Понятие и сущность этики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2009 в 20:57, Не определен

Описание работы

Введение
Основные принципы этики
Основные этические направления
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

etika.doc

— 170.50 Кб (Скачать файл)

Для начала вспомним одну из расхожих фраз на тему: как бизнес делается "у них". "Бизнес там вообще делается на честном слове - снял трубку, позвонил, провернул сделку, рассчитался - и никаких проблем".

Эти рассказы - чистая правда, в том смысле, какой  чистой правдой часто бывают рассказы об удивительных случаях, происходивших  с вашими друзьями. В бизнесе действительно так делается, делается достаточно часто, и почему это делается так, тоже совершенно понятно - исходя из принципа целесообразности. Время - деньги, а возможность очень быстро осуществить какую-то операцию, особенно если ее успешность зависит от того, что бизнесмен располагает какой-то оперативной информацией, которая вот-вот может стать достоянием других, - это большая ценность. Поэтому в этой ситуации можно и целесообразно рискнуть - но именно рискнуть. Отношения же, построенные на "на честном слове", целесообразно поддерживать с давними партнерами, поставщиками или дилерами, лишь пока основные особенности ситуации вашего взаимодействия остаются неизменными. В противном случае любой бизнесмен предпочтет потратить время, но все же как следует оформить новые договорные отношения.

Потому  что "бизнес на честном слове" - это все же не естественное внутреннее правило этики построения отношений, а, скорее, все учащающиеся приятные исключения из другого правила. Базовое  же правило состоит в заключении всесторонних, все предусматривающих формальных юридических договоров и жестком требовании их исполнения. И это вполне понятно - в бизнесе у каждого есть свой интерес, и всегда может возникнуть соблазн отойти от устно проговоренных условий, если за этим обнаружится большая выгода.

С другой стороны, поскольку договор является единственной основой, в конечном счете  определяющей правила взаимоотношений, именно вокруг него в бизнесе возможны жесткие игры, в чем-то тоже характеризующие  внутреннюю этику цеховых взаимоотношений.

Телефонный  звонок, раздавшийся  в кабинете руководителя нефтеторговой компании, отвлек его от беседы. По мере разговора  лицо руководителя все  больше и больше мрачнело. Под конец, отдав  несколько коротких распоряжений, он положил трубку и повернулся, пытаясь сохранить на лице вежливую улыбку. "Извините. Но дело очень серьезное. Вышло новое распоряжение правительства, и несколько составов с топливом застряли на границе. Если этот вопрос быстро не решить, то заказчик может и автоматчиков прислать..."

На  изумленный вопрос: "Но разве это не есть тот самый форс-мажор, который освобождает  от обязательств?"- руководитель лишь снисходительно махнул рукой в  ответ на наивность вопрошавшего. "Какой может быть форс-мажор, когда тут такие деньги?"

Прекрасно понимая, что этот пример относится  к этапу "дикого" утверждения  правил бизнеса, заметим все же, что  через подобные периоды проходили  в процессе становления бизнеса  практически все страны. И, несмотря на всю дикость таких способов разрешения проблем, именно в них выковывается ключевое для бизнеса правило - неизбежность ответственности по договору. Позже, с наступлением более цивилизованных отношений, роль "автоматчиков" берут на себя арбитражные суды, комитеты по банкротству, долговые тюрьмы и тому подобное. Но принцип остается неизменным: в деловых отношениях бизнесменов нет иных "объективных обстоятельств", кроме жестко оговоренных совместно подписанным договором.

С другим поворотом той же темы можно встретиться  на примере постоянно и подспудно ведущейся в бизнесе игры, которую можно было бы назвать "дураков учат". Любой серьезный бизнесмен стремится к тому, чтобы в договорах, заключаемых им с другими организациями и партнерами, присутствовали некоторые пункты, которые защищали бы его интересы или предоставляли ему определенную выгоду в случае, если партнер недостаточно ясно оговорит свои интересы и свою выгоду.

