Личность. Классификация типов личностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2010 в 14:26, Не определен

Описание работы

Введение
Происхождение Екатерины Великой и обстоятельства ее прихода к власти
Политические взгляды Екатерины II
Россия в годы правления Екатерины II
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

kontrolnaya_istoriya.doc

— 135.50 Кб (Скачать файл)

       Самым масштабным оказалось восстание  под руководством Емельяна Пугачева 1772 – 1775 гг.

       Очевидно: правительство исходило из того, что насильственными формами подавления протеста народных масс не всегда достигается прочное успокоение, потому крестьянам были сделаны кое-какие уступки. К ним относилось прекращение приписки государственных крестьян к заводам, передача монастырских крестьян в ведение Коллегии экономии (1764), однако существа феодально-крепостнической системы эти мероприятия не затрагивали.

       Во  внутренних делах Екатерина обладала талантом самым важным для самодержавного государя, а именно — умением  находить и выбирать сотрудников. Дела внешней политики вели способные дипломаты Г.Н. Панин, затем А. Безбородко. Талантливым администратором и устроителем новоприобретенной Малороссии проявил себя один из екатерининских фаворитов - Г. Потемкин.

       В декабре 1766 года был издан манифест о созыве Комиссии для составления проекта нового Уложения и при нем положение о выборах в Комиссию.

       Лишь 28 членов Комиссии были представителями  высших государственных учреждений — Сената, Синода и коллегий. Всего  в составе Комиссии было 565 депутатов, в том числе от дворян 30%, от городов 39%, от государственных крестьян 14%, от высших государственных учреждений 5%, от остальные групп населения — 12%. Депутаты должны были привезти с собой наказы от своих избирателей с изложением их нужд и пожеланий. От обширной массы крепостного крестьянства не было представителей13.

       Екатерининской  Комиссии не удалось составить нового кодекса законов: трудно было привести в систему разнохарактерную, разновременную, запутанную и частью взаимно противоречащую массу действовавших законов. Еще труднее было привести это старое законодательство в согласие с либеральным «Наказом» Екатерины, построенным на книжных теориях, без учета реальных факторов русской жизни, а с другой - с противоречивыми нуждами и пожеланиями множества отдельных наказов от разных групп населения.

       А. Труайя пишет по этому поводу: «В декабре 1768 года, после двухсотого заседания, граф Бибиков, по повелению императрицы, просто-напросто объявил о роспуске этих мнимых генеральных штатов. Предлогом  для этого явилось объявление Турцией войны России. На самом же деле царице надоела волокита комиссии.»14.

      Одним из важнейших преобразований Екатерины  была губернская реформа. Пугачевский  бунт с катастрофической ясностью обнажил  недостатки российской системы местного управления и необходимость ее реформирования. Императрица располагала весьма обширным материалом для разработки подобного преобразования. Еще в октябре 1764 г. она приказала губернаторам продумать, как заново разбить территорию их губерний на уезды приблизительно по 30 тыс. жителей в каждом. Тем самым примерно уравнивались суммы налоговых поступлений с уездов. Губернаторам предписывалось также назначить уездными центрами города, расположенные посередине каждой новой административной единицы, с тем чтобы жители уездов при необходимости могли без труда туда добираться. Кроме того, Екатерина велела составить и прислать карты всех губерний и списки городов, в них расположенных. Ведь до сих пор всем проектам реформы местного управления мешало отсутствие точных данных о числе и границах существующих уездов.

      Новый закон 1775 г. вводил новое областное  деление: вместо прежних 20 губерний в  европейской России было учреждено 50 губерний.

      Основанием  для определения размеров отдельных  губерний было взято количество живущего в них населения, 300 — 400 тыс. жителей в каждой губернии.

      Потому  губернии были различны по своим размерам: центральные, густо населенные губернии были невелики, тогда как редко  населенные северные и северо-восточные  — Архангельская, Вологодская, Вятская, Пермская - занимали обширные территории.

      Каждая  губерния делилась на уезды с числом жителей от 20 до 30 тыс. в каждом. Так  как в некоторых губерниях  не хватало городов для вновь  образуемых уездов, то иногда большие  села, слободы или подмонастырские  посады были обращены в уездные города15.

      В организации губернского и уездного управления было проведено разделение властей и организованы три параллельных ряда учреждений. При губернских судебных учреждениях состояли прокуроры  и стряпчие, в чьи обязанности  входило наблюдение за законностью действий новых учреждений. В каждом уезде находился уездный стряпчий.

