Гендерные особенности реагирования на фрустрирующую ситуацию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 02:28, курсовая работа

Описание работы

Склонность личности к конфликтным взаимодействиям может быть связана не только с возрастом, определяющим выбор той или иной формы противостояния конфликтным ситуациям, но и профессиональным стажем, характером профессиональной деятельности, принадлежностью человека к мужской или женской половой группе, к большому или малому социуму - этнической группе и социальному слою, принятию им определенной социальной роли, а также с социальным опытом в целом.

Содержание работы

Введение
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕАГИРОВАНИЯ НА ФРУСТРИРУЮЩУЮ СИТУАЦИЮ
1 Фрустрация как состояние
2 Поведение мужчин и женщин в конфликтных и фрустрирующих ситуациях
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕАГИРОВАНИЯ НА ФРУСТРИРУЮЩУЮ СИТУАЦИЮ
2. 2. Обработка и интерпретация результатов изучения гендерных особенностей реагирования на фрустрирующую ситуацию
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 145.50 Кб (Скачать файл)

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. 2. Поведение мужчин и женщин в конфликтных и фрустрирующих ситуациях

        Женщины хуже справляются с эмоциональными проблемами и возникающими трудностями, сильнее переживают семейные и личные конфликты (Р. А. Березовская, 2001; И. В. Грошев, 1996).

      С. Нолен-Хоксма (S. Noelen-Hoeksema, 1990) показано, что женщины, испытывая подавленность, стремятся думать о возможных причинах своего состояния. Эта реакция «тщательно обдумать» приводит к навязчивому фокусированию на проблеме и увеличивает уязвимость женщины по отношению к стресс-фактору. Мужчины, наоборот, пытаются отгородиться от депрессивных эмоций, концентрируясь на чем-то другом, например осуществляя физическую активность, чтобы таким способом разрядить возникшее негативное напряжение. [ 11 c. 190 ]

      И. В. Грошев (1996) тоже выявил, что мужчины  и женщины по-разному разрешают  конфликтные ситуации, возникающие в семейном и домашнем кругу. Женщины проявляют больше терпимости и стремления к компромиссному примирению интересов. Мужчины в этой ситуации чаще прибегают к «крепким» выражениям и ругательствам, а женщины скорее готовы заплакать. [ 12 ]

      М. А. Круглова (1999), изучая стратегии поведения  при психологической защите, выявила, что у женщин разрыв между тремя  видами стратегии (избегание, агрессия и миролюбие) минимален, в то время  как у мужчин наблюдается либо избегание (стремление уйти от конфликта), либо агрессия. Миролюбие у них выражено значительно меньше, чем у женщин.

[ 13 c. 315 ]

      По  данным И. М. Никольской (2001), сравнивавшей копинг-стратегии мальчиков и  девочек 1-5-х классов в трудных  и неприятных для них ситуациях, мальчики в 2 раза чаще, чем девочки, обращаются к стратегии «борюсь, дерусь» и в 1,5 раза чаще — к стратегии «дразню кого-нибудь». Таким образом, и эти данные подтверждают, что мальчики чаще склонны прибегать к стратегии, связанной с проявлением агрессии. Девочки достоверно чаще мальчиков используют стратегии «обнимаю, прижимаю, глажу», «плачу, грущу». Это указывает на их большую потребность в тесной привязанности, в эмоциональной разрядке через слезы и жалость к себе и другим, на трудности самораскрытия. Несколько иные данные получены Ю. М. Чуйковой (2001): при преодолении конфликтов у мужчин больше выражены, чем у женщин, соперничество и особенно компромиссы, а у женщин — приспособление и сотрудничество. Стратегия избегания, по ее данным, была выражена у мужчин и женщин одинаково. [ 14 с. 250 ]

          Во время ссоры, как отмечает  И. В. Грошев, женщины чаще вспоминают  старые грехи и ошибки, допущенные  супругом в прошлом. Мужчины  же больше придерживаются проблемы, из-за которой возникла ссора.