"Моя  работа сейчас, - рассказывал  юрист крупной  компании, - связана  главным образом  с расширением  сбытовой сети. Мы  ищем организации-партнеров в регионах, и моя задача - заключить с ними выгодные для нас договоры. К примеру, если у них есть недвижимость, то мы предлагаем им оформить отношения в виде акционерного общества, потому что тогда в случае выхода они уже не смогут забрать обратно свое имущество, а только деньги по номиналу. А если мы организуем общество с ограниченной ответственностью, то это будет менее выгодно для нас, потому что здесь они полностью забирают свою долю и свое имущество..." 
С точки зрения повседневной морали, такие действия несомненно выглядят как не совсем чистоплотные. Однако ключевой тезис бизнеса: каждый сам отвечает за свое дело. И если человек недостаточно хорошо знает законодательство и подписывает договор с ущемлением своих интересов - это его проблема. В конце концов, у него была возможность изучить необходимые юридические тонкости, касающиеся договорных отношений, или потратить деньги на профессиональную экспертизу. Ведь никто не обязан это делать за него.

Эта этика  выглядит жестко, но работает эффективно. Именно из таких ситуаций к предпринимателю  очень быстро приходит внутреннее чувство  индивидуальной ответственности. Чувство, которое приводит к серьезным  переворотам жизненной философии.  
"Мне часто толкуют о социальной ответственности Предпринимателя перед обществом. Но я не разделяю толстовских идей о любви ко всему человечеству. Я вообще не понимаю, что значит любить общество. Я понимаю, что значит любить маму, жену, ребенка. Я понимаю, что такое ответственность перед друзьями и коллегами. Однако это вовсе не значит, что я - противник благотворительности. Я знаю: нужно кормить нуждающихся - тем самым можно избежать катаклизмов в обществе. Поэтому надо давать деньги бедным и не увиливать от налогов. Чем большее количество людей будет жить нормально, тем спокойнее будет мне. Но я категорически не помогаю тем, кто сам может зарабатывать себе на жизнь" "Предпринимательство, - речь, разумеется, о честном предпринимательстве, - раскрепощает человека, оно дает ему независимость, развивает инициативу, творческие возможности. Поэтому оно - добро. Или - путь к добру. Справедливо и целесообразно то, что выгодно для человека. А потом, из совокупности человеческих выгод строится благополучие государства. А вовсе не наоборот..."

Так говорят  уже сегодня современные отечественные бизнесмены. И можно не сомневаться, что очень скоро их будет заботить и ответственность за общество, в котором они живут. Потому что, по логике индивидуальной ответственности бизнеса, это чувство просто должно прорасти вместе с масштабами развиваемого дела. Человек отвечает только за себя и за своих близких, пока у него маленькое дело. Он отвечает за десятки, сотни и тысячи своих сотрудников, когда дело его растет. И он неизбежно приходит со временем к осознанию индивидуальной ответственности за состояние всего общества, потому что это тот мир, в котором живет он сам, его близкие и его сотрудники. 
 
 
 
 

Основные  этические направления

В этике  бизнеса сложилось три основных подхода к моральным проблемам бизнеса, опирающихся на три этических направления: утилитаризм, деонтическую этику (этику долга) и "этику справедливости". Представленные в работах американских ученых М. Валаскеса, Дж. Ролза, Л. Нэш, они могут быть сведены к следующему.

Одной из самых влиятельных в этике бизнеса является концепция утилитаризма. Морально оправданным считается такое действие, которое в итоге приводит к максимально полезному эффекту. В обобщенной форме принцип утилитаризма формулируется следующим образом: какое-либо действие правомерно с этической точки зрения в том и только в том случае, если суммарный полезный эффект этого действия превышает суммарный полезный эффект любого другого действия, которое могло бы быть совершено вместо действия первого.

Это вовсе  не означает, что правомерно такое действие, которое приносит максимум пользы лицу, его совершающему. Речь идет о том, что максимум пользы получают все лица, оказывающиеся в сфере действия результатов акции (в том числе человек, совершающий данную акцию). Принцип утилитаризма нельзя толковать и в том смысле, что он предполагает необходимость преобладания положительного эффекта над отрицательным (прибыли над расходами). Согласно этому принципу, в конечном итоге правомерной является такая акция, которая дает наибольшую чистую прибыль по сравнению с другими вариантами. Ошибочно думать, что принцип утилитаризма предполагает необходимость учета только непосредственных и мгновенных результатов наших действий. Напротив, при анализе всех возможных вариантов действий следует учитывать как текущие положительные и негативные эффекты в виде прибыли и расходов, так и прогнозировать последствия, в том числе любые косвенные результаты.

