Семейное право в странах Западной Европы в период средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2009 в 19:53, Не определен

Описание работы

Контрольная работа

Файлы: 1 файл

СЕМЕЙНОЕ ПРАВО.doc

— 140.50 Кб (Скачать файл)

          Личные  взаимоотношения супругов вытекают из параграфа 1354 закрепляющего главенствующее положение в семье мужа «Мужу предоставляется решать все вопросы, касающиеся совместной супружеской жизни, в частности, он избирает местожительство». Жена может не повиноваться, если муж злоупотребляет супружеским правом. Таким образом, ГГУ не провозглашает власти мужа над личностью жены, предоставляя мужу лишь право преимущественного решения общесемейных вопросов. Замужней женщине принадлежит право иметь профессиональные занятия или заниматься промыслом, вести хозяйственное предприятие, однако, на это требуется соглашение мужа.

          Имущественные отношения супругов определяются брачным  договором. Если стороны своим брачным  договором не установили иного режима, в качестве законного признается система управления и пользования, или система соединения имуществ супругов. Эта система характеризуется тем, что сохраняется раздельность права собственности на имущество супругов; муж осуществляет единое управление и пользование семейным имуществом; в отношении своего отдельного имущества жена сохраняет самостоятельность.

          Взаимоотношения между детьми и родителями строятся на принципе осуществления родительской власти отцом, если он не лишен ее. К матери родительская власть переходит лишь после смерти отца или лишения его родительской власти, но и тогда к матери может быть назначен советник, контролирующий ее действия. Родительская власть обширна по объему. Дети могут являться объектом эксплуатации со стороны родителей. Если родители содержат детей, то последние обязаны работать в хозяйстве родителей сообразно со своими силами и своим положением в жизни. От такой обязанности освобождались дети из буржуазных семей.

          Внебрачные  дети по отношению к матери и к  ее родственникам занимают юридическое  положение законных детей. Однако права  матери несколько уже по сравнению  с теми, какими пользуется  мать по отношению к детям рожденным в браке. Незаконный ребенок и его отец не признавались состоящими в родстве. Правда, внебрачный ребенок мог требовать от отца предоставления содержания соответственно общественному положению матери до достижения 16-летнего возраста. Однако такая обязанность отпадала, если мать в период зачатия находилась в близости с другим мужчиной. Такой связи не придавалось значения, когда по обстоятельствам дела невозможно было допустить, чтобы мать зачала ребенка от этой связи.

          Наследование. Германский кодекс при наследовании по закону закреплял систему «парантелл» (линий), представляющих собой группу родственников, происходящих от общего предка. Первую парантеллу составляли нисходящие наследники, вторую парантеллу – родители и их нисходящие, третью – дед и бабка и их нисходящие и т.д. Таким образом, наследниками являлись родственники любой степени, могущие доказать свое родство с наследодателем, сколь отдаленно оно бы ни было. В отличие от Кодекса Наполеона, переживший супруг занимал более привилегированное положение.  Он частично наследовал вместе с наследниками первых двух парантелл, если таковых не было, то супруг получал все наследство полностью (параграф 1931 ГГУ).

          Более последовательно, чем кодекс Наполеона, ГГУ проводит принцип свободы  завещаний. Совершать завещание  можно было с 16-летнего возраста, однако до достижения 21-года делалось это в публичной форме.

          Охраняя интересы законных наследников, ГГУ  установил некоторые ограничения  завещательной свободы. Таким ограничением, в частности, является обязательная доля. Лица, имеющие право на обязательную долю в наследстве, вправе требовать ее предоставления в размере половины стоимости доли данного наследника при наследовании по закону. При этом лицо, имеющее право на обязательную долю, наследником не является.

          В Германии, так же как и во Франции, право отличалось пестротой. Нормы права группировалась применительно к сословным и общественным группам, чтобы лучше обеспечивать социальное неравенство: споры феодалов разрешались «ленным правом»,  «дворовое право» определяло обязанности крестьян, «служилое» право – холопов. Городское население судилось по рано возникшему и развившемуся городскому праву. Как и везде в немецком праве этого периода, преобладает обычай. Нормы обычного права не были записаны и передавались устно. Они получали свое подтверждение на общинных сходках и судах, что носило название указаний. Дополнение к этим нормам были приговоры судов шеффенов. Приговоры основывались на совести. Около 1230 года антгальский рыцарь и судья Эйхе фон Ренгоф составил право восточной части Саксонии и получил название «Саксонского зерцала». 

