшие сектора с комнатами для отдыха. Исследователи предлагали студенткам заполнять опросники в начале учебного года и несколько раз в течение года. Они также вели систематические наблюдения за социальными взаимодействиями в общежитии. Результаты эксперимента были очевидными. После пребывания в общежитии в течение нескольких недель, студентки, жившие на этаже, разделенном на сектора, сообщали о больших успехах в приобретении новых друзей в общежитии и вступали в большее количество социальных взаимодействий в комнатах для отдыха и в коридорах. Компактное проживание по сравнению с более разрозненным в большей степени способствовало формированию дружеских отношений.

     Дополнительное  подтверждение важности пространственной близости дает исследование, в ходе которого людей просили описать  «памятные взаимодействия» — то есть недавние случаи, когда они обсуждали что-либо важное в личном контакте с другим человеком. Участников просили также указать физическое расстояние, которое разделяло их и человека, участвовавшего в каждом запомнившемся им взаимодействии. Результаты представили убедительные доказательства важности физического расстояния. Хотя 10% запомнившихся взаимодействий происходило с людьми, проживавшими на расстоянии свыше 50 миль, подавляющее большинство их было связано с людьми, проживавшими рядом, или в том же доме, или в пределах расстояния в 1 милю. Эти результаты были воспроизведены в повторных опросах на трех различных выборках в Соединенных Штатах и Китае.

     Объяснение  влияния пространственной близости

     Люди, находящиеся в непосредственной близости, более доступны, чем те, кто находится вдали от нас. Совершенно очевидно, что нам не могут понравиться или (364) стать друзьями люди, с которыми мы никогда не виделись. Мы выбираем друзей среди людей, которых знаем. Доступность находящихся поблизости людей также влияет на баланс вознаграждений и затрат в процессе взаимодействия — момент, особо выделяемый теорией социального обмена. Нам не приходится особенно напрягаться для того, чтобы поболтать с соседкой или спросить ее об автобусном сообщении с аэропортом. Даже если компания соседа приятна лишь отчасти, мы можем поддаваться на ее «дешевизну» и, таким образом, находить ее выгодной. В отличие от этого, взаимоотношения на большом расстоянии требуют времени, планирования и денег. Когда хорошие друзья разъезжаются, они обычно обещают регулярно поддерживать общение. Однако многие вскоре обнаруживают, что их контакты сводятся к посылке открытки ко дню рождения или телефонному звонку. Другое объяснение влияния пространственной близости основано на теории когнитивного диссонанса, описанной в главе 5. Согласно этой теории, люди стремятся поддерживать гармоничное соответствие или согласованность своих аттитюдов— согласованно выстраивать свои симпатии и антипатии, избегая противоречий. Психологически очень сложно жить или работать бок о бок с кем-то, кто нам не нравится, и поэтому мы испытываем сильное когнитивное давление к тому, чтобы симпатизировать людям, с которыми нам приходится общаться. У нас существует мотивация симпатизировать тем, с кем мы как-либо связаны, и искать возможность находиться рядом с теми, кто нам нравится. Например, предположим, что вы приехали в колледж, чтобы познакомиться с будущим соседом по комнате, и сразу же невзлюбили его или ее. У вас есть два варианта, как попытаться снизить когнитивный диссонанс. Вы по возможности избегаете вашего соседа по комнате и пытаетесь перебраться в другую комнату. Или же вы можете переоценить соседа по комнате, попытавшись увидеть в нем какие-то хорошие качества для того, чтобы избежать конфликтов и улучшить ситуацию. Проблема сводится к тому, что именно оказывается легче изменить. Зачастую полностью прекратить взаимоотношения оказывается практически невозможно. Ваш куратор по общежитию может настаивать на том, что вы не можете менять соседей по комнате до окончания семестра. Следовательно, вы будете испытывать давление в сторону увеличения симпатии к соседу по комнате.

     Другие  исследования также показали, что  простое предвосхищение взаимодействия увеличивает симпатию. В ходе одного исследования студенты колледжа согласились на предложение психологов в течение пяти недель ходить на свидания. Испытуемым были показаны видеозаписи различных людей, распределенных случайным образом на предполагаемых партнеров по будущему свиданию, и тех, с кем свидания не планируются. Партнеры по будущему свиданию нравились испытуемым значительно чаще. В целом если мы знаем, что нам предстоит взаимодействовать с кем-то в будущем, мы склонны усиливать позитивные качества этого человека и игнорировать или сводить к минимуму негативные. Стремление к когнитивной согласованности мотивирует нас симпатизировать своим соседям, товарищам по комнате и другим людям, находящимся в пространственной близости от нас.

Информация о работе Межличностная аттракция