Понятие международного морского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2016 в 13:57, реферат

Описание работы

Издавна пространства морей и океанов служат человечеству в качестве поприща разнообразной деятельности (мореплавания, добычи живых и неживых ресурсов моря, научных исследований и др.). В процессе этой деятельности государства и международные организации вступают в отношения друг с другом, которые регулируются юридическими нормами, взаимосвязанными и составляющими в целом область международно-правового регулирования, называемую международным морским правом.

Файлы: 1 файл

ДОКЛАД.docx

— 28.23 Кб (Скачать файл)

1. Понятие международного морского  права

Издавна пространства морей и океанов служат человечеству в качестве поприща разнообразной деятельности (мореплавания, добычи живых и неживых ресурсов моря, научных исследований и др.). В процессе этой деятельности государства и международные организации вступают в отношения друг с другом, которые регулируются юридическими нормами, взаимосвязанными и составляющими в целом область международно-правового регулирования, называемую международным морским правом. 
 
Ввиду своеобразия морской деятельности подавляющее большинство норм международного морского права не встречается в других областях международно-правового регулирования. Таковы свобода судоходства в открытом море, право мирного прохода морских судов через территориальные воды иностранных государств, право беспрепятственного транзитного прохода судов и пролета летательных аппаратов через проливы, используемые для международного судоходства, и др. Некоторые из норм международного морского права рассматриваются в качестве его принципов ввиду их большого значения для регулирования морской деятельности. Укажем, в частности, на принцип свободы судоходства для всех судов всех государств в открытом море. Этот принцип оказывает определенное воздействие на содержание правового режима территориальных вод, исключительных экономических зон, международных проливов и некоторых других морских пространств. Целесообразно отметить также установленное Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года принципиальное положение о том, что все морские районы и зоны за пределами территориальных вод резервируются конвенцией для использования в мирных целях. 
 
Международное морское право является органической частью общего международного права: оно руководствуется предписаниями последнего о субъектах, источниках, принципах, праве международных договоров, ответственности и др., а также взаимосвязано и взаимодействует с другими его отраслями (международное воздушное право, космическое право и т. д.). Разумеется, субъекты международного права при осуществлении своей деятельности в Мировом океане, затрагивающей права и обязанности других субъектов международного права, должны действовать не только в соответствии с нормами и принципами международного морского права, но также с нормами и принципами международного права в целом, включая Устав Организации Объединенных Наций, в интересах поддержания международного мира и безопасности, развития международного сотрудничества и взаимопонимания. 
 
Международное морское право является одной из наиболее древних частей международного права, уходящей своими корнями в эпоху античного мира. Но его кодификация впервые была осуществлена лишь в 1958 году в Женеве I Конференцией ООН по морскому праву, которая одобрила четыре конвенции: о территориальном море и прилежащей зоне; об открытом море; о континентальном шельфе; о рыболовстве и охране живых ресурсов моря. Эти конвенции и в настоящее время имеют силу для участвующих в них государств. Положения этих конвенций в той степени, в которой они декларируют общепризнанные нормы международного права, в частности международные обычаи, должны уважаться и другими государствами. Но при этом надо иметь в виду, что вскоре после принятия Женевских конвенций по морскому праву 1958 года новые факторы исторического развития, в частности появление в начале 60-х годов большого числа независимых развивающихся государств, потребовавших создания нового морского права, отвечающего интересам этих государств, равно как возникновение в результате научно-технической революции новых возможностей освоения Мирового океана и его ресурсов, привели к глубоким изменениям международного морского права. Эти изменения и нашли отражение в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года; которую подписали 157 государств, а также ЕЭС и от имени Намибии Совет ООН по Намибии. Эта конвенция набрала 60 ратификаций, необходимых для ее вступления в силу, и с 16 ноября 1994 г. станет обязательной для ее участников. Многие другие государства соблюдают ее на практике. Помимо указанных выше конвенций международное морское право включает значительное число других международных соглашений и международных обычаев. 

Правовой статус внутренних вод

Внутренние морские воды представляют собой водные пространства, расположенные между береговыми и исходными линиями, от которых отсчитывается ширина территориального моря. Внутренние воды — это часть территории прибрежного государства, находятся под его суверенитетом. Граница внутренних морских вод устанавливается в национальном законодательстве с учетом Женевской конвенции о территориальном море и прилежащей зоне и Конвенции по морскому праву Внешняя граница внутренних морских вод в портах проводится  прямым линиям, соединяющим наиболее выступающие в море портовые сооружения.

