Право в Российской империи 19 век

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2011 в 16:35, курсовая работа

Описание работы

Объектами моего исследования являются Свод законов Российской Империи 1835 года, Уголовное Уложение 1845 г. Благодаря этим документам я хочу достигнуть следующих целей:

1.Изучить и проанализировать документы и нормативно-правовые акты XIX века.
2.Выявить недостатки и недоработки этих документов по отдельным правовым вопросам.
3.Узнать причины недовольства народных масс, связанные с регулированием правоотношений и государственным устройством.
4.Провести параллель между причинами революции и законодательством. Узнать, мог ли Свод законов стать одним из «катализаторов» революции.
5.Постараться доказать эту гипотезу.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ. 1
ГЛАВА 1: ПРАВО РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В XIX ВЕКЕ. 3
§ 1. Источники права в XIX веке. 3
§2 Создание Единого Свода Законов Русских 7
ГЛАВА 2: РАЗВИТИЕ ПРАВА В XIX ВЕКЕ. 11
§ 1. Судебные реформы XIX века. Изменение судебной структуры. 11
§2. Развитие гражданского права. 16
§ 3. Развитие Уголовного права. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 34

Файлы: 1 файл

1 курс.doc

— 186.00 Кб (Скачать файл)

 Отмечались  неясности и логические противоречия Свода. Так, лица, достигшие 17 лет, были в праве управлять своим имуществом. Управление имуществом немыслимо без совершения сделок. Но закон запрещал им совершение актов и сделок без попечителя. В законах гражданских имелись и предписания скорее морального, чем правового характера. Например, ст.106 представляла собой нравственную сентенцию: «Муж обязан любить жену, как собственное тело, уважать её…»

 В связи  с конкретными судебными делами Правительствующий Сенат давал  толкование тех или иных статей Свода  законов гражданских. Такие толкования также являлись источником права. Всякие изменения в гражданском законодательстве вносились в Свод.

 В рассматриваемый  период наметилось обособление таких  отделов гражданского права, как  торговое, вексельное, промышленное, морское, горное, водное, лесное право.

 Отдельного  Торгового уложения (кодекса) а России не существовало. Проекты его составлялись в 1814 и 1823 гг., но оба раза не были утверждены Государственным Советом. Правда, изданный в 1832 г. Устав о векселях содержал многие нормы торгового права.

 Помимо  законодательства, т.е. официальных  норм, исходивших от самодержавного правителя, в крестьянской среде действовало  право неофициальное, обычное. Некоторые  исследователи приходили к выводу, что в крестьянской общине крестьяне  могли свободно покупать, продавать и закладывать земельные наделы.

 Все институты и нормы гражданского права были пронизаны идеей сословности, т.е. неравенства субъектов права (подданных) перед законом. Как и  прежде, к привилегированным сословиям  относились дворяне, духовенство и отчасти городская верхушка и купцы.

 Манифестом 1807 г. Александр I отменил так называемое именитое гражданство, предусматривавшееся  Жалованной грамотой городам. Вместо  семи категорий именитых граждан  учреждалось «первостатейное купечество». Позднее Николай I Указом от 10 апреля 1832 г. учредил «почётное гражданство».

 В 1822 г. священнослужители из дворян приобрели  право совершать купчие на мастеровых и крестьян. Следовательно, духовенство  приобретало привилегию дворянского  сословия.

 В гражданских  правах ограничивались евреи и иностранцы. Евреи, для которых была установлена черта осёдлости, не могли приобретать недвижимость за пределами этой черты. Правда, какая-то часть евреев, обладавших капиталом и образованием, обитала и вне черты. В 1835 г. устанавливалось, что нанявшиеся к евреям на работы христиане обязаны жить отдельно от хозяев.

 Применительно к сфере вещного права особое внимание с 1864 г. уделялось укреплению российского землевладения в  западных губерниях. Рядом принятых в этот период нормативных актов (узаконений) была ограничена правоспособность иностранцев в области совершения сделок с недвижимостями. Именной указ Правительствующему Сенату от 14 марта 1887 г. установил на этот счёт особые правила. Согласно этим правилам, в десяти западных губерниях страны исключалось приобретение недвижимости иностранцами на праве собственности. Равным образом не допускались сделки, посредством которых устанавливались права иностранцев на владение и пользование недвижимыми имуществами в этих губерниях.