      Для медицинской помощи в каждом уезде  состояли доктор и лекарь. Правительство  назначало должностных лиц общей  и финансовой администрации, а также  личный состав палат уголовного и гражданского суда. Состав нижнего земского суда, то есть земский исправник и заседатели, выбирался местным дворянством.

      Правительство назначало председателя губернских сословных судов, а заседатели выбирались на три года соответствующими сословиями и утверждались губернатором.

      В уездных и городских судах  как заседатели, так и председатели избирались соответствующими сословиями за исключением председателя нижней расправы, так называемого «расправного судьи», которого назначало губернское правление «из чиновных людей».

      Итак, дворянство становилось фактическим  хозяином уезда и губернии. Служба в бюрократическом аппарате укрепляла  его политическую мощь, являясь одновременно дополнительным источником доходов.

      Из  дворянской среды избирались уездные власти и городничие. Дворянство получило особое судоустройство, особую корпоративную организацию в виде так называемых дворянских собраний во главе с выбранными предводителями дворянства.

      В 1785 году, через 10 лет после губернской реформы, была издана жалованная грамота дворянству, которая предоставляла ему целый ряд личных прав, «вольностей» и преимуществ. Дворяне освобождались от обязательной службы и личных податей. Они владели своими имениями (включая живших там крестьян) на правах полной собственности и могли также заводить в своих деревнях фабрики и заводы. Дворянин не мог подвергаться телесным наказаниям и без суда не мог быть лишен дворянского достоинства, чести, жизни и имени. А судиться он мог только с равными себе.

      Дворянство  окончательно оформилось в привилегированное  обособленное сословие, имевшее все  права и освобожденное от всяких обязанностей.

      В 1785 году дворяне массами выходили в отставку и устремлялись в свои поместья. Одновременно с жалованной грамотой дворянству была издана «грамота на права и выгоды городам Российской Империи», содержавшая в себе новое «городовое положение». Все население городов разделялось на 6 разрядов: первый - «настоящие городские обыватели»; второй - купцы, разделившиеся на 3 гильдии (соответственно сумме «объявленного» капитала); третий - ремесленники, входившие в цехи; четвертый - иногородние и иностранные гости; пятый - «именитые граждане» (люди с высшим образованием и крупные капиталисты); шестой - «посадские», жившие промыслами или работою и не входившие в другие группы.

      «Общество градское» составляло «общую городскую  думу» и выбирало городского голову, а также бургомистров и ратманов для городового магистрата (городского суда). Общая дума выбирала так называемую «шестигласную городскую думу» (по одному от каждой категории обывателей) для заведования делами городской администрации и хозяйства.

      Цехи  или «ремесленная управа» выбирали в каждом цехе управных старшин, а  все ремесленные управы города выбирали ремесленного главу, который должен был представлять в городском управлении интересы городского ремесла16.

      Помимо  реформ в сфере государственного управления, Екатерина II активно стремилась к развитию экономики с целью увеличения государственных доходов, а также к улучшению положения в области культуры и образования.

    Для оживления и развития экономических  сил страны в 1762 и 1763 годах Екатерина  издала манифесты с призывом для  поселения в России иностранцев, которым обещалось покровительство  законов, религиозная свобода и  податные льготы.

    Особенно  много колонистов было привлечено из Германии. Они получили для поселения  плодородную черноземную степь  в Поволжье (Саратовской области).

    Важным  нововведением в земледельческом  производстве было разведение картофеля, выписанного из Ирландии.

    Для организации медицинской помощи населению в 1763 году была учреждена медицинская коллегия.

    Правительство исходило из того, что насильственными  формами подавления протеста народных масс не всегда достигается прочное  успокоение, потому крестьянам были сделаны кое-какие уступки. К ним относилось прекращение приписки государственных крестьян к заводам, передача монастырских крестьян в ведение Коллегии экономии (1764 г.), однако существа феодально-крепостнической системы эти мероприятия не затрагивали.

    Во  внутренних делах Екатерина обладала талантом самым важным для самодержавного государя, а именно — умением находить и выбирать сотрудников. Дела внешней политики вели способные дипломаты Г.Н. Панин, затем А. Безбородко. Талантливым администратором и устроителем новоприобретенной Малороссии проявил себя один из екатерининских фаворитов - Г. Потемкин.

    Фигура  Потемкина чаще всего у нас  ассоциируется с созданием так  называемых «потемкинских деревень» - декораций, устроенных им для Екатерины  при посещении ею Новороссии в 1787 году. Однако не следует забывать, что Потемкин очень умело руководил быстрым и успешным заселением Новороссии и Крыма, где возникло много важных городов и портов (Херсон, Николаев, Екатеринослав, Симферополь, Севастополь, позднее Одесса) и множество селений, куда Потемкин призывал как русских колонистов, так и греков, южных славян, немцев, армян, евреев и так далее.