      Женщины при разрешении конфликтов больше ориентируются на чужое мнение, что объясняется, по мнению И. В. Грошева, их большей конформностью. Отсюда при разрешении конфликта с участием женщин велика роль посредника. Поэтому, пишет Р. А. Березовская, женщины чаще обращаются за помощью к другим людям, психологам, врачам, психотерапевтам, пытаясь снять психическое напряжение путем разговора. При этом, как показано И. В. Грошевым, мужчины выбирают посредника по его деловым и статусным параметрам, а женщины придают значение и его внешности. И. М. Никольская (2001) отмечает, что женщины в трудную минуту больше нуждаются не только в какой-то реальной значимой фигуре, но и в «воображаемой» (в том числе и Бога), чтобы опереться на ее силу и мощь и вступить с ней в разные формы вербального и невербального взаимодействия. Например, девочки, как отмечает И. М. Никольская, часто используют такие приемы, как «говорю сама с собой», «молюсь». Это объясняет, как мне кажется, большую религиозность женщин, а также мужчин с выраженным фемининным личностным профилем.

      Л. Френсис и П. Пирсонс (L. Francis, P. Pearsons, 1993) выявили, например, что у регулярно посещающих церковь мужчин «фемининный» личностный профиль обнаруживается значительно чаще, чем у других мужчин, и пришли к выводу, что религиозность мужчин более гармонично сочетается с «фемининным мировоззрением». [ 15 c. 230 ]

      <Мужчины  всегда правы, а женщины никогда  не ошибаются. Эльзасская пословица>[ 16 ]

      Половые различия в производственных конфликтах, по данным И. В. Грошева, выражаются в  следующем. Мужчины больше предрасположены к конфликтам, связанным непосредственно с трудовой деятельностью. Для женщин характерна тенденция к большей частоте конфликтов в связи с их личными потребностями. По данным Р. А. Березовской (2001), мужчины значимо чаще используют такие стратегии, как анализ ситуации и систематизация рабочего времени.

      Изучение  типов и направленности фрустрации в группах мужчин и женщин И. А. Юровым (1981) показало, что в частоте  проявления типов реакций (O-D — с фиксацией на препятствии, N-P — с фиксацией на удовлетворении потребностей, E-D — с фиксацией на самозащите) особых различий нет, а по направленности реакций у мужчин несколько чаще встречается вариант E (внешнеобвинительные реакции), а у женщин — вариант M.

Средние значения типов и направленности фрустрированности мужчин и женщин, процент случаев

Испытуемые Тип реакции Направленность  реакции
O-D E-D N-P E I M
Мужчины 33,7 47,5 18,7 44,2 22,0 33,7
Женщины 34,0 48,5 17,5 38,5 23,0 38,5
 

      В социально-фрустрирующей ситуации женщинам более присуща интрапунитивная направленность реакции, связанная с самообвинением (А. И. Винокуров, 1996). 

    Выводы

        Склонность личности к конфликтным  взаимодействиям может быть связана  не только с возрастом, определяющим  выбор той или иной формы противостояния конфликтным ситуациям, но и профессиональным стажем, характером профессиональной деятельности, принадлежностью человека к мужской или женской половой группе, к большому или малому социуму - этнической группе и социальному слою, принятию им определенной социальной роли, а также с социальным опытом в целом. 

       Так, от поведения мужчин в  фрустрирующей  ситуации ожидают  агрессии, поскольку именно через  нее, как считается, они добиваются  своей цели. От женщины же наоборот  ожидают отсутствие агрессии, безобвинительной  реакции и приспособление к  сложившейся ситуации, эмоциональное отношение к проблеме, манипулирование своей слабостью, стремление к безболезненному для участников конфликта решению ситуации. Мужчина активный участник ситуации, он принимает решения, стремится разрешить ситуацию с наибольшей для себя пользой, не заботясь о интересах других. [ 17 с. 325 ]

ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕАГИРОВАНИЯ НА ФРУСТРИРУЮЩУЮ  СИТУАЦИЮ 

  1. 1  Краткая характеристика исследования

     Для выполнения всех запланированных задач  и осуществления цели данной работы нам предстояла исследовательская деятельность, этапами которой выступили:

