Психология преступной группы и ее лидера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2009 в 11:09, Не определен

Описание работы

курсовая работа

Файлы: 1 файл

Курсовая юр. психология.doc

— 176.00 Кб (Скачать файл)

   Существенным  моментом психологии преступных групп является распределение внутригрупповых статусов и ролей, начиная от лидеров, авторитетов и заканчивая рядовыми исполнителями преступных акций. Исследования показывают, что статус члена группы зависит от знания криминальных (воровских) законов и традиций, неуклонного следования в своем поведении этим законам, преступного опыта, времени и частоты отбывания наказания в местах лишения свободы, индивидуально-психологических особенностей (интеллекта, организаторских способностей, сильной воли, физической силы, преступной квалификации и т.п.).

   Межличностное восприятие в преступных группах  отражает особенности статусов участников групповой преступной деятельности. Установлено, что существуют особые психологические механизмы восходящего  и нисходящего восприятия. Проявляется это в том, что преступники, находящиеся на более низких уровнях внутригрупповой иерархии, как бы делегируют при восприятии своих лидеров и авторитетов им такие личностные качества как сообразительность, смелость, справедливость, знание жизни и т.п. Наряду с этим восприятие по нисходящей ветви основывается на оценке лидерами иных членов группы, в основном, как носителей определенных ролевых качеств ("боец", исполнитель, "киллер" и т.д.). Таким образом, восприятие "сверху" обедняет представление о личностных возможностях других членов группы и часто ведет к неточному образу-представлению о других участниках совместной преступной деятельности.

   Арсенал средств воздействия на других членов группы зависит от статуса преступника  в группе и от этого насколько он является выразителем ее норм и ценностей. Центром притяжения любой преступной группы является ее лидер (авторитет, вор в законе и т.д.), который распределяет функции и роли членов группы при совершении преступлений, делит награбленное, регулирует поведение других членов группы, выносит санкции за нарушение своих распоряжений и норм группового поведения и т.д. Часто коммуникации членов преступной группы ориентированы на лидера, образуя своеобразную звездную структуру организации группы. В качестве мер воздействия преобладают принуждение, внушение, давление. Обычно поведение рядовых участников основано на безропотном подчинении лидеру и группы в целом, то есть конформистском поведении, а также доминировании круговой поруки. Иногда жестокость и несправедливость лидера вызывает сопротивление со стороны некоторых членов группы, что ведет к их объединению против него. Причем эти члены группы считают, что он осуществляет "беспредел", то есть отличается особой жестокостью и зверствами.

   В преступной группе существует система норм поведения, которой должны придерживаться все участники совместной преступной деятельности. По существу, многие из этих норм поведения представляют применение воровских законов и традиций применительно к конкретной группе ("жить по понятиям"). Условно все нормы можно разделить на:

а) нормы-ценности, отражающие систему должного, необходимого и поощряемого в поведении  членов преступной группы;

б) нормы общения  и коммуникаций; в/нормы проведения свободного времени;

г) нормы, регулирующие разрешение внутригрупповых и межгрупповых конфликтов и наказания за отступления кого-либо из членов группы от принятых норм и правил поведения.

   Нормы-ценности подразделяются на запрещающие и  поощряющие конкретный вид поведения. Строго запрещается: добровольное сотрудничество с правоохранительными органами; доносы; стремление избежать уголовной ответственности (или иной ответственности), переложив ее на другого члена группы, то есть поступать "за подло"; дача показаний в случае задержания в отношении других участников преступной группы и т.д. К одобряемым поступкам относятся: оказание помощи другим участникам преступной группы, в том числе осужденным за конкретные преступления; оказание помощи родственникам осужденного члена группы; забота о пополнении воровской кассы ("общака") и т.д.

   В преступных группах существуют нормы  непосредственного контактного  общения и нормы скрытых коммуникаций. Среди норм непосредственного общения  выделяют следующие:

нельзя вступать в тесные контакты с представителями органов правопорядка; принимать пищу за одним столом с пассивными гомосексуалистами - "опущенными";

совершать "подляны", то есть поступки связанные с притеснением и унижением членов своей группы; обязательно отомстить за оскорбление (например, в случае оскорбления словами "козел" или "петух" жестоко избить или даже убить оскорбившего);

участвовать в воровских "сходках" и "разборах" неправильного поведения других членов группы;

не совершать "беспредел" в отношении членов группы.

