Межкультурная коммуникация в электронной среде и интернет-зависимость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 13:02, доклад

Описание работы

Современный человек — это манипулятор, кем бы он ни был. Манипуляторов — легион. В каждом из нас живет манипулятор, который бесконечно применяет всяческие фальшивые трюки с тем, чтобы добиться для себя того или иного блага.

Файлы: 1 файл

реф.doc

— 104.50 Кб (Скачать файл)

Вы устанавливаете раппорт, принимая во внимание то, что люди говорят.

Вам нет необходимости  соглашаться с этим. Один очень  хороший способ подстроиться заключается  в том, чтобы исключить слово "но" из своего словаря. Замените его союзом "и". "Но" может быть деструктивным словом, оно подразумевает, что вы слышите то, что вам говорят... но... имеете ряд возражений, которые не принимают это в расчет. "И" безобидно. Оно просто добавляет и расширяет то, что уже сказано. Слова несут в себе огромную силу.

Носители одной  культуры скорее всего будут иметь общие ценности и общий взгляд на мир. Общие интересы, работа, друзья, увлечения, симпатии и антипатии, политические убеждения будут создавать некоторый раппорт. Мы естественно ладим с теми людьми, которые разделяют наши ценности и убеждения.

Присоединение и ведение - это основная идея НЛП. Она включает в себя раппорт и  уважение к модели мира другого человека.

Различные варианты "присоединения к..." больше распространены в обыденном словоупотреблении: "присоединиться к намерению", "разделить интересы, заботы", "согласиться на участие", "присоединиться к работе". Построены они на предположении, что у другого имеется ожидание "будь со мной, делай то же, что и я, делай как я". Как за допущением, так и за ожиданием просматривается все та же потребность в объединении, в общении. В данном случае - общение по поводу какого-либо предмета совместной деятельности.

Однако присоединение  может происходить и по-другому: сначала актуализируется одна из общностей, к которым принадлежит  адресат, а уже к ней производится приобщение.

Этими приемами пользуются не только манипуляторы. Чаще всего присоединение не организуется, а происходит спонтанно, что свидетельствует  об эффективности создаваемой общности, о позитивном отношении партнеров  друг к другу. Какие приемы при этом используются, стороны чаще всего и не подозревают. Нередко люди все же осознают, что они "подстраиваются" к другому, "ищут подход", но даже в этих случаях сами по себе приемы далеко не всегда являются манипулятивными. Присоединение или подстройка необходимы как важнейшая составлющая процесса общения, без которой было бы невозможным сколь-нибудь длительное время поддерживать отношения. или вспомогательного средства, а как основной прием.

Управление  переменными взаимодействия.

С момента установления контакта между общающимися сторонами складывается психологическое пространство взаимодействия. Как и физическое пространство, оно имеет свою топику и свои измерения. Каждое событие, происходящее в этом пространстве, кем-то из партнеров инициируется, специфическим образом организуется, а его развитие куда-то направляется — событие совершается взаимными усилиями партнеров по общению. Для описания как статических состояний психологического пространства взаимодействия, так и происходящих в нем изменений могут быть использованы следующие понятия: территория, дистанция, пристройка, инициатива, вектор, темп и паузы. С помощью этих понятий мы сможем подвергнуть анализу и действия манипулятора, понять, каким образом ему удается влиять на события в соответствии со своими замыслами.

Инициатива.

Инициатива может  быть определена как начальный момент управления процессом взаимодействия со стороны одного из партнеров (соперников). Данное понятие служит для обозначения  ведущей или направляющей роли последнего в процессе общения. П. М. Ершов предложил различать владение инициативой и распоряжение ею. Владение - это открытое взятие на себя управления процессом общения. Владеть инициативой означает реально пользоваться своим правом (и возможностью) запускать события и управлять ими. Распоряжение - употребление права решать, кто сейчас будет владеть инициативой. Распоряжаться - значит позволять или запрещать владение инициативой, предоставлять такую возможность или отбирать. Очевидно, что распоряжение обеспечивает одному из партнеров более высокий ранг, предоставляя дополнительные возможности.

