Гендерные различия в отношении студентов к гражданскому браку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2015 в 12:26, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования — проанализировать гендерные различия в отношении студентов к гражданскому браку.
Задачи исследования:
- на основе анализа литературы: выявить основные черты гражданского брака; описать факторы, влияющие на отношение к гражданскому браку, рассмотреть отношение к гражданскому браку как социальную установку, проанализировать проблему гендерных различий.
- на основе анализа литературы рассмотреть психологические факторы, влияющие на отношение студентов к гражданскому браку;
- дать анализ методологии, методам и организации эмпирического исследования отношения студентов к гражданскому браку;
- эмпирически исследовать отношение студентов к гражданскому браку.

Файлы: 1 файл

89.Гендерные различия в отношении студентов к гражданскому браку.doc

— 2.46 Мб (Скачать файл)

Перспективы юридического оформления брака лицами, состоящим в гражданском браке, часто представляются маловероятными. Однако и в большинстве случаев незарегистрированного сожительства установка на брак не исчезает. Согласно проведенным исследованиям, 90% женщин и мужчин, состоящих в таких отношениях, собирались вступить в брак, но необязательно с этим партнером.

В современной психологии о гражданских браках важным считается аспект о вступлении в брак – единственного ребенка в семье, о чем кратко писалось выше. Такая точка зрения является достаточно устоявшейся в современной семейной психологии, которая предполагает, что вступление на «брачный рынок» все большего числа выходцев из однодетных семей и детей из неполных и материнских семей становится наиболее значимой тенденцией развития европейской семьи. По данным многих авторов, единственный ребенок – наиболее трудный вариант для супружеской совместимости и успешного построения брачных отношений. В настоящее время единственных детей, достигших совершеннолетия, большинство. Все возрастает вероятность заключения браков между единственными детьми, что усиливает высокую долю разводов и гражданских браков.

Тем не менее, современная наука не торопится с выводами об особенностях незарегистрированного супружества, хотя определенные шаги в этом направлении делаются, например, есть попытки описать черты людей, склонных к гражданским бракам. Обобщенный психологический портрет данной группы людей характеризуется более либеральными установками, меньшей религиозностью, высокой степенью андрогинности, низкими школьными успехами в период детства и отрочества, меньшей социальной успешностью, однако, как правило, эти люди происходят из весьма успешных семей.

Проведенное семейным психологом Т.В. Андреевой и ее коллегами исследование мужского взгляда на брак, косвенно подтверждает и дополняет этот портрет. Данное исследование показало, что у мужчин, состоящих в незарегистрированном сожительстве (в ряде случаев имеющих и детей) была несколько большая удовлетворенность «семейными» отношениями. Однако вместе с тем их готовность к разводу при каких-либо неблагоприятных обстоятельствах была выше, чем у женатых коллег того же возраста и профессии. Можно говорить об определенной установке мужской половины «гражданского союза» жить в таком «браке» до тех пор, пока это не требует особенных жертв, а при возникновении трудностей – расстаться, при этом для одного партнера существует больше свободы и удобства, а для других членов семьи – наоборот, больше проблем26.

Юноши, состоящие в гражданском браке, оказались более тревожны и озабочены, держались более замкнуто. У них отмечалась и большая склонность к планированию своих поступков, сдержанности. Они также более практичны, приближены к реальности, не склонны витать в облаках27. С другой стороны, если женатые мужчины ждут от своих жен хорошего исполнения ролей хозяйки и психотерапевта, то сожительствующие мужчины более ценят в своих «женах» качества подруги.

Оказалось, что структура ценностей и некоторые личностные черты юношей, живущих в юридически не оформленном браке, достаточно резко отличаются от юношей, уже состоящих в браке. Так, у мужчин, состоящих в гражданском браке, на первые места выступили следующие терминальные ценности:

• здоровье;

• познание;

• удовольствия;

• творчество;

• материально обеспеченная жизнь.

 

Таким образом, направленность интересов этой части мужчин сосредотачивается на самореализации (познание, творчество) с сильным материалистически-гедонистическим оттенком (концентрация на здоровье, удовольствиях с учетом материальных благ). В целом, структура ценностных ориентаций заметно концентрируется на индивидуалистических ценностях (быть здоровым, самореализовываться, жить с комфортом и с удовольствиями), которые доминируют над семейными и альтруистическими (любовь, равенство, которое можно рассматривать как признание свободы для других).

Следовательно, исследование ценностных установок и личностных черт юношей, живущих в незарегистрированном браке, подтверждает высказанное выше предположение о том, что гражданский (незарегистрированный) брак выбирают люди определенного психологического  типа и определенных ценностных ориентаций. Не последней чертой характера этих людей является эгоцентризм.

