Карл Роджерс: феноменологическая теория личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2015 в 15:40, реферат

Описание работы

Феноменологическая теория Карла Роджерса акцентирует внимание на том, что поведение человека можно понимать через его субъективное (феноменальное) восприятие и познание действительности.
Объективная действительность есть реальность, сознательно воспринимаемая и интерпретируемая человеком в данный момент времени. Суть феноменологического направления в том, что люди способны сами определять свою судьбу. Свобода самоопределения заложена в природе человека как феномена

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 60.53 Кб (Скачать файл)

Изменяемость – неизменность. Отчетливым признаком приверженности персонолога положению изменяемости является акцент на постоянном личностном росте в его теории. Теория Роджерса как раз демонстрирует такой акцент в концепции тенденции к актуализации. С помощью тенденции к актуализации все люди, а также все другие живые организмы описываются как беспрестанно растущие, развертывающие свои врожденные возможности и изменяющиеся в этом процессе. Личностные изменения являются составной частью того, что в теоретической системе Роджерса подразумевается под человеческим бытием.

Наличие возможности для личностных изменений становится еще более очевидным, если мы вновь рассмотрим взаимодействие тенденции к актуализации со свободой и рациональностью в феноменологической теории. По Роджерсу, по мере того, как человек взрослеет, он становится все более свободным и рациональным. Следовательно, в значительной степени человек может решать, каким он намеревается стать в будущем. Все это ясно говорит о том, что люди могут значительно меняться в течение жизни. Приверженность Роджерса положению изменяемости бесспорно является очень сильной.

Субъективность – объективность. Субъективность является ключевым положением в теории Роджерса. Вся феноменологическая теория сформировалась непосредственно на основе этого положения. По Роджерсу, каждый человек живет в мире богатых, вечно меняющихся, личных, субъективных переживаний, в котором он занимает центральное место. Каждый человек воспринимает мир субъективно и соответственно этому реагирует. В основе системы восприятия лежит Я-концепция. Следовательно, по Роджерсу, поведение человека всегда будет недоступно для понимания без ссылки на личный мир переживаний. В противовес Скиннеру и современному бихевиоризму Роджерс настаивал на том, что мы никогда адекватно не сможем объяснить действия человека, если будем изучать только объективные условия окружения. Мы должны всегда рассматривать внутреннюю сущность человека и пытаться увидеть мир его глазами, чтобы понять поведение. Субъективность является сущностью феноменологической позиции, и приверженность Роджерса этому положению чрезвычайно сильна.

Проактивность – реактивность. Роджерс утверждал, что поведение человека целенаправленно, устремлено вперед и ориентировано на будущее. Человек сам выстраивает свое поведение и поэтому он в высшей степени проактивен. В теории Роджерса проактивность человека становится еще более очевидной, когда мы рассматриваем энергетический источник поведения всех людей – тенденцию к актуализации. Так как этот мотив достижения совершенства присущ всему живому, человечество всегда движется вперед, растет, словом, "проактивируется".

Хотя Роджерс признавал, что необходима какая-то внешняя стимуляция для развертывания самоактуализации, внешние стимулы в его теории являются тем, с чем врожденная тенденция к актуализации взаимодействует, а не тем, что ее обуславливает. В самом прямом смысле человек психологически потребляет внешние стимулы, а не просто реагирует на них. Учебная аудитория является в данном случае хорошим примером. С точки зрения Роджерса, научение человека не является просто прямой функцией того, чему "научают" (то есть реакцией на внешние стимулы) (Rogers, 1969). Но люди могут получить пользу от аудиторного обучения: у них есть врожденная способность расти и расширять свои горизонты (тенденция к актуализации), и хороший курс может способствовать росту, побуждая их двигаться в направлениях, которые они, возможно, еще не рассматривали. Следовательно, в теории Роджерса внешние стимулы поддерживают рост человека и дают ему пищу, но единственной движущей силой поведения является тенденция к актуализации – внешняя стимуляция не побуждает человека к деятельности. Эта точка зрения отражает сильную приверженность Роджерса положению проактивности.

Гомеостаз – гетеростаз. Поскольку это положение касается мотивационного аспекта, нам необходимо вернуться к единственному динамическому конструкту Роджерса, чтобы определить его позицию по этому поводу. Этот конструкт – тенденция к актуализации – несомненно, является гетеростатической концепцией.

Как вы могли убедиться, тенденция к актуализации всегда направлена к росту, интенсификации и самоосуществлению человека. Побуждения, которые другие теоретики считают гомеостатическими (например, голод, секс и компетенция), в теории Роджерса относятся к категории гетеростатического мотива достижения совершенства. Более того, тенденция к актуализации цветет пышным цветом при увеличении напряжения, а не при его уменьшении. Естественным образом люди стремятся к стимуляции, к риску и новым возможностям для личностного роста. Данное положение находит наивысшее выражение в формулировке Роджерсом понятия "хорошей жизни". Вспомним, что он описывал ее как направление, а не как конечную точку. Следовательно, полноценно функционирующий человек всегда стремится к движению, расширению, всегда ищет возможности для актуализации, воплощения своих возможностей в действительность. Приверженность гетеростатическому положению у Роджерса чрезвычайно сильна.