Теория  утилитаризма привлекательна во многих отношениях. Ее положения согласуются  с критериями, используемыми для интуитивной оценки моральности поведения. Так, когда человек пытается объяснить, почему он "морально обязан" совершить ту или иную акцию, он часто руководствуется соображениями о пользе или вреде, которые его действия могут принести другим людям. Соображения морали требуют учета интересов всех окружающих наравне с собственными интересами.

Используя принципы утилитаризма, можно объяснить, почему некоторые виды деяний считаются  аморальными (ложь, супружеская измена, убийство), а другие, напротив - морально оправданными (правдивые высказывания, верность, соблюдение обязательств). Сторонник теории утилитаризма может доказать, что лгать нехорошо потому, что ложь приведет к снижению общественного благосостояния. Когда люди лгут друг другу, они в меньшей мере способны доверять и сотрудничать. А чем меньше интенсивность доверия и сотрудничества, тем ниже общее благосостояние. Правдивость в общении-позитивный фактор, ибо укрепляет доверие и усиливает сотрудничество, тем самым способствуя укреплению благосостояния. В общем, можно утверждать, что лучшее правило - говорить правду и воздерживаться от лжи.

Сторонники  традиционного утилитаризма отрицают тот факт, что действие может оказаться  безусловно некорректным. Так, они не согласились бы с тем, что нечестность  или воровство безусловно плохи. Если в определенной ситуации нечестное деяние приведет к более благоприятным последствиям, чем какая-либо иная акция, которая может быть совершена этим же лицом в этой же ситуации, то в этом частном случае, согласно теории традиционного утилитаризма, нечестный поступок будет морально оправдан.

Практическое  применение положений теории утилитаризма связано с целым рядом проблем, основная из которых состоит в  необходимости количественно определить "общественную полезность". Как  измерить полезный эффект различных действий по отношению к разным людям и сопоставить полученные результаты, опираясь на соображения утилитаризма? Предположим, что вы и я получили некую искомую должность. Как узнать, какую пользу будет иметь этот факт для вас и для меня? Каждый из нас может быть уверен, что сумеет извлечь максимум пользы, выполняя свою работу, но так как мы не можем поменяться местами, такая уверенность объективно беспочвенна. Поскольку провести сравнительный количественный анализ ценности отдельных вещей для отдельных лиц невозможно, скажут оппоненты, нельзя определить, можно ли добиться максимальной пользы путем предоставления работы кому-либо из нас. А так как нельзя выяснить, какая акция в данном случае даст максимальный полезный эффект, нельзя применить и принцип утилитаризма.

Кроме того, в некоторых случаях прибыль  и расходы измерению не поддаются. Как, например, измерить ценность здоровья и самой жизни? Предположим, что  в результате установки дорогостоящей  системы вентиляции в цехе удается полностью ликвидировать канцерогенную пыль, в других условиях вызывающую легочные заболевания рабочих. Предположим также, что в результате такого мероприятия продолжительность жизни рабочих увеличится на пять лет. Как подсчитать стоимость этих лет жизни, как сопоставить ее со стоимостью вентиляционного оборудования и расходами на его установку?

Во многих случаях отсутствует возможность  прогнозирования размеров прибыли  и расходов; иногда их также нельзя оценить количественно. Так, хорошо известно, что » невозможно определить доходность или убыточность фундаментальных научных исследований. Положим, речь идет о необходимости определить размер инвестиции в некую научную программу, реализация которой, возможно, даст какие-то чрезвычайно t ценные теоретические результаты, которые тем не менее нельзя будет использовать на практике мгновенно. Какова истинная ценность подобной информации, как измерить эту ценность и сопоставить ее с ценностью таких дел, как возведение дополнительного корпуса в местной больнице или доме для бедных?

По мнению критиков утилитаризма, именно "проблемы измерения" сводят на нет любые  попытки сторонников этой теории придать ей всеобъемлющий характер. f Однако сами сторонники утилитаризма считают, что в реальной жизни  многие решения могут быть приняты на чисто количественной базе.

Информация о работе Понятие и сущность этики