Становление противодействия коррупции в УИС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 16:23, доклад

Описание работы

Первое упоминание о посуле как незаконном вознаграждении за осуществление официальных властных полномочий в законодательстве Руси, по-видимому, связано с Двинской уставной грамотой 1397-1398 гг. (Уставная грамота Василия I, выданная боярам двинским, сотскому и всем черным людям Двинской земли), в статье 6 которой говорилось: «А самосуда четыре рубли; а самосуд, то: кто изымав татя с поличным, а посул собе возмет, а наместники доведаются по заповеди, ино то самосуд; а опрочь того самосуда нет»1.

Файлы: 1 файл

Первое упоминание о.docx

— 24.36 Кб (Скачать файл)
 
 
 

Становление противодействия  коррупции в УИС 

     Противодействие коррупции в уголовно-исполнительной системе которая всегда являлась неотъемлемой частью государственного аппарата являлась одной из первостепенных задач стоявших перед государством.  

     Первое  упоминание о посуле как незаконном вознаграждении за осуществление официальных властных полномочий в законодательстве Руси, по-видимому,  связано с Двинской уставной грамотой 1397-1398 гг. (Уставная грамота Василия I, выданная  боярам двинским, сотскому и всем черным людям Двинской земли), в статье 6 которой говорилось: «А самосуда четыре рубли; а самосуд, то: кто изымав татя с поличным, а посул собе возмет, а наместники доведаются по заповеди, ино то самосуд; а опрочь того самосуда нет»1. В статье идет речь о незаконном присвоении потерпевшим от кражи судебных полномочий (самосуде). При этом самосудом признается незаконное получение денежной компенсации, причитавшейся  наместнику, на которого возлагались осуществление правосудия. Некоторые ученые полагают, что данная норма запрещала наместнику отпускать пойманного вора за взятку. Тем не менее большая часть исследователей истории российского законодательства полагают, что понятие посула начинает употребляться в смысле взятки, начиная с Псковской Судной  грамоты 1397 г., последняя переработка которой производилась между 1462 и 1471 гг. (период пяти соборов). Статья 4 Псковской Судной  грамоты гласила: «А князь и посадник на вече суду не судять, судити им у князя на сенех, взирая в правду по крестному целованью. А не въсудят в правду, ино Бог буди имсудиа на втором пришествии Христове. А тайных посулов не имати ни князю, ни посаднику»2.

     Административный  аппарат XVIII в., в корне отличавшийся от средневекового приказного строя XVII в., тем не менее сохранил практику подношений от челобитчиков.

     В 1714 году Петр I издал указ «О воспрещении взяток и посулов»3(декабрь 1714г.), которым было отмечено поместное обеспечение чиновников, и повысил денежное жалованье. Была введена должность генерал-губернатора. Он ведал как гражданским, так и военным управлением, должен был бороться с судебной волокитой, вправе приостановить исполнение судебного решения. Это была попытка отделить суд от администрации. Генерал – губернатору выплачивались «столовые деньги». О жаловании ему умалчивается. При Петре I губернатор получал в год 1200 руб. и 600 четвертей хлеба. Только при Петре I установлен твердый оклад жалованья губернатора, было окончательно покончено с системой кормлений, что конечно отнюдь не исключало незаконных поборов и прочее лихоимство.

     Указ  от 1722 года также направлен на борьбу с казнокрадством, взятками и другими  злоупотреблениями должностных  лиц. В свойственной ему манере Петр I обращается к подданным: «понеже всуе законы писать, когда их не хранить».4Подчеркивается обязанность соблюдения законов всеми без исключения должностными лицами. Преступившие закон рассматриваются как нарушители прав государственных и противники власти. Петр I угрожает им смертной казнью, «безвсякие пощады»5, независимо от предыдущих заслуг.

     Более широкий перечень случаев превышения и злоупотребления властью содержался в главе 50 Генерального регламента коллегий. В январе 1724 года Петр I утвердил новую редакцию этой главы, устанавливающей меры взыскания и поощрения за службу. Ответственность непосредственно за превышение власти впервые была установлена для министров. Превышением власти считалось совершение действий, как выходящих за пределы компетенции должностного лица, так и таких, которые формально соответствуют служебной компетенции виновного, но по существу противоречат интересам государства, интересам службы, поскольку совершены без достаточных на то оснований. Таким образом, состав, определяемый настоящей статьей, включал в себя и превышение власти, и злоупотребление властью в нашем сегодняшнем понимании.