Более высокую степень удовлетворенности браком «гражданских мужей» по сравнению с «законными» можно объяснить их изначальной ориентацией на себя в удовлетворении потребностей. Незарегистрированный брак с его свободой выступает в роли своеобразного алиби, позволяющего открыто проявлять индивидуализм и эгоцентризм в супружеских отношениях, то есть использовать своего партнера для удовлетворения собственных потребностей или решения своих психологических проблем.

Для эгоцентричной личности брак является большим испытанием, в том числе это касается и юридически оформленного брака. Часто эгоцентризм, присущий обоим партнерам, приводит к расторжению супружеских отношений, как зарегистрированных, так и гражданских. Однако оказывается, возможны случаи, когда эгоцентричные личности могут «подпитывать» друг друга в совместной жизни и, пусть дисгармонично, но удовлетворять свои потребности.

Дисгармоничные союзы, характеризующиеся нарушением баланса в отношениях партнеров, становятся предметом специального рассмотрения в работе американских психотерапевтов Д. Делиса и К. Филлипс28 [5]. Они считают, что в таких союзах обычно присутствует «ведущий» партнер, от которого зависит, сохранятся ли отношения, и «подчиненный», который более эмоционально вовлечен в эти отношения и больше «держится» за них. «Ведущий» партнер менее увлечен данной связью, поэтому больше уверен в себе и получается, что он как бы позволяет себя любить. «Подчиненный» же согласен на любые условия лишь бы сохранить связь с «ведущим», поэтому он тревожен, не уверен в себе, озабочен тем, как угодить партнеру.

Хотя американские психотерапевты отмечают, что чаще роль зависимого выпадает на долю женщины, но это вовсе не означает, что в данной ситуации не может оказаться мужчина. Подтверждением тому является множество примеров из практики психотерапевтов, приводимые в работе Д.Делиса и К.Филлипс. Авторы книги отмечают, что в последнее время, когда полоролевое поведение обоих полов достигло критической близости, статус замужней женщины потерял былую притягательность. И женщина больше обременена дилеммой «Карьера или материнство?», а не сохранением отношений с конкретным партнером. Таким образом, при наличии в супружеской паре доминирующего и зависимого партнеров отношения становятся асимметричными и дисгармоничными. Загадка «долгосрочных» гражданских браков, не меняющихся ни в ту, ни в другую сторону, по нашему мнению, заключается именно в асимметричности союза. Если мы будем предполагать, что причиной нежелания юридически оформить брак, который существует давно и имеет все атрибуты семейного союза, включая детей, является именно эта дисгармоничность отношений, то можно попытаться объяснить, почему нарушение баланса не приводит к распаду союза. Если данный союз не достигает двух крайних точек: не распадается и не приобретает юридического статуса, это свидетельствует о том, что такие отношения, хотя и дисгармоничны, но являются приемлемыми для обоих партнеров и отвечают их определенным потребностям, соответствуют их психологическому типу.

В отношениях, которые называются созависимыми, пространство для свободного развития личности практически не остается. Жизнь человека полностью поглощена значимым Другим. И в таких случаях он живет не своей, а Его жизнью. Созависимый человек перестает отличать собственные потребности и цели от целей и потребностей любимого29.

Выше приводился психологический портрет людей, отдающих предпочтение юридически не оформленным формам супружества. Отмечалось, что они характеризуются низкой успешностью как в учебе, так и в социальной жизни, хотя происходят из достаточно успешных семей. Если мы обратимся к психологическим портретам людей, создающих созависимые отношения, то найдем там ребенка успешных родителей, которому предъявлялись непомерно высокие требования, которые он не способен был оправдать, что привело к развитию у него комплекса самоуничижения30 . И опыт отношений с родителями вынуждает его сделать следующие выводы: «Раз я не могу выполнить то, что от меня требуют, значит, я неполноценный»; «Любят только умных, умелых, успешных людей, а я не достоин любви»; «Мне очень нужна любовь, и я постараюсь поменьше раздражать родителей. Для этого я буду милым и предупредительным»; «Чем реже я что-то делаю, тем меньше на меня сердятся».