          «Названье примет пусть оно

          «Зерцало  саксов» от того,

          Что право саксов в нем дано,

          И чтоб его правдиво отражало,

          Как образ женщины зерцало.» 

          «Саксонское зерцало» делилось на две части: земское  и ленное право. Первая включает в  себя гражданское, уголовное и государственное  право. Вторая содержит в себе положения, определяющие взаимоотношения между  феодалами.

          «Саксонское зерцало» санкционирует феодальную иерархию и эксплуатацию феодалами трудящихся  масс. Характерной чертой «Сак5сонского зерцала» является его отрицательное отношение к притязанием римского папы на главенство в феодальном мире. «Саксонское зерцало» требует не только ограничения власти германских императоров, но и настаивает на том, чтобы один из крупнейших феодалов Германии имел право суда над императором.

          Таким образом «Саксонское зерцало» выражало интересы крупных феодалов, противодействующих преодолению феодальной раздробленности, стремившихся добиться полной независимости от центральной власти и совершенно не желавших установления каких бы то ни было границ их произволу. «Саксонское зерцало» было распространено, главным образом, на севере Германии и послужило основой для права города Магдебурга, откуда оно распространилось в южную Германию, Голландию и Польшу.

          Другой  сборник, который был составлен  неизвестным лицом, получил название «Швабского зерцала». Иначе этот сборник назывался «Императорским правом», т.к. в нем подробно говорится о взаимоотношениях императора с папой. В противоположность «Саксонскому зерцалу» этот сборник рьяно пропагандирует идею господства папы в феодальном мире. В Германии действовало также каноническое право и под его  влиянием складывались брачно-семейные отношения. Единственной формой брака был брак церковный. Церковь создала сложную систему условий действительности брака. Кроме достижения определенного возраста, необходимо было учитывать степень родства и свойства между будущими супругами. Недействительным был брак, заключенный после помолвки с другим лицом, или с лицом, не получившим крещения. В Германии семейные отношения супругов строились на общности имущества, но женщина находилась под опекой мужа и управление имуществом осуществлялось мужем. Сама форма заключения брака выражала тот факт, что муж покупал право опеки над женщиной, уплачивая отцу жены покупную цену (витуум). Церковь категорически отвергала развод, однако, в некоторых случаях, (например, при супружеской измене), допускала раздельное жительство. При этом имущество подлежало разделу, доля жены составляла одну треть или половину.

          Сложным было положение внебрачных детей. Их признание либо запрещалось совсем, либо было связано с большими ограничениями.

          В наследственном праве долгое время  существовала общность семейного имущества, и завещание первоначально было неизвестно. В разделе семейного имущества участвовал и умерший. Доля его шла вначале на погребальные обряды, а впоследствии поступала церкви за упокой души. Женщины первоначально были отстранены от наследования, т.к. они могли жить в родительском доме и получить обратно свое приданное. В городах женщины получили довольно рано равное с мужчинами право на наследование имущества.

          В последствии церковь добилась признания  дарения на случай смерти, допущения  наследственных договоров, по которым наследодатель мог распоряжаться определенной долей имущества одним словом, это было нечто вроде отказов, исполнение которых поручалось не наследникам, а особым душеприказчикам.

          Активная  роль церкви в изменении наследственного  права была вызвана тем обстоятельством, что при свободе завещания церковь значительно обогащалась, т.к. при господстве религиозной идеологии в средние века многие отдавали свое имущество церкви, надеясь на «спасение души». Однако в некоторых местностях свобода завещания ограничивалась, запрещалось устранять от наследования законных наследников. В отношении земельной собственности повсеместно утвердился принцип майората. Во избежание дробления феодального хозяйства, он переходил по наследству к старшему сыну или при его отсутствии, к старшему в роду.

          Семья у германцев носила патриархальный характер. В семью, возглавляемую  отцом, наряду с нисходящими входили  боковые родственники, родные и сословные  братья, их жены которых было много, так как они часто меняли друг друга. Семьи жили под одной крышей вместе с челядью, а в некоторых случаях – и с вооруженной свитой.

          Но  власть отца по Салической  правде не была столь широка, как например, в Риме. Она напоминала скорей строгую  пожизненную опеку над женой, дочерью или сыном. Опека над сыном прекращалась по достижении им 12 лет.

          Браку, как и семье, в Салической правде посвящено незначительное число  статей. Ему предшествовал сговор между семьями жениха и невесты. Согласие родителей прямо требовалось  в Капитулярии I к Салической правде. Увод чужой невесты влек за собой возмещение ущерба жениху, равному 15 сол., увод чужой жены грозил штрафом в 200 сол.