Познаваемость – непознаваемость. Феноменологическая позиция Роджерса недвусмысленно предполагает, что человек непознаваем в традиционном научном смысле. Как уже отмечалось, положение субъективности является философской сущностью феноменологического направления. Субъективность означает, что каждый человек живет в личном мире переживаний, которые только он имеет возможность адекватно трактовать. Следовательно, нельзя ожидать, что психологическая наука в один прекрасный день полностью поймет тот предмет, который она исследует, а именно человека.

Роджерс безусловно обращался к этому вопросу, в котором, вероятно, наиболее точно представлена его теория (Rogers, 1959). Хотя он допускал, что может существовать такая вещь, как "объективная истина" или "реальность", он также настаивал на том, что никто не сможет достичь ее, потому что каждый из нас живет в мире личных, субъективных переживаний. Роджерс писал: "Следовательно, нет такой вещи, как Научное Знание, есть только индивидуальное восприятие того, что для каждого человека представляется таким знанием" (Rogers, 1959, р. 192). Если такой вещи, как научное знание, в принципе нет, можно смело сказать, что природа человека никогда не будет понята с научных позиций.

Тогда что же, с точки зрения Роджерса, является целью психологического исследования? Возможно, его ответ объясняет, почему комитет по наградам за научные заслуги Американской психологической ассоциации удостоил его титула "уважаемый надоеда", и почему он с готовностью принял его. В течение всей научной карьеры Роджерс выступал против традиционных основ научной психологии (например, против структуры и негуманной природы образования в этой области); первым провел научные исследования в сфере субъективных переживаний (например, исследования по психотерапии) и вообще делал все возможное, чтобы расширить диапазон научных концепций и методологии для наиболее полного включения принципа субъективности. Хотя, несомненно, его усилия не прошли даром, однако, читая его труды, неизбежно приходишь к выводу, что он больше узнал о переживаниях человека и поведении от своих многочисленных клиентов, а не из психологической литературы или эмпирических исследований. Роджерс писал: "Я никогда не учился чему-нибудь по исследовательским работам... Я не настоящий ученый. Большинство моих работ призваны были подтвердить то, что я уже признавал как истину" (Bergin, Strupp, 1972, p. 314).

В следующем разделе представлены данные, полученные на основе эмпирических исследований, вызванных к жизни феноменологической теорией личности Роджерса.

Биография

Карл Роджерс родился 8 января 1902 г. и был четвертым ребенком в семье.

К. Роджерс рос весьма робким и застенчивым мальчиком. Так как отец часто бывал в разъездах, большое влияние на него оказала именно мать. Любимым занятием К. Роджерса было чтение. Хотя его родители – глубоко религиозные люди – относились неодобрительно к чтению художественной литературы, как к пустой трате времени, Карл продолжал часами проводить время за книгами. В семь лет он пошел в школу. Его способности к чтению оказались столь впечатляющими, что мальчика сразу отправили учиться во второй класс. Здесь он познакомился со своей будущей женой – Хелен Эллиот.

Детство К. Роджерса прошло на ферме. Огромное влияние на становление его мировоззрения оказали труды по сельскому хозяйству. Даже в колледж Роджерс поступил для того, чтобы изучать сельское хозяйство. Но через два года его намерения изменились: он решил избрать стезю духовного образования.

В дальнейшем К. Роджерс продолжил свое образование в теологической семинарии. После поездки на Восток его взгляды на религию значительно изменились: он стал считать, что цель его жизни – помогать людям, нуждающимся в духовной поддержке, и что эту цель можно достичь и вне церкви. Его все больше стала привлекать психология. К. Роджерс убедился, что работа психолога – достойное занятие, которым он сможет обеспечить себе благополучное существование и одновременно помочь людям.

К. Роджерс прошел в Висконсинском университете заочно курс психологии, а затем продолжил образование в Педагогическом колледже Колумбийского университета. По окончании университета Карл стал работать клиническим психологом в Центре помощи детям в г. Рочестере (штат Нью-Йорк). Там он проработал 12 лет. Роджерс отличался тем, что не примыкал ни к одной из психологических школ. Со временем он выработал свою собственную теорию и метод работы с пациентами.

Умер Карл Роджерс в 1987 г. За год до своей смерти он посетил Москву, где его лекции по психологии пользовались огромным успехом у аудитории. Всего К. Роджерс написал 16 книг и более 200 статей. Его работы переведены на 60 иностранных языков и по сей день, оставаясь актуальными, продолжают волновать научную общественность.


Информация о работе Карл Роджерс: феноменологическая теория личности