Человек, владеющий  инициативой, тем более распоряжающийся  ею, имеет больше возможностей для  достижения собственных целей. Естественно, что общающиеся стороны стараются  овладеть инициативой, что ведет к борьбе за нее — стремлению завладеть, преодолевая сопротивление соперника. Выражается эта борьба следующим образом:

взятие инициативы, если ее проявление не встретило сопротивления  со стороны партнера;

перехват инициативы - быстрое овладение с обходом сопротивления партнера;

использование - удержание в руках, владение в  течение сравнительно долгого промежутка времени;

передача - добровольное действие, уступка, отказ от инициативы;

потеря инициативы происходит вынужденно, как проигрыш, как уступка сопернику.

Направленность  воздействия.

Важнейшей характеристикой  манипулятивного воздействия является наличие явного и скрытого уровней  воздействия. Явный уровень выполняет  функцию "легенды" или "мифа", маскирующего истинные намерения манипулятора. Скрытым уровнем является тот, на котором как факт воздействия, так и его цель тщательно утаиваются от адресата. Скрытое сообщение возникает тогда, когда

а) необходимо передать более одного сообщения,

б) одно из них  должно сохраниться в секрете.

Скрытое воздействие, однако, скрыто от адресата лишь психологически. Феноменально оно встроено в сюжет "легенды" как набор вполне легальных элементов. Они могут  выглядеть или как часть данной легенды (если манипуляция достаточно искусна), или как случайные включения, на которые обычно не обращают внимания.

Направленность  воздействия определяется характером решаемых подзадач. Их сочетание может  быть сколь угодно разнообразным, однако в манипулятивной ситуации всегда могут  быть выделены как минимум две  группы векторов: одна оказывается релевантной основной цели воздействия, другая же призвана обеспечить податливость адресата к манипуляции.

Иногда почти  все манипулятивные усилия сводятся к «обслуживанию» основного вектора.

Многовекторность  воздействия, задается стремлением к тотальности и многоплановости воздействия, нацеленностью одновременно на множество психических мишеней адресата. Релевантная каждой подзадаче активность конечным звеном предполагает наличие такой мишени - своего рода "кнопки", нажатие на которую приводит к ожидаемому результату.

Вторым источником многовекторности воздействия (а в  общем случае — всего поведения) является полимотивированность деятельности человека (А. Н. Леонтьев). Множество  подзадач, которые решает манипулятор, касаются не только направленности на адресата, но и проблем внутреннего порядка. Оба эти фактора оказываются двумя сторонами одного и того же процесса - поиска средств, которые при минимуме актуальных затрат дают максимальный эффект по комплексному решению жизненных задач.

"Прочитать"  мозаику векторов в реальном  поведении можно по следующим  признакам: прямые речевые обращения  к кому-либо, развороты корпуса,  лица, направление взгляда, указующие  жесты, а также то, что может  быть проинтерпретировано как  бессознательный указатель, эквивалент указующего жеста — ориентация ступни, локтя, предметов в руках и т. д.

Заключение.

Основная причина  манипуляции, считает Фредерик Перлз, в вечном конфликте человека с  самим собой, поскольку в повседневной жизни он вынужден опираться как на себя, так и на внешнюю среду.

Человек никогда  не доверяет себе полностью. Сознательно  или подсознательно он всегда верит, что его спасение в других. Однако и другим он полностью не доверяет. Поэтому вступает на скользкий путь манипуляций, чтобы "другие" всегда были у него на привязи, чтобы он мог их контролировать и, при таком условии, доверять им больше.

Эрих Фромм  выдвигает вторую причину манипулирования. Он считает, что нормальные отношения  между людьми - это любовь. Любовь обязательно предполагает знание человека таким, каков он есть, и уважение его истинной сущности.