 Стремлением государства оказывать покровительство русским предпринимателям, русской промышленности и русской торговле проявилось и в определённых ограничениях в выборе места жительства в западном крае. 14 марта 1892 г. было издано Высочайшее повеление «О прекращении иностранной колонизации в Волынской губернии». В соответствии с этим актом было запрещено селиться вне городов даже тем иностранцам, которые приняли русское подданство.

 Гражданскому  праву дореволюционной России были известны все основные критерии классификации вещей, применяемые со времён Рима; в частности, деление их на движимые и недвижимые, потребляемые и непотребляемые, и т.д. 

 Деление вещей на оборотоспособные и изъятые  из оборота связывалось в русском  праве с установлением перечня  тех видов имущества, которые не были предметом частного обладания. К ним относились:

    1. Межевые полосы (межи и межники).
    2. Воды и водные пути сообщений.
    3. Дороги.
    4. Гавани, порты, крепости, церковные строения (кроме домашних церквей), монастыри, публичные памятники, общественные кладбища и т.п.

 Имущества подразделялись также по признаку ограничения  частного обладания в зависимости  от характера имущества или категорий  собственников либо владельцев. Особым ограничениям подчинялся такой особый вид вещей, как иконы. Иконы рассматривались и как вещь, и как произведение искусства, но с учётом религиозных представлений и религиозного почитания таких вещей.

 В сферу  вещного права входили право  собственности, владение и право  на чужую вещь (сервитут). В ст. 420 Свода законов гражданских давалось определение права собственности как права «исключительного и независимого от лица постороннего владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом вечно и потомственно».

 О праве  собственности  неполном речь шла  тогда, когда «лицо постороннее» в какой-то мере ограничивало собственника в пользовании, владении и распоряжении вещью, например угодьями.

 Указ  от 22 февраля 1805 г. определил, что пожалованные имения следует считать благоприобретённым имуществом, а не родовым, как прежде: «считать пожалованные имения в равном достоинстве с благоприобретёнными». 

 Любое лицо могло стать собственником  в силу давности или давностного  владения. Владение вещью, добросовестное или недобросовестное, в течение 10 лет превращало владельца в  собственника.

 Русское законодательство ограничивало собственника либо в интересах общества, либо в интересах определённого лица. Соответственно такие ограничения делились на две категории: право участия общего и право участия частного. В первом случае ограничения устанавливались «в пользу всех без изъятия». Наиболее серьёзные ограничения собственности касались недвижимых вещей, в первую очередь поземельной собственности как основного средства производства. Закон предписывал, чтобы владельцы земель, по которым проходят большие дороги, не препятствовали проходу и проезду по этим дорогам. Им запрещалось скашивать и уничтожать траву на большой дороге.

 Под правом участия частного понималось ограничение собственников в  интересах соседей. Прибрежный владелец не имел права поднимать запрудами  речную воду и тем затоплять соседские луга и пашни, либо останавливать действие мельницы соседа.

 В 1809 г. был издан Указ о восстановлении нарушенного кем-либо (даже и собственником) владения.

 Семейно-брачные  отношения продолжали регулироваться государством и церковью. В юридическом смысле брак есть договор, т.е. соглашение, союз мужчины и женщины, заключаемый в определённой форме и влекущий за собой определённые юридические последствия.

 В первой части т. X Свода законов («О правах и обязанностях семейственных») речь шла о брачном возрасте для мужчин и женщин, о согласии на брак родителей, опекунов, начальства (гражданского или военного), о правовом положении жены в семье, о разделённости имущества супругов, о детях.

 Вплоть  до Указа от 19 июля 1830 г. брачный возраст для мужчин составлял 15 лет, а для женщин – 13 лет. Этим Указом возраст был повышен соответственно до 18 и16 лет. Подобная мера мотивировалась так: «Желая предохранить верноподданных от тех, известных по опыту, вредных последствий, кои происходят от сочинения браков между несовершеннолетними и потрясают добрые нравы, признали мы за благо повелеть, дабы воспрещено было священникам отныне впредь венчать браки, если жених и невеста не достигли ещё первый 18, а последняя 16 лет». Это предписание и вошло в Свод законов. Для природных жителей Закавказского края брачный возраст в 15 и 13 лет, восходящий к Эклоге, оставался неизменным. Не позволялось вступать в брак лицам старше 80 лет.