   Специфической стороной общения является применение в процессе контактов кличек и  воровского жаргона. Определенную роль для общения играет значение татуировок, так как оно является "говорящим" и часто указывает на статус человека в криминальной среде. Так, о принадлежности к воровским авторитетам свидетельствуют следующие татуировки: "голова тигра с оскалом" (отрицательное отношение к органам правопорядка, стремление не прощать другим обид); "орел" (высокий статус в криминальной среде); "звезда" (ни перед кем не встану на колени и не преклонюсь); "распятый Иисус Христос на груди" (верен воровской братии и воровским законам) и т.д.

   Негласные коммуникации часто служат средством  получения секретной информации, скрытых переговоров с членами  группы, отбывающими наказание в исправительных учреждениях, замаскированного общения в процессе совершения преступлений (например, специальная, "блатная" жестика) и т.п. Способы негласных коммуникаций различны: использование в письме шифра, пиктограмм, изготовление тайников, переброс через запретную зону исправительных учреждений запрещенных предметов, специальная жестика и др.

   К основным нормам проведения свободного времени членов преступных групп  относят: азартные игры; принятие спиртных напитков и наркотиков; вступление в интимные связи с женщинами легкого поведения и проститутками и др.

   Существует  особая группа норм, которая определяет порядок проведения, "разборов", вынесения санкций за нарушение  правил поведения, разрешения возникших  конфликтов. Часто подобные вопросы  решаются на воровских сходках, которые имеют различные формы: "толковище" (решение разных важных вопросов, например, распределение зон влияния); "качалово" (разрешение спора двух группировок или двух авторитетов); "судилище" (суд за нарушение воровских норм) и другие. Приговоры в результате "разборов" могут быть самыми различными от "правилки" (символического избиения) до убийства.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Глава 3 Лидерство в преступных группах 

   Важным  элементом криминалистической характеристики преступной группы является наличие  в ней лидера и его тип. Поскольку  каждая преступная группа как разновидность  малой социальной группы формируется  и развивается в соответствии с социально-психологическими закономерностями, то, исследуя преступные группы, нельзя пройти мимо такого сложного социально-психологического феномена, в котором определенным образом фокусируются и проявляются важнейшие характеристики группового развития, как лидерство в преступной группе.

   В социальной психологии под лидером  в группе понимается член группы, который  спонтанно выдвигается на роль неофициального руководителя в условиях определенной, специфической и, как правило, достаточно значимой ситуации, чтобы обеспечить организацию совместной, коллективной деятельности людей для наиболее быстрого и успешного достижения общей цели.

   При изучении преступных групп наблюдаются  закономерности выдвижения лидера, который  в преступных группах является организатором и руководителем всей групповой преступной деятельности. Поэтому при расследовании групповых преступлений, а в дальнейшем при уголовно-правовой оценке его преступной деятельности лидер получает определение как организатор группового преступления. С позиций уголовного права организатором признается лицо, организовавшее преступное сообщество или возглавившее его либо руководившее его участниками, а также лицо, организовавшее конкретное преступление либо руководившее его совершением.

   В литературе справедливо указывается на важность четкого определения смыслового значения терминов «лидер», «организатор», «руководитель». Использование указанных терминов связано с тем, с каких позиций рассматривается фигура лидера, организатора. Если о преступной группе речь идет с позиций социальной психологии, то правильно использовать термин «лидер», с точки же зрения правовой оценки в соответствии с терминологией уголовного права уместно именовать лидера организатором. При криминалистической характеристике преступных групп, на наш взгляд, допустимо использование этих двух терминов в зависимости от того, какой акцент будет сделан исследователем в данном контексте.

   Выдвижение  лидера в преступных группах происходит стихийно, по мере их развития и функционирования. «Лидерство по своей природе является результатом одновременно как объективных (интересы, цели, потребности и задачи группы в конкретной ситуации), так и субъективных (индивидуально-типологические особенности индивида как инициатора и организатора групповой деятельности) факторов». 