Составные части внутренних морских вод:

1- Акватории портов, ограниченные линиями, проходящими через наиболее удаленные в сторону моря точки портовых сооружений.

2- Моря, полностью окруженные сухопутной территорией одного государства, и моря, все побережье которых и оба берега естественного входа в них принадлежат одному и тому же государству (Белое море). Воды заливов, бухт, морских губ и лиманов, моря и проливы исторически принадлежащие данному государству, независимо от ширины естественного входа в них (залив Петра Великого, Гудзонов пролив, Карское море). Эти воды традиционно в силу географических исторических особенностей принадлежат данному государству. Такое положение можно квалифицировать как норму международного обычного права.

3- Воды заливов, морских губ, бухт, лиманов, берега которых принадлежат данному государству до линии естественного входа, если она не превышает 24 морских миль. Если линия входа превосходит 
24 морские мили, то по периметру залива с обеих сторон проводятся 12-мильные исходные линии.

4- Воды, расположенные в сторону берега от прямых исходных линий, принятых для отсчета ширины территориальных вод, когда побережье сильно изрезано или вдоль берега расположена цепь островов. 
Прямые исходные линии должны быть обозначены на карте и доведены до сведения других государств.

Правовой режим внутренних морских вод представляет собой совокупность правил захода во внутренние воды и порты, пребывания и выхода из них. Доступ иностранных судов во внутренние воды и морские порты осуществляется на основе разрешения прибрежного государства. Разрешительный порядок по-разному применяется к военным и невоенным судам.

Невоенные суда пользуются правом свободного захода в порты, объявленные открытыми. Перечень открытых портов устанавливается прибрежным государством (в Российской Федерации — Мурманск, Санкт-Петербург, Находка, Корсаков, Архангельск, Новороссийск, Игарка и др.). Это право прибрежного государства является нормой международно-правового обычая, подтвержденного в Женевской конвенции о режиме морских портов.

Военные корабли проходят во внутренние воды и порты по разрешению или приглашению прибрежного государства. На основе принципа взаимности возможен уведомительный порядок захода военных судов. Без разрешения осуществляется также вынужденный заход иностранных военных судов во внутренние воды в случае чрезвычайных обстоятельств (несчастный случай, авария, стихийное бедствие-необходимость оказания медицинской помощи, доставка спасенных людей).

В особом порядке производится заход во внутренние морские воды судов с ядерными установками и ядерным оружием на борту. Этот порядок регулируется Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море 1974 г. Рыболовецкие и иные промыслы утренних водах могут вестись только с разрешения прибрежного государства. Международно-правовое регулирование затрагивает и хозяйственное использование внутренних вод — Будапештская конвенция о договоре перевозки грузов по внутренним водным путям 2001 г.

Всe иностранные суда и их экипаж во внутренних морских водах и портах подлежат пограничному, таможенному и санитарному досмотру Военные корабли (исключая перевозимый на них груз) освобождены от таможенного досмотра и уплаты таможенных пошлин. Конвенция по облегчению международного морского судоходства 1965 г. существенно упростила, сократила и облегчила различные формальности и процедуры в отношении захода иностранных судов во внутренние воды и порты.

На иностранные суда во внутренних водах и портах распространяется юрисдикция прибрежного государства. Власти данного государства вправе распространять свою уголовную юрисдикцию, расследовать преступления, совершенные на борту иностранного торгового судна, когда такое судно находится во внутренних морских водах прибрежного государства. В двусторонних международных договорах о морском торговом судоходстве определен перечень случаев применения уголовной юрисдикции прибрежного государства:

1.  Правонарушение посягает на общественный порядок или безопасность прибрежного государства.

2.  Последствия правонарушения распространяются на территорию прибрежного государства.

3.  Капитан судна или консул обращаются с просьбой об оказании помощи.

4.  Преследование со стороны властей прибрежного государства необходимо в целях борьбы с незаконным оборотом наркотиков.

Власти прибрежного государства вправе проводить расследование, обыск, арест, передавать дело в суд. Власти обязаны известить о принимаемых мерах консула государства флага судна. На практике, зафиксированной в двусторонних международных соглашениях, прибрежное государство воздерживается от осуществления уголовной Юрисдикции в следующих ситуациях:

1.  Преступление не затрагивает интересов прибрежного государства и не распространяется на его территорию.

2.  Преступление затрагивает интересы только членов экипажа данного судна.

3.Вмешательство не обусловлено  международными обязательствами прибрежного государства.

4. Дипломатический или консульский  представитель государства флага не обращается с просьбой о вмешательстве.

