Особенности закрепления предметов совместного ведения в конституционном законодательстве субъектов Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 17:28, курсовая работа

Описание работы

Продолжается приведение регионального законодательства в соответствие с Конституцией РФ и федеральными законами, разрешение противоречий, возникших в начале 90-х годов после известного лозунга бывшего президента РФ Б.Н. Ельцина: «забирайте себе столько суверенитета, сколько сможете проглотить». В то же время Президент Татарстана Минтимер Шаймиев обвинил федеральный центр в том, что тот «стремится взять себе больше полномочий, покушаясь на компетенцию регионов».

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………………………………………3стр.
Глава 1. Принципы разграничения предметов ведения, приоритет федеральных законов при решении вопросов разграничения полномочий и проблемы разграничения нормотворческой деятельности. ……………..……. 5стр.
Глава 2. Особенности закрепления предметов совместного ведения в конституционном законодательстве субъектов Российской Федерации……………………………………………………………………………………………….…13стр.
2.1 Особенности разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов……………………………………………………………………………………………….……13стр.
2.2 Разграничение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов по предметам совместного ведения……………………………………………………………………………………………………….23стр.
Глава 3. Защита национальных меньшинств. ……………………..……………………30стр.
Глава 4. Разграничение полномочий между органами государственной власти РФ и субъектами РФ в сфере управления государственной собственностью………………………………………………………………………………………….36стр.
Заключение…………………………………………….………………………………………………… 43стр.
Список литературы. …………………………………………………………………………………..44стр.

Файлы: 1 файл

Ст 72 Курсачь мой.doc

— 188.00 Кб (Скачать файл)

Учитывая численность этих народов (некоторые из них находятся на грани исчезновения), специфику образа жизни и культуры (неразрывная связь с землей, занятие традиционными промыслами — оленеводством, рыболовством, охотой) и переживаемые ими в настоящий момент трудности (высокая смертность, безработица, неприспособленность к рыночным отношениям), Российская Федерация гарантирует им права в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и своими международными договорами (ст. 69 Конституции РФ). При этом защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей отнесена к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (п. «м» ч. 1 ст. 72).

Статус названных народов комплексно определяется Федеральным законом «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации». В нем разграничиваются предметы ведения и полномочия Российской Федерации и ее субъектов по защите прав малочисленных народов, называются соответствующие правомочия органов местного самоуправления, закрепляются коллективные и индивидуальные права, в том числе право на территориальное общественное самоуправление, создание общин, квотированное представительство в законодательных органах государственной власти субъектов Федерации и представительных органах местного самоуправления, замену военной службы альтернативной гражданской службой.

Отдельные стороны жизнедеятельности коренных малочисленных народов получают отражение в специальных федеральных законах. В частности, им гарантируются: учет этнических интересов, компенсации (в виде платежей в бюджет субъекта Федерации) при пользовании недрами в районах проживания малочисленных народов (федеральные законы «О недрах» от 3 марта 1995 г. (ст. 42); «О соглашениях о разделе продукции» от 7 января 1999 г. (ст. 7); права на пользование лесным фондом, особо охраняемыми территориями, животным миром (ст. 107, 124 Лесного кодекса РФ; федеральные законы «Об особо охраняемых территориях» от 14 марта 1995 г. (ст. 9, 15, 24); «О животном мире» от 24 апреля 1995 г. (ст. 48, 49); «О континентальном шельфе в Российской Федерации» от 30 ноября 1995 г. (ст. 11); государственная поддержка экономики и культуры (ст. И Федерального закона «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации» от 19 июня 1996 г.). Это обеспечивается принятием федеральных программ экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, финансируемых за счет средств федерального бюджета (постановление Правительства РФ от 13 сентября 1996 г.), выделением средств на нужды коренных малочисленных народов в бюджете субъекта Федерации (ч. 2 ст. 91 Устава Ханты-Мансийского автономного округа), учреждением специальных фондов малочисленных народов (постановление Правительства РСФСР от 4 января 1992 г.).

Интенсивно развивается законодательство о коренных малочисленных народах в субъектах Федерации, где они проживают. В 17 субъектах Федерации соответствующие положения закреплены в конституциях и уставах, а также в законах и иных правовых актах.