          В Аламаннской правде более ярко проявились элементы патриархальной семьи. Брак под  угрозой штрафа требовал согласия отца. Как дань глубокой старине допускалась фактическая продажа жены. Согласно титулу 51,1 увод чужой жены, «если этого захочет первый муж», стоил 400 сол. Обычное право германцев запрещало браки между представителями отдельных социальных слоев, особенно между рабами и свободными.  Браки с рабами влекли за собой потерю свободы, простое сожительство с рабыней наказывалось штрафом в 15 сол., со свободной  - 45 сол. По Капитулярию I к Саличенской правде, женщина, вступившая в брак с рабом, объявлялась вне закона, ее имущество поступало в казну, родственники могли безнаказанно убить ее. Раб, женившейся на свободной подвергался колесованию

          Баварская правда более терпимо относилась к таким бракам. Если женщина «не  знала», что она вышла замуж  за раба, она просто уходила от него. Запрещались браки с рядом родственников и свойственников. Такие браки по Салической правде объявлялись недействительными, а дети, рожденные в них, незаконнорожденными. Салическая правда предписывает большой штраф за похищение женщины, борясь против старогерманского обычая «умыкания» жен. Характерно, что в эдикте Теодориха это преступление каралось смертной казнью.

          Незамужняя  женщина у германцев пользовалась некоторой самостоятельностью. Источники, например, не содержат каких-либо данных об опеке вдов со стороны старших родичей – мужчин. Тем не менее, на определенное ущемление прав вдов указывает Салическая правда. Она не могла, например, вторично выйти замуж без разрешения суда и уплаты определенной сумы (reipus) родственникам умершего мужа. В противном случае ее мужу грозил штраф 63 сол.

          Особенностью  старогерманского обычного права было то, что женщина обладала собственным имуществом, приданным, которое ей предоставлялось не отцом, а мужем в качестве «брачного дара». Капитулярий I закрепляет особый правовой режим приданного. Женщина не могла ни дарить, ни продавать свое приданное. После ее смерти оно шло детям. В случае повторного брака часть приданного вдовы передавалось ближайшим родственникам мужа, при их отсутствии – в казну. Баварская правда также не поощряла браки вдов. Если вдова выходила замуж, то лишалась права пользоваться имуществом, полученным ею от первого мужа.

          Под влиянием христианской церкви в VII-IX вв. вносятся значительные изменения в брачно-семейное право германцев. Капитулярий 744 года, подтвержденный в 789 году Карлом Великим, установил нерасторжимость брака, объявленного священным согласно христианским канонам.

          На  рубеже VII-IX вв. были изданы первые законодательные акты, устанавливающие обязательность церковного оформления браков, запрещающие повторные браки и пр.

          Салическая  правда описывает в общих чертах брачно-семейные отношения. Брак заключался в форме покупки невесты женихом. Похищение девушки с целью вступления в брак наказывалось штрафом. Препятствиями к вступлению  в брак служили следующие обстоятельства: существование законного брака, объявление лица вне закона, наличие близкого кровного родства, несвободное состояние человека. О расторжении брака Салическая правда не упоминает. При заключении брака жених в качестве выкупной платы вносил брачный дар. После смерти одного из супругов брачный дар сохранялся и передавался детям. Положение жены в семье определяли довольно сильные пережитки матриархального строя.  

          Семейное  право. 

          Следует указать на то, что женщина-крестьянка более свободна, чем жена или дочь феодала. Положение этих последних  было обусловлено тем, что отношения  между супругами, а также между  родителями и детьми определялись интересами охраны и поддержания феодальных земельных владений. Мужчина не только считался главой дома, но он захватывал все имущество жены, которое поступало после ее смерти по праву «любезности». Женщина была лишена всякой дееспособности. Напротив, во  многих городах и местах Англии среди крестьян, ремесленников и купцов женщина могла управлять своим имуществом, заключать договора и даже самостоятельно заниматься торговлей. Положение внебрачных детей было исключительно тяжелым, т.к. они были лишены права требовать что-либо от своих родителей. Попытка церкви допустить узаконение внебрачных детей последующим браком встретило резкое сопротивление баронов, добившихся издания Мертонского статута (1235 год), по которому узаконение внебрачных детей было воспрещено.  
     

Информация о работе Семейное право в странах Западной Европы в период средневековья