Распространение гражданской юрисдикции прибрежного государства предполагает право судебных органов рассматривать имущественные иски в отношении иностранных судов, в том числе случаи загрязнения окружающей среды, и выносить по ним решения. В качестве меры предварительного обеспечения иска возможны арест и задержание иностранного судна. Экипаж такого судна должен быть доставлен в государство флага (Конвенция МОТ о репатриации моряков для случаев ареста судов в иностранном порту 1987 г.).

На практике государства воздерживаются от осуществления гражданской юрисдикции и рассмотрения исков к иностранным торговым судам, если они никак не связаны с прибрежным государством, его физическими и юридическими лицами.

Капитан судна и экипаж могут быть привлечены к уголовной и гражданской ответственности в порту прибрежного государства.

Распространение административной юрисдикции прибрежного государства означает, что иностранное торговое судно во внутренних водах и портах обязано следовать административным предписаниям и нормам о санитарном, таможенном и иммиграционном контроле, о режиме безопасности судов и охране жизни на море. В случае нарушения к иностранным судам могут быть применены меры административного принуждения.

Государственные некоммерческие и военные суда в иностранных внутренних водах и портах пользуются иммунитетом от юрисдикции прибрежного государства. Военные суда обладают правом неприкосновенности. Не допускается применение к ним каких-либо принудительных мер. Военные суда обязаны соблюдать законы прибрежного государства и нормы международного права. В случае нарушения военному кораблю предлагается покинуть порт и внутренние воды.

Женевские конвенции о территориальном море и прилежащей зоне, об открытом море и Конвенция по морскому праву признают иммунитет только государственных некоммерческих и военных морских судов. Иммунитет от юрисдикции прибрежного государства торговых и других невоенных судов является обычной нормой международного права.

В особом порядке производится заход во внутренние морские воды судов с ядерными установками и ядерным оружием на борту. Этот порядок регулируется Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море 1974 г. Рыболовецкие и иные промыслы утренних водах могут вестись только с разрешения прибрежного государства. Международно-правовое регулирование затрагивает и хозяйственное использование внутренних вод — Будапештская конвенция о договоре перевозки грузов по внутренним водным путям 2001 г.

Всe иностранные суда и их экипаж во внутренних морских водах и портах подлежат пограничному, таможенному и санитарному досмотру Военные корабли (исключая перевозимый на них груз) освобождены от таможенного досмотра и уплаты таможенных пошлин. Конвенция по облегчению международного морского судоходства 1965 г. существенно упростила, сократила и облегчила различные формальности и процедуры в отношении захода иностранных судов во внутренние воды и порты.

На иностранные суда во внутренних водах и портах распространяется юрисдикция прибрежного государства. Власти данного государства вправе распространять свою уголовную юрисдикцию, расследовать преступления, совершенные на борту иностранного торгового судна, когда такое судно находится во внутренних морских водах прибрежного государства. В двусторонних международных договорах о морском торговом судоходстве определен перечень случаев применения уголовной юрисдикции прибрежного государства:

1.  Правонарушение посягает на общественный порядок или безопасность прибрежного государства.

2.  Последствия правонарушения распространяются на территорию прибрежного государства.

3.  Капитан судна или консул обращаются с просьбой об оказании помощи.

4.  Преследование со стороны властей прибрежного государства необходимо в целях борьбы с незаконным оборотом наркотиков.

Власти прибрежного государства вправе проводить расследование, обыск, арест, передавать дело в суд. Власти обязаны известить о принимаемых мерах консула государства флага судна. На практике, зафиксированной в двусторонних международных соглашениях, прибрежное государство воздерживается от осуществления уголовной Юрисдикции в следующих ситуациях:

1.  Преступление не затрагивает интересов прибрежного государства и не распространяется на его территорию.

2.  Преступление затрагивает интересы только членов экипажа данного судна.

3.Вмешательство не обусловлено  международными обязательствами прибрежного государства.

4. Дипломатический или консульский  представитель государства флага не обращается с просьбой о вмешательстве.

Распространение гражданской юрисдикции прибрежного государства предполагает право судебных органов рассматривать имущественные иски в отношении иностранных судов, в том числе случаи загрязнения окружающей среды, и выносить по ним решения. В качестве меры предварительного обеспечения иска возможны арест и задержание иностранного судна. Экипаж такого судна должен быть доставлен в государство флага (Конвенция МОТ о репатриации моряков для случаев ареста судов в иностранном порту 1987 г.).

Информация о работе Понятие международного морского права