  1. формирование выборки испытуемых;
  2. проведение тестирования студентов-психологов;
  3. анализ и интерпретация эмпирических данных;

     Исследование  проблемы гендерных особенностей реагирования на фрустрирующую ситуацию является весьма актуальным в наше время, так как ученые часто выделяют фрустрацию как синонимом психического состояния нереализованных побуждений. При наличии мотивов внешней или внутренней активности, личность в силу разных причин, не может их осуществить. В связи с этим возникает особое состояние эмоционального напряжения. Постоянно фрустрированные личности характеризуются, прежде всего, состоянием стресса. Фактически фрустрация и есть одна из форм стресса. Фрустрационная реакция порождает целую гамму негативных эмоций: раздражение, гнев, чувство вины. [ 18 ]

     Стимулирующая ситуация методики экспериментально-психологическая  изучения фрустрационых реакций  С. Розенцвейга заключается в схематическом контурном рисунке,на котором изображены два или более человека, занятые еще не законченным разговором. Изображенные персонажи могут различаться по полу, возрасту и прочим характеристикам. Общим же для всех рисунков является нахождение персонажа во фрустрационной ситуации. [ 19 c.386 ]. Описание теста представлено в Приложении 1.

     В исследовании участвовали 10 девушек и 10 парней. Для сбора данных применялся метод теста.

     Для того чтобы достичь поставленной цели, нужно было осуществить запланированное исследование. Подготовительный этап включал в себя приведение иструментария в рабочее состояние, подготовку бланков опроса, представление стимульных ситуаций, вызывающих фрустрацию и даже стресс у ипытуемых. В начале опроса мы:

  1. предупредили испытуемого об обследовании, разъяснили его цели;
  2. попросили о помощи в исследовании ( в качестве испытуемого).

    Пояснение инструкции происходило до начала выполнения теста. [ 20 ] 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

2.2 Обработка и интерпретация результатов изучения гендерных особенностей реагирования на фрустрирующую ситуацию

     Обработка тестовых данных идет следующим образом: каждый из полученных ответов оценивается, в соответствии с теорией Розенцвейга, по двум критериям: по направлению реакции (агрессии) и по типу реакции.

     По  направлению реакции подразделяются на:

  • Экстрапунитивные : реакция направлена на живое или неживое окружение, осуждается внешняя причина фрустрации, подчеркивается степень фрустрирующей ситуации, иногда разрешения ситуации требуют от другого лица.
  • Интропунитивные : реакция направлена на самого себя, с принятием вины или же ответственности за исправление возникшей ситуации, фрустрирующая ситуация не подлежит осуждению. Испытуемый принимает фрустрирующую ситуацию как благоприятную для себя.
  • Импунитивные : фрустрирующая ситуация рассматривается как нечто незначительное или неизбежное, преодолимое "со временем, обвинение окружающих или самого себя отсутствует.

     По  типу реакции делятся на:

  • Препятственно-доминантные . Тип реакции «с фиксацией на препятствии». Препятствия, вызывающие фрустрацию, всячески акцентируются, независимо от того, расцениваются они как благоприятные, неблагоприятные или незначительные.
  • Самозащитные . Тип реакции «с фиксацией на самозащите». Активность в форме порицания кого-либо, отрицание или признание собственной вины, уклонения от упрека, направленные на защиту своего«Я», ответственность за фрустрацию никому не может быть приписана.
  • Необходимо-упорствующие . Тип реакции «с фиксацией на удовлетворение потребности». Постоянная потребность найти конструктивное решение конфликтной ситуации в форме либо требования помощи от других лиц, либо принятия на себя обязанности разрешить ситуацию, либо уверенности в том, что время и ход событий приведут к ее разрешению.

     Для обозначения направления реакции  используются буквы:

  • Е – экстрапунитивные реакции,
  • I – интропунитивные реакции,
  • М – импунитивные.

     Типы  реакций обозначаются следующими символами:

  • OD – «с фиксацией на препятствии»,
  • ED – «с фиксацией на самозащите»,
  • NP – «с фиксацией на удовлетворение потребности».

Информация о работе Гендерные особенности реагирования на фрустрирующую ситуацию