Характерными чертами такой личности будет эгоцентризм («зацикленность на себе»), стремление передать ответственность за важные решения и свою судьбу другим людям, склонность выбирать доминирующих партнеров, руководящих его жизнью. Е.В. Емельянова пишет: «Человек с комплексом самоуничижения строит свои отношения со значимыми людьми по принципу «Любовь через отказ от собственного суверенитета и растворение своей психологической территории в территории партнера». Он успокаивает свою тревожность и максимально избегает страха неудачи и страха успеха, если передает ответственность за свою жизнь значимому Другому»31. Но, по свидетельству психологов, самоуничижающийся человек редко ошибается в выборе партнера: он чувствует влечение именно к доминирующим людям, а те видят в нем благодатную почву для удовлетворения своих потребностей во власти и контроле. Именно такой психологический тип может оказаться в роли зависимого партнера в незарегистрированном супружеском союзе, и как бы он не ценил свои отношения и не стремился к регистрации брака, он не способен что-то изменить, прежде всего, боясь неудачи, конфликта, боясь потерять значимого человека, поэтому, даже будучи всецело недоволен ситуацией, он будет терпеть его годами.

Соответственно, исходя из логики созависимых отношений, к которым в наибольшей степени склонен данный психологический тип, его партнер должен обладать всеми качествами, позволяющими ему занимать доминирующую позицию. Таковым среди других типов людей, создающих созависимые отношения, является человек с комплексом мученичества, отличающийся навязчивым стремлением к любви и одновременным стремлением к доминированию, превосходству, желающий рядом с собой видеть людей беспомощных, чтобы чувствовать свою значимость и незаменимость. Эти черты имеют корни так же в детстве и определяются отношением родителей к ребенку. В данном случае опять же речь может идти о ребенке вполне успешных родителей, имеющих выраженные амбиции. Родители внушают ребенку, что он должен «заработать» их любовь, заплатить за то беспокойство, которое он причинил родителям самим фактом своего существования. Ребенок, прежде всего, страдает от отсутствия выражения родительской любви и стремится получить эту любовь, он считает: «Мне жизненно важно иметь любовь, но я недостоин ее. Я совершенно беспомощен, но никто не должен знать об этом. Окружающие могут сделать мне больно или догадаться, что я ничтожество – я должен их контролировать»; «Я не могу заставить вас любить меня, но я могу заставить вас страдать: вы будете видеть, как я страдаю, и будете испытывать чувство вины»; «Если я один, значит, меня никто не любит, значит, я действительно полное ничтожество. Чтобы они меня не покинули, я должен сделать, чтобы они не смогли обходиться без меня»32.

В пору студенчества состоянии человека с комплексом мученичества преследует страх одиночества. Он получает удовлетворение от отношений с близкими людьми только в случае, если эти люди проявляют явную зависимость от него. Поэтому, например, то же отсутствие регистрации брака можно рассматривать как форму контроля, подчеркивание своей значимости и своего ведущего положения, поскольку любая неопределенность в отношениях еще более увеличивает зависимость от ситуации у таких людей, как самоуничижающаяся личность.

Конкретных людей, их характеры и реалии их супружеского партнерства невозможно однозначно классифицировать в те несколько рассмотренных моделей взаимоотношений и психологические типы.

Хотелось также отметить, что за той кажущейся свободой выбора форм брачных союзов и брачных партнеров просматриваются извечные проблемы человеческих взаимоотношений: противоречия между желанием быть любимым и боязнью раскрыться Другому, желанием быть принятым и понятым и страхом принять Другого.

Современные отечественные социологи и психологи, исследовавшие проблему отношения современной молодежи к жизни, отмечают, что молодежь от традиционных «высших» ценностей дрейфует в сторону прагматического, отношения к жизни, причем прагматизм очень часто воспринимается молодым поколением весьма упрощенно.

В таких условиях каждый человек вынужден индивидуализироваться и быть прагматичным. Это не его выбор, а судьба, структурное принуждение. В такой ситуации выбор конкретной личностью той или иной формы брачных отношений зависит не только от ее индивидуальных качеств и уровня воспитанности, но и от социальной политики государства, и от эффективности работы конкретных социальных институтов, и в том числе и образовательных учреждений.

Однако существует и не столь категоричная точка зрения. Исследователи обращают внимание на то, что эгоистичность и прагматичность молодежи имеет скорее не моральную, а экономическую основу и заключается, прежде всего, в следовании собственному интересу и максимилизации собственного блага, а рациональность выражается в целенаправленном выборе средств достижения поставленных целей.

Для того чтобы понять, чем руководствуется современная молодежь при выборе своего жизненного пути, необходимо выявить особенности ее ценностно-смысловой сферы.

Исследователи этой проблемы подчеркивают, противоречивость, нестабильность, эклектичность и ценностных ориентаций современной молодежи, «приниженность» идеалов, доминирование прагматических и гедонистических установок, преобладание инструментальных ценностей над терминальными.

Информация о работе Гендерные различия в отношении студентов к гражданскому браку