Великие мировые  религии призывают нас любить ближнего своего, как самого себя, и  вот тут заколдованный круг нашей  жизни замыкается. Современный человек  ничего не понимает в этих заповедях. Он понятия не имеет, что значит любить. Большинство людей при всем желании не могут любить ближнего, потому что не любят самих себя.

Мы придерживаемся лжепостулата, что чем мы лучше, чем  совершеннее, тем любимее. Это почти  прямо противоположно истине. В действительности чем выше наша готовность признаться в человеческих слабостях (но именно в человеческих), тем больше нас любят. Любовь — это победа, достичь которой нелегко.

И в сущности ленивому манипулятору остается лишь одна жалкая альтернатива любви — отчаянная, полная власть над другой личностью; власть, которая заставляет другую личность делать то, что ОН хочет, думать то, что ОН хочет, чувствовать то, что ОН хочет. Эта власть позволяет манипулятору сделать из другой личности вещь, ЕГО вещь.

Третью причину манипуляций предлагают Джеймс Бугенталь и экзистенциалисты. "Риск и неопределенность, - говорят они, - окружают нас со всех сторон". В любую минуту с нами может случиться все, что угодно. Человек чувствует себя абсолютно беспомощным, когда лицом к лицу оказывается перед экзистенциальной проблемой.

С горечью осознавая  непредсказуемость своей жизни, человек впадает в инерцию, полностью  превращает себя в объект, что многократно  усиливает его беспомощность. Несведущему  человеку может показаться, что с  этой минуты пассивный манипулятор  стал жертвой активного. Это не так. Это не более чем трусливый трюк пассивного манипулятора.

Активный манипулятор  действует совсем другими методами. Он жертвует другими и откровенно пользуется их бессилием. При этом он испытывает немалое удовлетворение, властвуя над ними.

Четвертую причину  манипуляций можно разыскать  в работах Джея Хейли, Эрика Берна  и Вильяма Глассера.

Хейли во время  длительной работы с шизофрениками  заметил, что они более всего  боятся тесных межличностных контактов. Берн считает, что люди начинают играть в игры для того, чтобы лучше управлять своими эмоциями и избегать интимности. Глассер предполагает, что одним из основных человеческих страхов является страх затруднительного положения.

Таким образом, делаем вывод: манипулятор - это личность, которая относится к людям ритуально, изо всех сил стараясь избежать интимности в отношениях и затруднительного положения.

И, наконец, пятую  причину манипуляции предлагает Альберт Эллис. Он пишет, что каждый из нас проходит некую жизненную  школу и впитывает некоторые  аксиомы, с которыми потом сверяет свои действия. Одна из аксиом такова: нам необходимо получить одобрение всех и каждого.

Пассивный манипулятор, считает Эллис, - это человек, принципиально  не желающий быть правдивым и честным  с окружающими, но зато всеми правдами и неправдами старающийся угодить всем, поскольку он строит свою жизнь на этой глупейшей аксиоме.

Манипуляция - это  скорее система игр, это - стиль жизни. Одно дело единичная игра, цель которой  избежать затруднительного положения; и другое дело — сценарий жизни, который регламентирует всю систему взаимодействия с миром.

Манипуляция - это  псевдофилософия жизни, направленная на то, чтобы эксплуатировать и  контролировать как себя, так и  других.

Список  литературы.

1. Ричард Бендлер,  Джон Гриндер. "Из лягушек в принцы", г. Екатеринбург, 1999г.

2. Доценко Е.Л. "Психология манипуляции", г.  Москва, 1997г.

3. Джозеф О'Коннор, Джон Сеймор. "Введение в нейролингвистическое  программирование",

г. Челябинск, 1998г.

4. Панасюк А.Ю. "Вам нужен имиджмейкер?", г.  Москва, 1998г.

5. Шостром Э. "Анти - Карнеги", г. Минск, 1999г. 

6. Экман П. "Психология  лжи", г. Санкт-Петербург, 1999 г.

Информация о работе Межкультурная коммуникация в электронной среде и интернет-зависимость