Таким образом, в России сложилась определенная государственная политика в отношении национальных меньшинств, сформировалось федеральное и региональное законодательство, гарантирующее на уровне международно-правовых стандартов наиболее важные их права. Вместе с тем в этой области имеется немало проблем, в том числе государственно-правового свойства.

К таковым относятся: групповая и индивидуальная идентификация национальных меньшинств. Принадлежность к ним — дело свободного выбора. Но поскольку включенность в такую общность сопровождается предоставлением дополнительных прав и гарантий, постольку требуются правовые критерии и процедуры этнической идентификации;

права национальных меньшинств. Важно определить условия, при которых необходимы специальные права, обеспечить их адресность и правильное применение как в частноправовой, так и публично-правовой сферах. Нужно найти баланс между индивидуальными и коллективными правами, а с признанием последних — выработать механизм их реализации и защиты;

самоопределение национальных меньшинств, понимание роли автономных округов, целесообразность создания национально-территориальных образований и федеральных этнических территорий, возможность гарантирования прав меньшинств через систему местного самоуправления;

институты, обеспечивающие учет мнения национальных меньшинств в политическом волеобразовании. Речь идет, в частности, о поддержке идей, связанных с представительством народов и групп в органах государственной власти и местного самоуправления (на основе квот, специальных структур), введении в государственную практику переговорных процедур, консультаций и референдумов;

статус общественных организаций национальных меньшинств: им можно было бы предоставить большие права, обеспечивающие выражение и защиту интересов объединяемых этнических общностей, в - том числе в избирательном процессе, при принятии решений, касающихся меньшинств, и контроле за их выполнением;

система правового регулирования и защиты прав национальных меньшинств. Актуальными остаются вопросы о соотношении федеральных и региональных начал, заключении договоров непосредственно между этническими общностями и органами власти, применение обычного права;

государственное управление делами национальных меньшинств: уровни и виды государственных органов (отраслевой и функциональный подход), делегирование полномочий органам местного самоуправления и этническим общественным организациям.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. Разграничение полномочий между органами государственной власти РФ и субъектами РФ в сфере управления государственной собственностью.

Говоря о разграничении полномочий в сфере управления государственной собственностью, прежде всего, необходимо определить, что же такое государственная собственность и как закон регламентирует данный правовой институт.

Право государственной собственности относится к праву публичной собственности, поскольку ее субъектами являются публично-правовые образования — государство и государственные образования.

Гражданский Кодекс Российской Федерации в ст. 214 (п. 1 и 2) части 1 определяет государственную собственность как имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), а также имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам. Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

Субъектами государственной собственности выступают:

-          народ Российской Федерации, осуществляющий право и полномочия собственности непосредственно или делегируя их органам управления;

-          государство  в лице уполномоченных органов  государственной власти, федерации  и ее субъектов;

-          государственные организации и учреждения, наделенные правами собственности (управления собственностью) со стороны государства и от его имени.

В независимости от субъекта государственной собственности, Гражданский кодекс Российской Федерации, определяет право собственности через триаду полномочий собственника: собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В то же время, управление государственной собственностью, так же основанное на триаде правомочий собственника, имеет некоторую специфику, а именно: осуществляется системой федеральных органов исполнительной власти, включая Правительство Российской Федерации, министерства, государственные комитеты, агентства, и другие уполномоченные правительством специальные органы и государственные представители в акционерных обществах с государственным капиталом и т. д.

Полномочия каждого исполнительного органа обусловливаются, в том числе, целями и задачами управления государственной собственностью, его четко определенными функциями, а так же объектами государственного имущества, и конечно же организационно-правовой формой предприятий.

В узком смысле управление государственной собственностью — это осуществление уполномоченными государственными органами с помощью механизма управления правомочий владения, пользования и распоряжения государственной собственностью.

Само по себе управление собственностью — процесс во многом экономический и зачастую он далек от права, но не стоит забывать, что государство должно всегда действовать в рамках права, в особенности в вопросах государственной собственности.

На сегодняшний день можно говорить о том, что государственная собственность управляется неэффективно, а регулирование данных процессов рассеяно по разнообразным нормативным актам, чаще всего подзаконным.