      Он  в кратчайший срок создал севастопольскую  морскую базу и черноморский флот. В Крыму управление Потемкина  было столь искусным и благожелательным, что татары, бывшие перед тем ожесточенными врагами России в течение 300 лет, быстро освоились, примирились с русской властью и стали лояльными подданными русской государыни.

      Заслуживает внимания то, что процент расходов на армию в течение всего царствования Екатерины понижался. Несмотря на решительную внешнюю политику императрицы и необходимость содержания армии в боевой готовности, оказалось возможно значительно увеличить суммы, расходуемые на гражданские цели, а не на военные. В абсолютных цифрах расходы на армию выросли с 7 920 000 руб. в 1763 г. до 21 млн. в 1796 г. Но расходы на внутреннюю администрацию выросли куда заметнее, с 4 020 000 руб. в 1763 г. до 31 231 000 руб. в год к концу царствования. К этому надо прибавить пожалования церквям и монастырям, поднявшиеся с 470 000 в 1781 г. при общих расходах казны в 40 960 000 руб., до 820 000 в 1796 г. (из общей суммы 78 160 000 руб.); расходы на народное просвещение, воспитательные дома, на выкуп пленных (помимо расходов на мероприятия согласно «Учреждениям по управлению губерний» 1775 г.), поднявшиеся с 540 000 руб. в год в 1781 г. до 1 340 000 в 1796 г.; а также траты на строительство портов, каналов, дорог и зданий, возросшие с 1 950 000 руб. в 1781 г. до 4 700 000 руб. в 1796 г17. Примечательно, что в эпоху, когда так много времени, денег и внимания уделялось войне, Екатерина II все-таки не только не оставляла забот о совершенствовании внутреннего управления, но и направляла на него все возрастающую долю национального дохода.

      Все свое царствование Екатерина II проявляла интерес к просвещению, твердо веря в то, что оно способно преобразить человеческую натуру. Со временем императрица стала считать себя крупным знатоком в этой области. Когда она пришла к власти, начальными школами — там, где они существовали, — руководили в основном приходские священники. В городах простые церковники иногда брали учеников или содержали пансионы, как умели. Иногда то же самое делали купеческие жены или отставные унтер-офицеры. Случалось, что помещики открывали школы у себя в имениях; в некоторых дворцовых владениях тоже существовали начальные школы, где крестьян обучали грамоте и основным навыкам хозяйствования в имениях.

      При Екатерине расширялись существующие школы и открывались новые. Насколько  успешной была эта их деятельность, зависело во многом от местных губернаторов и от личного и финансового участия дворянства.

      В Смоленской губернии появилось 12 городских  школ (не считая семинарии), где училось 359 детей купцов и мещан. В Новгородской губернии с населением 350 816 человек имелось 10 мещанских училищ с 1173 учениками. Капитал в местном приказе общественного призрения вырос до 27 000 руб. В 1783 г. дворянство Орла и Курска пожертвовало приказам общественного призрения для заведения училищ «в пользу дворянства, купечества и разночинцев» в общей сложности 10 000 руб.18

      В развитии образовательных учреждений в Санкт-Петербурге играла роль как  государственная, так и частная  инициатива. В 1777 г. было открыто государственное  Коммерческое училище для купечества. Также в столице (Петербурге) в ноябре 1777 г. при храме Владимирской Богоматери было открыто училище Святой Екатерины. Там обучались приходящие ученики и пансионеры всех свободных сословий, мальчики и девочки, на платной и бесплатной основе. Вторая — Александровская — школа была открыта в августе 1778 г. на тех же основаниях.

      В Санкт-Петербурге Екатерина II на собственные  средства в 1781 г. основала учебное заведение  при Исаакиевском соборе. В том  же году при храмах было организовано еще шесть школ на средства и под руководством приказа общественного призрения.

      В основанных ранее высших учебных  заведениях (Московский университет, Петербургская  академия художеств и др.) активизировалась научно-педагогическая деятельность. Профессиональные военные училища (Сухопутный и Морской кадетские корпуса, Инженерное и Артиллерийское училища) сумели отойти от первоначально разработанной для них строго утилитарной системы и стать центрами подготовки всесторонне образованных специалистов, способных осуществлять не только военные, но и государственные функции.

Информация о работе Личность. Классификация типов личностей