   Суть  объективного фактора при выдвижении лидера в преступной группе состоит  в том, что в лидеры стихийно выдвигается  тот член группы, который наиболее полезен ее деятельности - совершению групповых преступлений, который  с точки зрения других членов группы наилучшим образом проявляет себя в специфической ситуации - при совместном совершении преступлений. Ценность лидера определяется группой через успешность ее совместной преступной деятельности. Именно успешная специфическая деятельность совершение групповых преступлений - способствует выдвижению и закреплению в преступной группе данного лица в качестве лидера.

   Субъективный  фактор заключается в том, что  лицо, выдвигаемое в лидеры, обладает определенными личностными качествами, которые необходимы для осуществления функций лидера в преступной группе. К. Т. Чернова, исследовавшая организованные группы расхитителей, указывает, что во главе организованных групп расхитителей становились люди наиболее активные, энергичные, решительные, обладающие неплохим интеллектом, жизненным, а зачастую и преступным опытом, твердостью характера, умеющие благодаря этим качествам внушить веру в себя, подчинить себе Других, занять самую высшую ступень в иерархической структуре группы, руководить ее преступной деятельностью.

   Однако  неверно считать, что лидер выдвигается  в группе только благодаря своим  каким-то особым качеством. Выдвижение лидера - это процесс социальный и закономерный, и личные качества лидера имеют значение постольку, поскольку  они необходимы ему для решения общих стоящих перед группой задач в ее преступной деятельности. Таким образом, личные качества лидера в преступной группе опосредствуются через ее преступную деятельность. Если эти качества не помогают успешному функционированию преступной группы, не являются одной из основ ее преступной деятельности, то они ничего не будут значить для группы, останутся только личным достоянием данного лица.

   Выдвижение  лидера происходит постепенно, по мере развития и функционирования преступной группы. В преступных группах низкого психологического развития - случайных и типа компании - процесс выдвижения лидера только начинается и не успевает завершиться. Лидер может проявиться только в определенных ситуациях группового преступления. Другие члены преступной группы (да и он сам) еще не осознают его как лидера. В иных ситуациях функции лидера может выполнять и еще кто-либо, а не будущий лидер.

   В процессе эволюции в преступной группе все четче вырисовывается ядро более  деморализованных и опытных преступников, которые по мере усложнения преступной деятельности становятся «кристаллизирующим» центром, выступая в роли инициаторов и стимулируя других к совершению преступлений. И только в группах высокого психологического развития - организованных группах и преступных организациях - феномен лидерства представлен в его «классическом» виде^. В этих группах лидер проходит путь от лица, обладающего склонностью к лидерству и проявляющего эти склонности от случая к случаю, к подлинному руководителю, организатору преступной группы, без участия которого не решается ни один вопрос; он становится вдохновителем всей ее преступной деятельности.

   Со  временем меняются ситуация, потребности, задачи и цели группы, масштабы преступной деятельности. Как только лидер становится менее полезен группе, почти неизбежна его смена. «Причиной смены лидера обычно оказывается его несоответствие требованиям, нормам, целям и задачам группы. Оно может возникнуть как вследствие чрезмерной авторитарности лидера, перестающего считаться с группой, так и в результате неспособности прежнего лидера справиться с новыми, более сложными задачами групповой деятельности».

   Конечно, смена лидера сопровождается яростной борьбой за власть, влияние и руководство  преступной группой. Порой она является причиной острых конфликтов, которые ведут к расколу группы и разобщению ее членов.

   Лидер преступной группы выполняет определенные функции: организаторскую, информационную, стратегическую, иормативно-ценностную и дисциплинарную.

   Организаторская функция лидера реально проявляется  в том, что он создает, организует и руководит преступной деятельностью всей группы, подготовкой и совершением преступлений. Эта деятельность приводит к большей сплоченности и организованности группы. «Только лидерству суждено внесением в общность организующего, координирующего, системообразующего начала привести в действие ждущие своего часа силы, которые без этого случайного в общем потоке событий момента не осуществили бы себя. Лидерство сообщает человеческой совокупности системное качество - организованность, совокупность превращается в ансамбль, сборище - в группу».

Информация о работе Психология преступной группы и ее лидера