Государственная и муниципальная собственность делятся на три группы:

-       Государственная  федеральная собственность (собственность  Российской Федерации);

-       Государственная  собственность субъектов Российской  Федерации (субфедеральная собственность);

-       Муниципальная собственность, находящаяся в ведении местных органов управления.

Специфика государственной собственности заключается в том, что она непосредственно связана с осуществлением политической власти, которую поддерживают армия, полиция, другие силовые структуры, правовая система.

В соответствии с п. «г» ст.72 Конституции РФ вопросы разграничения государственной собственности относятся к предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ. В п. «д» ст.71 определено, что в ведении РФ находится федеральная собственность и управление ею. Именно Российская Федерация определяет, какие объекты государственной собственности относятся к федеральной собственности и как она управляется.

Все государственное имущество, за исключением прямо определенного в качестве муниципальной собственности, считается федеральным.

Последнее разделено на федеральное имущество и имущество, которое может быть передано в собственность субъектов Российской Федерации.

В свою очередь субъект федерации вправе передавать находящиеся в его собственности объекты в муниципальную собственность.

Говоря о проблеме совершенствования правового регулирования предметов ведения и полномочий Российской Федерации и ее субъектов, следует отметить, что выполнение задач обеспечения в нашей стране свободы и демократии связано с необходимостью укрепления механизмов властвования в рамках права.

Исследуя данную тему, не следует забывать, что Российская Федерация представляет собой федеративное государство, вследствие чего в ее правовой системе одно из первых мест отводится правовому положению субъектов Федерации.

Государственная собственность является основой экономической самостоятельности субъектов Российской Федерации в решении вопросов, отнесенных к их компетенции Конституцией РФ и действующим законодательством. При этом территориальная организация таких субъектов Российской Федерации как края (области) с входящими в их состав автономными округами предполагает значительные особенности как в механизме разграничения государственной собственности и доходов от нее, так и в управлении объектами государственной собственности.

В то же время, государственная собственность, а самое главное, ее эффективное использование имеет важнейшее значение для обеспечения стабильности бюджетов субъектов Федерации. Организация государственной власти в федеративном государстве предполагает, что федерация обладает основными полномочиями по разграничению как предметов ведения и полномочия, так и налоговых доходов, составляющих основу бюджетов всех уровней. Требования минимальной бюджетной обеспеченности обуславливает необходимость наличия у субъектов Федерации собственных источников доходов, обеспечивающих минимально необходимые расходы их бюджетов. Но распределение бюджетных налоговых доходов в Российской Федерации никогда не было справедливым. Если существенная часть расходных статей часто перекладывается на бюджеты регионов, то распределение налоговых доходов остается в соотношении 60/40 в пользу Федерации. В этой связи эффективное управление государственной собственностью субъекта Федерации, приводящее к повышению доходов бюджета, приобретает все большее значение. Вместе с тем, перераспределение властных полномочий между федеральным и региональным уровнями государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации, рассматриваемое в комплексе, предполагает необходимость передачи соответствующим органам власти не только полномочий, но и имущества, необходимого для их реализации.

Тем самым, государство, делегируя часть собственности и соответственно управление ее, пытается, как можно более рационально распорядиться средствами бюджета, преумножить их. В последнее время законодатель начал задумываться о новых формах и способах этого преумножения и одним из вариантов является государственно-частное партнерство.

В настоящее время, финансовые обязательства государства в развитии социально-экономических сфер очень быстро растут, поскольку данные отрасли являются капиталоёмкими и низкоприбыльными, а государственный бюджет не в состоянии самостоятельно обеспечивать поддержку этих отраслей.

В этой ситуации разумно привлекать средства из частного сектора. Такой симбиоз может быть полезен для обеих сторон. Бизнесу удобно, что государство оплачивает вложения инвестора в рассрочку. В этом случае возврат инвестиций осуществляется за счёт налоговых поступлений государства с учётом оговорённого ранее процента. К тому же, инвестор может вернуть свои средства за счёт взимания платы потребителей той или иной услуги. И, наконец, можно совместить оба способа возврата денег — частично из госбюджета, частично за счёт оплаты потребителями услуг. Такое взаимодействие частного и государственного капиталов носит название государственно-частное партнёрство.

Информация о работе Особенности закрепления предметов совместного ведения в конституционном законодательстве субъектов Российской Федерации