     Позднее политика Петра была продолжена в  законодательных актах правительства  Екатерины II,Александра I, Александра III и других государей. Однако уже в 1727 г. нехватка средств заставила правительство вернуться к прежней системе обеспечения, предусматривающей работу канцелярских служащих в городах без жалования с позволением «брать акциденцию от дел». Под иностранным словом «акциденция» узаконивался все тот же средневековый обычай кормиться приказным за счет населения. Лишь в начале 60-х гг. XVIII в. это правило было отменено. Монастырские расходные книги первой четверти XVIII в. позволяют сделать вывод, что во время правления Петра I сохранялись почти без изменения подношения в канцеляриях деньгами и натурой в почесть, кормление приказных обедом, плата за оформление дел и дача «посулов».6

     В царствование Николая I правительство подтвердило свое негативное отношение к фактам преподнесения подарков чиновникам от частных лиц и различного рода обществ. По воле императора Сенат в 1832 г. издал Указ «О воспрещении начальствующим лицам принимать приношения от общества»7, считая, что подарки или какие-либо приношения чиновникам не должны иметь место в системе государственного управления.

     Новый импульс коррупционные явления  в системе государственной службы получили в связи с переходом  к рыночным отношениям и утверждением в стране капиталистического социально-экономического уклада. Наиболее эффективным средством  коррумпирования крупных правительственных  чиновников для российских предпринимателей стало их привлечение к учреждению акционерных обществ, предложение  тех или иных должностей в советах  и управлениях частных фирм. Тем  самым произошло «сращивание» промышленной и финансовой олигархии с представителями  правительственной бюрократии, что  для последних по существу являлось завуалированной формой подкупа. В  связи с этим в декабре 1884 г. Александром III был утвержден указ «О порядке совмещения государственной службы с участием в торговых и промышленных товариществах и компаниях». Объясняя необходимость издания такого указа, глава верховной власти подчеркнул, что этот документ был принят в целях укрепления авторитета государственной службы и охранения ее достоинства. В соответствии с этим указом государственная гражданская служба высших должностных лиц признавалась несовместимой с участием в учреждении железнодорожных, пароходных, страховых и др. торговых промышленных товариществ, а также общественных и частных кредитных ассоциаций. Они не имели права исполнять обязанности поверенных в делах производственных и коммерческих объединений. Чиновникам других классов разрешалось участвовать в учредительстве компаний при условии, если это участие не связано с вредными последствиями для государственной службы и на то получено разрешение начальства. Если чиновники, которым было запрещено сотрудничество с частными предприятиями, тем не менее, приняли участие в учреждении торгово-промышленных компаний или заняли в них те или иные должности, то закон требовал от них оставить государственную службу и сложить с себя присвоенное ими звание. В случае неподачи этими должностными лицами заявления об отставке в 3-х месячный срок их увольняли со службы приказами по ведомству или учреждению.

     Интенсивный этап капитализации России, развивающейся в последней четверти XIX- начале XX вв. связан с изменением в Уставе о службе гражданской с 1894 г. Было положено начало формированию государственных служащих «капиталистической формации»8, которые имели акции, получали мзду за исполнение других функций, при принятии важных решений. Нельзя исключить, что в ту эпоху расцвета пускала глубокие корни коррупция среди чиновничества. Обновление пришло с революционным переворотом, изменением типа политической власти.

     История борьбы советской власти с коррупцией характеризуется рядом специфических  особенностей. Во-первых, коррупция  и как понятие, и как явление  в официальных нормативных документах и практической деятельности не признавалась. Вместо этого определения использовались термины "взяточничество", «злоупотребление служебным положением», "попустительство" и др.

     Во-вторых, причины возникновения этого  явления связывались с условиями, присущими буржуазному обществу. Так, например, в закрытом письме ЦК КПСС "Об усилении борьбы со взяточничеством  и разворовыванием народного  добра" от 29 марта 1962 г. говорилось, что  взяточничество - это "социальное явление, порожденное условиями эксплуататорского  общества". Октябрьская революция  ликвидировала коренные причины  взяточничества, а "советский административно-управленческий аппарат - это аппарат нового типа". В качестве причин коррупционных  проявлений перечислялись недостатки в работе партийных, профсоюзных  и государственных органов, в  первую очередь в области воспитания трудящихся. 9

     В-третьих, с коррупцией среди государственного аппарата боролись исключительно представители  этого аппарата. Это привело к  двум последствиям: боровшиеся были органически  не в состоянии менять коренные причины, порождающие коррупцию, поскольку  они восходили к важнейшим  условиям существования системы; борьба против коррупционеров нередко перерастала  в борьбу против конкурентов на рынках коррупционных услуг.

     Весь  послевоенный период, во времена перестройки  и после нее рост коррупции  происходил на фоне ослабления государственной  машины. Он сопровождался следующими процессами: уменьшением централизованного  контроля, далее - распадом идеологических скреп, экономической стагнацией, а  затем и падением уровня развития экономики, и, наконец, крахом СССР.

Информация о работе Становление противодействия коррупции в УИС