 От  предшествующего периода сохранился так называемый «обыск», т.е. опрос священником лиц, явившихся для освидетельствования, по поводу того, нет ли законных препятствий для совершения брака. В 1802 г. при церквах были заведены особые шнуровые книги для записывания «обысков». В 1837 г. предписанием Синода была введена особая форма «обыска».

 С 21 сентября 1815 г. свободная женщина, вступившая в законный брак с крепостным, не утрачивала свою свободу, т.е. не переходила в крепостное состояние33. Если жена до брака принадлежала к низшему сословию (по сравнению с мужем), то она приобретала положение мужа, а если к высшему, то своих сословных прав мужу не сообщала, но и не теряла их.

 Суть  личных отношений супругов определялась законом следующим образом: муж  объявлялся главой семьи, а жена –  хозяйкой дома. За женой сохранялись  некоторые обязанности в отношении своих родителей. Но всё же она обязана была «преимущественным повиновением воле своего супруга».

 До  царствования Николая I муж был в  праве наказывать жену. С этого  же времени запрещалось бить, а  тем более увечить жён.

 В известных случаях законодательство допускало расторжение брака (развод) при жизни супругов, если физическая или нравственная цель брака становилась неосуществимой.

 Русское законодательство устанавливало несколько  главных поводов для развода: 1) прелюбодеяние одного из супругов; 2) лишение одного из супругов всех прав состояния по суду; 3) безвестное отсутствие супруга в течение 5 лет; 4)вступление обоих супругов, если они бездетны, в монашество.

 Дети, рождённые в «законном браке, или «законнорожденные», наследовали  права родителей. Дети, рождённые вне брака или «незаконные», «незаконнорожденные», никакими правами не обладали.

 Родители  обязаны были давать детям «пропитание, одежду и воспитание, доброе и честное  по своему состоянию».

 Родительская  власть, или «союз родителей и детей», прекращалась в трёх случаях: 1) вследствие политической смерти и ссылки на вечную каторгу; 2) поступления в монашество; 3) замужества дочери.

 К институтам семейного права, замещавшим собой  кровное родство, относились усыновление, опека и попечительство.

 К лицу, утратившему родителей, мог был  приставлен опекун или попечитель. Опекунами могли быть лица обоего пола.

 Опекун  из числа лиц, способных к опеке, мог быть назван в завещании родителя несовершеннолетнего.

 По  достижении опекаемыми 14 лет опекуны заменялись попечителями (до наступления опекаемому 21 года).

   Как и предшествующий период, существовало два порядка наследования  – по завещанию и по закону. Завещание, понимаемое как объявление  воли владельца, наследодателя,  о его имуществе на случай смерти, именовалось духовным завещанием. От завещателя зависело, составить ли завещание в домашнем или нотариальном порядке. Домашнее завещание составлялось в присутствии трёх свидетелей. Если завещатель писал его собственноручно или если в числе свидетелей находился его духовник, то достаточно было двух свидетелей.

 С 1803 г. установился упрощённый, или сокращённый, порядок составления завещания  для вдов, а с 1818 г. – для лиц, выдерживающих карантин, т.е. временно изолированных по причине соприкосновения  с заразными больными или перенёсшими  эпидемическую болезнь.

 Исполнение вступившего в силу завещания было возложено и на душеприказчика, т.е. на лицо, специально назначенное в завещании.

 В том  случае, если умершее лицо не оставило завещания, т.е. не выразило в установленной  законом форме воли относительно посмертной судьбы своего имущества, наступало наследование по закону.

 Оно наступало в трёх случаях: 1) если умерший оставил после себя родовое  имение; 2) если он не оставил распоряжения на случай смерти в отношении благоприобретённого  имущества; 3) если суд признает завещательное распоряжение недействительным. Согласно т. X Свода законов ст. 1121 Законов гражданских, «ближайшее право наследования имеет линия нисходящая: в недостатке оной  наследство обращается или в побочные линии, или в определённых случаях к родителям и восходящим родственникам».                                

                                                                
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 § 3. Развитие Уголовного права.

 

 Основными источниками уголовного законодательства в первой половине XIX в. были т. XV Свода законов (кн. 1) и Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.

Информация о работе Право в Российской империи 19 век